Родовое проклятие в английском готоческом романе на примере Уолпола "Замок Отранто"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 20.06.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1. Становление жанра готического романа
1.1. Эстетическая ситуация предромантизма
1.2. Формирование основ жанра готического романа
Выводы
2. Жанровая специфика готического романа
2.1. Основные жанровые особенности готического романа
2.2. Мотив родового проклятия в романе Г. Уолпола «Замок Отранто»
Выводы
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Неожиданная смерть Конрада в день бракосочетания – он был раздавлен возле часовни гигантским шлемом, который в точности (кроме размеров) соответствовал шлему мраморной статуи, изображающей Альфонсо Доброго, одного из прежних владельцев замка – параллельно с мотивом тайны вводит в повествование мотив ужаса: «… он быстро шагнул вперед и <…> увидел перед собою тело своего сына, раздавленное и наполовину прикрытое гигантским шлемом, во сто раз большим, чем любая каска, когда-либо сделанная для головы человека, и увенчанным огромным пучком перьев. Ужасная картина, которая предстала перед ним, полнейшая загадочность происшедшего несчастья <…> – все это подействовало на Манфреда так, что он лишился дара речи» [Готический роман, 2007: 44]. Далее таинственные события, вызывающие ужас у обитателей замка, нагнетаются в повествовании, подобно снежному кому:
Манфред с маниакальной одержимостью начинает преследовать Изабеллу, вынуждая ее согласиться на брак с ним;
портрет его деда Рикардо неожиданно оживает: призрак хочет о чем-то предупредить Манфреда, ведет его за собой до конца галереи замка, но дверь в горницу перед князем захлопывается;
Изабелла, воспользовавшись подземным ходом, с помощью молодого крестьянина Теодора убегает из замка и находит убежище у отца Джерома в церкви Святого Николая;
вассалы Манфреда с ужасом замечают присутствие в горнице замка призрака рыцаря-великана: «… это – великан, он, верно, весь закован в латы; я видел его ступню и часть голени, они такие же огромные, как и шлем, что лежит посреди двора» [Готический роман, 2007: 66];
неожиданно выясняется, что Теодор, приговоренный Манфредом к смертной казни, – благородного происхождения: он сын отца Джерома, графа Фальконара;
у ворот замка появляется Рыцарь Большого Меча, вассал бесследно пропавшего в Палестине маркиза да Виченца: он заявляет свои права на Изабеллу и княжество Отранто;
Матильда – вопреки воли отца – освобождает Теодора, и молодые люди влюбляются друг в друга;
Теодор, ошибочно полагая, что Рыцарь Большого Меча один из вассалов князя Манфреда, в честном поединке наносит ему несколько ран;
выясняется, что Рыцарь Большого Меча – долгое время находившийся в плену у неверных маркиз да Виченца, отец Изабеллы;
маркиз, полагая, что вскоре умрет, рассказывает о вещем сне, который привел его сначала к таинственному Мечу, а затем к замку Отранто;
сначала Матильда, а затем и Манфред обращают внимание на невероятное сходство Теодора и портрета Альфонса Доброго;
оправившись от ран, Фредерик да Виченца влюбляется в Матильду и соглашается на предложение Манфреда забыть о былой вражде, заключив браки с дочерьми друг друга;
Фредерику является призрак монаха-отшельника, передавшего ему Меч Альфонсо Доброго, и требует отречься от Матильды;
Манфред совершает свое последнее преступление: ослепленный ревностью к Теодоро, он убивает Матильду, в темноте приняв ее за Изабеллу;
выясняется, что Теодор прямой потомок Альфонсо Доброго и по праву может претендовать на княжество Отранто;
стены замка рушатся, среди развалин появляется исполинская фигура призрака Альфонсо Доброго и называет Теодоро своим истинным наследником;
раскаявшийся Манфред раскрывает суть старинного пророчества, которое свершилось, несмотря на все его усилия преодолеть силу рока.
Интрига на протяжении повествования сохраняется за счет варьирования постоянных мотивов, связанных с какими-либо тайнами, разгадка которых – в прошлом героев романа: Манфред ото всех скрывает, что его дед Рикардо отравил Альфонсо Доброго и присвоил себе его княжеский титул; Фредерик да Виченца, прибыв в замок Отранто, не называет Манфреду свое настоящее имя, представляясь Рыцарем Большого Меча – вестником рока; с Теодоро связана тайна его рождения и т.д. Ужасное в романе «Замок Отранто», в свою очередь, зеркально отражает тему рока с такими его атрибутами, как гигантский шлем и огромный меч Альфонсо Доброго, призраки рыцаря-великана, Рикардо и монаха-отшельника. Сюжетную динамику повествования создают упорные попытки Манфреда преодолеть силу рока и сохранить за собой и своими потомками право на княжеский титул: отсюда его стремление сначала женить своего сына – а после его смерти – самому жениться на Изабелле, которая по боковой линии была законной наследницей княжества Отранто.
Торжество рока: угасание рода Манфреда и возрождение рода Альфонсо Доброго в лице его прямого потомка Теодоро, женившегося на прекрасной Изабелле, – утверждает четкие правила, по которым выстроен мир.
В творчестве Г. Уолпола и ряда его последователей сверхъестественное и ужасное сами становятся темой произведения, предметом художественного и философско-психологического исследования. При этом меняется и трактовка «сверхъестественного». Оно начинает выполнять в повествовании не провиденциальную, а устрашающую функцию, оно становится воплощением Зла – непостижимого, загадочного, опасного – и изображается как принципиально чуждое человеку «ирреальное» начало. Тем самым «готический» роман моделирует ситуацию встречи человеческого «я» с Абсолютно Иным, которое безмерно превосходит и подавляет личность человека – и в то же время внушает ей чувство, близкое к священному трепету, к благоговейному страху, чувство почти что религиозного восторга и преклонения перед непостижимым величием высших сил. В этой противоречивости эмоций, вызываемых ирреальным, проявляется его парадоксальная близость человеку, далеко не всегда человеком осознаваемая.


