Макроэкономические пропорции и роль государства в их изменении.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 29.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность макроэкономических пропорций
1.1. Макроэкономические пропорции и их виды
1.2. Планирование и прогнозирование экономического развития
2. Динамика основных макроэкономических показателей России
2.1. Валовой внутренний продукт
1.2. Инфляция
1.3. Политика валютного курса
1.4. Безработица
3. Совершенствование макроэкономического регулирования
3.1. Международная ситуация
3.2. Государственная поддержка экономики
Заключение
Список использованной литературы
Международный банк Merrill Lynch (ML) ожидает роста глобального ВВП в 2009 году на уровне 2,0%, еврозоны - на 0,4%, при этом прогнозирует сокращение экономики США на 1,9%, а стран «большой семерки» - на 0,7. В текущем году банк ожидает роста глобального ВВП на 3,6%, еврозоны - на 1,1%, США - на 1,5%, «большой семерки» - на 1,2%, Японии - на 0,6%28.
Специалисты ООН рассмотрели три варианта развития событий в 2009 году: базовый, оптимистичный и пессимистичный. Исходя из последнего сценария ВВП сократится на 0,4%. Базовый вариант предполагает рост на 1%, а оптимистичный - увеличение глобальной экономики на 1,6%29.
Результатом замедления роста мирового ВВП станет сокращение динамики международной торговли. Так, глава Всемирного банка Роберт Зеллик считает, что в 2009 году мир может получить реальное снижение мировой торговли, что случится впервые с 1982 года.
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), за минувшие полгода положение дел на рынке финансирования экспортных сделок «драматически ухудшилось». Мировая торговля страдает и от недостатка ликвидности, и от растущей боязни банков при кредитовании. По данным экспертов, отмечается значительный рост рисковых премий за финансирование экспортной деятельности: если динамику мировой торговли будут определять развивающиеся страны и страны с зарождающимися рынками: темпы роста их экспорта вчетверо превысят аналогичный показатель для развитых государств.
Замедляет динамику мировой торговли кризисная ситуация в банковской сфере - растет дефицит ликвидности, банки неохотно выдают кредиты. По данным экспертов, отмечается значительный рост рисковых премий за финансирование экспортной деятельности: если раньше размер этих надбавок был выше средневзвешенной процентной ставки на лондонском межбанковском рынке (LIBOR) на 100 базисных пунктов, то сейчас превышение базового процента достигает 300 базисных пунктов. По оценке частных банков, дефицит кредитования экспортных сделок составляет сейчас примерно 25 млрд. дол.
По оценке МВФ, в условиях падения спроса на рынках развитых стран рост мировой торговли в 2008 г. составит 4,6%, а в 2009 г. снизится до 2,1%.
3.2. Государственная поддержка экономики
По мнению большинства экспертов, в ближайшие годы российской экономике не грозит коллапс, значительные доходы от продажи энергосырья за рубеж позволили государству несколько лет подряд копить значительные денежные резервы, которые во время кризиса будут действовать как «подушка безопасности» для экономики. Как уже отмечалось выше, доходы бюджета 2009-2011 скорее всего будут меньше запланированных, что может привести к дефициту бюджета, однако Минфин планирует максимально возможно выполнить бюджетные обязательства, потратив при этом накопленные ранее резервы.
В середине октября 2008 г. Госдума приняла пакет законопроектов, направленных на поддержание экономики страны. Общая стоимость мер по поддержке финансовой системы может достигнуть 4,7 трлн. руб., или более 10% ВВП. Помощь будет оказана по следующим бизнес фронтам:
Банковской системе в целом пакет предлагает субординированные долгосрочные кредиты ЦБ через ВЭБ на сумму до 225 млрд. руб. ВЭБ может выдавать без обеспечения под 8% годовых на срок до 31 декабря 2019 года.
