Творческий портрет Владислава Листьева: журналист, редактор, телеведущий.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.06.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЛАДИСЛАВА ЛИСТЬЕВА
1.1. Влад Листьев, как редактор и журналист
1.2. Влад, как телеведущий
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
2.1. Сравнительный анализ «Взгляд», «Час Пик»
2.2. Шоу-программа «Поле чудес»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Программа пользовалась большой популярностью аудитории, выпуски широко обсуждались общественностью и в СМИ. Следом появилась программа «Час пик», которая проводилась в жанре интервью в прямом эфире. В 1993 г. Листьев как ведущий уходит и из «Темы» (оставаясь ее художественным руководителем) и открывает еще одну передачу — «Час пик». В программе в студию приглашался гость, и с ним велись беседы на актуальные темы. Такой жанр на телевидении получил название — интервью. При этом журналист получает необходимую информацию, присутствуя на важных событиях, знакомясь с документами и другими источниками, но, прежде всего, общаясь с людьми — носителями информации. Любой процесс человеческого общения, как правило, протекает в форме диалога – вопросов и ответов. Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования — диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана. Интервью — непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи. Телевизионное интервью стало поиском себя у Влада Листьева. Творческим людям свойственно стремление расширить свой диапазон, полнее выявить свой потенциал на экране. Их уже не удовлетворяет сам факт «узнаваемости», присутствия на светских приемах и презентациях. «Известен тем, что известен...» Натуры послабее этим удовлетворяются. Сильный же творческий человек ищет другого. Таким был выпускник МГУ Владислав Листьев. Он ставил перед собой все новые задачи, придумывал себе передачи и амплуа, а потом щедро оставлял их, уходя дальше, вперед в постижении собственных возможностей. В «Поле чудес» он был элегантным шоуменом-затейником, в «Теме» нашел совсем иной стиль, созвучный поднимаемым социальным проблемам, а потом придумал «Час пик», взяв на себя роль интервьюера-аналитика (взяв у американцев вместе с подтяжками Ларри Кинга, как иронизировали критики). А Листьев и не скрывал: он хочет скорее освоить все наработанные мировым ТВ приемы, методы, роли. 1994 г. Дебют телепрограммы «Час пик» Влада Листьева. Первая встреча прошла с Никитой Михалковым. Владислав Листьев провел десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Листьева с интервьюируемыми в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей. Эти передачи не сводились к звучащей в них вербальной (словесной) информации, здесь было все важно: выражения лиц, сомнения, паузы – и скрепляющая все печально-оптимистическая улыбка ведущего. Надо было иметь немалую смелость, чтобы в разгар межнациональных конфликтов, собрать в студии подростков из всех «горячих точек» бывшего СССР. В результате разговоров с ведущим школьники пришли к великой и простой истине: выше всех национальностей то, что все мы люди; надо видеть в другом прежде всего человека. Можно только догадываться, сколь тщательно готовился журналист к этой передаче, как просчитывал возможные варианты ответов на свои вопросы и линию своего поведения в спонтанно возникающих противоречивых диалогах. Внешняя легкость общения Листьева обманчива: всякий раз, подходя стремительно с рискованной теме к человеку, журналист становится так, чтобы не заслонить его и других участников передачи от объектива телекамеры, не выпячивать свою персону на первый план (как любят это делать некоторые другие ведущие). Листьев выступал не перед своей аудиторией, он работает внутри нее. Это — «высший пилотаж», доступный лишь немногим. Глубокое — по возможности — знание сути проблемы есть важнейшее условие работы в такой передаче. Ведущий (в некоторых странах его называют модератор) следит за справедливым распределением времени высказываний (но не обязательно делать это с секундомером в руках, превращаясь из журналиста в хронометриста). Влад Листьев владел даром — не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета спора, который может быть очерчен и в предварительной беседе, до эфира. Всегда есть и другая опасность — потерять горячность и спонтанность, т. е. как раз то, что является особенностью передачи. Важнейший принцип: ведущий дискуссии не является ее участником, не становится на сторону кого-либо из собеседников. Безусловно, он имеет право выражать сомнение или ставить под вопрос чье-то мнение — все это необходимый арсенал ведения передачи. Часто судят о личности ведущего по тому, как он держится с высокопоставленными гостями, для Влада Листьева было характерна быстрота реакции ведущего, остроумие, дружелюбие, контактность.
В программе «Час Пик» герои представали перед зрителем в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия, в нравственных исканиях или в утверждении принципов, в которые он верит, которые представляются ему незыблемыми. Люди в интервью данных Владу Листьеву могли говорить не о себе, но в этом тоже отражалась личность интервьюеров, система взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Интервью в программе «Час Пик» становился своеобразным документом времени, который рисовал образ не только одного человека, но и целого поколения.

