Эмоциональное развитие в раннем возрасте.
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 06.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и сущность эмоций
2. Особенности эмоций в раннем возрасте
Заключение
Литература
Он пытается проявить власть над близкими, стать господином положения [4].
Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье. Одни считают кризис неизбежным и находят в нем положительные стороны, поскольку через противопоставление себя окружающим ребенок лучше осознает свои возможности, границы своего «Я», овладевает эмоциональной и волевой сферами, устанавливает правила через нарушение запретов.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.
Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно впервые семь лет жизни ребенка.
Развитие эмоциональной сферы, тесно связано с формированием плана представлений. Образные представления приобретают эмоциональный характер, и вся деятельность ребенка становится эмоционально насыщенной. Игра, рисование, лепка, должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса [1].
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
В общении с родителями преобладают мотивы сотрудничества. Кроме родительской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.
Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования чувств дошкольника.
Таким образом, эмоциональное развитие детей раннего возраста является важной частью личностного развития детей, психического развития.
Заключение
Эмоции – один из наиболее древних по происхождению психических процессов и состояний. Простейшая эмоциональная реакция – удовольствие – неудовольствие. Эмоции связаны с определением потребностью (на основе прошлого опыта и других психических образований) полезности – вредности и значимости ситуации или воздействующих факторов. Эмоции выражают эту оценку и активизируют организм к действию. Ситуацию или воздействующий стимул оценивают потребности (актуальные, доминирующие) с привлечением прошлого опыта, установок, склонностей, стремлений и др.
Эмоции и чувства - это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам глубже понимать происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют нас в творческих поисках.
В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст в жизни ребенка охватывает период от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования.
Возраст трех лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение. Именно в три года у ребенка в основных чертах складывается характер, целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения – сугубо человеческие способы взаимодействия с миром людей и физических объектов. Кроме того, у ребенка складывается совершенно уникальное отношение к себе как к части окружающего его мира, т.е. формируются первые достаточно зрелые структуры образа себя.
От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей ребенка, а может обернуться эпохой упущенных возможностей, трудновосполнимых впоследствии. Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время, недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни. Многие корни неготовности детей к школьному обучению лежат в том, как совершается переход от раннего к дошкольному детству. Коррекционная работа с такими детьми – длительный и сложный процесс, поэтому столь актуальной является задача своевременного и педагогически корректного воздействия на ребенка переходного трехлетнего возраста, предотвращающего наиболее грубые просчеты в его воспитании.
Общение ребенка со взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают его внимание к новым объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, является одним из важных условий развития познавательной активности малыша.
Полноценное общение между детьми начинает складываться в раннем возрасте. В этот период малыши все чаще оказываются рядом друг с другом в яслях, на детской площадке во дворе. Эти ситуации располагают к возникновению первых контактов между детьми, способствуют проявлению интереса к сверстникам. Однако полноценное общение между малышами возникает не сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой. Интерес к действиям сверстника часто перерастает в конфликт из-за игрушки. Дети обычно стремятся завладеть именно той игрушкой, которая находится в руках у другого ребенка.
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Литература
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с
Ильин И.П, Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. 180 с.
Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Дробинская А.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Кризис трех лет. // Воспитание детей в семье от рождения до 3-х лет/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1999. 336 с.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Возрастная и педагогическая психология. Тексты /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-272с. С. 113
2
1.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с
2.Ильин И.П, Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001
3.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. 180 с.
4.Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Дробинская А.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Кризис трех лет. // Воспитание детей в семье от рождения до 3-х лет/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
5.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1999. 336 с.
6.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Возрастная и педагогическая психология. Тексты /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-272с. С. 113
Вопрос-ответ:
Что такое эмоции?
Эмоции - это комплексные психофизиологические проявления, которые характеризуются субъективным переживанием и включают физиологическую активацию, выражение в мимике и жестах, а также мотивационное направление поведения. Они отражают нашу реакцию на определенные ситуации или события.
Какие особенности имеют эмоции в раннем возрасте?
В раннем возрасте дети еще не развили полностью способность регулировать свои эмоции. Они часто проявляют эмоции без контроля и не могут эффективно выражать свои потребности и желания. Это связано с незрелостью их нервной системы. Кроме того, дети в этом возрасте могут испытывать эмоции более интенсивно, чем взрослые, из-за отсутствия опыта и навыков их управления.
Какими симптомами проявляется кризис раннего возраста?
Специалисты по детской психологии описывающие симптомы кризиса подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания и против сложившейся ранее системы отношений в семье. Ребенок может проявлять агрессивность, непослушание, сопротивление взрослым. Некоторые дети могут иметь проблемы со сном, аппетитом и обнаруживать снижение активности.
Что делать, если ребенок проявляет агрессию и непослушание в раннем возрасте?
Если ребенок проявляет агрессивность и непослушание, важно понять, что это нормальная часть его эмоционального развития. Вместо того, чтобы наказывать его или строго запрещать его эмоции, взрослым следует помогать ребенку выразить свои эмоции словами, научить его управлять своим поведением и находить конструктивные способы решения проблем.
В чем положительные стороны кризиса раннего возраста?
Некоторые специалисты считают, что кризис раннего возраста имеет неизбежный характер и может иметь положительные стороны. Он помогает ребенку развивать свою самостоятельность, формировать свою индивидуальность и обретать независимость от родителей. Кризис также может способствовать переосмыслению и изменению семейных отношений в сторону более гармоничных и взаимопонимающих.
Что такое эмоции?
Эмоции - это психологические состояния, которые сопровождают наши реакции на различные ситуации и события. Они проявляются через изменение настроения, физические проявления (мимика, телодвижения) и внутренние ощущения.
Какие особенности эмоций в раннем возрасте?
Эмоции в раннем возрасте имеют некоторые особенности. Дети в этом возрасте еще не развили полностью свою эмоциональную регуляцию, поэтому их эмоции могут быть более интенсивными и неустойчивыми. Они часто реагируют на окружающие события сильными эмоциальными всплесками, так как не имеют достаточного опыта в преодолении эмоциональных трудностей.
Какие симптомы характерны для кризиса в эмоциональном развитии ребенка?
Специалисты по детской психологии описывающие симптомы кризиса подчеркивают, что в его центре стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье. Ребенок может проявлять агрессию, негативные эмоции, пытаться проявить власть над близкими и стать господином положения.
Какие взгляды существуют на кризис эмоционального развития в раннем возрасте?
Одни считают кризис неизбежным и находят в нем положительные стороны, поскольку через противоречия и конфликты ребенок может развиваться и достигать новых стадий эмоционального развития. Другие считают, что кризис может быть предупрежден рациональным и эмоциональным развитием ребенка, поэтому воспитательные методы и родительская поддержка играют важную роль в преодолении кризиса.
Как можно помочь ребенку пройти кризис эмоционального развития в раннем возрасте?
Для помощи ребенку в преодолении кризиса эмоционального развития важно обеспечить ему поддержку и понимание. Родители и близкие должны быть готовы поддержать ребенка, выслушать его, найти общий язык и научить его адекватно выражать свои эмоции. Также важно создать благоприятную эмоциональную обстановку, учить ребенка эмоциональной регуляции и помогать ему развивать социальные навыки.
Что такое эмоции и почему они важны в раннем возрасте?
Эмоции - это состояния, которые возникают в ответ на внутренние или внешние события и проявляются через физиологические, психологические и поведенческие реакции. В раннем возрасте эмоции играют огромную роль в развитии ребенка, так как они помогают ему осознавать и выражать свои чувства, устанавливать и поддерживать социальные связи, а также регулировать свое поведение.