Функциональное состояние человека

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 23 23 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 16.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

Психодиагностика функциональных состояний проводится на основе принципа:
системности, т. е. следует рассматривать состояние как функциональную систему, определяемую в каждый момент как состояние различных подсистем, обеспечивающих реализацию данной деятельности;
комплексности. Под этим подразумевается необходимость разработки психодиагностического комплекса, включающего регистрацию показателей разного уровня анализа: психологического, психофизиологического, деятельностного;
деятельной отнесенности, или включенности. Это предполагает включение в диагностический комплекс в качестве определяющих параметров показателей деятельности;
динамичности, т. е. динамический анализ, позволяющий контролировать наличие детерминант исследуемых состояний, моментов их проявления на разных уровнях и последствий в развитии состояний;
целостности. Означает, что психодиагностика ФС не должна нарушать целостности выполняемой человеком деятельности, особенно в реальных условиях, не прерывать ее, не переключать человека на другую деятельность, что может в реальных условиях вызвать ошибки и даже срыв деятельности;
объективности. Предполагает, что психодиагностика ФС не должна зависеть от квалификации экспериментатора или эксперта и должна иметь однозначную интерпретацию, быть статистически достоверной;
достоверности. Является существенным для ситуаций, когда высока цена ошибки человека, когда оценка готовности человека к деятельности должна быть проверена в очень короткие сроки, в реальном режиме времени;
прогностичности, позволяющий на основе проведенной психодиагностики текущего наличного состояния предвидеть качественные и количественные сдвиги в состоянии работоспособности человека;
выделения системообразующего фактора исследуемого континуума состояний. Позволяет направленно создавать психодиагностический комплекс;
валидности. Предполагает выделение области применения психодиагностической процедуры, разработку индивидуальных норм для различных групп.
Для диагностики состояний нужны, в основном, несубъективные признаки, которые, не нарушая естественной жизнедеятельности человека, не изменяя обычной мотивации, позволяли бы различать интересующие наблюдателю состояния. Для этого необходимо, чтобы различным субъективным явлениям соответствовали бы различные объективные процессы. К сожалению, многие важные психофизиологические состояния могут не иметь даже субъективной определенности. Выделяют две группы критериев, с помощью которых оценивают состояние субъекта: физиологические и психологические показатели.
Значение физиологических методов состоит в том, что они дают возможность, во-первых, объективной диагностики состояния, обеспечивают возможность соотнесения психологических явлений с органической основой; во-вторых, количественно оценить наблюдаемые сдвиги в функционировании той или иной системы. Наиболее распространены электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – индикатор уровня активации головного мозга; электрокардиограмма (ЭКГ) – оценка возбудимости сердечной мышцы; электромиограмма (ЭМГ) – показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц; кожно-гальваническая реакция (КГР) – индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга; реоплетизмограмма (РПГ) – характеризует сосудистый тонус и уровень кровоснабжения органа. Вегетативные показатели: частота пульса, дыхания, кровяное давление, состояние тонуса сосудов, температура тела, биохимические сдвиги, исследование гормональной активности. Главная проблема, возникающая перед исследователем при использовании физиологических методов, – проблема неспецифичности физиологических показателей. Выход из этого положения – использование комплекса методов.
В психологических методах исследования выделяют два направления: методики субъективной диагностики, среди которых – методы субъективного шкалирования и опросники; и методы психометрического тестирования. Преимущества опросников – хорошо разработанная симптоматика того или иного состояния, простота ответа, удобства обработки. Недостатки – отсутствие количественной оценки выраженности состояния. Обычно опросник рассчитан на диагностику строго определенного вида состояния (стресс, утомление, монотония), т. е. заранее предполагается наличие определенного состояния. Применение шкал для изучения состояний базируется на оценке возникающих переживаний в процессе того или иного состояния. Достоинства шкалирования состояния – в возможности получения количественной оценки признака. Недостатки данного метода состоят в трудности дифференцировки и анализа признаков, необходим определенный уровень обучения, культуры, интеллекта у исследуемого. Использование психометрических методов тестирования связано с оценкой успешности выполнения определенного вида деятельности. Преимущества этой группы методик заключаются в том, что непосредственно характеризуют функциональные возможности субъекта в процессе конкретной деятельности, исключают возможность сознательного завышения эффективности деятельности, т. е. в какой-то мере объективны. Недостатки связаны с тем, что I задачи, по выполнению которых судят о ФС, часто имеют мало общего с реальной деятельностью. Методы позволяют дать оценку лишь результативной стороне деятельности, ничего не сообщая о причине и процессуальной стороне.
