Налоговое регулирование банковской деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 20.11.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Налоги как один из инструментов регулирования банковской деятельности
1.2. Налоговое регулирование деятельности коммерческих банков в Российской Федерации
1.3. Опыт налогового регулирования банков в зарубежных странах
Выводы по Главе 1.
ГЛАВА 2. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Налогообложение прибыли банков, современное состояние налога на прибыль банков
2.2.Порядок исчисления налога на прибыль
2.3. Тенденции развития системы налогообложения прибыли банков
Выводы по Главе 2.
ГЛАВА 3. ПРОЧИЕ НАЛОГИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
3.1. Налог на добавленную стоимость и его применение
3.2. Налогообложение банковских операций с ценными бумагами
3.3. Особенности налогообложения имущества банков
3.4. Транспортный налог
3.5. Льготы по налогообложению банков
Выводы по Главе 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4.Обозначения и сокращения
Для юридических лиц Банк Александровский выпускает именные депозитные сертификаты и простые векселя.
На сумму полученных дивидендов организациям-держателям акций (российским) Банк удерживает и перечисляет в налоговые органы по месту своей регистрации налог на прибыль по ставке 9% (ст.284 гл.25 часть 2 НК РФ).
Акции Банка могут быть приобретены только за счет собственных средств покупателей. Сведения о каждой категории (типе) акций кредитной организации – эмитента представлены в Таблицах 3.2.1.
При этом количество акций, находящихся в обращении (количество акций, которые не являются погашенными или аннулированными) составляется 119 473 684. Количество дополнительных акций, находящихся в процессе размещения (количество акций дополнительного выпуска, в отношении которого не осуществлена государственная регистрация отчета об итогах их выпуска): 200 000 000.
Таблица 3.2.1 - Категории акций ОАО Банк «Александровский»
Государственный регистрационный номер Дата государственной регистрации Категория Номинальная стоимость,
руб. 1 2 3 4 10100053В 01.10.1999 Акции обыкновенные 1 руб. 10100053В 09.04.1993 Акции обыкновенные 1 руб. 10100053В 18.01.1994 Акции обыкновенные 1 руб. 10100053В 26.07.1994 Акции обыкновенные 1 руб. 10100053В 23.01.1998 Акции обыкновенные 1 руб. 10100053В 28.04.2000 Акции обыкновенные 1 руб. 10100053В 22.06.2001 Акции обыкновенные 1 руб. 10100053В 10.10.2003 Акции обыкновенные 1 руб. 10100053В 28.09.2007 Акции обыкновенные 1 руб.
При определении налоговой базы при операциях с ценными бумагами возникают доходы от реализации и внереализационные доходы. Кроме этого налогоплательщик несет расходы, связанные с реализацией ценных бумаг, а также внереализационные расходы.
Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливается ст. 280 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 280 определено, что доходом от реализации ценной бумаги является вся полученная сумма денежных средств, в том числе причитающая за процентный (купонный) доход. Аналогично расходом признается вся сумма уплаченных денежных средств, в том числе причитающаяся за процентный (купонный) доход. При этом не учитывается ранее полученный владельцем ценной бумаги промежуточный купонный доход (при погашении очередного купона), поскольку он учитывается в налогооблагаемой базе раньше.
Таким образом, установлено, что процентный доход для целей налогообложения обычно не выделяется.
В п. 2 ст. 280 также определено, что доходы и расходы по операциям с ценными бумагами возникают не только от реализации, но и от прочего выбытия ценных бумаг (в том числе погашения). Таким образом, для целей налогообложения погашение ценной бумаги, мена ценных бумаг, новация одних долговых ценных бумаг в другие долговые ценные бумаги, а также иное выбытие ценной бумаги рассматриваются как операции, приносящие доход. Но при этом следует учитывать норму ст. 251. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 251 при определении налогооблагаемой базы не учитываются следующие доходы: средства, полученные по договорам кредита и займа (иные аналогичные средства независимо от формы оформления заимствования, включая долговые ценные бумаги), а также суммы, полученные в погашение таких заимствований. То есть суммы, полученные от погашения ценных бумаг, являются доходом, но не учитываются при расчете налогооблагаемой базы.
Определение перечня доходов и расходов, учитываемых при налогообложении операций с ценными бумагами весьма значителен.
