Анализ дневников В. Брюсова (нач 20в Серебрянный век)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 21 21 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.09.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДНЕВНИКОВ В.Я. БРЮСОВА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКСТА ДНЕВНИКОВ В.Я. БРЮСОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА


Фрагмент для ознакомления

Таким образом, героями дневника становятся и различного рода авторы книг, статей, которые воспринимаются с позиции пишущего. Здесь существенно отметить и интертекстуальные моменты в произведениях такого жанра. Например, В.Я. Брюсов цитирует конспективно статью Зинаиды Венгеровой следующим образом:

1892. ОктябрьМЫСЛИ И ИДЕИ<...>XLII
Поэты-символисты. Основатели школы (во Франции) — Поль Верлен (1 сбор<ник> вышел <в 18>65 г. — реформировал и размер. Перелом в деят<ельности> — по напр<авлению> к символизму в <18>71 г. С <18>81 года увлекся католичеством) и Маллармэ — (пишет непонятно, понимают лишь посвященные).
Артур Римбо (наименее понятный) *
Жюль Лафорг (музыкальность).
Роденбах, Тальяд, Г. Кан, Маргерит, Ренье, Мерсо.
Жан Мореас (стоит несколько особо).
Из статьи Зин. Венгеровой “В<естник> Е<вропы>”,
<18>92, № 9 [15]. * Пис<ал> <18>69-<18>71 (лет 18), а в нач<але> 80<-х> год<ов> исчез, не напечатав ни одного стих<отворения>. Верл<ен> тщат<ельно> сохра<нил> уцелевшие и превозн<осил> его гениальн<ость>.

Такого типа цитаты о многом говорят в плане тенденций эволюции автора написанного. В данном случае речь идёт, конечно, о творческой эволюции, так как перед нами дневник поэта, который обнаруживает интерес к французским символистам. Исходя из чего, можно прогнозировать либо дальнейшее углубление в эту сферу, что, в общем-то, и произошло, либо, наоборот, какой-то внутренний спор, противоречие.
Характерной чертой в целом для дневников также являются некоторые программы действий, план каких-либо событий, например:

2 Янв<аря> <18>92 <так!>.
Привет тебе, Новый год!
Последний год второго десятка моей жизни, последний год гимназии...
Пора!
За дело, друг!
Вот программа этого года.
1) Выступи на литер<атурное> поприще.
2) Так или иначе покончи с Красков<ыми>, т.е. или заведи посерьезнее интрижку, или распростись с ними.
3) Бли<с>тательно кончи гимназию.
4) Займи отдельное положение в универс<итете>.
5) Приведи в порядок все свои убеждения.
6)
7)
8)
Между прочим, сделаю пробу. Пошлю переводы из Верлена в “Нов<ости> Иностр<анной> Лит<ературы>”, “Тени” — в “Артист”, и “Николая” — в “Ребус” (24).

Автор настраивает себя на определённые действия, в этом смысле дневник выполняет собственно функцию психологического характера. Но в то же время информация важна и в плане понимания причин, которые повлияли на действия автора. Это также проявляется в виде элементов самоанализа, а также выражений, представляющих анализ процессов реальной жизни с позиций пишущего. Например:

4 М<а>р<та>. <18>93
Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное. Без догматов можно плыть всюду . Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу их: это декадентство и спиритизм. Да! Что ни говорить, ложны ли они, смешны ли, но они идут вперед, развиваются, и будущее будет принадлежать им, особенно если они найдут достойного вождя. А этим вождем буду я!

Данная запись во многом демонстративного характера, которая во многом ориентирована на предполагаемого читателя дневника. Такое самоопределение должно создать некий ореол вокруг роли поэта на выбранном поприще, а также мифологизировать его фигуру в литературе и в реальной жизни.
Итак, мы рассмотрели ряд существенных черт дневниковых записей В.Я. Брюсова, установив при анализе наличие трёх главных тематических линий в его содержании, и появление в связи с этим определенных героев в создаваемом таким образом семантическом пространстве. При этом текст во многом ориентирован на предполагаемого читателя, что лишает его ряда существенных черт, характерных именно для дневников, например, исповедальность, искренность и т.п.