Исходя из понимания ФС как интегральной характеристики наличных свойств и качеств человека, определяющих эффективность деятельности, можно сделать вывод: необходимо применение комплексных методов, объединяющих достоинства всех подходов. Комплексный подход дает возможность изучать деятельность и состояния системно и обобщенно.
Заключение
В заключение следует отметить, что функциональные состояния – это интегративный комплекс проявлений качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют работоспособность и эффективность деятельности.
По результатам проведенной работы по изучению функционального состояния человека были сделаны следующие выводы:
1) Функциональные состояния – это системная реакция организма, обеспечивающая степень его адекватности требованиям деятельности или изменениям средовых условий. Их сущность заключается в характере интеграции функций и особенности регулирующих механизмов.
2) Как принципиально различающиеся выделяют два класса функциональные состояния: 1. Состояния адекватной мобилизации, которая обеспечивает соответствие параметров всего организма и отдельных его уровней требованиям деятельности или изменениям в среде. 2. Состояния динамического рассогласования, при котором система не может полностью обеспечить ресурсами в соответствии с требованиями деятельности или организм функционирует при излишне высоком уровне напряженности.
3) В качестве исходного эталона любых других функциональные состояния принимают состояние оперативного покоя, под которым понимается психофизиологическое состояние готовности к деятельности. Его важная черта – способность за короткий отрезок времени перейти в различные формы физиологической и психической активности, необходимой для осуществления деятельности. Определенные и конкретные функциональные состояния отражаются в сознании человека в виде эмоциональных переживаний и ощущений. Несоответствие функционального состояния требованиям выполняемой деятельности приводит к развитию утомления, которое взрослый человек осознает и потому обычно заканчивает работу. Такая способность формируется с возрастом по мере развития осознания. Дети дошкольного возраста не могут дать себе отчет о наступлении утомления, поэтому существует риск возникновения переутомления, а затем и невроза. В ситуации резкого изменения условий среды быстро развивается стресс-реакция иформируется психоэмоциональное состояние напряжения, соответствующее мобилизационному режиму и срочной адаптации к изменившимся условиям. Если мобилизация успешна, напряжение быстро спадает; если же она недостаточна, формируется функциональные состояния динамического рассогласования, эмоционально выражающееся в виде чувства тревоги и страха.
4) Эмоциональные сопровождения разнообразных функциональные состояния как форма их осознания формируются в течение жизни постоянно, и их разнообразие определяется личностными особенностями, темпераментом и жизненным опытом человека.
Список литературных источников
Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968. – 520 с.
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. – 224 с.
Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 208 с.
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428 с.
Мушков В.М., Зинченко В.П., Смолян Г.М. Эргономические основы организации труда. М.: Эргономика, 1974. – 240 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
Средства и методы сохранения и восстановления профессиональной работоспособности операторов: Редактор-составитель А.М. Войтенко. СПб.: ВМедА, 2001. – 86 с.
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Изд-во МГУ, 1998. – 289 с.
Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006. – 479 с.
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979, с. 67.
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979, с. 69.
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Изд-во МГУ, 1998, с. 104.
Мушков В.М., Зинченко В.П., Смолян Г.М. Эргономические основы организации труда. М.: Эргономика, 1974, с. 165.
Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, с. 167.
Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, с. 168.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003, с. 329.
Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968, с. 295.
Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968, с. 296.
Средства и методы сохранения и восстановления профессиональной работоспособности операторов: Редактор-составитель А.М. Войтенко. СПб.: ВМедА, 2001, с. 54.