Выводы


Г. Уолпол считается родоначальником традиции готического романа. Центральным мотивом в его произведении становится мотив родового проклятия, от которого главный герой не может избавиться никаким другим образом, кроме раскаяния.
Центральной особенностью готического романа является действие потусторонних сил, и в романе «Замок Отранто» закладываются практически все сюжетные мотивы более поздних произведений в этом жанре: чудеса, призраки, колдовские чары, вещие сны, оживающие статуи и картины.
Для романа «Замок Отранто» характерно задействование двух очень сильных эмоций человека. Сам Уолпол писал, что главное орудие автора – это ужас, который не дает ни на минуту расслабиться читателю. Однако в романе ужасу сопутствует сострадание к героям романа, причем можно отметить, что потенциально оба эти чувства применимы к любому персонажу. Ужас и сострадание попеременно захватывают читателя, не давая ему отвлечься от повествования.
Важнейшие приемы сюжетостроения, использованные Г. Уолполом, будут затем тиражироваться во множестве произведений данного жанра. Одним из таких приемов является тайна родства одного из героев, которая раскрывается постепенно на протяжении всего повествования. Даже одна эта линия события уже представляется довольно увлекательной для читателя.
Действие потусторонних сил явлено в романе с особой четкостью и особым разнообразием, при этом все чудесные события (гигантский шлем, рука и нога рыцаря, кровоточащая каменная статуя) связаны общей нитью реализации родового проклятия князя Манфреда, однако связь между этими событиями также открывается в романе постепенно, и только к финалу, к моменту раскаяния Манфреда Орантского читатель в ретроспективе осознает всю цепь описанных событий как предуготовленную кару князя.
Воплощением страха и ужаса в готическом романе становится сам замок – предмет притязаний большинства героев романа, это мрачное сооружение, в котором множество лабиринтов и лестниц, потайных помещений, подземелий и т.д. Все эти черты замковой архитектуры практически без изменения перейдут в другие готические романы, а сам замок в последующих произведениях закрепит свое символическое значение как знак родового проклятия его владельца.