Заключение


Дневник представляет собой записки, которые составляются определённым субъектом о событиях внутренней и внешней жизни. Наиболее значимые жанровые особенности данного рода текстов – это хронологический порядок, исповедальность, фиксация событий, самоанализ, присутствие точной даты, сплетение элементов документального и художественного.
В основном дневники не могут считаться художественными произведениями, однако, в литературе, начиная с XIX века, дневник сформировался в определённого рода жанр, например, «Дневник писателя Ф.М. Достоевского. Писательские дневники выполняют несколько функций. Так, и рассмотренный нами щдневник В.Я. Брюсова предполагался как часть собственного жизнеописания, которое он так и не сумел осуществить. Таким образом, поэту было важно, чтобы читатели поняли не только его стихи, но и его самого. В то же время автор видел в своих записях не только материалы к автобиографии, он сравнивал их с дневниками братьев Гонкуров и считал, что они должны представлять интерес не столько его личностью, сколько теми людьми, с которыми ему приходилось встречаться.
В дневниках В.Я. Брюсова можно выделить три наиболее значимые тематические линии:

Тема отношений поэта с женщинами (любовные сюжеты)
Творчество Брюсова, стихотворения.
Литературное направление – это цитаты из книг, статей и т.п., фиксация встреч с соратниками по творчеству и другими поэтами и писателями, собственно «литературный быт».

Имплицитность данных линий обусловило и появление в тексте упоминаний об определенных лицах, которые выступают героями в создаваемом таким образом семантическом пространстве. При этом текст во многом ориентирован на предполагаемого читателя, что лишает его ряда существенных черт, характерных именно для дневников, например, исповедальность, искренность и т.п.


Литература

1. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. 640 с.
2. Богомолов Н.А. Из дневника В.Брюсова 1892-1893 годов // НЛО №65 М. 2004 / Электронный ресурс, режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/br12-pr.html
3. Брюсов Валерий. Дневники. Письма. Автобиографическая проза / Сост., вступ. ст. Е.В. Ивановой. М., 2002. С. 19-162.
4. Брюсова И.М. [Вступительное слово] // Брюсов Валерий. Дневники. 1891-1910. М. 2002. С. 3-18
5. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века»ю М. 1993. С. 5-44.
6. Дынник В. Дневник // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А - П. Стб. 210 – 212.
7. Лотман М.Ю. Минц З.Г. Символизм // Лотман М.Ю. Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллин, 1989, С.42-62.
8. Мережковский Д. С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы // Критика русского символизма. / Ред. Богомолов Н.А., М. 2002. С. 41-61.
9. Новожилова А.М. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра. А/р. дисс… канд. филол. наук. СПб, 2005, 24 с.
10. Песков А. М., Турбин В. Н. Дневник // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 140 - 141.

Песков А. М., Турбин В. Н. Дневник // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 140.
Новожилова А.М. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра. А/р дисс… канд. филол. наук. СПб, 2005, 6 с.
Лотман М.Ю. Минц З.Г. Символизм // Лотман М.Ю. Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллин, 1989, С.42-62.
Лотман М.Ю. Минц З.Г. Символизм … (Указ. соч.)
Мережковский Д. С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы // Критика руского символизма. / Ред. Богомолов Н.А., М. 2002.
Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века»ю М. 1993. С. 5-44.
Новожилова А.М. указ. соч. С. 8.
Богомолов Н.А. Из дневника В.Брюсова 1892-1893 годов // НЛО №65 М. 2004//Электронный ресурс, режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/br12-pr.html
Новожилова А.М. Указ. соч. С. 9.
Богомолов Н.А. Указ. соч. // НЛО №65 М. 2004
Брюсов Валерий. Дневники. Письма. Автобиографическая проза / Сост., вступ. ст. Е.В. Ивановой. М., 2002. С указанием страниц в скобках..












2

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века. Портре-ты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. 640 с.
2. Богомолов Н.А. Из дневника В.Брюсова 1892-1893 годов // НЛО №65 М. 2004 / Электронный ресурс, режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/br12-pr.html
3. Брюсов Валерий. Дневники. Письма. Автобиографическая проза / Сост., вступ. ст. Е.В. Ивановой. М., 2002. С. 19-162.
4. Брюсова И.М. [Вступительное слово] // Брюсов Валерий. Дневники. 1891-1910. М. 2002. С. 3-18
5. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «сереб-ряного века»ю М. 1993. С. 5-44.
6. Дынник В. Дневник // Литературная энциклопедия: Словарь литера-турных терминов: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А - П. Стб. 210 – 212.
7. Лотман М.Ю. Минц З.Г. Символизм // Лотман М.Ю. Минц З.Г. Ста-тьи о русской и советской поэзии. Таллин, 1989, С.42-62.
8. Мережковский Д. С. О причинах упадка и новых течениях современ-ной русской литературы // Критика русского символизма. / Ред. Богомолов Н.А., М. 2002. С. 41-61.
9. Новожилова А.М. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Си-няя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): пробле-мы поэтики жанра. А/р. дисс… канд. филол. наук. СПб, 2005, 24 с.
10. Песков А. М., Турбин В. Н. Дневник // Лермонтовская энциклопе-дия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 140 - 141.

