Три подхода к оценке молодежи: критически-осуждающий, восторженно-оптимистический, объективистский.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 16 16 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 06.06.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Критически-осуждающий подход к оценке молодежи
2. Восторженно-оптимистический подход к оценке молодежи
3. Объективистский подход к оценке молодежи
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

При сравнении разных групп испытуемых были выделены особенности субъективного мира в зависимости от биологических, социальных и индивидуально-психологических характеристик.
1. Выявлены различия в организации субъективного мира у мужчин и женщин (рис.1)
.
Рис. 1. Различия в организации субъективного мира в группе мужчин и в группе женщин
Анализ значимых различий свидетельствует, что в субъективном мире женщин по сравнению с мужчинами более значимыми в процессе развития явились следующие факторы - отношения с родителями (t=2,54, p ≤ 0,05), отношения внутри семьи в целом (t=2,97, p ≤ 0,05) и телесные ощущения (t=2,05, p ≤ 0,05). Для выборки мужчин все связи сугубо индивидуальны, то есть отражают индивидуальный опыт, а не общие закономерности. Корреляционные плеяды в выборках женщин и мужчин также имеют различные структуры. Для выборки женщин центральным фактором, вокруг которого организуется весь субъективный опыт, является категория «отношения». Для мужчин единой корреляционной структуры не выявлено. Субъективное восприятие мира у женщин имеет тенденцию быть окрашенным «отрицательными» эмоциями, у мужчин же в центре их субъективного мира находится «положительный эмоциональный опыт».
2. При сравнении субъективного мира у испытуемых с разным уровнем образования (среднее или высшее), не было получено значимых различий, т.е. не было выявлено связей между уровнем образования и структурой субъективного мира.
3. При рассмотрении компонентов субъективного мира у испытуемых с различными индивидуально-психологическими особенностями (экстраверсия\интроверсия, нейротизм\эмоциональная стабильность) было установлено, что для экстраверта важность телесных ощущений значимо больше, чем для интроверта (t=3,72, p ≤ 0,01). Представления о внутрисемейных отношениях являются более значимыми в субъективном пространстве испытуемых, имеющих более высокие показатели по шкале нейротизма (t=2,67, p ≤ 0,01).
В исследовании Н.Л. Васильевой изучались связи субъективного мира с индивидуально-психологическими особенностями (на примере образов матери и отца). В связи с характером отношения к родителям были исследованы такие эмоциональные особенности, как склонность к депрессивности, агрессивности, тревожности и степень уверенности в себе.
Объектом исследования явились молодые люди в возрасте 17-18 лет (n= 180). В данном исследовании важно было рассмотреть эмоциональные особенности испытуемых не в процессе их становления, а как результат развития. В возрасте поздней подростковости эмоциональные особенности испытуемых уже прошли путь становления и могут быть исследованы как устойчивые индивидуально-психологические особенности.
Изучение взаимосвязей факторов объективной и субъективной реальности с индивидуально-психологическими особенностями было проведено только на части испытуемых, поскольку составление выборки, отвечающей условиям исследования, представляло значительную организационную трудность. Были отобраны испытуемые-девушки (n = 90) из благополучных семей со средним материальным положением, которые не имели и не имеют отчима, выборка были выровнена по возрасту, в котором произошла потеря отца (в 2-3 года). По данным обследования выявлено, что фактическое наличие отца и причина его потери не оказывают определяющего влияния на эмоциональные особенности девушек. Результаты показали, что, независимо от того, как выросли девушки (с отцом или без отца), их отношение к нему варьировало во всех трех группах. При этом показатели агрессивности, депрессивности и уверенности в себе оказались сопоставимы в группах девушек, выросших в полных семьях, в семьях, распавшихся в результате развода, и в семьях, распавшихся в результате смерти отца. Только уровень личностной тревожности значимо ниже у девушек, выросших в полных семьях (t=2,1, p ≤ 0,05). Таким образом, фактическое наличие отца и причина его потери не оказывают определяющего влияния на показатели депрессивности, агрессивности и уверенности в себе у девушек 17-18 лет.
При разделении выборки испытуемых на подгруппы в зависимости от их осознанного отношения к отцу (положительного или отрицательного), была выявлена связь между характером образа отца и особенностями эмоциональной сферы. Наличие позитивного образа отца у девушек положительно связано с показателями их уверенности в себе, и отрицательно – с показателями тревожности, агрессивности и депрессивности. Чем более теплое у девушек отношение к отцу, тем менее они агрессивны (F= 36, 9, p ≤ 0,01), депрессивны (F= 9,0, p ≤ 0,01), тревожны (F=37,5, p ≤ 0,01) и тем более уверены в себе (F = 5,8, p ≤ 0,01) (рис.2.)