Крупным банкам (Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку) государство предлагает большие суммы по тому же механизму. Это субординированные кредиты по вышеописанному механизму ЦБ Сбербанку (500 млрд. руб.), ЦБ через ВЭБ банку ВТБ (200 млрд. руб.) и Россельхозбанку (25 млрд. руб.).
Первый из них направлен на поддержку инвестиционных проектов в России и предусматривает развитие нормативно-правовой базы по защите интересов инвесторов и кредиторов. В первую очередь, имеется в виду переоценка эффективности и бюджета основных инвестиционных программ страны. В частности, пересчитываться будут федеральные целевые программы (ФЦП), Федеральная адресная инвестпрограмма, а также будущие вложения госкомпаний.
Во втором блоке собраны структурные меры по поддержке приоритетных для государства направлении экономики. В первую очередь помощь будет оказана сельскому хозяйству, машиностроению, сырьевому сектору, розничной торговле, а также строительной отрасли и оборонно-промышленному комплексу. В частности, правительство пообещало помочь автопрому и аграриям, введя пошлины на бизнесу - за счет введения ценовых преференций при проведении госзакупок. В частности, речь идет о производителях металла и цемента. Преференции будут действовать в течение короткого временного периода, пока ситуация в мировой финансовой системе не стабилизируется.
Третий блок антикризисной программы посвящен поддержке малого и среднего бизнеса. В частности, правительство предложило расширить лимит кредитования мал региональные программы.
В середине ноября 2008 года стало известно о следующих льготах, которые правительство готово предоставить бизнесу:
Будет снижен налог на прибыль с 24% до 20%, при этом региональные власти смогут понизить налог еще на 4 п.п.
Будет сокращен налог с прибыли по упрощенной схеме (для представителей малого бизнеса) до 5% с нынешних 15%.
Амортизационная премия будет увеличена до 30% (сегодня она составляет 10%)
По состоянию на 7 ноября 2008 года международные резервы России составляли 475 млрд. дол. Эти средства будут распределены следующим образом:
90 млрд. дол. пойдет на выкуп российских корпоративных долгов в 2008-2009 гг.
200 млрд. дол. - на покрытие дефицита платежного баланса федерального бюджета в 2009-2010 гг.
120 млрд. дол. - на поддержку курса рубля в 2009-2010 гг.
По состоянию на декабрь 2008 года на поддержку экономики в условиях кризиса государство потратило 3,7 трлн. рублей. В дальнейшем правительство планирует предпринять следующие меры:
Тарифные решения - снижение темпов роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов, что ограничит рост цен на коммунальные услуги для населения и повышение издержек энергоемких (газоемких) производств.
Предусматривается более плавное, чем планировалось ранее, повышение тарифов на газ в 2009 г.: 5% с 1 января, 7% с 1 апреля, 7% с 1 июля, 6,2% с 1 октября.
Снижение уровня среднегодового роста регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки в 2009 году до 12,4% (против ранее предполагаемых 18,7%). Проведение индексации тарифов в 2009 году в два этапа: с 1 января и с 1 июля.
Индексация тарифов на тепловую энергию на 18% (вместо ранее планируемых 22%).
Налоговые стимулы (снижение налогообложения прибыли, введение повышенной амортизационной премии, совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов и другие).
Поддержание ликвидности банковского сектора и его капитализации.
Объем ресурсов, направляемых на поддержание ликвидности банковского сектора (субординированные кредиты, беззалоговые аукционы, санация банков), к концу 2009 года составит до 4,7 трлн. рублей, или 11,2-11,5% ВВП.
Поддержка жилищного сектора. Выкуп жилья эконом-класса для реализации социальных программ, поддержка строительных компаний, капитализация АИЖК, помощь заемщикам, потерявшим работу, поддержка спроса за счет увеличения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, создание возможности для использования материнского капитала на цели улучшения жилищных условий.
Социальная защита населения - повышение пособий безработным и активные программы поддержки занятости.
Предоставление государственных гарантий (до 300 млрд. рублей).