Оптимизация налогообложения операций с ценными бумагами является результатом эффективного планирования сотрудников банка. В зависимости от того, какими ценными бумагами оперирует банк от этого будет зависеть процедура расчеты налога. При краткосрочном и долгосрочном обращении ценных бумаг она значительно варьируется. В связи с чем планирование на выпуск и покупку ценных бумаг должно ориентироваться как на доход от приобретенных ценных бумаг, так и учитываться налоговые отчисления от обращении я этих бумаг.
3.3. Особенности налогообложения имущества банков
Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий (НИП), который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов Российской Федерации.
Банки и кредитные учреждения являются плательщиками этого налога. Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество.
Для банков и кредитных учреждений, использующих для осуществления основной деятельности привлеченные средства юридических и физических лиц, объектом налогообложения являются собственные основные и оборотные средства, а также финансовые активы, принадлежащие им.
Не облагается НИП вновь созданных банков в течение года после их регистрации. Филиалы имеют право на указанную льготу в пределах года после регистрации головного банка.
Ставки налога на НИП банков определяются законодательными органами республик в составе Российской Федерации, краевыми и областными соответствующими органами. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с соотнесением на операционные и разные расходы.
При исчислении налога учитываются результаты переоценки валютных средств и основных фондов, произведенной согласно соответствующему Указу Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года №629 и постановления Правительства России от 14 августа 1992 года №595.
Уплата налога производится по квартальным и годовым расчетам нарастающим итогом, в первом случае в пятидневный, во втором в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета. Структура основных средств представлена в Таблице 3.3.1.
Таблица 3.3.1 - Состав, структура и стоимость основных средств
Наименование группы объектов основных средств Первоначальная (восстановительная) стоимость, тыс. руб. Сумма начисленной амортизации, тыс. руб. Отчетная дата: на 01.01.2009г. Здания 421 170 28 597 Транспорт 4 132 3 359 Компьютеры, оргтехника, банковское оборудование 16 124 9 526 Прочее оборудование 11 062 4 718 Итого: 452 488 46 200 Отчетная дата: на 01.04.2008г. Здания 428 324 29 920 Транспорт 4 132 3 415 Компьютеры, оргтехника, банковское оборудование, мебель 19 115 12 126 Прочее оборудование 9 791 3 533 Итого: 461 362 48 994
Для наглядного отражения происходящих в Банке процессов отразим динамику основных средств. (Рисунок 3.3.1)
Рисунок 3.3.1 - Динамика основных средств ОАО Банк «Александровский», тыс. руб.
Из представленных данных видно, что основной удельный вес занимает категория здания, однако в динамике она как и все остальные категории уменьшаются.
Для всех групп основных средств используется линейный способ амортизации. Последняя переоценка зданий банка проведена по состоянию на 01.01.2008 года. При оценке стоимости использованы данные, полученные при обследовании объектов, изучения технической документации и анализа рыночной информации по строительству и отделке аналогичных помещений. Результат оценки является первоначальной (восстановительной) стоимостью (Таблица 3.3.2).
В ближайшее время Банк не планирует приобретение, замену и выбытие основных средств, стоимость которых составляет более 10% общей стоимости основных средств. Сведения о стоимости недвижимого имущества кредитной организации - эмитента и существенных изменениях, произошедших в составе имущества кредитной организации - эмитента после даты окончания последнего завершенного финансового года (Таблица 3.3.3).
Таблица 3.3.3 - Стоимость недвижимого имущества ОАО Банк «Александровский», тыс. руб.
Наименование показателя На 01.07.2009 года Общая стоимость недвижимого имущества на дату окончания отчетного квартала 657 873
Величина начисленной амортизации на дату окончания отчетного квартала 52 667
Таким образом, исчисление налога будет произведено на разницу между стоимостью основных средств и суммой начисленной амортизации.
Сложность оптимизации данного налога состоит в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов.