Заключение


«Готический» роман – это уникальное литературно-художественное явление в Англии рубежа XVIII и XIX вв. В Англии XVIII в. наблюдалась своего рода «готическая» эпидемия. С 1762 по 1850-е гг. было издано около шестисот «готических» произведений, принадлежавших перу известных и неизвестных писателей. Многие из «готических» романов, жадно читавшиеся повсюду, появлялись в различных изданиях, переводились на многие европейские языки. Популярность жанра определила его коммерческий успех и появление публичных «готических» библиотек.
«Готические» рассказы, повести и романы отличались своим оформлением. Лучшие образцы жанра – книги Х. Уолпола, Э. Радклиф, М.Г. Льюиса, М. Шелли, Ч.Р. Метьюрина – выходили сериями из трех-четырех томов в превосходных переплетах с золотым тиснением. Основная масса готической продукции являлась на свет в виде дешевых (от пенса до шиллинга) брошюр с яркими, привлекательными иллюстрациями. Благодаря своей дешевизне эти издания были доступны малоимущим людям и никогда не залеживались на прилавках.
Анализ английской «готической» литературы XVIII в. свидетельствует о ее идейно-содержательном и жанрово-эстетическом разнообразии, о множественности питавших эту литературу традиций и сложности их взаимодействия друг с другом в структуре «готического» повествования. Возникшая на основе синтеза различных жанров, «готическая» проза в процессе своей эволюции в полной мере реализовала эту исходную широту художественных принципов, идеологическую и эстетическую открытость, породив произведения, весьма отличные друг от друга – и близкие к жанру romance, и тяготеющие к novel, и представляющие собой сложное переплетение этих повествовательных форм. Представая в различных вариантах и модификациях, литературная «готика» на деле оказывается шире ее традиционных определений и в том числе – самоопределений: очевидно, что, вопреки широко распространенной еще с конца XVIII в. трактовке, понятия «готический роман» и «romance» не синонимичны и что соотношение их с понятием «novel» не сводится к простому противопоставлению. Английский «готический» роман предстает относительно свободной конструктивной формой прозаического повествования, подчиняющейся у разных авторов различным художественным задачам – от стилизации Средневековья до исследования темных, заповедных глубин человеческого сознания. Свобода этой формы заключается в ее функциональной, идеологической, эстетической и временной «неприкрепленности»: появившись на свет и дав свои классические образцы на рубеже XVIII-XIX вв., «готический» роман вместе с тем не является принадлежностью лишь породившей его эпохи.



Список использованной литературы



Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. – 543 с.
Вацуро В.Э. Готический роман в России. – М.: НЛО, 2002. – 543 с.
Вершинин И.В., Луков В.А. Предромантизм: новое в литературной эстетике // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – т. 11(4). – С. 1519-1527.
Горохов П.А. Герои и антигерои английской готической прозы // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – 2005. – № 11. – С. 23-31.
Готическая традиция в русской литературе / под ред. Н. Тамарченко. – М.: Издательский центр РГГУ, 2008. – 352 с.
Готический роман. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.
Григорьева Е.В. Средневековый архитектурный колорит и его роль в пространственно-временной организации «готического» романа // Литература в диалоге культур. – Ростов н/Д., 2003. – С. 66-72.
Жирмунский В.А., Сигал Н.А. У истоков европейского предромантизма // Гораций Уолпол. Замок Отранто; Жак Казот. Влюбленный дьявол; Уильям Бекфорд. Ватек. – Л.: Наука, 1967. – С. 249-284.
Жирмунский В.М. Английский предромантизм // Из истории западноевропейских литератур. – Л.: Наука, 1981. – С. 149-174.
Заломкина Г.В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете. – Самара: Самарск. гос. ун-т, 2006. – 227 с.
Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Английская литература XVIII в. / под общ. ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1990. – 458 с.
Ковалькова Т.М. Готический канон в английской литературе второй половины XIX – начала ХХ вв // Филологич. заметки. – 2002. – С. 50-54.
Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы романтизма. – М.: Наука, 1978. – 210 с.
Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. – М.: Языки славянской культуры, 1998. – 822 с.
Луков В.А. Предромантизм: культурное явление и пути его осмысления // Проблемы филологии, культурологии, искусствознания. – 2010. – № 1. – С. 96-103.
Напцок Б.Р. Типология жанра английского «готического» романа XVIII в. // Филол. вестн. – 2002. – № 4. – С. 40-52.
Полякова А.А. Готический роман: Жанровый канон и типологические разновидности // Судьба жанра в литературном процессе. – 2005. – Вып. 2. – С. 145-156.
Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. – М.: Советский художник, 1985. – 304 с.
Скобелева Е.В. «Готическая» героиня – прекрасная и... страшная? // Вопросы филологии. – 2007. – № 1. – С. 99-102.
Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. – 230 с.
Тютюнник И.А. Категория «готического» в английской литературе XVIII века // Вопросы романо-германской филологии. – 2006. – Вып. 4. – С. 90-96.









