Государство как субъект экономики - собственность, экономические интересы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 27 27 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 08.06.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы функционирования государства как субъекта экономики
1.1.Государственная собственность как экономическая категория
1.2.Общая характеристика соотношения государственных и общественных интересов
1.3.Структура государственной собственности в экономике Российской Федерации
2. Процессы трансформации государственной собственности в переходной экономике России
2.1.Общая характеристика основных этапов приватизации и их итогов
2.2.Оценка эффективности управления государственными предприятиями………………………………………………………………………………17
2.3.Основные направления повышения эффективности управления государственной собственностью
Заключение
Список использованных материалов

Фрагмент для ознакомления

Государство присутствует в качестве собственника в большинстве отраслей промышленности, наиболее весомые пакеты принадлежат ему в отраслях энергетического сектора, машиностроении и металлургии. В созданный Росимуществом реестр внесены сведения о федеральном имуществе указанных юридических лиц, в том числе более чем об 1 млн. объектов недвижимости. Однако дивиденды по акциям, принадлежащим государству, выплачивали только порядка 15% акционерных обществ с федеральным пакетом акций. Таким образом, государство кредитовало акционерные общества без материальной выгоды для федерального бюджета, а с другой - суммы дивидендов, не поступивших в федеральный бюджет, обесцениваются в связи с инфляцией.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на некоторую активизацию государственных органов по управлению ФГУП, до настоящего времени не удалось ускорить создание системы эффективного управления государственными активами с целью обеспечения значительного роста доходов от использования федеральной собственности, навести должный порядок в использовании федерального имущества, в том числе объектов недвижимости.



Основные направления повышения эффективности управления государственной собственностью
Рассмотрим основные мероприятия краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного характера, направленные на совершенствование механизма управления государственной собственностью на различных уровнях.
Приоритетом внимания государства как эффективного собственника должны стать унитарные предприятия. Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти. К методам решения данной проблемы можно отнести:
соотношение управленческих функций и разграничение на каждом предприятии власти государства, собственника, предпринимателя и персонала;
оказание влияния на унитарные предприятия, в том числе воздействие на унитарные предприятия в рамках выполнения специфических функций по развитию общественного сектора экономики (финансовая поддержка, субсидии, инвестиции, льготы и т.д.).
Применительно к многоуровневой структуре государственной собственности переходной экономики РФ необходима реализация следующих направлений:
1. Меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью в корпоративном секторе.
В краткосрочном плане целесообразно проведение регулярной переаттестации государственных представителей на предмет их соответствия предъявляемым требованиям. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются.
В рамках среднесрочного временного горизонта (со сроком реализации 2-3 года) основным вопросом является спецификация правомочий собственности государства в различных АО в зависимости от ряда критериев, важнейшим из которых следует считать размер доли государства в уставном капитале АО.
В долгосрочном плане (срок реализации - 5-7 лет) речь может идти о постепенном выстраивании логичной системы управления принадлежащими государству акциями, долями, паями в акционерных обществах и иных предприятиях смешанной формы собственности на основе индивидуального подхода к каждому объекту управления и программно-целевого принципа. Это предполагает обязательное определение целей участия государства в капитале того или иного предприятия, четкую формулировку стоящих в связи с этим задач и документальную фиксацию путей воздействия на объект управления при наличии эффективных инструментов контроля.
2. Меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью на муниципальном уровне.
Применительно к муниципальному уровню государственной собственности целесообразно в каждом случае участия государства в хозяйственной жизни общества определение и фиксирование цели такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются муниципальными органами в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями в указанные организации. Предложения о способе достижения цели представляются управляющими и оцениваются на конкурсной основе. После этого утвержденные муниципальным органом предложения (программы деятельности управляющего) должны становиться неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего.
3. Меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью на региональном уровне.
На региональном уровне государственной власти необходимо:
распространить на собственность субъектов Федерации, по крайней мере, в отношении тех предприятий, пакеты акций которых федеральный центр собирается передавать в регионы, схемы и механизмы управления по аналогии с федеральными пакетами акций;
увязать возможность передачи федеральных пакетов акций в собственность субъектов Федерации с количеством уже закрепленных пакетов акций по региональной собственности (включая муниципальную), сроками их раскрепления, эффективностью предыдущих продаж с включением всех этих вопросов в официальные документы по межбюджетным отношениям;
разграничить компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в сфере реформирования отношений собственности, включая управление ею.
4. Меры по совершенствованию системы государственной собственности на федеральном уровне.
В целях повышения эффективности работы федеральных государственных унитарных предприятий и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом целесообразно следующее:
заключение, изменение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий должно осуществляться федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и сферах управления, по согласованию с Министерством имущества Российской Федерации;
рассмотрение этим Министерством представленных на согласование контрактов, вносимых в них изменений или предложений не должно превышать 10 дней со дня поступления в Министерство соответствующих документов;
Министерство государственного имущества должно завершить разработку и утвердить в установленном порядке примерный контракт с руководителем унитарного предприятия.
Вследствие этого для осуществления институциональных преобразований в экономике необходим комплекс мер следующего характера:
формирование вертикально-интегрированных структур;
содействие принятию решений о реорганизации или банкротстве предприятий, имеющих значительную задолженность перед бюджетом, по инициативе собственников;
реструктуризация крупных предприятий с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач.

Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Категория «государственная собственность» в экономической литературе представлена различными определениями. Так, одни авторы относят государственную собственность к общественной экономической форме собственности; другие характеризуют форму собственности по субъекту; существует подход к определению государственной собственности как собственности, субъект которой деперсонифицирован; другие.
Вопрос о субъекте государственной собственности, и соотношении государственных и общественных интересов, является достаточно дискуссионным. По мнению одних ученых государство как субъект собственности не может выражать интересы всего общества; другие считают, что государственная собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения объектов собственности в целях осуществления важнейших функций государства для обеспечения потребностей населения страны и ее территорий.
В последние годы в России идет процесс формирования сложной многоуровневой системы государственной собственности, состоящей из трех уровней: к первому уровню отнесены объекты исключительно федеральной собственности, которые ни в каких ситуациях не подлежат ни разгосударствлению, ни приватизации; ко второму - объекты собственности субъектов РФ; к третьему - объекты, относящиеся к местной, муниципальной собственности.
выделяют следующие основные этапы приватизации в России подготовительный этап (1986-1991гг.); 1 этап - акционирование и ваучерная приватизация (1992-1994гг.); 2 этап - постчековая (денежная) приватизация (1995-1996 гг.); 3 этап - конечный этап приватизации (с 1996 и продолжается до настоящего времени). Результаты проведенной приватизации трудно оценить однозначно. В целом общепризнанным считается факт, что приватизация не оправдала тех надежд, которые на нее возлагались.
Эффективность управления государственной собственностью в РФ можно оценить как достаточно низкую. Для ее повышения применительно к многоуровневой структуре государственной собственности переходной экономики РФ необходима реализация следующих направлений: меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью в корпоративном секторе, на муниципальном уровне, на региональном уровне, на федеральном уровне. Для осуществления институциональных преобразований в экономике необходим комплекс мер следующего характера: формирование вертикально-интегрированных структур; содействие принятию решений о реорганизации или банкротстве предприятий, имеющих значительную задолженность перед бюджетом, по инициативе собственников; реструктуризация крупных предприятий с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач, с созданием на его базе 100-процентного государственного акционерного общества и продажей остального имущества для развития нового производства либо проведение диверсификации производства; приобретение и последующая продажа акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ.






Список использованных материалов
I. Нормативно-правовые акты.
Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. № 1531-1 // КСС «Консультант-Плюс».
Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ // КСС «Консультант-Плюс».
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ // КСС «Консультант-Плюс».
II. Книги.
Каширин В., Коровин А. Трансформация государственной собственности в экономике России. – М.: МГУ, 2007.
Конышев В.А. Государственный сектор в России в системе макроэкономического регулирования. - М.: Экономика, 2008.
Половинкин, П.Д., Савченко, А.В. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. — М.: Экономика, 2006.
Управление государственной собственностью: учебник / Под ред. В.И. Кошкина. – М.: Инфра-М, 2005.
Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. – М: ГУ ВШЭ, 2004.
III. Статьи из периодических изданий.
Авеков В. Управление государственным имуществом // Экономист, 2006. - № 10.
Балацкий Е., Конышев В. Новые инструменты в технологии принятия решений о приватизации // Проблемы теории и практики управления, 2008. - № 1.
Беланова Н.Н. Развитие категории «государственная собственность» в рыночных условиях // Вопросы экономики, 2007. - № 11.
Валитов Ш.В. Противоречия процессов приватизации государственных предприятий // Управление собственностью, 2008. - №4
Кошкин В.И. Государственная собственность в экономике России и других стран: вопросы истории и теории // Управление собственностью, 2008. - № 2.
Львов, Д., Гребенникова, В., Устюжанина, Е. Концепция национального имущества // Вопросы экономики, 2006. - № 7.













27

Список использованных материалов
I. Нормативно-правовые акты.
1.Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. № 1531-1 // КСС «Консультант-Плюс».
2.Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ // КСС «Консультант-Плюс».
3.Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ // КСС «Консультант-Плюс».
II. Книги.
4.Каширин В., Коровин А. Трансформация государственной собственности в экономике России. – М.: МГУ, 2007.
5.Конышев В.А. Государственный сектор в России в системе макроэкономического регулирования. - М.: Экономика, 2008.
6.Половинкин, П.Д., Савченко, А.В. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. — М.: Экономика, 2006.
7.Управление государственной собственностью: учебник / Под ред. В.И. Кошкина. – М.: Инфра-М, 2005.
8.Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. – М: ГУ ВШЭ, 2004.
III. Статьи из периодических изданий.
9.Авеков В. Управление государственным имуществом // Экономист, 2006. - № 10.
10.Балацкий Е., Конышев В. Новые инструменты в технологии принятия решений о приватизации // Проблемы теории и практики управления, 2008. - № 1.
11.Беланова Н.Н. Развитие категории «государственная собственность» в рыночных условиях // Вопросы экономики, 2007. - № 11.
12.Валитов Ш.В. Противоречия процессов приватизации государственных предприятий // Управление собственностью, 2008. - №4
13.Кошкин В.И. Государственная собственность в экономике России и других стран: вопросы истории и теории // Управление собственностью, 2008. - № 2.
14.Львов, Д., Гребенникова, В., Устюжанина, Е. Концепция национального имущества // Вопро¬сы экономики, 2006. - № 7.


Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе функционирования государства как субъекта экономики?

Функционирование государства как субъекта экономики основывается на нескольких теоретических основах. Во-первых, это теория государственного вмешательства, которая утверждает, что государство должно активно вмешиваться в экономику, чтобы создать условия для ее развития и обеспечить наибольший общественный интерес. Во-вторых, это теория публичного выбора, которая рассматривает государство как субъект, действующий на основе интересов и предпочтений населения. В-третьих, это теория институциональной экономики, которая исследует влияние государственных институтов на экономические процессы и отношения.

Как можно определить государственную собственность как экономическую категорию?

Государственная собственность можно определить как экономическую категорию, представляющую собой совокупность имущественных прав и обязанностей, принадлежащих государству как субъекту экономики. В рамках данной категории государство может владеть и управлять различными объектами, такими как земля, природные ресурсы, предприятия и другие активы. Государственная собственность имеет свои особенности, такие как ее охраняемость законом, и может быть использована в интересах общества.

Какие общественные интересы могут соотноситься с государственными интересами?

Соотношение государственных и общественных интересов является важной проблемой в сфере экономики. Общественные интересы могут включать в себя желание большинства населения получать качественные социальные услуги, развивать инфраструктуру, обеспечивать экологическую безопасность и другие аспекты благосостояния общества. Государственные интересы, в свою очередь, могут иметь экономическую направленность, такие как создание благоприятных условий для экономического роста и привлечение инвестиций.

Какие теоретические основы определяют функционирование государства как субъекта экономики?

Функционирование государства как субъекта экономики основывается на таких теоретических основах, как государственная собственность, экономические интересы и соотношение государственных и общественных интересов.

Что представляет собой государственная собственность как экономическая категория?

Государственная собственность - это форма собственности, в которой субъектом собственности является государство. Эта категория представляет собой совокупность объектов, принадлежащих государству, и прав, которыми государство владеет этими объектами. Государственная собственность играет важную роль в экономике, так как через нее осуществляется управление и регулирование различных сфер деятельности.

Какова общая характеристика соотношения государственных и общественных интересов?

Соотношение государственных и общественных интересов является важным вопросом в теории и практике государственного управления. Государственные интересы связаны с общим благосостоянием и защитой интересов государства. Общественные интересы, в свою очередь, представляют интересы различных социальных групп и индивидуальных граждан. Взаимодействие и учет этих двух типов интересов является основой правильного функционирования государства.

Какова структура государственной собственности в экономике Российской Федерации?

Структура государственной собственности в экономике России включает различные формы собственности, такие как федеральная, региональная и муниципальная. Государственная собственность представлена в различных секторах экономики, таких как энергетика, транспорт, машиностроение, а также в финансовом секторе и других отраслях. Распределение государственной собственности осуществляется на основе законодательных актов и политических решений.

Каковы теоретические основы функционирования государства как субъекта экономики?

Государство как субъект экономики функционирует на основе ряда теоретических основ. Одна из них - это концепция государственной собственности, которая предполагает, что государство обладает правом на владение и контроль над определенными ресурсами и предприятиями в экономике. Другая основа - это роль государства в регулировании экономической деятельности и обеспечении социальной защиты населения. Также, государство как субъект экономики осуществляет финансовую политику, регулирует налогообложение и фискальные отношения.

Что такое государственная собственность как экономическая категория?

Государственная собственность - это особая форма собственности, владение и управление которой принадлежат государству. Она выделяется в экономике как особая категория, так как государство имеет специфические интересы и цели при управлении этими ресурсами. Государственная собственность может представлять собой различные объекты - от предприятий и недвижимости до природных ресурсов и земельных участков.

Какова структура государственной собственности в экономике Российской Федерации?

Структура государственной собственности в экономике Российской Федерации включает несколько основных секторов. Первый сектор - это государственные предприятия, которые находятся полностью или частично в государственной собственности. Второй сектор - это государственные унитарные предприятия, которые являются специальными предприятиями, созданными для осуществления государственных функций. Третий сектор - это государственная доля в совместных предприятиях с частными лицами или иностранными компаниями. Кроме того, государственная собственность может включать природные ресурсы и земельные участки, которые управляются государством.