Рис. 2. Индивидуально-психологические характеристики в группах девушек, имеющих положительный и отрицательный образ отца.

Дальнейшее исследование образа отца у девушек (n = 90) и юношей (n = 90) показало, что характер образа отца связан с уровнем депрессивности (r=-4,6, p ≤ 0,01) и тревожности (r=-5,5, p ≤ 0,01) личности. Позитивный образ отца связан с меньшим уровнем тревожности и депрессивности, как у юношей, так и у девушек. Характер образа матери, в целом, имеет связи с уровнем депрессивности (r=-3,7, p ≤ 0,01), агрессивности (r=-2,2, p ≤ 0,05), и тревожности (r=-4,7, p ≤ 0,01) личности. Это верно как для испытуемых-мужчин, так и для испытуемых-женщин. При этом у юношей положительный образ матери имеет гораздо больший уровень связи с депрессивностью (F=6,5, p ≤ 0,05), а у девушек – с агрессивностью (F=4,1, p ≤ 0,05). Чем положительнее образ матери у юноши, тем менее он депрессивен. И чем положительнее образ матери у девушки, тем менее она агрессивна. Количественные показатели связей показывает, что ведущую роль в организации индивидуально-психологической реальности играет тревожность. Уровень тревожности имеет самые сильные связи с характером образов как матери, так и отца.
Таким образом, результаты данного этапа исследования свидетельствуют, что характер образов отца и матери влияет на организацию индивидуально-психологической реальности. Полученные результаты имеют большое значение в практике консультирования и в работе с родителями. Психопрофилактика и коррекция эмоционального состояния, наряду с другими факторами, должна быть направлена на формирование позитивных образов отца и матери.
Целью четвертого этапа исследования стало изучение репрезентаций символического значения у школьников (n = 574) и особенностей их становления. Присутствие тех или иных репрезентаций во внутреннем мире школьников мы расценивали как свидетельство того, что отражаемые ценности сформировались как внутриличностные. В проведенном исследовании был использован авторский вариант метода ассоциаций. С помощью метода контент-анализа были выделены субъективные категории социальных ценностей у школьников: интеллектуально-деятельностные, культурно-исторические, нравственные и гражданские. Выявлено, что присвоение детьми общественных ценностей имеет следующую возрастную динамику (рис.3).

Рис. 3. Линия развития субъективной картины социальных ценностей у школьников.
Пиком отражения интеллектуальных и гражданских ценностей общества в субъективном мире детей оказывается 6 класс (11-12 лет). Уменьшение ассоциаций такого рода в 11-м классе можно интерпретировать по-разному: либо как результат завершения и свёртывания процесса освоения интеллектуальных и гражданских ценностей, либо как показатель текущего процесса вторичной индивидуации. Острое ощущение своей уникальности в старшем подростковом возрасте приводит к смещению акцентов с ценностей общественных на ценности индивидуальные. Присвоение детьми культурно-исторических ценностей общества происходит в течение всей школы: удельный вес этих репрезентаций поступательно растет вплоть до последнего класса. Нравственная позиция детей также развивается поступательно, однако качественно развитие нравственной позиции отражается в увеличении её дифференциации: от ассоциаций общего характера до значительного разнообразия ассоциаций.
Полученная линия развития субъективной картины социальных ценностей у школьников помогает изучить детали нормального развития процесса социализации ребенка, представленного через призму его субъективного мира. Она также помогает установить области, где происходит задержка развития или его отклонение от нормы, а также тот период жизни ребенка, когда эти нарушения начались. Это позволяет выработать точный и эффективный план психологической коррекции процесса социализации.
Заключение