Таблица 3.3.2 - Данные о стоимости основных средств ОАО Банк «Александровский»
Наименование группы объектов основных средств Балансовая стоимость основных средств до переоценки, тыс. руб. Восстановительная стоимость основных средств после переоценки, тыс. руб. Дата и способ переоценки /методика оценки полная остаточная полная остаточная 1 2 3 4 5 6 Отчетная дата: 01.01.2004г. Здания 59 998 58 349 60 679 59 010 15.03.2004г. Транспорт 1 691 26 - - Компьютеры, оргтехника, банковское оборудование 7 803 5 307 - - Прочее оборудование 1 781 1 402 - - Итого: 71 273 65 084 60 679 59 010 Отчетная дата: 01.01.2005г. Здания 99 258 95 381 218 799 211 398 31.01.2005г. Транспорт 2 385 26 - - Компьютеры, оргтехника, банковское оборудование 11 224 5 156 - - Прочее оборудование 2 808 1 917 - - Итого: 114 109 102 480 218 799 211 398 Отчетная дата: 01.01.2006г. Здания 226 670 212 809 382 042 359 463 30.01.2006г. Транспорт 1 974 214 - - Компьютеры, оргтехника, банковское оборудование 15 017 6 324 - - Прочее оборудование 1 350 772 - - Итого: 245 011 220 119 382 042 359 463 Отчетная дата: 01.01.2007г. Здания 382 558 357 583 395 406 378 455 26.01.2007 Транспорт 4 642 1 013 - - Компьютеры, оргтехника, банковское оборудование 18727 8 160 - - Прочее оборудование 1 428 609 - - Итого: 407 355 358 525 395 406 369 615 Отчетная дата: 01.01.2008г. Здания 421 170 392 573 416 403 392 272 25.01.2008 Транспорт 4 132 773 - - Компьютеры, оргтехника, банковское оборудование 16 124 6 598 - - Прочее оборудование 11 062 6 344 - - Итого: 452 488 406 288 416 403 392 272
Поскольку объектом налогообложения НИП является движимое и недвижимое имущество, которым организация (но не физическое лицо и или индивидуальный предприниматель) пользуется, владеет, управляет или распоряжается и которое подлежит учету на балансе организации в качестве основного средства в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Именно поэтому уменьшения налоговых платежей по НИП возможно как покупка имущества на физическое лицо и передача его в аренду организации, либо переход организации на специальный режим налогообложения в целях избежания уплаты НИП и т.д.
Эти варианты лежат зачастую не отвечают потребностям и возможностям налогоплательщика. Одним из самых интересных вариантов полного избежания НИО при сохранении права собственности на имущество, является использование договора лизинга.
Основными моментами использования договора лизинга с целью оптимизации налогообложения является то, что:
— имущество не выбывает из собственности предприятия, может быть использовано в качестве залога (для привлечения инвестиций);
— не возникает обязанности платить НИП (что касается иных налоговых платежей, то при правильном распределении лизинговых платежей от лизингополучателя на лизингодателя и платежей за имущество от лизингодателя на продавца — ведь имущество можно купить в рассрочку с немедленным переходом права собственности — НДС, как и налог на прибыль, могут быть минимальны и зависеть исключительно от вашей лизинговой «наценки»).
3.4. Транспортный налог
Согласно ст. 363 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ уплата транспортного налога и предоставление в налоговый орган налоговой декларации производится налогоплательщиками-организациями по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.
Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам (пп. “ж” п.1 ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”). Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.
Сумма налога рассчитывается умножением налоговой ставки на налоговую базу.
Однако такой расчет будет справедлив только для тех транспортных средств, которые были зарегистрированы за налогоплательщиком в течение всего календарного года. В противном случае сумму налога следует пропорционально уменьшить. Для этого полученную сумму налога необходимо умножить на поправочный коэффициент, который рассчитывается по формуле:
= ------------------------------------------------ (1)
12
При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц, В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с этим Банк уплачивает транспортный налог за автотранспортные средства, находящиеся у него в собственности, и за автотранспортные средства, арендуемые по договорам аренды или лизинга. В соответствии со ст. 83 НК РФ Банк, в состав которого входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению движимое и недвижимое имущество, числятся на учете в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. При этом регистрация по месту нахождения транспортного средства осуществляется органами МВД при регистрации транспортного средства. для этого органы МВД отсылают соответствующее сообщение в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства.
Местом нахождения транспортного средства является место его государственной регистрации. Постановлением Правительства РФ от 12.08.94) № 938 “0 государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации” установлено, что государственную регистрацию на территории Российской Федерации автомототранспортных средств осуществляют подразделения ГИБДД МВД России. Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическому лицу и переданных своим филиалам (представительствам), производится по месту нахождения этих структурных подразделений.
Ставки варьируются в зависимости от региона регистрации транспортного средства. В связи с тем, что транспортные средства ОАО Банк «Александровский» регистрируются на территории Санкт-Петербурга, то ставки уплаты транспортного налога учитываются те, которые распространяются на территории Санкт-Петербурга. Ставки транспортного налога по Санкт-Петербургу приведены в Приложении 2.