23

Список литературных источников
1.Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968. – 520 с.
2.Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. – 224 с.
3.Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 208 с.
4.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428 с.
5.Мушков В.М., Зинченко В.П., Смолян Г.М. Эргономические основы организации труда. М.: Эргономика, 1974. – 240 с.
6.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
7.Средства и методы сохранения и восстановления профессиональной работоспособности операторов: Редактор-составитель А.М. Войтенко. СПб.: ВМедА, 2001. – 86 с.
8.Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Изд-во МГУ, 1998. – 289 с.
9.Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006. – 479 с.

Вопрос-ответ:

Что такое функциональное состояние человека?

Функциональное состояние человека - это состояние его физиологических и психологических функций в определенный момент времени.

Как проводится психодиагностика функциональных состояний?

Психодиагностика функциональных состояний проводится на основе принципа системности, то есть рассматривается состояние как функциональная система, определяемая в каждый момент как состояние различных подсистем.

Что включает в себя психодиагностический комплекс?

Психодиагностический комплекс должен включать регистрацию показателей разных подсистем, обеспечивающих реализацию данной деятельности.

Зачем нужно проводить психодиагностику функциональных состояний?

Проведение психодиагностики функциональных состояний позволяет изучать и оценивать состояние человека в различных сферах его жизни, что может быть полезно для психологической помощи и поддержки.

Какие показатели могут быть зарегистрированы при психодиагностике функциональных состояний?

При психодиагностике функциональных состояний можно регистрировать показатели физиологических функций (например, пульс, давление), психологических показателей (например, эмоциональное состояние, концентрация внимания) и другие параметры, связанные с конкретной деятельностью человека.

Каким принципом руководствуется психодиагностика функциональных состояний?

Психодиагностика функциональных состояний руководствуется принципом системности, то есть состояние рассматривается как функциональная система, определяемая в каждый момент как состояние различных подсистем, обеспечивающих реализацию данной деятельности комплексно.

Что подразумевается под комплексностью в психодиагностике?

Под комплексностью в психодиагностике подразумевается необходимость разработки психодиагностического комплекса, включающего регистрацию показателей разных подсистем, чтобы в полной мере охватить функциональное состояние человека.

Какие подсистемы состояния могут влиять на функциональное состояние человека?

Функциональное состояние человека может быть определено состоянием различных подсистем, таких как психическая, эмоциональная, физиологическая, моторная и другие, которые влияют на реализацию его деятельности.

Как проводится психодиагностика функциональных состояний человека?

Психодиагностика функциональных состояний человека проводится на основе принципа системности. Для этого разрабатывается психодиагностический комплекс, включающий регистрацию показателей различных подсистем, чтобы охватить все аспекты функционального состояния.

Для чего нужно регистрировать показатели различных подсистем при психодиагностике функциональных состояний?

Регистрация показателей различных подсистем при психодиагностике функциональных состояний необходима, чтобы получить полную картину функционального состояния человека и понять влияние разных подсистем на его деятельность и поведение.

Какие основные принципы лежат в основе психодиагностики функциональных состояний человека?

Основным принципом психодиагностики функциональных состояний человека является принцип системности. Это означает, что состояние рассматривается как функциональная система, состоящая из различных подсистем, которые обеспечивают реализацию данной деятельности комплексно. Таким образом, психодиагностический комплекс должен включать регистрацию показателей разных подсистем.

Как проводится психодиагностика функциональных состояний человека?

Психодиагностика функциональных состояний человека проводится на основе принципа системности. В процессе диагностики регистрируются показатели различных подсистем, которые определяют функциональное состояние человека. Для этого может использоваться ряд методик и инструментов, например, визуальные наблюдения, анкеты, тесты, сенсорные приборы и другие.