Культура как социологическая проблема
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 29.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Проблема культуры в творчестве Георга Зиммеля
2. Социология как наука о культуре — Макс Вебер
3. Проблема культуры в творчестве Карла Манхейма
Заключение
Список литературы
Наиболее известной в области исследования социального генезиса идей работой Манхейма является "Идеология и утопия". Задачей этой работы было "показать, как люди действительно мыслят". В контексте взглядов Манхейма это означало - показать социальные корни мышления.
Манхейм различает "идеологии" и "утопии" как две формы социально обусловленного мышления, различающихся своей направленностью. Идеология - форма мышления, связанная с существующим социальным порядком. Очевидно, что носителями идеологии выступают преимущественно те социальные группы, чье положение в социальной структуре привилегированное или хотя бы устойчивое, группы, заинтересованные в сохранении существующего социального устройства. Утопия, согласно Манхейму, - форма мышления, присущая тем социальным группам, которые недовольны существующими условиями жизни. Утопии несут в себе образ нового, более "совершенного" (с точки зрения носителей утопического мышления) социального устройства. Утопии, одержав победу, могут превращаться в идеологии, а идеологии, будучи переосмысленными - в утопии, так как сущностного различия между ними нет. "Утопия" отличается от "идеологии" лишь своей способностью преобразовывать существующий порядок. "Идеология" и "утопия" в качестве искаженных форм мышления противостоят "адекватным" представлениям о реальности, которые встречаются в истории довольно редко.
Каждая стадия исторического бытия обволакивалась представлениями, трансцендировавшими это бытие, однако до тех пор, пока они "органически" (т.е. не оказывая преобразующего воздействия) входили в картину мира, соответствующую данному периоду, они выступали... как идеологии, присущие данной стадии исторического развития. Пока феодальному государству и средневековой церковной организации удавалось связывать обещания райского блаженства не с существующей социальной структурой, а с некой трансцендентной сферой, с потусторонним миром и тем самым лишать их преобразующей силы, они еще принадлежали к данному общественному порядку. Лишь тогда, когда определенные группы людей ввели эти чаяния в сферу своей непосредственной деятельности, пытаясь их реализовать, эти идеологии стали утопиями..
Каждое конкретно "функционирующее жизненное устройство" может быть с наибольшей ясностью понято и охарактеризовано посредством того типа экономической и политической структуры, которая составляет его основу; однако оно охватывает также все человеческие отношения (специфические формы любви, общения, борьбы и т.п.), которые допускает или требует данная структура, и, наконец, - все те формы и способы переживания и мышления, которые соответствуют данному жизненному устройству и в этом смысле совпадают с ним...
...Однако каждое "реально существующее жизненное устройство" обволакивается представлениями, которые следует именовать "трансцендентными бытию", "нереальными", потому что при данном общественном порядке их содержание реализовано быть не может, а также и потому, что при данном социальном порядке жить и действовать в соответствии с ними невозможно ... Представления, которые соответствуют конкретно существующему ... социальному порядку, мы назовем "адекватными", соответствующими бытию. Они встречаются относительно редко ... Соответственным, адекватным бытию представлениям противостоят две большие группы трансцендентных бытию представлений: идеология и утопия...
Поскольку мышление, согласно Манхейму, социально детерминировано, возникает закономерный вопрос - возможно ли истинное, объективное познание социальной реальности? Как достичь "адекватного" понимания реальности? Манхейму не удалось удовлетворительно ответить на этот вопрос. Некоторые надежды он возлагал на независимую интеллигенцию - социальный слой, способный, по его мнению, подняться над социально обусловленными стереотипами мышления. Однако, как показывает исторический опыт, интересы интеллигенции очень часто тесно связаны с интересами тех или иных классов общества, и ее мышление ничуть не более свободно от социальной обусловленности, чем мышление представителей других слоев. Именно интеллигенция особенно активна в деле создания как "идеологий", так и "утопий".
Надо отметить, что проблема объективности познания, проблема существования "объективной истины" вызывала (и вызывает) затруднения не только у Манхейма, но, фактически, у всех авторов, изучавших социальные и культурные предпосылки мышления.
От социологического анализа знания Манхейм перешел к более масштабным задачам - он разработал проект социологии культуры. Однако этот проект долгое время оставался неизвестным научной общественности. Разрабатывая свой вариант этой дисциплины, Манхейм называет ее и "социологией культуры", и "социологией духа", определяя ее предмет так:
Поскольку общество является общим полем взаимодействия, формирования идей и коммуникации, социология духа представляет собой исследование духовных функций в контексте практической деятельности.
Манхейм не отказывается от своей заявленной в социологии знания цели - анализа социальной обусловленности мышления, но расширяет эту задачу.