Данные по стоимости транспортных средств представлены в Таблице 3.4.1.
Таблица 3.4.1. – Данные о стоимости транспортных средств, тыс. руб.
Транспортные средства Остаточная стоимость на 01.01.2008 773 СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Первоначальная стоимость или оценка 4 132 Поступление 1 162 Выбытие -138 Переоценка 0 Остаток на отчетную дату 5 156 АМОРТИЗАЦИЯ Амортизация на 01.01.2008 3 359 Начисленная амортизация 139 Поступления 773 Выбытие -137 Переоценка Амортизация на 01.01.2009 4 134 Остаточная стоимость на 01.01.2009 1 022
Таким образом, Банки, имеющие в своем составе филиалы или представительства, уплачивают транспортный налог в бюджет субъекта РФ по месту нахождения структурных подразделений по ставкам, действующим по месту расположения филиалов или представительств. Если Головной офис и его структурное подразделение находятся в разных регионах РФ, а транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД по месту расположения Головного офиса, то налог с владельцев транспортных средств уплачивается Головным офисом по месту регистрации этих транспортных средств, то есть в бюджет субъекта РФ по месту расположения головной организации.
Оптимизация транспортного налога возможна различными способами. Поскольку Банк имеет филиалы и представительства в различных областях страны, поэтому предлагаемый метод является вполне подходящим и законным, т.к. при ее использовании соблюдаются все требования действующего законодательства. Таким образом, Банк может регистрировать транспортные средства в регионе в меньшей ставкой налога, при этом это совершенно законно в виду наличия представительства и этом региона. Банк получит регистрацию транспортного средства с минимальными платежами транспортного налога с учетом порядка и сроков уплаты налога.
Минимизация платежей возможна в связи с тем, что ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
3.5. Льготы по налогообложению банков
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.
Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита) [25,c.117]. Существует классификация налоговых льгот. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты. В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы). Последняя группа налоговых льгот предоставляется только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых льгот могут быть различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы налоговых льгот предоставляются всем налогоплательщикам на равных условиях. Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных налогах.
С 1993 года налогооблагаемая база банков уменьшена на суммы, направленные на техническое перевооружение и реконструкцию собственной социальной инфраструктуры (при условии полного использования амортизационных отчислений). Однако трактовка понятия "техническое перевооружение" у налоговых инспекторов и налогоплательщиков различна.
Техническое перевооружение — это не просто приобретение основных фондов, а улучшение уже существующей технологии. То есть замена канцелярских счетов компьютерами техническим перевооружением не является и налогооблагаемую базу, соответственно, не уменьшает. В этом случае на льготу можно рассчитывать только тогда, когда компьютеры приобретаются для замены уже действующих устаревших моделей машин. Представители налогоплательщиков, однако, выступают за расширенное толкование этого понятия, под которое подошло бы любое долгосрочное инвестирование в свой бизнес [26,c.204].
Положения НК РФ о налоговых льготах по НДС по сравнению с ранее действовавшим порядком предусматривают большую детализацию состава льготируемых объектов. Например, освобождение от налога банковских операций (кроме инкассации) предусмотрено подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», однако перечень конкретных операций, освобожденных от налога, в указанном законе не приводится. Налоговые органы, разъясняя применение льготы, рекомендовали руководствоваться перечнем банковских операций, приведенным в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, операции банков (кроме инкассации) также освобождены от налога. Однако Налоговый кодекс содержит исчерпывающий, закрытый перечень льготируемых операций банков (Приложение 3) [18,c.144].
Таким образом, перечень льготируемых операций банков, приведенный в Налоговом кодексе, не совпадает с перечнем банковских операций, установленных в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Если отдельные банковские операции осуществляют организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе совершать их без лицензии Центрального банка РФ, указанные операции также освобождаются от налога, согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Следует особо отметить, что согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождены операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.
Совершенствование механизма налогообложения банковского сектора целесообразно стимулировать через налогооблагаемую базу, так как принято считать, что метод налогового регулирования более прогрессивен в фискальном отношении, чем повышение ставок налогов.
