"Формирование организационной культуры".

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Организационное поведение
  • 25 25 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 18.07.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Организационная культура в разных аспектах
2. Типология организационной культуры
3. Методика формирования организационной культуры
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В данном случае, если первое направление формирования культуры организации относится к сфере стратегических разработок, в ходе которых выявляются организационные ценности, в максимальной степени соответствующие целям организационного развития и особенностям персонала организации, то второй блок задач относится к тактическому менеджменту, разрабатывающему систему конкретных мероприятий и процедур по укреплению ценностей, выявленных на первом этапе.
Оба этапа взаимосвязаны и взаимообусловлены: от того насколько правильно будут определены и сформулированы организационные ценности на первом этапе, будет зависеть глубина приверженности к ним, поддерживаемая при помощи мер второго этапа. И наоборот, правильность, последовательность и систематичность конкретных мер по поддержанию организационной культуры во многом определит в конечном итоге ее силу (широту охвата).
К мерам по реализации задач первого блока относятся следующие: изучение особенностей национального менталитета с точки зрения определенных принципов управления организации; определение возможностей и ограничений персонала; определение основных технологических возможностей и возможностей внешней среды.
Искомые ценности культуры, выявленные менеджером на первом этапе, становятся основной целью для второго этапа их формирования в организации. Второй блок задач реализуется посредством выделения ключевых фигур или творцов организационной культуры, которые призваны формировать необходимые организационные ценности культуры.
Процесс формирования организационных ценностей привязан к жизненному циклу организации. На первом этапе создания организации - организация находится на стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. На данном этапе все принятые впоследствии в организации нравы, обычаи, основной стиль деятельности, а также успех или неуспех организации закладывается ее основателями. Они видят миссию организации, и то, какой организация должна быть в идеале. В своей деятельности они руководствуются предыдущим опытом создания организации и ее культурных ценностей. Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации на различных этапах ее жизненного цикла представлено в таблице 1.
Таблица 1. Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации
1 . Этап создания 2. Этап роста 3.Этап замедления роста 4. Этап зрелости 5. Этап нового роста Философия основателей компании; деятельность топ-менеджмента Закрепление общеразделяемых ценностей при помощи героев и символов Формализация критериев отбора и методов социализации персонала Интегративная роль общеразделяемых ценностей организационной культуры Приверженность персонала ценностям профессионализма, инновационости и лояльности фирме как основа преодоления кризиса
Первоначально небольшой размер, как правило, характерный для новой организации, позволяет основателям навязать свои взгляды ее членам. Предлагая новую идею, основатели руководствуются определенными личными предубеждениями насчет ее практического воплощения. Таким образом, организационная культура является результатом взаимодействия, с одной стороны, личных предположений и предубеждений ее основателей, а с другой, опыта первых служащих организации.
После возникновения, на этапах роста и замедления роста , культура поддерживается существующими в организации обычаями и процедурами, которые формируют у персонала соответствующий опыт. Многие процедуры управления персоналом укрепляют организационную культуру. К ним относятся: процесс отбора, критерии оценки производительности, система вознаграждений, обучение и управление карьерой, продвижение по службе. Все эти процедуры направлены на поддержание тех, кто соответствует данной организационной культуре, и наказание вплоть до увольнения тех, кто ей не соответствует.
Прежде чем приступать к формированию или изменению корпоративной культуры, необходимо изучить культуру уже «имеющуюся в наличии», определив ее достоинства и недостатки и ответить на два вопроса:
1) Что из себя представляет сегодняшняя организационная культура?
2) Какой должна быть организационная культура, чтобы она поддерживала выработанную стратегию организационного развития?
Существует несколько методов, позволяющих изучать существующую культуру. К ним можно отнести интервью, косвенные методы, анкетный опрос, изучение устного фольклора, анализ документов, изучение правил и традиций, сложившихся в организации, а также исследование практики управления.
Наиболее практичным представляется процесс реализации стратегических изменений, который, по Курту Левину, состоит из трех этапов: размораживание, движение, замораживание.
Размораживание состоит в том, что в результате трехчасового диагностического совещания каждый, и руководитель компании — Лидер, и управленческая команда — Лидерская группа, и персонал — Команда должны осознать собственные соображения и предположения организации, выявить совпадения и различия в видении внутрифирменной реальности. Другими словами, цель подобной диагностики -выявить повседневную практику организации, идентифицировать действительные нормы и неписаные законы, выявить, какие представления, убеждения, определяют ежедневную работу, образ действия, способ принятия решений в управленческой команде. На этом этапе необходимо поставить и решить определенные вопросы.
Движение — это практическое внедрение изменений, внедрение новой культуры через изменение образа действия и поведения, что, по сути, означает работу с Лидером, Лидерской группой и Командой, изменение образа действия на практике во время реальной работы над конкретными проблемами компании в течение семинаров-совещаний.
Замораживание — это оценка и защита процесса изменений, чтобы не произошло «сползания» на прежние позиции. Для этого необходимы фиксация принятых и согласованных решений в распорядительных документах, положениях, стандартах и закрепление нового поведения, новых способов управления.