Субъективный мир – это сложный комплекс аффективных и когнитивных компонентов, существующих как на сознательном, так и на бессознательном уровне отражения действительности, который определяет внутреннюю динамику личности, не сводимую только к социальным и биологическим факторам.
Для изучения субъективного мира адекватным является сочетание традиционных методов исследования, основанных на статистическом подходе, и исследовательского метода психоанализа, основанного на глубинном анализе единичного объекта.
Выделены следующие компоненты субъективного мира личности: 1) репрезентации родительской подсистемы семьи, 2) репрезентации межличностных отношений (отношения в семье, отношения вне семьи), 3) репрезентации телесного «Я», 4) репрезентации деятельности, 5) репрезентации символического значения, 6) репрезентации процесса социализации, 7) репрезентации пространственно-временных аспектов мира. Качественные и количественные различия в организации субъективного мира определяются половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями личности.
Ключевой структурой в субъективном мире являются образы значимых других, прежде всего, образы отца и матери. Позитивные образы матери и отца связаны с меньшим уровнем депрессивности, агрессивности и тревожности личности, и большим уровнем уверенности в себе. Доминирование негативно окрашенных образов матери и отца в субъективном мире личности ведет к формированию «негативной аффективности», отражающей факт искажения социально-эмоциональной сферы личности.
Динамика развития субъективного мира личности отражает ход процесса социализации, что выражается в изменении количества и качества репрезентаций социальных ценностей в субъективном мире личности. Возрастная динамика присвоения интеллектуальных и гражданских ценностей заключается в постепенном увеличении ментальных репрезентаций интеллектуального и гражданского характера, вплоть до подросткового возраста, и последующем сворачивании их в старшем подростковом возрасте. Присвоение нравственных ценностей отражается в их растущей дифференциации. Присвоение культурно-исторических ценностей поступательно растёт вплоть до старшего подросткового возраста.
Гармонизация социально-эмоционального развития ребенка должна опираться на: нивелирование негативных эмоций, таких как тревога, депрессивность и агрессивность, через переструктурирование образов (родителей, социума и др.) в субъективном мире личности, и на перевод бессознательных конфликтов в сферу сознания.


Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во. МГУ 2004.
Баранов А.А., Иванова Н.Г. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан. // Соц. исслед., №2, 2003.
Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе. // Соц. исслед. №6, 2002.
Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России. // Соц. исслед. №3, 2003.
Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? //Соц. исслед. №9, 2001.
Васильева Н.Л. Роль субъективной картины мира в формировании индивидуально-психологических особенностей //Вестник СПбГМА им. Мечникова, 2006, № 3. - с.169-172.
Васильев В.Г., Мартыненко Н.И. Отношение студенческой молодежи к религии. // Соц. исслед. №1, 2000.
Воспроизводство социальное: Энциклопедический социологический словарь. // Под ред. Г.В. Осипова. М.: РАН, 1995.
Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М.: Академия упр. МВД РФ, 2003.
Денисенко М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи. // Соц. исслед. №2, 2001.
Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни. // Соц. исслед. №9, 2001.
Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. // Социс., №4, 2003.
Оганян К.М., Оганян К.К., Львин Ю.М. Адаптация и ценностно-нормативные конфликты в студенческой сфере (социологический анализ). – СПб.: Сударыня, 2005.
Селиванова Э.К. Смысложизненные ориентации подростков. // Соц. исслед. №2, 2001.
Соколова А.В, Щербакова И.О. Ценностные ориентации подросткового гуманитарного студенчества. // Соц. исслед. №1, 2003.
Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России. // Соц. исслед. №3, 2003.
Ювенология и ювенальная политика в XXI веке // под ред. Е.Г. Слуцкого – СПб.: ИРЭ РАН, 2004.











2

Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во. МГУ 2004.
Баранов А.А., Иванова Н.Г. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан. // Соц. исслед., №2, 2003.
Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе. // Соц. исслед. №6, 2002.
Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России. // Соц. исслед. №3, 2003.
Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? //Соц. исслед. №9, 2001.
Васильева Н.Л. Роль субъективной картины мира в формировании индивидуально-психологических особенностей //Вестник СПбГМА им. Мечникова, 2006, № 3. - с.169-172.
Васильев В.Г., Мартыненко Н.И. Отношение студенческой молодежи к религии. // Соц. исслед. №1, 2000.
Воспроизводство социальное: Энциклопедический социологический словарь. // Под ред. Г.В. Осипова. М.: РАН, 1995.
Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М.: Академия упр. МВД РФ, 2003.
Денисенко М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи. // Соц. исслед. №2, 2001.
Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни. // Соц. исслед. №9, 2001.
Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. // Социс., №4, 2003.
Оганян К.М., Оганян К.К., Львин Ю.М. Адаптация и ценностно-нормативные конфликты в студенческой сфере (социологический анализ). – СПб.: Сударыня, 2005.
Селиванова Э.К. Смысложизненные ориентации подростков. // Соц. исслед. №2, 2001.
Соколова А.В, Щербакова И.О. Ценностные ориентации подросткового гуманитарного студенчества. // Соц. исслед. №1, 2003.
Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России. // Соц. исслед. №3, 2003.
Ювенология и ювенальная политика в XXI веке // под ред. Е.Г. Слуцкого – СПб.: ИРЭ РАН, 2004.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются при оценке молодежи?