Достаточно важным считается коэффициент льготного налогообложения. Он свидетельствует о том, насколько эффективно используется банком действующая система льгот. Он помогает работникам банка, занятым расчетом налоговых платежей, увеличивать прибыль за счет неиспользованных льгот или разрабатывать более выгодную структуру размещения активов или проведения различных банковских операций.
Выводы по Главе 3
Таким образом, налогообложение банков включает в себя комплекс налогов. Налоговое регулирование деятельности банков осуществляется в каждом из них в отдельности образуя комплекс элементов, обеспечивающих стабильное функционирование банковской системы и налоговой системы во взаимодействии друг с другом.
Налоговое регулирование путем оптимизации и прогнозирования возможных рисков помогает направлять финансовые средства банков в хозяйственный оборот страны, оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий, транспортный налог, налогообложение операций с ценными бумагами – все это части системы регулирования налоговой системы банков. В каждом из них регулирования осуществляется как общими путями (налоговые ставки) так и индивидуальными (качественные характеристики конкретного налога). Все это позволяет оптимизировать работу банковского сектора.
Оптимизация налогообложения операций с ценными бумагами является результатом эффективного планирования сотрудников банка; лизинговый договор как эффективным элемент оптимизации налога на имущество банков; региональная регистрация транспортных средств по месту нахождения филиалов Банка – все это является законными путями оптимизации налогового бремени Банка и одновременно регуляторами со стороны государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы налогообложения всегда были спорны и противоречивы. Сложность исчисления налогов и специфика их применения вызывают постоянные дискуссии на эту тему.
Проведя исследование в соответствии с поставленной целью в начале нашей работы, мы попытались раскрыть основные стороны налогообложения коммерческого банка, что позволило сформулировать обоснованные выводы и определить основные моменты налогообложения на примере конкретного банка – ОАО Банк «Александровский»
ОАО Банк «Александровский» является рентабельной, динамично развивающейся кредитной организацией. На протяжении 5 последних лет растут клиентская база, виды и объемы предоставляемых услуг, техническая оснащенность, число филиалов и дополнительных офисов, численность персонала.
Банк является ярким представителем своей сферы. Проведенный анализ финансовых результатов деятельности банка и подробное исследования структуры процентных доходов Банка позволяют сделать вывод о том, что Банк работает с прибылью, что является налоговой базой при исчислении налога на прибыль.
Налог на прибыль занимает особое место в системе налогообложения коммерческого банка. По сравнению с другими налогами система исчисления налога на прибыль является чрезвычайно сложной, несмотря на простоту теоретических представлений.
При рассмотрении более детально этого вопроса достаточно сложно привести в сопоставление все элементы налога. Сложность исчисления налога и его суммы вызывают особый интерес в общей системе налогообложения. Снижения ставки налога будет способствовать раскрытию информации о прибыли организаций.
Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
На основе проведенного исследования определены основные направления оптимизации системы налогообложения ОАО Банк «Александровский».
Основными направлениями оптимизации по налогу на добавленную стоимость, которые могут быть реализованы в Банке являются:
- оптимизация срока уплаты налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектами налогообложения данным налогом;
- отмена обязанности налогоплательщиков по перечислению налога на добавленную стоимость отдельными платежными поручениями при безденежных формах расчетов;
- предоставление права на вычет налога на добавленную стоимость по авансовым платежам;
- ускорение сроков возврата налога на добавленную стоимость.
Оптимизация налогообложения операций с ценными бумагами является результатом эффективного планирования сотрудников банка. В зависимости от того, какими ценными бумагами оперирует банк от этого будет зависеть процедура расчеты налога.
Одним из самых интересных вариантов полного избежания НИО при сохранении права собственности на имущество, является использование договора лизинга.
Оптимизация транспортного налога возможна различными способами. Поскольку Банк имеет филиалы и представительства в различных областях страны, поэтому предлагаемый метод является вполне подходящим и законным, т.к. при ее использовании соблюдаются все требования действующего законодательства. Таким образом, Банк может регистрировать транспортные средства в регионе в меньшей ставкой налога, при этом это совершенно законно в виду наличия представительства и этом региона. Банк получит регистрацию транспортного средства с минимальными платежами транспортного налога с учетом порядка и сроков уплаты налога.
Таким образом, существующая система налогообложения Банка является не достаточно проработанной. Применение выявленных возможностей поможет минимизировать налоговые платежи и при этом все направления являются законными.