Заключение
Растущий динамизм и изменчивость деловой среды создают для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, уже недостаточно управлять поведением людей. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных систематических коммуникаций с различными группами общественности — с партнерами, с широкой общественностью и средствами массовой информации, с местной общественностью и госструктурами, с финансовой общественностью и, конечно же, с работниками. В работе с последними возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам. Вот здесь и приходят на помощь «управленцам» специалисты по связям с общественностью. Ведь в их компетенцию входит не только работа с внешней средой, но и с внутренней, для создания благоприятного имиджа компании и среди ее работников.
В России понятие «организационная культура» до последнего времени практически не использовалось, но это не значит, что в нашей стране нет организаций с развитой организационной культурой. Таких предприятий немало в машиностроении, энергетике, обрабатывающей промышленности и в других ведущих отраслях экономики. Это достаточно крупные организации с длительной историей существования и большой численностью сотрудников. Просто большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль и влияние на работу предприятий в целом. В последнее же время, в условиях высококонкурентной и динамичной деловой среды, все чаще стали говорить о важности и необходимости формирования философии фирмы и развития корпоративной культуры.
За последние годы в России были опубликованы работы о новейших достижениях в сфере менеджмента — управления производством в США, Японии, Швеции, Финляндии, Англии. Однако большой зарубежный опыт в области менеджмента в основном остается невостребованным из-за значительного опережения отечественного уровня управления предприятием. Руководители средних и малых предприятий, занимающиеся малым бизнесом, сталкиваются в своей практической деятельности со множеством проблем, одной из которых является недостаток культуры организации.
На основе изученной литературы были выявлены основные вопросы, связанные с организационной культурой и организационным порядком, которые позволили сформулировать рекомендации по данной проблеме.
Воздействие организационной культуры на сотрудников очень велико, поэтому необходимо уделять ей особое внимание. В основе корпоративной культуры лежат философия и миссия организации, отражающая ее основные ценности. Важно, чтобы философия и миссия организации были известны каждому сотруднику, так как это позволяет сплотить коллектив при помощи ощущения общей цели.
Необходимо, чтобы все три уровня культуры организации — внешнее выражение, нормы поведения и ценности — были построены на основе единого принципа, так как это единство позволяет сотрудникам лучше осознать как путь развития организации, так и собственную роль в этом процессе.
Список использованной литературы

Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – №2.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2008.
Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. – 2010. – № 12. – С. 45.
Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006.
Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
Соломанидина Т.О. Организационная культура компании // Управление персоналом, 2009. – № 12.
Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. – СПб.: Питер, 2011.
Спивак В.А. Корпоративная культура. (Серия ключевые вопросы). – СПб., 2010
Управление культурой и культура управления (материалы круглого стола) // Корпоративная культура. – 2009. – №5.
Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2009.