При оценке молодежи можно использовать критически осуждающий подход, в котором молодежь рассматривается как проблематичный социальный слой, восторженно оптимистический подход, при котором молодежь видится как носитель прогрессивных идей и силы обновления, и объективистский подход, где молодежь анализируется нейтрально и рационально.

Чем отличается критически осуждающий подход к оценке молодежи?

Критически осуждающий подход к оценке молодежи предполагает видеть ее в проблематичном свете. В данном подходе молодежь рассматривается как социальный слой, негативно влияющий на общество из-за своих поведенческих особенностей, отрицательной моральной составляющей или нежелании участвовать в социальной жизни страны.

Каким образом восторженно оптимистический подход оценивает молодежь?

Восторженно оптимистический подход видит молодежь как носителя прогрессивных идей и силу обновления общества. В данном подходе оценка молодежи скорее позитивна, причем молодежь рассматривается как группа, которая активно участвует в общественной жизни, принося ряд положительных изменений и достижений.

Что предполагает объективистский подход к оценке молодежи?

Объективистский подход к оценке молодежи подразумевает нейтральное и рациональное рассмотрение ее характеристик и свойств. В данном подходе анализируются различные факторы, влияющие на молодежь, такие как биологические, социальные и индивидуально-психологические, чтобы получить объективную картину субъективного мира молодежи и ее особенностей.

Какие особенности молодежи выявлены при оценке по разным группам испытуемых?

При сравнении разных групп испытуемых были выделены особенности субъективного мира молодежи в зависимости от их биологических, социальных и индивидуально-психологических характеристик. Эти различия могут оказывать влияние на мировоззрение, ценности, поведение и особенности взаимодействия молодежи с обществом.

Какие особенности молодежи критически осуждаются?

В критически осуждающем подходе к оценке молодежи выделяются различные особенности, которые часто вызывают негативное отношение. Некоторые из них могут включать недостаток ответственности, неустойчивость, низкую мотивацию, агрессивность и его проявления, потребление наркотиков и алкоголя, низкую самооценку и самоуважение, приверженность к моде и поверхностным ценностям, нежелание работать или учиться и неконструктивное поведение в обществе.

В чем заключается восторженно оптимистический подход к оценке молодежи?

Восторженно оптимистический подход к оценке молодежи предполагает акцент на положительных особенностях и достижениях молодежи. Он ориентирован на поиск и выявление потенциала молодежи, поддержку и развитие ее способностей, талантов и умений. Отличительные черты этого подхода - признание ценности молодежи, ее активности, энергии и творческого потенциала, а также предоставление возможностей для саморазвития и самореализации.

В чем особенности объективистского подхода к оценке молодежи?

Объективистский подход к оценке молодежи основан на исследованиях и объективных данных. Он предполагает независимую оценку молодежи на основе фактических характеристик, а не на субъективных предпочтениях или предубеждениях. В этом подходе акцент делается на объективных показателях и результативности молодежи в различных сферах жизни, таких как образование, работа, социальная активность и т. д. Это помогает избежать субъективного уклончивого или пренебрежительного отношения к молодежи и справедливо оценить ее достижения и проблемы.

Какие особенности субъективного мира молодежи выделяет критически осуждающий подход?

Критически осуждающий подход к молодежи выделяет такие особенности ее субъективного мира, как безответственность, незаинтересованность в общественных проблемах, неприятие родительского авторитета, склонность к асоциальному поведению.

Чем характеризуется восторженно оптимистический подход к оценке молодежи?

Восторженно оптимистический подход к оценке молодежи характеризуется уверенностью в ее способностях и потенциале. Он считает, что молодежь обладает творческими способностями, энергией и стремлением к развитию, что делает ее важным и ценным ресурсом для общества.

Что подразумевает объективистский подход к оценке молодежи?

Объективистский подход к оценке молодежи подразумевает анализ и оценку ее характеристик и поведенческих паттернов на основе объективных данных и фактов. Он исключает субъективные предубеждения и стремится к объективной оценке молодежной аудитории и ее влиянию на общество.

Что было выявлено при сравнении разных групп испытуемых?

При сравнении разных групп испытуемых были выявлены различия в организации субъективного мира в зависимости от биологических, социальных и индивидуально-психологических характеристик. Эти различия могут влиять на мировоззрение, ценностные ориентации и поведение молодежи.