Задачей социологии духа он считает попытку "определить социальный характер духовных процессов".
Манхейм набрасывает методологическую схему социологического анализа духовных феноменов, включающую три этапа.
Первый этап. Анализируется значение, содержащееся или предполагаемое в зафиксированных выражениях мысли, чувства или вкуса, причем определение его подлинной обоснованности или истинности откладывается до третьего этапа исследования.
Второй этап. Прослеживается и выявляется весь диапазон социальных взаимосвязей, в контексте которых задумываются и осуществляются эти высказывания. Особое внимание уделяется анализу оценок, решений и систем приоритетов, которые неявным образом выражаются в действиях участников данных ситуаций.
Третий этап. Возобновляется анализ содержания высказываний в восстановленном контексте первоначального взаимодействия и реконструируется их полное ситуационное
значение.
Органической частью социологии культуры Манхейма является социологический анализ самого феномена культурно-социологического познания. Он рассматривает возникновение социологии культуры (и других наук о культуре) как результат специфической социальной ситуации европейского Нового и новейшего времени. Характерной чертой этой ситуации стала проблематизация самого феномена культуры, выделение культуры в качестве объекта исследовательского интереса. Иными словами, культура была осознана "как культура" -особая сфера реальности, а ее продукты - как "феномены культуры", а не нечто, само собой разумеющееся и очевидное. Причиной подобного интереса стала, согласно Манхейму, дифференциация культурной и социальной жизни, распад некогда единого мировоззрения на множество автономных культурных сфер, формирующих собственные миры значений и ценностей. С утратой целостности и нарастанием противоречивости культурные значения утратили абсолютность и незыблемость, что и привело к их проблематизации. С другой стороны, разнообразие культурных значений, идей, ценностей, мировоззрений, способствовало поискам некоего объединяющего принципа, в качестве которого и выступило общее понятие "культуры". Культура стала восприниматься как всеобъемлющая реальность, позволяющая объединить множество разнородных духовных феноменов.
Манхейм перечисляет факторы, способствовавшие формированию современного представления о культуре.
релятивизация отдельных сфер культуры по отношению друг к другу, причем ценностный аспект делается на ... их совокупности;
понимание относительности и преходящего характера любой исторической формы феномена культуры;
осознание принципиально процессуального характера культуры;
соответствующее образованию переживание феномена культуры как такового, идеал образования;
антагонистическое размежевание понятия культуры и понятия природы;
осознание общественного характера феномена культуры.
Для становления социологии культуры наибольшее значение имеет последний из перечисленных факторов. Социология культуры является наукой, которая рассматривает феномен культуры "с социологического понятийного уровня", с точки зрения общественной обусловленности культурных явлений, их "социальной функциональности". Причем под "функциональностью" феномена культуры понимается не столько его "назначение", сколько его обусловленность социальной ситуацией. Культурный феномен есть "функция" социальной ситуации и выводится исследователем из анализа данной ситуации.
Необходимость социологии культуры как науки, изучающей социальные основания культурных феноменов, Манхейм выводит из самой "природы" общества. Общество представляет собой не только устойчивые формы взаимодействия людей (формы "социации", если пользоваться терминологией Г. Зиммеля). Оно предстает также и в значениях, которые опосредуют взаимодействие, объединяют или разъединяют людей. Наличие "смыслового" аспекта социальной жизни и его фундаментальная роль в жизни общества делает необходимым существование, наряду с общей социологией, изучающей общество как структуру взаимодействий, еще и социологии культуры (или социологии духа), изучающей значения, духовные феномены, в их "социальной функциональности".
Заключение
Изучая общество, социолог так или иначе изучает культуру, даже если он специально не оговаривает этого факта. Формы социальной жизни людей, как известно, не заданы генетически. Люди создают их в процессе взаимодействия. Но культура, в предельно широком понимании этого термина, - это и есть реальность, возникшая в результате человеческой деятельности.
Макс Вебер, четко осознавая специфику социальной реальности, определял социологию как "эмпирическую науку о культуре". Наукой о культуре он считал социологию вообще - в контексте его взглядов не было необходимости выделять "социологию культуры" как отдельное направление в рамках социологии. Под культурой же М.Вебер понимал часть реальности, наделенную смыслом. Только человек способен вносить смысл в окружающее его бытие, и действовать на основе смысла (вспомним веберовское определение социального действия).
