Проблема эколого-экономического развития Западно-Сибирского региона и РФ в целом.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 29 29 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 01.05.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности эколого-экономической политики России
Глава 2. Эколого-экономическое развитие Западно-Сибирского региона
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Начиная с кризиса 1998 года в России стали крайне мало уделять внимания экологической политике, сосредоточиваясь больше на социально-экономических проблемах. Вопросы экологии стали ограничиваться различными формальными акциями, резко снизилось финансирование из государственного бюджета. Для населения также вопросы экологии стали играть меньшую роль, так как оно было обеспокоено своим низким уровнем жизни.
В последние годы ситуация сильно не изменилась. Многие авторы негативно оценивают проведенные в конце 1990-х - начале 2000-х годов реформы, результаты которых до сих пор влияют на современную ситуацию.
В настоящее время охрана среды разделена между разными организациями - Министерством природных ресурсов РФ, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзор РФ) и Федеральной службой в сфере природопользования РФ (Росприроднадзор РФ).
Позиция федеральной власти (правительства) в экологической политике сводится к тому, что экологические экспертизы направлены на минимизацию рисков для окружающей среды, но они не должны препятствовать развитию страны и ее экономики. Иными словами, главная функция новых ведомств - обеспечение эффективного использования природных ресурсов, при котором должны соблюдаться средоохранные правила. Подобное разделение полномочий не позволяет формировать и проводить единую согласованную экологическую политику в стране.
Экологическая доктрина РФ является основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику на 10 лет (до 2010 года включительно), ее цели, направления, задачи и принципы. Ее дополняет принятая в декабре 2009 года Климатическая доктрина, которая концентрирует свое внимание на проблемах изменения климата и их последствий для населения России.
Следует отметить, что реализация Экологической доктрины не является эффективной, так как сегодня неправомерно говорить об улучшении состояния окружающей среды в следствии предпринятых мер в соответствии с Экологической доктриной. Результативность Климатической доктрины пока еще рано оценивать, так прошло еще только пол года.
Целью федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 годы» является «сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в топливно-энергетических, водных, лесных и водно-биологических ресурсах; обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду».
Таким образом, в настоящее время законодательная база России не удовлетворяет целям построения действительно эффективной экологической политики, которая бы положительно влияла на ситуацию по охране окружающей среды.
2.2 Перспективы решения экологических проблем Западной Сибири

Таким образом, на основе изложенной выше информации можно утверждать, что экологическая ситуация в Западной Сибири, которая имеет общие черты и с общероссийскими проблемами, требует формирования слаженной политики. Такая политика должна выражаться в решении не только в декларации важности решения стоящих проблем, но и в их конкретной реализации на практике. В первую очередь следует говорить о росте финансирования экологической политики как на общефедеральном уровне, так и региональном – в Западно-Сибирском регионе.
Рассмотрим основные угрозы, которые должны быть учтены.
Во-первых, это ресурсно-сырьевой уклон развития российской экономики. Так, Россия является крупнейшим поставщиком таких природных ресурсов как нефть, природный газ, а также другие энергетические ресурсы, продукция военно-промышленного комплекса, лесного и аграрного комплексов и т.д. Данная угроза в первую очередь актуальна для Западной Сибири.
Российская экономика характеризуется в высшей степени природоемкостью. По словам Шулениной, «ресурсные затраты на единицу конечной продукции в среднем в 2-6 раз превышают аналогичные затраты развитых стран... существенен разрыв и в показателях природоемкости для загрязняющих веществ между Россией и развитыми странами».
Поэтому на окружающую среду России идет ненужная нагрузка в следствии сырьевой ориентации экономики, ее технологической отсталости, низкого уровня развития обрабатывающих и перерабатывающих отраслей производства, а также их инфраструктуры.
На современном этапе в упадке находится большинство высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств. В то же время хорошо развиваются загрязняющие и природоемкие производства. Такой процесс В.П. Колесов определил следующим образом: «экономика становится не только «глупее», но и «грязнее».
Можно с уверенностью сказать, что если и в дальнейшем ситуация в России будет развиваться подобным образом, то это будет с каждым годом еще больше снижать российский потенциал глобальных экологических услуг.
Главная задача экологической политики на среднесрочную перспективу - преодоление негативных явлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации при выходе России из нынешнего кризиса.
Содержание экологической политики заключается:
в совершенствовании природоохранного законодательства, системы экоограничений и регламентаций режима природопользования;
совершенствовании экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, включая системы платежей за природные ресурсы и экологических налогов за загрязнение окружающей среды;
проведении НИОКР, направленных на оздоровление среды обитания человека и экологической безопасности;
последовательном переходе на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;
государственной поддержке реконструкции действующих производств при переходе на экологичные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
наведении порядка в лицензировании природопользования и активном влиянии на экологическую ситуацию в стране;
обеспечении проведения экоэкспертизы и ОВОС при реализации программ и проектов хозяйственной деятельности.
В конечном итоге экологические аспекты деятельности человека должны стать неотъемлемой частью его хозяйственной деятельности, что, безусловно, должно найти отражение в государственной политике России. Региональные власти (Западной Сибири) также должны на своем уровне вести контроль работы предприятий промышленности, опасных для окружающей среды (экологический мониторинг и контроль).