29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. – 543 с.
2.Вацуро В.Э. Готический роман в России. – М.: НЛО, 2002. – 543 с.
3.Вершинин И.В., Луков В.А. Предромантизм: новое в литературной эстетике // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – т. 11(4). – С. 1519-1527.
4.Горохов П.А. Герои и антигерои английской готической прозы // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – 2005. – № 11. – С. 23-31.
5.Готическая традиция в русской литературе / под ред. Н. Тамарченко. – М.: Издательский центр РГГУ, 2008. – 352 с.
6.Готический роман. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.
7.Григорьева Е.В. Средневековый архитектурный колорит и его роль в пространственно-временной организации «готического» романа // Литература в диалоге культур. – Ростов н/Д., 2003. – С. 66-72.
8.Жирмунский В.А., Сигал Н.А. У истоков европейского предромантизма // Гораций Уолпол. Замок Отранто; Жак Казот. Влюбленный дьявол; Уильям Бекфорд. Ватек. – Л.: Наука, 1967. – С. 249-284.
9.Жирмунский В.М. Английский предромантизм // Из истории западноевропейских литератур. – Л.: Наука, 1981. – С. 149-174.
10.Заломкина Г.В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете. – Самара: Самарск. гос. ун-т, 2006. – 227 с.
11.Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Английская литература XVIII в. / под общ. ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1990. – 458 с.
12.Ковалькова Т.М. Готический канон в английской литературе второй половины XIX – начала ХХ вв // Филологич. заметки. – 2002. – С. 50-54.
13.Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы романтизма. – М.: Наука, 1978. – 210 с.
14.Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. – М.: Языки славянской культуры, 1998. – 822 с.
15.Луков В.А. Предромантизм: культурное явление и пути его осмысления // Проблемы филологии, культурологии, искусствознания. – 2010. – № 1. – С. 96-103.
16.Напцок Б.Р. Типология жанра английского «готического» романа XVIII в. // Филол. вестн. – 2002. – № 4. – С. 40-52.
17.Полякова А.А. Готический роман: Жанровый канон и типологические разновидности // Судьба жанра в литературном процессе. – 2005. – Вып. 2. – С. 145-156.
18.Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. – М.: Советский художник, 1985. – 304 с.
19.Скобелева Е.В. «Готическая» героиня – прекрасная и... страшная? // Вопросы филологии. – 2007. – № 1. – С. 99-102.
20.Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. – 230 с.
21.Тютюнник И.А. Категория «готического» в английской литературе XVIII века // Вопросы романо-германской филологии. – 2006. – Вып. 4. – С. 90-96.

Вопрос-ответ:

Что такое готический роман?

Готический роман - это жанр литературы, который характеризуется насыщенным эмоциональным содержанием, присутствием мистических и сверхъестественных явлений, темной и мрачной атмосферой. Он часто включает элементы ужаса, интриги, романтики и драматизма. Готический роман был особенно популярен в XVIII-XIX веках, и считается предшественником современного ужаса и фэнтези.

Какие особенности предромантизма можно найти в готическом романе?

В готическом романе можно увидеть некоторые особенности предромантизма, такие как интерес к необъяснимым явлениям, надрывная и яркая эмоциональность героев, стремление к изоляции и погружению в мир фантазий и сновидений. Также важным аспектом предромантизма является признание неустойчивости реальности и возможности наличия сверхъестественных сил в мире.

Какие основные жанровые особенности готического романа?

Готический роман обладает несколькими основными жанровыми особенностями. Во-первых, это присутствие сверхъестественных сил и явлений, которые добавляют эффекта ужаса и загадочности. Во-вторых, готический роман часто описывает изолированные и мрачные места, такие как замки, подземелья или кладбища. В-третьих, в нем присутствует эмоциональная напряженность и драматизм, а также фокус на чувствах и переживаниях героев.

Что означает мотив родового проклятия в романе Уолпола "Замок Отранто"?

Мотив родового проклятия в романе "Замок Отранто" символизирует бремя грехов и ошибок предшествующих поколений, которые преследуют и поражают потомство. Он добавляет к роману элемент трагической судьбы и неизбежности, придавая ему более мистическую и загадочную атмосферу. Проклятие служит своеобразным символом греха и наказания.

Какое место занимает роман "Замок Отранто" в становлении жанра готического романа?

Роман "Замок Отранто" занимает важное место в становлении жанра готического романа, так как он считается первым полноценным произведением этого жанра.

Какие жанровые особенности присущи готическому роману?

Готический роман характеризуется наличием мистических и жутких событий, темными и загадочными местами, а также насыщенным эмоциональным состоянием героев. Также в романе присутствуют элементы сверхъестественного и мистического.

В чем заключается мотив родового проклятия в романе "Замок Отранто" Уолпола?

Мотив родового проклятия в романе "Замок Отранто" Уолпола заключается в том, что родовое проклятие, связанное с прошлыми грехами и преступлениями героев, преследует их потомков и не позволяет им быть счастливыми.

Какие основные жанровые особенности присутствуют в романе "Замок Отранто"?

Основные жанровые особенности романа "Замок Отранто" включают в себя наличие загадок и тайн, появление сверхъестественных явлений, напряженную и мистическую атмосферу, а также элементы романтики и тревожности.

Какая неожиданная смерть происходит в романе "Замок Отранто"?

В романе "Замок Отранто" происходит неожиданная смерть Конрада в день его бракосочетания. Он был раздавлен возле часовни гигантским шлемом, который внезапно упал на него.