Список литературы
Налоговый кодекс РФ
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1
Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй НК РФ»
Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации
Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 24.03.2001) "О налоге на добавленную стоимость"
Закон РФ от 12.12.91 N 2025-1 «О налогообложении доходов банков» (Утратил силу)
Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.- 7-е изд., перераб. и доп..- М.: Дашков и К, 2007.- 317 с.
Алексеева Д.Г. Банковское право. - М.:Ид Юриспруденция.-2005.-286с.
Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие/ В.И.Бариленко, С.И.Кузнецов, Л.К.Плотникова, О.В.Кайро; Под общ.ред. В.И.Бариленко.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Кнорус, 2008.- 432 с.
Банк В. Р., Семенов С. К. Организация и бухгалтерский учет банковских операций. - М.: Изд-во Проспект.- 2007.-253с.
Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с/
Банковское дело: Учебник . - 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и. статистика, 2005.-672с
Банковское дело: современная система кредитования : учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко ; под ред.засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. — 3-е изд.,доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 264 с.
Бельский К.С. Государство и налоги // Право и государство: теория и практика.-2008.-№1.-с.142-150
Брызгалиина А.В. Кризиси налоги // Налоги и финансовое право.-2008.-№12.-с.18-20
Гончаров А.И., Землянская И.С. Прямые и косвенные налоги: поиск оптимальной модели для России // Налоги.-2007.-№6.-с.7-8
Грюнинг Х. Ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском / Пер. с англ.-М.: Издательство «Весь Мир», 2007.-304с.
Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Д34 Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 310 с.
Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. - М.:НИМП.-2006.-552с.
Зрелов А.В., Краснов М.В. Налоговые преступления.- М.: ИНФО.-2007.- 48с.
Золотова Е.А. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 207 с.
Качур О.В. Налоги и налогообложение.- М.: КНОРУС.-2007.-304с.
Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение.- М.: Изд. «Барщевский и партнеры».- 2007.-52с.
Крылова Л.В. Деньги, кредит, банки. - М.:ИД «АТИСО».-2008.-322с.
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение.-М.:ИНФРА-М.-2006.-509с.
Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебное пособие/ Финансовая академия при Правительстве РФ; Под науч.ред. Л.И.Гончаренко.- М.: Инфра-М, 2009.- 318 с.
Налоги: вопросы и ответы // Финансы .- 2008.-№1.-с.38-40
Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке.-М.: КНОРУС, 2008.-2008с.
Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
Савельева И.Н. Бюджетирование и налоги: быть или не быть? // Бухгалтер и закон.-2009.-№1.-с.10-12
Спирина Л.В., Тимошенко В.А. Налоговые проверки. -М.-2007.-Издательство «Экзамен».-192с.
Станковская И.К. Экономическая теория: Учебник/ И.К.Станковская, И.А.Стрелец.- 3-е изд., испр..- М.: Эксмо, 2007.- 448 с.
Смирнов Е.Е. Налоги и закон: время требует адекватных коррективов // Аудитор .- 2008.- №1.- с.3-11
Тавасиев А.М. Банковское дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство.-2006.-528с.
Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие.- М.: КНОРУС.- 2007.-320с.
Шевчук Д.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 245с.
Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньки. Кредит. Банки. Курс лекций в конспектном изложении. –М : Финансы и статистика, 2006..-312с.
Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 479 с.
Фасенко О. Розничная торговля: стимулирование продаж // Человек и труд.-№1.-2008.-с.64-65
Финансовый менеджмент / Под ред. акад. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 527 с.