Проблема культуры еще в начале ХХ века привлекала, главным образом, немецких социологов. Именно ученые, принадлежащие к немецкой интеллектуальной традиции - М.Вебер, Г.Зиммель, К.Манхейм, - обратили внимание на необходимость социологического анализа культуры. Немецкая социология переживала период становления, и нередко плодотворные социологические идеи рождались "на стыке" знания социологического и философского, социологического и исторического. Баденская школа неокантианства с ее различением "наук о природе" и "наук о духе", философия жизни, историософские концепции оказывали непосредственное воздействие на социологию в целом и социологический анализ культуры, в частности. Следует отметить и влияние идей К.Маркса. И М.Вебер, и Г.Зиммель, и К.Манхейм испытали определенное воздействие Маркса, хотя ни одного из этих ученых нельзя назвать его последователем.
Список литературы
Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики//Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. - М.,1991
Зиммель Г. О сущности культуры // Избранное. В 2 т. - М., 1996. Т.1.
Манхейм К. Избранное. Социология культуры. - М.- СПб., 2005.
Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. - М., 2006.
Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М., 2004.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002.
Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное. В 2 т. М., 1996. Т.1. -С.495-496.
Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное. В 2 т. М., 1996. Т.1. -С.498
Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М., 2004.– С 34
Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики//Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995. - С.557.
Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М., 2004.– С 37
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. - М., 1991. - С. 74-75
Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.. 2002. - С.497.
Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. - М., 2006. - С.9.
2
1.Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и соци-альной политики//Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
2.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. - М.,1991
3.Зиммель Г. О сущности культуры // Избранное. В 2 т. - М., 1996. Т.1.
4.Манхейм К. Избранное. Социология культуры. - М.- СПб., 2005.
5.Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. - М., 2006.
6.Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М., 2004.
7.Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002.
Вопрос-ответ:
Какую роль культура играет в творчестве Георга Зиммеля?
В творчестве Георга Зиммеля культура играет ключевую роль. Зиммель рассматривает культуру как центральную сферу социальной жизни, которая оказывает влияние на все аспекты общества. Он интересуется вопросами общественных отношений, конфликтов, способов коммуникации и символических представлений, которые формируются в культуре. Для Зиммеля культура является ключевым фактором, определяющим поведение и взаимодействие людей в обществе.
Что Макс Вебер считал социологией?
Макс Вебер считал социологией наукой о культуре. Он подходил к изучению общества и культуры с точки зрения смысла, которые люди придают своим действиям и социальным отношениям. Вебер интересовался идеями, ценностями и верованиями, которые лежат в основе культуры, и их влиянием на общественные процессы. Он считал, что именно культура определяет характер общественной жизни и формирует социальные отношения в обществе.
Какую проблему культуры Карл Манхейм рассматривал в своем творчестве?
В своем творчестве Карл Манхейм рассматривал проблему социального генезиса идей. Он интересовался влиянием социальной среды на формирование мышления людей и исследовал социальные корни идеологий и утопий. Манхейм считал, что именно культура и общество определяют то, как мы думаем и с чем соглашаемся или не соглашаемся. Он различал идеологии и утопии и исследовал их социальное происхождение и роль в обществе.
Какую задачу поставил перед собой Карл Манхейм в своей работе "Идеология и утопия"?
В своей работе "Идеология и утопия" Карл Манхейм поставил перед собой задачу показать, как люди действительно мыслят. Он хотел показать, что мышление не является независимым от социального контекста, а является продуктом социальных условий и отношений. Манхейм исследовал социальную природу мышления и его контекстуальность, а также различал идеологии и утопии, раскрывая их социальные корни и влияние на жизнь общества.
Чем занимается Георг Зиммель в своем творчестве?
Георг Зиммель занимается изучением проблемы культуры. Он рассматривает культуру как социологическую проблему и исследует ее влияние на общество.
Каким образом Макс Вебер связывает социологию с культурой?
Макс Вебер рассматривает социологию как науку о культуре. Он изучает различные аспекты культуры и ее влияние на общество. Вебер считает, что культура играет важную роль в формировании социальных явлений и процессов.
Чем известна работа Карла Манхейма "Идеология и утопия"?
Работа Карла Манхейма "Идеология и утопия" является одной из наиболее известных в области исследования социального генезиса идей. Она была направлена на показ социальных корней мышления и теоретических конструкций. Манхейм в этой работе различает идеологии и утопии и анализирует их влияние на общественное сознание.
Для чего Георг Зиммель исследует проблему культуры?
Георг Зиммель исследует проблему культуры с целью понять ее влияние на общество. Он изучает различные аспекты культуры, такие как искусство, религия, мораль и коммуникация, и исследует их роль в формировании социальных явлений и отношений.
Что исследует Макс Вебер в своей науке о культуре?
Макс Вебер исследует различные аспекты культуры и ее влияние на общество. Он изучает такие феномены, как идеи, ценности, нормы, символы и социальные институты, и анализирует их роль в формировании социальной структуры и поведения людей.