22

Список использованной литературы

1.Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – №2.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2008.
3.Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. – 2010. – № 12. – С. 45.
4.Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006.
5.Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
6.Соломанидина Т.О. Организационная культура компании // Управление персоналом, 2009. – № 12.
7.Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. – СПб.: Питер, 2011.
8.Спивак В.А. Корпоративная культура. (Серия ключевые вопросы). – СПб., 2010
9.Управление культурой и культура управления (материалы круглого стола) // Корпоративная культура. – 2009. – №5.
10.Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2009.

Вопрос-ответ:

Что такое организационная культура?

Организационная культура - это совокупность ценностей, норм и поведенческих моделей, которые приняты внутри организации и влияют на ее функционирование и развитие.

В чем заключается первое направление формирования организационной культуры?

Первое направление формирования организационной культуры связано со стратегическими разработками, в ходе которых выявляются ценности, соответствующие целям организационного развития и особенностям персонала.

Какие типы организационной культуры существуют?

Существуют различные типы организационной культуры, такие как групповая, иерархическая, рыночная, адхократическая и исходящая из принципов.

Какая методика используется для формирования организационной культуры?

Методика формирования организационной культуры включает в себя деятельность по созданию соответствующей атмосферы, обучению персонала, вовлечению сотрудников в процесс принятия решений и другие мероприятия, направленные на развитие и поддержание определенных ценностей в организации.

Какая роль организационной культуры в жизни организации?

Организационная культура играет важную роль в жизни организации, она влияет на эффективность работы, мотивацию сотрудников, командный дух, принятие решений и другие аспекты деятельности компании.

Какие аспекты охватывает организационная культура?

Организационная культура включает в себя несколько аспектов, таких как ценности, нормы и правила поведения, общие цели и миссия организации, система коммуникации и многое другое, что формирует общую атмосферу и стиль работы в организации.

Как можно разделить организационную культуру на типы?

Существует несколько типов организационной культуры, таких как гибкая культура, где преобладает инновационность и адаптивность, клиентоориентированная культура, где основной акцент делается на удовлетворение потребностей клиентов, иерархическая культура, где иерархия и контроль являются основными принципами и другие.

Какова методика формирования организационной культуры?

Методика формирования организационной культуры включает в себя несколько этапов. Сначала необходимо проанализировать текущую культуру организации и выявить ее сильные и слабые стороны. Затем нужно определить желаемую культуру, учитывая стратегические цели организации. Далее следует разработать план мероприятий по изменению культуры и провести их практическую реализацию. Наконец, необходимо оценить результаты и корректировать дальнейшие действия.

Какие задачи решаются на уровне формирования стратегических разработок в организации?

На уровне формирования стратегических разработок в организации решаются такие задачи, как выявление организационных ценностей, которые наиболее соответствуют целям развития организации, и определение особенностей персонала, что позволяет создать максимально эффективную организационную культуру.

Какие задачи решаются на тактическом уровне формирования организационной культуры?

На тактическом уровне формирования организационной культуры решаются задачи, связанные с конкретной практической реализацией изменений в культуре организации. Это может включать разработку новых правил и процедур, проведение тренингов и обучения сотрудников, создание команд для реализации проектов и другие мероприятия, направленные на изменение культуры организации.

Какое значение имеет организационная культура в разных аспектах?

Организационная культура имеет большое значение в различных аспектах для успешного функционирования организации. Во-первых, она определяет ценности, нормы и общепринятые правила поведения внутри организации. Во-вторых, организационная культура влияет на мотивацию, продуктивность и удовлетворенность сотрудников. В-третьих, организационная культура отражает внешнее представление организации и влияет на взаимодействие с клиентами, партнерами и обществом.

Какие типы организационной культуры существуют?

Существует несколько типов организационной культуры. Например, гибкая организационная культура, которая характеризуется инновационностью и открытостью для новых идей. Также есть иерархическая культура, где управление осуществляется исключительно сверху вниз. Еще одним типом является задачно-ориентированная культура, где основное внимание уделяется достижению целей и результатам работы. И наконец, существует и семейная организационная культура, где акцент делается на сотрудничестве, взаимопомощи и доверии.