Основополагающие законы организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория организации
  • 37 37 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 05.06.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Основополагающие законы организации и их характеристика
1.1. Классификация законов организации и понятие потенциала организации
1.2. Закон самосохранения
1.3. Закон развития организации
1.4. Закон синергии
2. Характеристика ОАО «ЕСН» и рассмотрение на применение основополагающих законов организации
2.1. Общее описание организации
2.2. Организационная структура организации
2.3. Структура управления и функциональные обязанности основных должностных лиц организации
2.4. Характеристика организационно-правовой формы организации
2.5. Применение основополагающих законов организации в практической деятельности руководителя
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Акционерное общество является достаточно устойчивым образованием, его участник может осуществить выход из общества только путем продажи или иного отчуждения своих акций. В силу именно этого качества акционерные общества исторически возникали как самые устойчивые структуры. Для них практически исключена возможность «развала» общего имущества посредством выхода отдельных участников.
Недостаток данной организационно-правовой формы заключается в том, что для нее характерна сложная организация управления. Здесь создается многозвенная система органов управления (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля (ревизионная комиссия), определенным образом и весьма строго распределяется между ними компетенция, что, в конечном счете, не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества (предприятия), но и гарантирует права акционеров и других кредиторов акционерного общества.
В организации не предусмотрено привилегированных акций, только обыкновенные. Держатели этих акций являются реальными владельцами компании. Они принимают на себя самый большой риск, связанный с ней. Обыкновенные акции могут считаться бессрочным кредитом, предоставленным кампании в обмен на долю прибыли компании.
Права, связанные с акциями, перечисляются в уставе компании. Самое важное право акционера - это право голоса на собраниях компании по вопросам политики компании, одобрения дивидендов, предложенных директорами, избрания директоров, а также право на пропорциональную долю активов компании в случае прекращения ее деятельности.
Обыкновенные акции не дают права на получение фиксированного дивиденда, и, как говорилось выше, дивиденды по ним выплачиваются, как правило, только если компания получила прибыль.
При создании организации было произведено приобретение 500 акций учредителями (10 человек), в качестве взноса в уставный капитал. Акции были приобретены в равных долях, соответственно учредители имеют равные доли в уставном капитале организации. В случае необходимости увеличения уставного капитала буде производится размещение дополнительных акций: открытая подписка, форма оплаты – денежные средства.










2.5. Применение основополагающих законов организации в практической деятельности руководителя
Применение закона самосохранения организации в деятельности руководителя
Оценка эффективности реализации совокупных ресурсов организации и уровня её самосохранения – важный и ответственный этап управления. Первым шагом на этом пути является составление баланса созидательного и разрушительного потенциалов. Вот почему, принимая, казалось бы, наилучшее управленческое решение, нужно оценивать ситуацию непредвзято и просчитывать, как в шахматах, варианты развития событий.
Вторым шагом менеджера является определение основных направлений и разработка конкретных мероприятий, увеличивающих шансы организации в конкурентной борьбе.
К первоочередным организационно-экономическим мероприятиям, повышающим устойчивость организации в условиях рыночной экономики, могут быть отнесены: создание резервных денежных фондов, страхование ресурсов организации, диверсификацию профессиональной деятельности, заключение форвардных контрактов, разработку и внедрение новых технологий, маркетинговое сопровождение деятельности организации, совершенствование системы управления организацией.
В группе мероприятий с выраженной социально-психологической направленностью можно выделить: создание эффективной системы управления персоналом (СУП), непрерывное совершенствование основных процедур кадрового менеджмента.
С точки зрения определения организационно-экономических мероприятий, на сегодняшний день руководителем ОАО «ЕСН» разрабатывается программа создания Отдела маркетинга, которая позволит повысить гибкость организации в отношениях с внешней средой, увеличив ее способность к адаптации. Отдел маркетинга будет включать следующих специалистов:
начальник отдела – 1;
маркетолог – 1;
аналитик – 1;
специалист по рекламе – 1.
В центре маркетинговой деятельности любого предприятия находится подготовка и принятие на основе соответствующей информации управленческих решений о том:
на какой рынок предполагает выйти предприятие;
какие товары и услуги оно хочет там продавать;
каким образом это следует делать;
какие инструментарии маркетинга необходимо задействовать;
какие экономические и другие результаты должны быть получены.
Подготовка и принятие решений по данным направлениям требует разработки комплексной маркетинговой программы хозяйственной деятельности предприятия, являющейся неразрывной частью его общей научно-технической, производственной и финансово-экономической деятельности.
В этих программах заложены мероприятия по улучшению качества продукции, по изучению потребителей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, организации технического сервиса и расширения ассортимента производимой продукции и представляемых услуг. Решение этих задач находит свое отражение в планах маркетинга предприятия.
С точки зрения увеличения способности организации к адаптации ведутся значительные работы в области управления персоналом. Анализ текучести кадров, проведенный руководителем организации совместно с менеджером персоналу, привел к выводу о неэффективности существующей методики отбора персонала. Поэтому разработана новая методика отбора персонала, схематически представленная на рис. 7.