Увеличение субсидий на экспорт промышленной продукции, кредитов предприятиям АПК, субсидий оборонным предприятиям.
Дополнительная поддержка малого бизнеса (государственный бюджет -10,5 млрд. рублей и ВЭБ - 30 млрд. рублей).
На сегодняшний момент уже были снижены квоты на импорт мяса птицы на 300 тыс. тонн и внеквотной свинины на 200 тыс. тонн в целях стимулирования отечественного производства.
Кроме того, 12 января 2009 года были повышены пошлины на ввоз иностранных автомобилей в страну. Ставки пошлин увеличились на 20-80% для физических и юридических лиц, и затронут не только подержанные, но и новые иномарки.
Заключение
Подводя итоги проделанной нами работы можно сделать следующие выводы:
Все макроэкономические пропорции отражают определенное состояние экономики, которая характеризуется показателями совокупного спроса и совокупного предложения.
Макроэкономическими пропорциями признается количественное соотношение между отдельными частями и сферами общественного производства. Различают общеэкономические, межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные и межгосударственные пропорции.
Планирование должно определять внутренние и внешние долгосрочные аспекты развития, своеобразные правила игры, обеспечивающие функционирование свободного рынка.
Важнейшим аспектом макроэкономического управления является государственное регулирование экономики с помощью таких инструментов, как фискальная, монетарная, социальная политика.
Центральным параметром является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).
Анализ структуры основных макроэкономических показателей, проведенный в настоящей работе показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других. Однако наибольшее влияние на макроэкономическое положение государства оказывают инфляционные процессы. Поэтому предупреждение инфляции и обуздание ее в случае возникновения и определяет набор методов управления макроэкономическими показателями государства.
Список использованной литературы
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов; М-во образования РФ.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 399 с.
В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями /Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2004. – 427 с.
Волчкова Л.Т., Рассказов С.В. «Народные» инвестиции в общественное производство // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 16-28.
Макроэкономика : курс интенсивной подготовки / Под ред. Новиковой И. В., Ясинского Ю. М. – Мн. : «ТетраСистемс», 2008 . – 302 с.
Макроэкономика / И. В. Новикова, А. Н. Морова, и др. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 528 с.
Межклассовые отношения и макроэкономические пропорции / Г.А.Осипов // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 133-141.
Осипов Г.А. Макроэкономические пропорции: свойства и следствия. М., 2005. – 374 с.
Плотницкий М. Макроэкономика. М., 2004 – 462 с.
Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2005. – 528 с.
Социологические исследования //. 2007.– № 8. – С. 65-70.
Сравнительный анализ макроэкономических показателей развития России и зарубежных государств. // Экономика России: ХХI век. - № 1(6). - март 2008. – С. 34-36.
Тарасевич Л.С, Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. - М.: Высшее образование 2007. – 287 с.
Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика. - М.: ТЕИС. 2006. – 473 с.
Экономическая теория / Под ред. И. В. Новиковой. – Мн., 2006. – 683 с.
Интернет источники
http://www.iet.ru/ институт экономики
http://gks.ru/ госкомстат России
3
2.В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями /Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2004. – 427 с.
3.Волчкова Л.Т., Рассказов С.В. «Народные» инвестиции в общественное производство // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 16-28.
4.Макроэкономика : курс интенсивной подготовки / Под ред. Новиковой И. В., Ясинского Ю. М. – Мн. : «ТетраСистемс», 2008 . – 302 с.
5.Макроэкономика / И. В. Новикова, А. Н. Морова, и др. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 528 с.
6.Межклассовые отношения и макроэкономические пропорции / Г.А.Осипов // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 133-141.
7.Осипов Г.А. Макроэкономические пропорции: свойства и следствия. М., 2005. – 374 с.
8.Плотницкий М. Макроэкономика. М., 2004 – 462 с.
9.Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2005. – 528 с.
