Образ Души в мифах народов мира
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 14.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Ведение
Образ Души в мифах народов мира
Заключение
Список литературы
Например, у народов Австралии считалось, что душа покойника сама умирает через некоторое время (т.e. память о ней уходит). Для разноклассовых обществ характерны представления о том, что душа знатных имеет в загробном мире жизненныеблага, а душа простых людей ведет жалкое существование или вообще гибнет (Полинезия). Наконец, при обострении классовых противоречий, усложнении общественной жизни и общем росте морального сознания общества появляется идея загробного воздаяния: душа добрых, справедливых, «праведных» получат вечное блаженство в раю, а душа злых, «грешников» будут вечно мучиться (гореть) в аду. Эта идея утешения страдающих надеждой на загробную награду и устрашения грешников адскими мучениями повела в мифологических системах мировых религий, особенно в христианстве, к резкому противопоставлению душа телу, к превращению идеи души в центральное понятие всего вероучения, к догмату о ничтожности, греховности тела и телесного и к переносу главной цели человеческой жизни на спасение души. Вместе с тем само представление о душе достигло в христианстве максимальной степени дематериализации, хотя сохранился и чисто антропоморфный её образ.Известную альтернативу учению о загробной судьбе души составляет идея реинкарнации (переселение души, метампсихоз), восходящая тоже к глубокой древности. Истоки этой идеи - вера в тотемическуюреинкарнацию (человек отождествляется с тотемическим предком, поселяющимся в его теле). У некоторых народов (эскимосы, индейцы Северной Америки) есть вера в то, что в ребёнка вселяется душа его деда. В Индии идея метампсихоза прочно связана с кастовым строем и с понятием о моральной причинности, т.е. карме. В награду за строгое исполнение законов касты человек вознаграждается – более высоким рождением, а за их нарушение его душа (атман) наказывается – рождением в низшей касте или в теле животного и другое. В буддизме рассматривают иную философско-мифологическую трактовку: существование души человека и её бессмертие отрицается, но считается, что составляющие личность человека группы психофизических элементов и состояний «скандхи», распадаясь после его смерти, вновь соединяются под действием кармы и создают новую личность.ЗаключениеПонятие души принимается представлениями, как об особой силе, существующей в теле человека или животного, а иногда растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого мира. В ходе развития мифологического мышления образовалось понятие о душе, как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой её потере, привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе, как о субстанции, существующей независимо от тела.В связи с тем, что душа воспринимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии. Душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Душу считают первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.Список литературыТэйлор Э. В., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Вундт В., Миф и религия, [рус.пер.], СПБ, [1913]; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем., М., 1923; Чернецов В. Н., Представления о душе у обских угров, в сб.: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований, М., 1959; Баскаков Н. А., Душа в древних верованиях тюрков Алтая, «Советская этнография», 1973, №
1.Тэйлор Э. В., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939;
2.Вундт В., Миф и религия, [рус. пер.], СПБ, [1913];
3.Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем., М., 1923;
4.Чернецов В. Н., Представления о душе у обских угров, в сб.: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований, М., 1959;
5.Баскаков Н. А., Душа в древних верованиях тюрков Алтая, «Советская этнография», 1973, №
Вопрос-ответ:
Какие представления о душе существуют у народов Австралии?
У народов Австралии считалось, что душа покойника сама умирает через некоторое время, т.е. память о ней уходит.
Чем отличаются представления о душе знатных и простых людей в разноклассовых обществах?
В разноклассовых обществах душа знатных людей считается имеющей в загробном мире жизненные блага, а душа простых людей ведет жалкое существование или вообще гибнет.
Какие представления о душе существуют в полинезийских культурах?
В полинезийских культурах душа рассматривается как неотъемлемая часть человека, продолжающая существование после физической смерти.
Какие изменения происходят в представлениях о душе с обострением классовых противоречий и усложнением общественной жизни?
С обострением классовых противоречий и усложнением общественной жизни происходит усложнение представлений о душе, появляются новые верования и ритуалы, связанные с загробным миром.
Какие народы мира имеют свои собственные представления о душе?
Почти все народы мира имеют свои собственные представления о душе, каждая культура имеет свои мифы и легенды, рассказывающие о природе и судьбе души.
Какие представления существуют о душе у народов Австралии?
У народов Австралии считалось, что душа покойника умирает через некоторое время, и память о ней уходит.
Какие представления о душе существуют в разноклассовых обществах?
В разноклассовых обществах считается, что душа знатных людей имеет в загробном мире жизненные блага, в то время как душа простых людей ведет жалкое существование или гибнет.
Какие представления о душе есть в полинезийских мифах?
В полинезийских мифах имеются представления о душе, которая получает после смерти возможность наслаждаться благами загробного мира.
Как меняются представления о душе с обострением классовых противоречий и усложнением общественной жизни?
С обострением классовых противоречий и усложнением общественной жизни представления о душе становятся более сложными и перестают быть универсальными.
Какие мифологические представления о душе существуют у разных народов мира?
Мифологические представления о душе разных народов мира разнообразны и включают в себя различные верования о ее природе, судьбе после смерти и взаимодействии с живыми людьми.
Какие представления о душе были у народов Австралии?
У народов Австралии считалось, что душа покойника сама умирает через некоторое время, то есть память о ней уходит.
Какие представления о душе были характерны для разноклассовых обществ?
Для разноклассовых обществ характерны представления о том, что душа знатных имеет в загробном мире жизненные блага, а душа простых людей ведет жалкое существование или вообще гибнет.