Рис. 7. Методика отбора персонала

Реализация данной методики позволяет повысить эффективность всей системы управления персоналом на предприятии, что в свою очередь, положительным образом скажется на функционировании компании в целом, повысит степень ее устойчивости и увеличит гибкость.



Применение закона синергии в деятельности руководителя
На практике эффект синергии «в чистом виде» встречается достаточно редко. Это обусловлено динамизмом рыночных отношений и крайней исключительностью «выпадения» необходимой комбинации из трёх основных сил (руководитель – подчинённые – внешние условия): оптимальной стратегии и тактики управления предприятием, высочайшего профессионализма и целеустремлённости персонала организации, благоприятной внешней ситуации (положительная синергия). Значительно чаще действие закона проявляется как серединное – между эмерджентностью и синергией.
Задача менеджера, как уже говорилось, состоит в том, чтобы найти такой набор элементов и, используя прогрессивные формы организации так соединить их между собой, чтобы синергия обеспечивала качественное увеличение потенциала как части системы, так и системы в целом.
Для повышения синергетического эффекта от совместных действий, необходимо четкое понимание каждым сотрудником организации того, как и ради чего нужно работать. Достижению этих целей служит активно развиваемая и поддерживаемая корпоративная культура.
Взаимоотношения сотрудников ОАО «ЕСН» и микроклимат в организации характеризуются и, в значительной степени, формируются ее корпоративной культурой. Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации, стили процедуры управления, концепции технологического и социального развития. Формирование и изменения организационной культуры компании направлены на интеграцию "мягкими средствами" внутренних ресурсов и усилий на достижение постановленных целей.
Организационная культура оказывает влияние на следующие аспекты деятельности организации: на общую результативность, на внутриорганизационные процессы (общение, принятие решений, карьера, социализация), на производственный процесс, на конкурентоспособность. Устойчивое функционирование и развитие организационной культуры достигается путем управления, основанного на организационной культуре. Чем сильнее организационная культура, тем разнообразнее элементы организации и устойчивее связи между ними, то есть тем совершеннее структура организации и тем эффективнее ее деятельность. Основные элементы корпоративной культуры ОАО «ЕСН», которые отражены в таблице 1.
Таблица 1
Элементы корпоративной культуры ОАО «ЕСН»
Внешняя миссия организации («лицо фирмы») Основной девиз для отношений с клиентами и партнерами: «Мы работаем для Вас!» Внутренняя система ценностей («душа фирмы») единство – общие цели и ценности;
созидание – создание материальных и социальных ценностей;
стабильность – уверенность в завтрашнем дне Базовые цели организации увеличение прибыли;
удовлетворение потребителей;
доверие к фирме;
постоянное развитие Ценности организации коллектив – единая команда;
осознание себя и каждого необходимым в общем деле;
профессионализм и уважение к труду;
моральное и материальное удовлетворение;
корпоративная поддержка Правила делового общения и поведения в организации («Кодекс фирмы») Отношение к компании:
преданность,
благодарность Отношение к работе:
усердие и аккуратность,
ответственность,
бережливость и терпеливость,
гордость за свою работу Отношение к коллегам:
сотрудничество,
приязнь и учтивость Отношение к себе:
прилежание;
забота о здоровье;
бодрость;
моральная устойчивость
При подборе сотрудников значительное внимание уделяется не только профессионализму, но и способности нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в организации и составляющие ядро ее организационной культуры. В организации ежеквартально можно проводить специальные тренинги, направленные как на обучение сотрудников, так и на выработку у них общего языка в деловом общении и привлекать к участию в этих тренингах «новичков». Поэтому наиболее эффективным методом сплочения коллектива, используемым в ОАО «ЕСН», является team building.
Чтобы группа профессионалов действовала как сплоченный коллектив, необходимо объединить их стремлением к общей цели, научить взаимовыручке, инициативности, уверенности в себе и ориентировать на успех. Совместное преодоление препятствий объединяет людей. Team building – возможность поупражняться в совместном разрешении проблемных ситуаций, приобрести, развить и усовершенствовать навыки командной работы. Тренинги по командообразованию моделируют практические ситуации, попадая в которые участники мобилизуют свой интеллектуальный и физический потенциал, сообща преодолевают трудности и добиваются общей цели.
Понимание роли и значения организационной культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей и умение "выстраивать", выращивать, формировать желательную организационную культуру является, на мой взгляд, важнейшим условием эффективности труда и благоприятного климата в организации, что неотделимо друг от друга. И именно такое сплочение коллектива дает положительный синергетический эффект.


Заключение
Жизнь организации как социальной системы подчиняется определенным законам. В теоретической части данной работы исследованы основополагающие законы организации, к которым относятся закон синергии, закон самосохранения и закон развития.
Закон синергии говорит о том, что потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения, который перекрывает потери, связанные с ограничением самостоятельности.
Закон самосохранения предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п.; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности.
В соответствии с законом развития жизнь любой организации состоит из нескольких основных фаз, последовательно сменяющих друг друга, при этом каждая организация стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Стремясь к пролонгации жизненного цикла самой, менеджеры должны принять во внимание тот факт, что закон развития проявляется через взаимосвязь и взаимодействие нескольких основополагающих принципов: инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации и учитывать его при планировании и осуществлении своей деятельности.
В практической части работы была исследована конкретная организация – ОАО «ЕСН» - и на ее примере рассмотрена возможность применения основополагающих законов организации на практике. Проведенный анализ показал возможность и необходимость изучения и использования законов и принципов теории организации при управлении деятельностью компаний для обеспечения их жизнеспособности и эффективности. Знание теории организации приводит к выработке системных подходов к решению практически значимых организационных задач.





















