Особенности профориентации в период взрослости.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 19 19 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 19.01.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1.Сущность профессионального самоопределения и профориентации
2.Особенности периода взрослости
3.« Перевыбор» профессии во взрослом возрасте
4.Анализ подходов к профориентации взрослого населения
5.Методы профориентации взрослых людей
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Данный подход удобен для выявления ограничений, противопоказаний к какому-либо виду деятельности, при этом он не дает информации о том, в какой сфере деятельности данный человек сможет быть успешен.Психологический подход состоит в научно-практическом применении общепсихологических теорий из области психодиагностики и психологического консультирования к конкретным проблемам. Особенность данного направления в рассмотрении актуального положения человека в контексте интеллектуальных, эмоциональных, личностных и поведенческих ресурсов. В области диагностики наиболее принципиальным является ориентация на оценку общих способностей (прежде всего, способностей к обучению, общению и саморегуляции) с целью выявления возможностей достигать успеха в том или ином виде трудовой деятельности. При таком подходе, консультационный процесс рассматривается как поиск и интеграция интрапсихических ресурсов с целью создания потенциала для реализации профессионального плана. Специфические особенности психологической парадигмы состоят:      ·  в отсутствии абсолютизации сознательных ресурсов и акценте на создание потенциала действия, т.е. субъективного принятия профессионального плана и готовности действовать;       · в выявлении общих способностей, как выявлении ресурсов для адаптации к тому или иному виду труда, для профессионального развития и повышения удовлетворенности жизнью;       ·  в трансформации психоэмоционального состояния клиента.       Ограничение психологического подхода в его центрированностина субъективной реальности человека. Интрапсихическое согласование профессиональных интересов, возможностей выполнять ту или иную работу и представлений человека о рынке труда может приводить к недоучету реальной экономической ситуации. Это означает, что при субъективной удовлетворенности услугой по профориентации и наличии готовности действовать, действительная адаптация к социально-экономическим реалиям может быть, и не достигнута.Таким образом, указанные подходы имеют свои преимущества, наряду с этим, они имеют ряд существенных ограничений. На практике, выбор средств и методов определяется ситуативно обусловленными факторами. Выбор того или иного подхода должен свободно меняться в зависимости от круга решаемых задач.Методы профориентации взрослых людейСегодня существует множество методов профориентации взрослых людей.В рамках профпросвещения и профинформации существуют такие методы как:образовательные выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные профориентационной тематике;справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы;сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, курсах повышения квалификации, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы;поисковые системы в интернете – «банки вакансий» для соискателей и работодателей;В целях профдиагностики и профконсультации применяются следующие методы:интервью-собеседование и анкетирование;профориентационное и психологическое консультирование;профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).В рамках развития карьеры, что особенно актуально для взрослых людей применяются такие методы как:тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения;деловые оргдеятельностные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе;коучинг;психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции;компьютерные программы;обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда;прохождение практики-стажировки в конкретной организации.Среди методик, применяющихся в профориентационном консультировании наиболее популярны следующие:- «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова (ДДО);- Методика «Карта Интересов» А.Е. Голомшток;-Методика изучения мотивов профессиональной деятельности учащегося. Л.А.Головей;-Методика «Измерения мотивации достижения» А. Мехрабиан;-Исследования самооценки по методики Дембо-Рубенштейн в модификации А.М. Прихожан;-Теппинг-тест Е.П.Ильина;-Методика диагностики межличностных отношений. Т.Лири;-Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе. Т.И. Ильина;-Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»;-Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда;-Методика «Конструктивность мотивации» («КМ»);-Методика «Диагностика мотивации к достижению успеха». (Т.Эллерс);- Краткий отборочный тест Вандерлика (КОТ);-Тест профессиональных предпочтений Л.А. Йовайши;-Методика Д.Кейрси;- Ориентационный опросник В.М. Басса;- Методика КОС (коммуникативные организаторские способности). Б.А.Федоришин;- Экспресс-методика «Ориентир»;-«Тест восьми влечений» Л. Сонди;- 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела. Таким образом, методики, применяющиеся профориентации взрослых людей универсальны и так же применяются в профориентации молодежи. При этом, в профориентации взрослых необходимо опираться на приоритеты человека, формирующиеся под влиянием внутренних и внешних факторов.ЗаключениеПроблема профориентации взрослого населения – сравнительно молодая проблема. В Советском Союзе под профориентацией понималось помощь профессионального выбора молодежи планирующей свое профессиональное будущее. Выбранный однажды профессиональный путь не принято было менять, и государство, через систему законодательных актов и стимулирование поддерживало этот выбор.Развитие рыночных отношений привело к смещению ответственности за трудовые отношения с государства на самого человека, в этой связи возникла проблема профессиональной ориентации взрослого населения.В настоящее время эта проблема получила особую актуальность. Это связано с множеством внутренних и внешних факторов.Среди внутренних факторов можно выделить особенности периода взрослости, которые состоят в появлении чувства ответственности, создание семьи, стремлением утвердиться в обществе, упрочить свой социальный статус, актуальной потребности в самореализации, стремления к удовлетворенности работой, стремления к самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту.Среди внешних факторов можно выделить: социально-экономические особенности нынешнего времени, динамичность изменения профессий, полученные знания, навыки и опыт работы, изменение приоритетов под влиянием других внешних факторов, таких как рабочий режим, вредное производство и т.п.Данные особенности необходимо учитывать при профориентационной работе с взрослыми людьми. Список литературы1. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М, 2007.-280 с.2. Бодалев, А.А. Вершины в развитии взрослого человека. – СПб.: Питер, 2007. -167 с.3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. -304 с.4. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2008. – 992с. 5. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб: ПИТЕР, 2005.-720 с.6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -96 с.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М, 2007.-280 с.
2. Бодалев, А.А. Вершины в развитии взрослого человека. – СПб.: Питер, 2007. -167 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. -304 с.
4. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2008. – 992с.
5. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб: ПИТЕР, 2005.-720 с.
6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -96 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность профессионального самоопределения и профориентации?