Заключение

За прошедшие полвека население Земли увеличилось в два раза, с трех до шести миллиардов человек. Ожидается, что в течение следующей четверти века оно возрастет до восьми миллиардов человек. В тоже время, население становится все мобильнее.
Рост населения обуславливает рост потребностей в природных ресурсах для продолжения промышленного развития. Все вместе это создает невероятную нагрузку на глобальную экосистему.
Вышеупомянутые процессы, наряду с множеством других процессов и явлений, представляют собой лишь часть той фундаментальной трансформации отношений между людьми и между людьми и окружающей их природной средой, той глобальной трансформации, которая происходит на настоящем этапе, и зачастую имеет дестабилизирующий характер.
Экономическая глобализация тесно связанна с экологической глобализацией. Экономический рост может провоцировать и поощрять экологический империализм, уничтожение экосистем, деградацию окружающей среды бедных стран в целях поддержания и обеспечения высокого уровня потребления богатых стран.
Поэтому в настоящее время является очень актуальным вопрос изучения экономического и экологического развития в тесной взаимосвязи. Для России в этом плане определяющую роль играет энергетическая безопасность, так как специализацией нашей страны является добыча, переработка и продажа топливно-энергетических ресурсов.
Западная Сибирь является одним из самых крупных регионов России, в нем сосредоточен высокий природно-ресурсный потенциал. Это повышает его стратегическую важность. Однако кроме положительного потенциала в регионе имеются и проблемы, в частности, в сфере демографии, транспорта и логистики.
Чтобы решить стоящие перед Западной Сибирью проблемы государственным властям следует более внимательно отнестись к тенденциями развития этого региона и попытаться принять такие меры, которые позволят этому федеральному округу занять достойное место, которое бы соотносилось с его богатым потенциалом. Отдельно необходимо следить за сохранением и экологического потенциала из-за топливно-энергетической специализации Западно-Сибирского региона.
Список использованных источников и литературы

Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2003. - С. 49.
Аксенова О.В. Централизация власти - локализация экологической политики // Социологические исследования. - 2007. - №8. - С. 18-26.
Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права. - 2004. - №5. - С. 14-15.
Бринчук М.М. Влияние глобализации на развитие экологического права России // Глобализация, государство, право, ХХI век. Московский юридический форум. - М.: Городец-издат, 2004. - С. 46-48.
Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. - Под ред. В.П. Колесова. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 611.
Завьялова Е.Б. О состоянии энергетической безопасности России // Внешнеэкономические связи. - Июнь - 2005. - Т.18. - №6. - С. 37-38.
Матвеев В., Литвинов Ф. Энергетическая безопасность России: политика и экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7. С. 85-103.
Миронов С. Роль Сибири и Дальнего Востока неуклонно возрастает [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/18676/
Пономарева И.П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: Автореферат диссертации. - М., 2005. - 26 с.
Тихомирова Т. Негативное воздействие мировой экономики на окружающую среду // Экономика природопользования. - 2001. - №5. - С. 42-47.
Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года №867 «О структуре федеральных органов власти» // Российская газета. - 2000. - 18 мая.
Фомичев А.Н. О научных обоснованиях концепций экологического развития // Общественные науки и современность. - 2008. - №3. - С. 142-150.
ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 гг.» // Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. №860.
Шныров А. Энергетический фактор во внешней политике России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N9-10_2004/9-10_05.HTM
Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: политология. - 2003. - №4. - С. 43-54. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50956
Экологическая доктрина Российской Федерации // ЭКОС-информ. - 2002. - №10.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003.
Drinking Water [Электронный ресурс] // World Health Organization. – Режим доступа: http://www.who.int/topics/drinking_water/en/


Приложение

Карта Западно-сибирского экономического района





Миронов С. Роль Сибири и Дальнего Востока неуклонно возрастает [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/18676/
Завьялова Е.Б. О состоянии энергетической безопасности России // Внешнеэкономические связи. - Июнь - 2005. - Т.18. - №6. - С. 37-38.
Миронов С. Роль Сибири и Дальнего Востока неуклонно возрастает [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/18676/
Миронов С. Роль Сибири и Дальнего Востока неуклонно возрастает [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/18676/
Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права. - 2004. - №5. - С. 14.
Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права. - 2004. - №5. - С. 15.
Там же.
Бринчук М.М. Влияние глобализации на развитие экологического права России // Глобализация, государство, право, ХХI век. Московский юридический форум. - М.: Городец-издат, 2004. - С. 46-48.
Тихомирова Т. Негативное воздействие мировой экономики на окружающую среду // Экономика природопользования. - 2001. - №5. - С. 42.
Фомичев А.Н. О научных обоснованиях концепций экологического развития // Общественные науки и современность. - 2008. - №3. - С. 142-150.
Drinking Water [Электронный ресурс] // World Health Organization. – Режим доступа: http://www.who.int/topics/drinking_water/en/
Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: политология. - 2003. - №4. - С. 43-54. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50956
Тихомирова Т. Негативное воздействие мировой экономики на окружающую среду // Экономика природопользования. - 2001. - №5. - С. 47.
Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года №867 «О структуре федеральных органов власти» // Российская газета. - 2000. - 18 мая.
Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: политология. - 2003. - №4. - С. 43-54. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50956
Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2003. - С. 49.
ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 гг.» // Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. №860.
Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: политология. 2003. №4. С. 43-54. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50956
Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. - Под ред. В.П. Колесова. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 611.
Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2003. - С. 49.