Список использованных источников
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 528 с.
Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 400с.
Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.И. Подлесных. – СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2002. – 472 с.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XVIII, 558 с.
Подлесных В.И. Теория организации: Учебник. – СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2003. – 336 с.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.
Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 320 с.
Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304 с.
Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003 (Серия «Вопрос – ответ»). – 248 с.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
















35

1


Отдел снабжения и сбыта


Отдел про-изводства


Коммерчес-кий отдел


секретариат


Финансовый отдел

Генеральный директор

Офис-менджер

Коммер-ческий директор

Директор по PR и IT-техноло-гиям


Директор по производственной и торговой деятельности


Финансо-вый директор

Генеральный директор

Отдел PR и IT



не знают и/или
не используют

2 4
1 3


Отсутствие опоры
на исполнителей, низкая
эффективность труда


Кризисное
функционирование
организации





Делегирование полномочий и эффективное достижение поставленных целей

знают и
используют

РУКОВОДИТЕЛИ







ИСПОЛНИТЕЛИ

Недооценка возможностей эффективного управления

Отдел УП

Директор по снаб-ю и сбыту

Директор по произ-водству

Старший менед-р

Главный бухгал-тер



Условия труда

Трудовая активность

Сырье, материалы

Информация и технологии

Техническое обеспечение

Уровень профессиона-лизма

Количество

Персонал

ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗА-ЦИИ

Объективные законы организации

Законы второго уровня

Основопола-гающие законы

Законы социальной организации

Компании:

закон своеобразия;

закон социальной гармонии.

Персонала:

закон оптимальной нагрузки

закон эффективного восприятия и запоминания информации;

закон эффективного осмысления;

законы установки, устойчивости и доходчивости информации




закон самосохранения;






закон развития;







закон синергии




закон единства анализа и синтеза;






закон информи-рованности – упорядоченности;





закон композиции – пропорциональ-ности


Менеджер по персоналу

да

да

требуется обучение

да

нет

да

да

Поиск кандидатов (предварительный этап)

Служба управления персоналом
(I этап)

Руководители подразделений
(II этап)

Согласование
(III этап)

Отсев

Отсев

нет

нет

Отсев

Учебный центр
(IV этап)


Найм и адаптация
(V этап)

Отсев

нет

1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 528 с.
2.Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 400с.
3.Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.И. Подлесных. – СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2002. – 472 с.
4.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XVIII, 558 с.
5.Подлесных В.И. Теория организации: Учебник. – СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2003. – 336 с.
6.Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.
7.Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 320 с.
8.Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304 с.
9.Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003 (Серия «Вопрос – ответ»). – 248 с.
10.Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Вопрос-ответ:

Что подразумевается под законом самосохранения в организации?

Закон самосохранения в организации предполагает, что она стремится сохранить свое существование и стабильность, сохранять и развивать свои ресурсы, приспосабливаться к изменениям внешней среды и обеспечивать свою жизнеспособность.

В чем заключается закон развития организации?

Закон развития организации предполагает, что она должна постоянно развиваться, расти и совершенствоваться. Организация должна приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка, улучшать свою производительность, внедрять новые технологии и развивать свои компетенции.

Что означает закон синергии в организации?

Закон синергии в организации означает, что совместное действие различных элементов и подразделений организации может привести к синергетическому эффекту, то есть увеличению общего результата. Синергия позволяет достичь более высоких показателей эффективности и результативности работы организации.

Какие основополагающие законы организации существуют?

Существуют три основополагающих закона организации: закон самосохранения, закон развития организации и закон синергии.

Что означает закон самосохранения?

Закон самосохранения гласит, что организация стремится сохранять свою структуру и функционирование, подстраиваясь под изменяющиеся условия.

Какой смысл закона развития организации?

Закон развития организации заключается в том, что организация должна развиваться и совершенствоваться в ответ на внешние изменения и вызовы.

Что предполагает закон синергии?

Закон синергии подразумевает, что совместное взаимодействие всех элементов организации приводит к созданию новых возможностей и повышению эффективности работы.

Какова структура управления и функциональные обязанности основных должностных лиц в ОАО ЕСН?

В ОАО ЕСН существует четкая организационная структура, включающая генерального директора, руководителей отдельных подразделений и функциональных обязанностей. Руководители отвечают за разные аспекты работы организации, такие как производство, финансы, маркетинг и т.д.

Какие законы регулируют организацию?

Основополагающие законы организации включают законы самосохранения, развития и синергии.

Что такое закон самосохранения в организации?

Закон самосохранения утверждает, что организация стремится сохранить свою стабильность и функционирование во время изменений и нестабильности.