Худолеев В.В. Налоговый учет в торговле // Бухгалтерская газета.-№2.-2008.-с.14-16
www.reiting.rbk.ru
www.gks.ru
Приложение 1
Существует несколько принципов классификации налогов: [30,c.174]
Приложение 2
Ставки транспортного налога СПб на 2008-2009-2010 годы
Объект налогообложения Налоговая ставка (руб.) на 1 л.с. Легковые автомобили До 100 л.с. 20 ( 2008 год ) 22 ( 2009 год ) 24 ( 2010 год ) Свыше 100 л.с. до 150 л.с. 35 Свыше 150 л.с. до 200 л.с. 50 Свыше 200 л.с. до 250 л.с. 75 Свыше 250 л.с. 150 Мотоциклы и мотороллеры До 20 л.с. 10 Свыше 20 л.с. до 35 л.с. 20 Свыше 35 л.с. 50 Автобусы До 200 л.с. 50 Свыше 200 л.с. 65 Грузовые автомобили До 100л.с. 25 Свыше 100 л.с. до 150 л.с. 40 Свыше 150 л.с. до 200 л.с. 50 Свыше 200 л.с. до 250 л.с. 55 - со сроком полезного использования до 3 лет (включительно) 25 - со сроком полезного использования от 3 до 5 лет (включительно) 35 - со сроком полезного использования более 5 лет 65
Приложение 3
Перечень банковских операций
Банковские операции
(статья 5 Закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности») Операции, освобождаемые от НДС
(подпункт 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам; осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли - продажи иностранной валюты); привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов); не упоминается указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; не упоминается оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
Приложение 4
Обозначения и сокращения
Банк – по тексту дипломной работы применяется для обозначения ОАО Банк «Александровский»
МСФО – Международные стандарты финансовой отчетности
НИП – налог на имущество предприятий
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации
Страны ЕС – Страны Европейского союза
ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации
3
Число полных месяцев, в течении которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика
Поправочный коэффициент
целевые
универсальные
по целевой направленности ведения налога зачисляется налоговый платеж
местные
региональные
федеральные
по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж
со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера)
на определенный вид финансовых операций
с суммы произведенных затрат
за природные ресурсы
с имущества
с выручки от реализации продуктов
с прибыли (доходов)
по объекту налогообложения
совместно
с физических лиц
с юридических лиц
по субъекту налогообложения
косвенные
прямые
по способу взимания налогов
1.Налоговый кодекс РФ
2.Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1
3.Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй НК РФ»
4.Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
5.Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации
6.Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 24.03.2001) "О налоге на добавленную стоимость"
7.Закон РФ от 12.12.91 N 2025-1 «О налогообложении доходов банков» (Утратил силу)
8.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.- 7-е изд., перераб. и доп..- М.: Дашков и К, 2007.- 317 с.
9.Алексеева Д.Г. Банковское право. - М.:Ид Юриспруденция.-2005.-286с.
10.Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие/ В.И.Бариленко, С.И.Кузнецов, Л.К.Плотникова, О.В.Кайро; Под общ.ред. В.И.Бариленко.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Кнорус, 2008.- 432 с.
11.Банк В. Р., Семенов С. К. Организация и бухгалтерский учет банковских операций. - М.: Изд-во Проспект.- 2007.-253с.
12.Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с/
13.Банковское дело: Учебник . - 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и. статистика, 2005.-672с
14.Банковское дело: современная система кредитования : учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко ; под ред.засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. — 3-е изд.,доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 264 с.
15.Бельский К.С. Государство и налоги // Право и государство: теория и практика.-2008.-№1.-с.142-150
16.Брызгалиина А.В. Кризиси налоги // Налоги и финансовое право.-2008.-№12.-с.18-20
17.Гончаров А.И., Землянская И.С. Прямые и косвенные налоги: поиск оптимальной модели для России // Налоги.-2007.-№6.-с.7-8
18.Грюнинг Х. Ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском / Пер. с англ.-М.: Издательство «Весь Мир», 2007.-304с.
19.Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Д34 Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 310 с.
20.Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. - М.:НИМП.-2006.-552с.
21.Зрелов А.В., Краснов М.В. Налоговые преступления.- М.: ИНФО.-2007.- 48с.
22.Золотова Е.А. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 207 с.
23.Качур О.В. Налоги и налогообложение.- М.: КНОРУС.-2007.-304с.
24.Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение.- М.: Изд. «Барщевский и партнеры».- 2007.-52с.
25.Крылова Л.В. Деньги, кредит, банки. - М.:ИД «АТИСО».-2008.-322с.
26.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение.-М.:ИНФРА-М.-2006.-509с.
27.Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебное пособие/ Финансовая академия при Правительстве РФ; Под науч.ред. Л.И.Гончаренко.- М.: Инфра-М, 2009.- 318 с.
28.Налоги: вопросы и ответы // Финансы .- 2008.-№1.-с.38-40
29.Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке.-М.: КНОРУС, 2008.-2008с.
30.Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
31.Савельева И.Н. Бюджетирование и налоги: быть или не быть? // Бухгалтер и закон.-2009.-№1.-с.10-12
32.Спирина Л.В., Тимошенко В.А. Налоговые проверки. -М.-2007.-Издательство «Экзамен».-192с.