2

Список использованных источников и литературы

1.Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2003. - С. 49.
2.Аксенова О.В. Централизация власти - локализация экологической политики // Социологические исследования. - 2007. - №8. - С. 18-26.
3.Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права. - 2004. - №5. - С. 14-15.
4.Бринчук М.М. Влияние глобализации на развитие экологического права России // Глобализация, государство, право, ХХI век. Московский юридический форум. - М.: Городец-издат, 2004. - С. 46-48.
5.Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. - Под ред. В.П. Колесова. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 611.
6.Завьялова Е.Б. О состоянии энергетической безопасности России // Внешнеэкономические связи. - Июнь - 2005. - Т.18. - №6. - С. 37-38.
7.Матвеев В., Литвинов Ф. Энергетическая безопасность России: политика и экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7. С. 85-103.
8.Миронов С. Роль Сибири и Дальнего Востока неуклонно возрастает [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/18676/
9.Пономарева И.П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: Автореферат диссертации. - М., 2005. - 26 с.
10.Тихомирова Т. Негативное воздействие мировой экономики на окружающую среду // Экономика природопользования. - 2001. - №5. - С. 42-47.
11.Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года №867 «О структуре федеральных органов власти» // Российская газета. - 2000. - 18 мая.
12.Фомичев А.Н. О научных обоснованиях концепций экологического развития // Общественные науки и современность. - 2008. - №3. - С. 142-150.
13.ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 гг.» // Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. №860.
14.Шныров А. Энергетический фактор во внешней политике России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N9-10_2004/9-10_05.HTM
15.Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: политология. - 2003. - №4. - С. 43-54. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50956
16.Экологическая доктрина Российской Федерации // ЭКОС-информ. - 2002. - №10.
17.Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003.
18.Drinking Water [Электронный ресурс] // World Health Organization. – Режим доступа: http://www.who.int/topics/drinking_water/en/

Вопрос-ответ:

Что представляет собой эколого-экономическое развитие?

Эколого-экономическое развитие - это концепция развития, учитывающая взаимосвязь между экономическим прогрессом и сохранением природной среды. Она направлена на достижение устойчивого развития, при котором удовлетворяются потребности текущего поколения, не нарушая возможности будущих поколений удовлетворить свои потребности.

Какие проблемы привели к снижению внимания к экологической политике в России?

С начала 1998 года в России произошел серьезный экономический кризис, за которым последовала нестабильность и снижение уровня жизни населения. В таких условиях внимание правительства и общества было сфокусировано на социально-экономических проблемах, таких как бедность, безработица и падение доходов. К сожалению, экологическая политика была задвинута на задний план.

Какие последствия может иметь отсутствие внимания к экологии?

Отсутствие внимания к экологии может привести к разрушению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды и ухудшению качества жизни. В долгосрочной перспективе это может привести к экологическим катастрофам, потере биоразнообразия и вымиранию видов, а также ухудшению здоровья людей.

Какие особенности эколого-экономической политики России можно выделить?

Особенности эколого-экономической политики России включают в себя недостаточное финансирование экологических программ и проектов, низкую эффективность действующих механизмов контроля и санкций, слабую интеграцию экологических аспектов в экономические решения, а также недостаточное вовлечение общественности в процесс принятия экологических решений.

Какие особенности эколого-экономической политики России были отмечены в статье?

В статье отмечается, что начиная с кризиса 1998 года в России стали уделять мало внимания экологической политике, сосредоточиваясь больше на социально-экономических проблемах.

Что происходит с вопросами экологии в России после 1998 года?

После 1998 года в России вопросы экологии ограничиваются различными формальными акциями, так как основное внимание уделяется социально-экономическим проблемам.

В каком регионе России проявляются проблемы эколого-экономического развития?

Проблемы эколого-экономического развития проявляются в Западно-Сибирском регионе России.

Что происходит с эколого-экономическим развитием в Западно-Сибирском регионе России?

Статья описывает, что в Западно-Сибирском регионе России также наблюдаются проблемы эколого-экономического развития, но более конкретные детали не приводятся.

Какие формальные акции связаны с вопросами экологии в России?

Статья не приводит подробных сведений о формальных акциях, связанных с вопросами экологии в России после 1998 года.

Какие особенности эколого-экономической политики России?

С начала кризиса 1998 года в России появилось меньше внимания к экологической политике, приоритет стал уделяться социально-экономическим проблемам. Вопросы экологии ограничились формальными акциями.

Как происходит эколого-экономическое развитие Западно-Сибирского региона?

Эколого-экономическое развитие Западно-Сибирского региона имеет свои особенности, связанные с добычей природных ресурсов, таких как нефть, газ и др. Это может приводить к экологическим проблемам, таким как загрязнение окружающей среды и разрушение экосистем.