Вопрос-ответ:

Какое значение имели дневники В. Брюсова в начале 20 века?

Дневники В. Брюсова в начале 20 века имели большое значение, так как они позволяли писателю фиксировать свои мысли, эмоции, впечатления и вносить коррективы в свои произведения.

Что делает героев дневников В. Брюсова особенными и интересными?

Герои дневников В. Брюсова становятся интересными, потому что они не только авторы книг и статей, но и лица, видящие мир с позиции писателя. Они выражают свои мысли и идеи, которые воспринимаются с позиции пишущего.

Каким образом в дневниках В. Брюсова проявляются интертекстуальные моменты?

В дневниках В. Брюсова интертекстуальные моменты проявляются через цитирование других произведений. Например, он конспективно цитирует статью Зинаиды Венгеровой о поэтах символистах.

Какое значение имеют интертекстуальные моменты в произведениях жанра дневника?

Интертекстуальные моменты в произведениях жанра дневника имеют большое значение, так как они позволяют писателю обратиться к другим произведениям, цитировать их и использовать их для выражения своих мыслей и идей.

Какое значение имеют дневники В. Брюсова для его литературного творчества?

Дневники В. Брюсова имеют большое значение для его литературного творчества, так как они позволяют ему фиксировать свои мысли, эмоции, впечатления и использовать их для создания своих произведений. Они помогают ему развивать свое творчество и вносить коррективы в уже написанные работы.

Какая тема анализируется в статье на тему "Анализ дневников В Брюсова нач 20в Серебрянный век ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ДНЕВНИКОВ В Я БРЮСОВА ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕКСТА ДНЕВНИКОВ В Я БРЮСОВА ЛИТЕРАТУРА"?

В статье анализируются дневники В. Брюсова в контексте серебряного века начала 20-го века.

Какие главы рассматриваются в статье на тему "Анализ дневников В Брюсова нач 20в Серебрянный век ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ДНЕВНИКОВ В Я БРЮСОВА ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕКСТА ДНЕВНИКОВ В Я БРЮСОВА ЛИТЕРАТУРА"?

В статье рассматриваются главы 1 и 2, которые посвящены истории дневников В. Брюсова и анализу текстов его дневников соответственно.

Кто в основном становятся героями дневника в статье на тему "Анализ дневников В Брюсова нач 20в Серебрянный век ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ДНЕВНИКОВ В Я БРЮСОВА ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕКСТА ДНЕВНИКОВ В Я БРЮСОВА ЛИТЕРАТУРА"?

В статье отмечается, что героями дневника В. Брюсова становятся различные авторы книг и статей, которые воспринимаются с позиции пишущего.

Какие моменты упоминаются в произведениях жанра дневников, анализируемых в статье на тему "Анализ дневников В Брюсова нач 20в Серебрянный век ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ДНЕВНИКОВ В Я БРЮСОВА ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕКСТА ДНЕВНИКОВ В Я БРЮСОВА ЛИТЕРАТУРА"?

В произведениях такого жанра упоминаются интертекстуальные моменты, например, в статье В. Брюсов цитирует конспективно статью Зинаиды Венгеровой.

Что такое серебряный век и как он связан с анализом дневников В. Брюсова?

Серебряный век - это эпоха культурного расцвета в начале 20 века в России. В рамках анализа дневников В. Брюсова, серебряный век является временем, в которое приходится создание и публикация его дневников. Дневники В. Брюсова, как документы этой эпохи, позволяют лучше понять исторический и культурный контекст того времени.

Кто является героями дневника В. Брюсова?

В дневнике В. Брюсова героями становятся различные авторы книг и статей, которые описываются и анализируются с позиции самого Брюсова. Он воспринимает эти авторы как героев своего дневника и цитирует их работы, чтобы поделиться своими мыслями и идеями.

Какие интертекстуальные моменты присутствуют в произведениях В. Брюсова?

В произведениях В. Брюсова встречаются интертекстуальные моменты, то есть ссылки на другие тексты и авторов. Например, в его дневнике он цитирует конспект статьи Зинаиды Венгеровой о поэтах символистах. В таком контексте интертекстуальные моменты служат для расширения смыслового поля и создания своеобразной диалогической структуры в произведениях В. Брюсова.