33.Станковская И.К. Экономическая теория: Учебник/ И.К.Станковская, И.А.Стрелец.- 3-е изд., испр..- М.: Эксмо, 2007.- 448 с.
34.Смирнов Е.Е. Налоги и закон: время требует адекватных коррективов // Аудитор .- 2008.- №1.- с.3-11
35.Тавасиев А.М. Банковское дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство.-2006.-528с.
36.Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие.- М.: КНОРУС.- 2007.-320с.
37.Шевчук Д.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 245с.
38.Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньки. Кредит. Банки. Курс лекций в конспектном изложении. –М : Финансы и статистика, 2006..-312с.
39.Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 479 с.
40.Фасенко О. Розничная торговля: стимулирование продаж // Человек и труд.-№1.-2008.-с.64-65
41.Финансовый менеджмент / Под ред. акад. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 527 с.
42.Худолеев В.В. Налоговый учет в торговле // Бухгалтерская газета.-№2.-2008.-с.14-16
43.www.reiting.rbk.ru
44.www.gks.ru
Вопрос-ответ:
Какой уровень налогового регулирования деятельности коммерческих банков в Российской Федерации?
В России налоговое регулирование деятельности коммерческих банков основано на специальных налоговых ставках и правилах налогообложения, установленных законодательством. Это позволяет государству контролировать и регулировать финансовую деятельность банков и обеспечивать сбор необходимых налоговых поступлений.
Какие налоги являются инструментами регулирования банковской деятельности?
Налоги являются одним из инструментов регулирования банковской деятельности. Они могут влиять на финансовую устойчивость банков, их прибыльность, эффективность использования ресурсов. Некоторые из таких налогов включают налог на прибыль банков, налог на операции с ценными бумагами, налог на добавленную стоимость и другие.
Каков опыт налогового регулирования банков в зарубежных странах?
В зарубежных странах также существуют системы налогового регулирования банковской деятельности. Опыт этих стран показывает, что различные налоговые ставки и правила могут существенно влиять на банковскую отрасль. В некоторых странах применяются налоговые льготы для стимулирования развития банков, в то время как в других странах налоговое бремя на банки достаточно высоко.
Каково современное состояние налогообложения прибыли банков?
Современное состояние налогообложения прибыли банков может быть разным в различных странах. Оно зависит от налоговых ставок, правил и исключений, применяемых к банкам. В некоторых странах налог на прибыль банков может быть выше, чем для других компаний, так как банки считаются особым видом организаций. В других странах налоговое бремя на банки может быть снижено за счет применения налоговых льгот или снижения налоговых ставок.
Какие основные инструменты регулирования банковской деятельности существуют?
Одним из инструментов регулирования банковской деятельности являются налоги. Они позволяют государству влиять на деятельность банков и контролировать их прибыльность.
Как налоги регулируют деятельность коммерческих банков в России?
В Российской Федерации деятельность коммерческих банков регулируется при помощи налогов. Установление определенных ставок налогов на прибыль, например, позволяет контролировать прибыльность банков и ограничивать их возможность вывода средств за пределы страны.
Какой опыт налогового регулирования банков существует в зарубежных странах?
В зарубежных странах также применяются налоги для регулирования деятельности банков. Некоторые страны устанавливают высокие налоговые ставки на прибыль банков с целью ограничения их деятельности и защиты национальной экономики.
Какое налогообложение прибыли банков существует в настоящее время?
В настоящее время существует налог на прибыль кредитных организаций. Он предусматривает обложение прибыли банков определенной налоговой ставкой. Точные условия и ставки налогообложения указаны в законодательстве каждой страны.
Какие выводы можно сделать по первой главе книги "Налоговое регулирование банковской деятельности"?
В первой главе данной книги рассматриваются теоретические основы налогового регулирования деятельности коммерческих банков. Выводы по этой главе позволяют понять, что налоги являются одним из эффективных инструментов воздействия на банковскую деятельность и могут быть использованы для контроля прибыльности и устойчивости банков.
Какие основания для налогового регулирования деятельности коммерческих банков существуют?
Основания для налогового регулирования деятельности коммерческих банков могут быть различными, такими как необходимость повышения доходности бюджета государства, контроль за деятельностью банков, стремление стимулировать развитие экономики или сдерживать ее рост. Также налоговое регулирование может использоваться для достижения социальных целей, сокращения неравенства, защиты интересов потребителей и других целей.