10.Социологические исследования //. 2007.– № 8. – С. 65-70.
11.Сравнительный анализ макроэкономических показателей развития России и зарубежных государств. // Экономика России: ХХI век. - № 1(6). - март 2008. – С. 34-36.
12.Тарасевич Л.С, Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. - М.: Высшее образование 2007. – 287 с.
13.Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика. - М.: ТЕИС. 2006. – 473 с.
14.Экономическая теория / Под ред. И. В. Новиковой. – Мн., 2006. – 683 с.
Интернет источники
15.http://www.iet.ru/ институт экономики
16.http://gks.ru/ госкомстат России
Вопрос-ответ:
Какова сущность макроэкономических пропорций?
Сущность макроэкономических пропорций заключается в определении отношений между различными секторами экономики и основными макроэкономическими показателями, такими как ВВП, инфляция, безработица и другие. Они позволяют оценить эффективность функционирования экономики и определить сильные и слабые стороны ее развития.
Какие виды макроэкономических пропорций существуют?
Существуют различные виды макроэкономических пропорций, которые отражают отношения между разными секторами экономики и макроэкономическими показателями. Например, это может быть процентная ставка, соотношение общих инвестиций к ВВП, соотношение потребления к доходам населения и многие другие. Все эти пропорции позволяют оценить развитие экономики и выявить необходимые корректировки в экономической политике.
Каковы основные макроэкономические показатели России?
Основными макроэкономическими показателями России являются валовой внутренний продукт (ВВП), уровень инфляции, политика валютного курса и уровень безработицы. Эти показатели отражают состояние экономики, ее рост или спад, и являются основой для разработки экономической политики государства.
Какова роль государства в изменении макроэкономических пропорций?
Роль государства в изменении макроэкономических пропорций заключается в проведении эффективной экономической политики. Государство может регулировать экономические процессы, внедрять политику стимулирования или ограничения для различных секторов экономики, влиять на величину инвестиций, потребительских расходов, равенство доходов, уровень безработицы. Все это помогает изменить макроэкономические пропорции в соответствии с заданными целями развития экономики.
Что такое макроэкономические пропорции?
Макроэкономические пропорции - это соотношения между основными экономическими показателями, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны в целом. Они отражают взаимосвязь и взаимозависимость между различными секторами экономики и являются важным инструментом анализа и прогнозирования экономической ситуации.
Какие виды макроэкономических пропорций существуют?
Существует несколько видов макроэкономических пропорций. Например, это пропорции между потреблением и сбережением, инвестициями и накоплениями капитала, экспортом и импортом. Все эти пропорции взаимосвязаны между собой и формируют общую картину экономического развития страны.
Какова динамика основных макроэкономических показателей России?
Динамика основных макроэкономических показателей России может быть разной в разные периоды времени. Например, валовой внутренний продукт может расти или снижаться, инфляция может быть высокой или низкой, уровень безработицы может меняться и т.д. Все эти показатели связаны с ситуацией на рынке труда, состоянием отраслей экономики и другими факторами.
В чем состоит роль государства в изменении макроэкономических пропорций?
Государство играет важную роль в изменении макроэкономических пропорций. Оно может принимать меры по стимулированию экономического роста, созданию рабочих мест, сокращению инфляции и т.д. Например, государство может проводить налоговую и кредитную политику, инвестировать в развитие отраслей экономики, заключать международные договоры для поддержки экспорта и т.д. Все это может влиять на макроэкономические пропорции и позволять достичь оптимального развития экономики страны.
Что такое макроэкономические пропорции и какую роль они играют?
Макроэкономические пропорции - это соотношения между различными макроэкономическими показателями, такими как ВВП, инфляция, безработица и другие. Они отражают состояние и развитие экономики страны. Роль макроэкономических пропорций заключается в том, чтобы помочь государству понять и контролировать экономические процессы, принимать решения и разрабатывать политику в соответствии с текущими трендами и целями развития.