Сущность профессионального самоопределения и профориентации заключается в том, чтобы помочь взрослому человеку определиться с выбором профессии, которая соответствует его интересам, навыкам и потребностям. Это процесс самопознания, поиска информации о различных профессиональных направлениях, анализа своих сильных сторон и целей, чтобы принять осознанное решение о своей профессиональной будущей.

Какие особенности периода взрослости влияют на профориентацию?

Период взрослости - это время, когда люди могут сомневаться в своих ранее выбранных профессиональных путях и начать задумываться о смене профессии. Они уже имеют опыт работы, осознают свои сильные и слабые стороны, и могут осознанно принимать решения о своей профессиональной ориентации. На этом этапе важно учитывать личные предпочтения и ценности, а также прослеживать новые тенденции и требования рынка труда.

Что такое перевыбор профессии во взрослом возрасте?

Перевыбор профессии во взрослом возрасте - это процесс переоценки и изменения своей профессиональной деятельности. Взрослые люди могут решить сменить свою профессию из-за различных причин, таких как неудовлетворенность текущей работой, желание развития и обучения в новой сфере, изменение жизненных обстоятельств и т.д. Этот процесс может быть сложным и требовать глубокого самоанализа и изучения новых профессиональных возможностей.

Какие методы профориентации взрослых людей существуют?

Существует несколько методов профориентации взрослых людей. Один из них - это использование тестов и опросников, которые помогают выявить личные предпочтения, интересы и навыки. Другой метод - это проведение карьерных консультаций, где специалист помогает анализировать личные цели и осознавать свои возможности и ограничения. Также используются тренинги и семинары для развития навыков и познания рынка труда.

Что такое профессиональное самоопределение и профориентация?

Профессиональное самоопределение - это процесс, в результате которого человек определяет себя и свои интересы в профессиональной сфере. Профориентация - это система организованной помощи человеку в выборе профессии и развитии профессиональных навыков.

Какие особенности периода взрослости могут повлиять на профессиональное самоопределение?

Период взрослости сопровождается становлением личности, поиска своего места в обществе и осознания собственной профессиональной идентичности. В этом периоде человек может пересмотреть свои профессиональные цели и решить сменить профессию.

Можно ли перевыбрать профессию во взрослом возрасте?

Да, возможно. Во взрослом возрасте человек может осознать, что его нынешняя профессия не приносит ему удовлетворения и хочет сменить направление деятельности. Это может быть вызвано неудовлетворенностью, изменением интересов или желанием раскрыть новые таланты.

Какие методы профориентации используются для взрослых людей?

Для взрослых людей используются различные методы профориентации, такие как психологические тесты, консультации с профессиональными психологами, обучающие программы и тренинги, а также анализ собственных интересов, предпочтений и ценностей.