2.2. Шоу-программа «Поле чудес»

Незадолго до создания «ВИДа» Листьев окончательно ушел из «Взгляда» и стал пробивать в жизнь новый проект — программу «Поле чудес» (аналог английской передачи «Колесо фортуны»). Премьера новой передачи состоялась 25 октября 1990 г. и оказалась поистине триумфальной: зритель безоговорочно принял новое супершоу, а Листьев мгновенно превратился в звезду № 1 на отечественном телевидении. Можно сказать, что Влад Листьев был одним из самых популярных журналистов и телевизионных ведущих в России, был ключевой фигурой в процессе привнесения гласности и демократии на российское телевидение. Листьев первый раз появился на экранах как ведущий телепрограммы «Взгляд» в конце 1980-х гг. Он также был первым ведущим российской программы «Поле чудес» (аналога программы «Wheel of Fortune»), которая стала очень популярной. Владу Листьеву удалось небывалое. За несколько постперестроечных лет он — практически в одиночку — создал на «Останкино» массовое развлекательное телевидение. Он позволял себе то, что казалось немыслимым для профессионала-телевизионщика: легко оставлял программы, расставаясь, казалось, с небывалой популярностью. Начало положила программа «Поле чудес», которая до сих пор является любимейшим пятничным шоу для всех семей. В ней Влад был представлен в образе этакого Деда Мороза раздающего подарки.
Передача выходит еженедельно в вечер пятницы в 20:00. С 1997 по 2002 г. выходил в повторах в понедельник в 10 часов утра. Изначально в 1990 г. студия, в которой проходила игра, была отделана в темно-синих тонах; барабан был простой формы, с расположенными снаружи ручками, похожими на крючки, и со стрелками, указывающие сектора; рядом табло в котором открывают буквы, убрав чёрный квадрат в каждом; там находится компьютер, в котором указывает очки, сверх него имя-фамилия игрока. В 1991 г. на стене располагалась надпись Поле Чудес, барабан в такой же форме и табло буквы были синими, а логотип был таким. В 1992-93 гг. на студии рядом с барабаном (как и у Листьева) и автомобилем стояли телевизоры, показывающие крутящийся барабан и призы; позади автомобиля располагалась надпись Поле Чудес. С 1993 по 1995 г. была другая декорация: барабан стал чуть меньше, имел стрелку, как у компаса и ряд вертикальных ручек, расположенных строго по периметру; максимальным количеством очков на барабане был 750; у барабана была другая музыка, используемый до 1995 г. Декорации студии были выполнены в голубом цвете, с разноцветными вкраплениями. В 1995 г., когда изменились заставки и логотип ОРТ (округлый на соответствующий до сентября или до декабря 1996 г.), декорации изменились снова: лестницы, по которым участники спускались в студию, мигали, по бокам ступеней лестницы стояли телевизоры, показывающие крутящийся барабан, также другой стала музыка, при которой барабан вращался. По бокам табло с буквами были установлены два символических изображения собора Василия Блаженного; логотип в левом нижнем углу экрана был цветным. С 2001 г., в связи со сменой имиджа передачи, студия снова была полностью обновлена, дизайн студии был улучшен и осовременен, был установлен новый барабан, за ним установлен плазменный телевизор, показывающий барабан и сектора. С 2005 г. барабан заменили на еще более узорчатый. На барабане появилась другая музыка написанной композитора Сергея Чекрыжова. Больше дизайн студии не менялся.
Это весьма протяженная по времени «сборная» телевизионная программа, обладающая легко обнаруживаемым единством — либо территориального, либо тематического характера, да вдобавок имеющая одного популярного ведущего, который своеобразным конферансом объединяют разнородные элементы в нечто целостное. Эта передача относится к классу передач, называемых шоу это по преимуществу музыкальные и, безусловно, развлекательные передачи. Создание сценария подобной программы требует незаурядной выдумки, безукоризненного знания технических возможностей телевидения. Телевизионные игры, жанр которых (задолго до телевидения) определил М. Кольцов удачным словом «викторина». Велика роль Владислава Листьева, как автора в создании передачи «Поле Чудес». Здесь он выступал, как редактор, и режиссер, и других участников творческого процесса. Владислав Листьев был и ведущим «Поле Чудес». Его знания в определенной области, эрудиция, такт, обаяние, находчивость, чувство юмора, способность публично мыслить вслух, умение «разговорить» гостя студии перед камерой и множество других необходимых качеств обеспечивают, в конечном счете, успех тележурналу, видеоканалу, шоу, викторине. Ведущий Влад Листьев как бы «материализовал» результат коллективного труда всех остающихся за кадром создателей передачи. По всей видимости, если бы влад Листьев остался жить, то, освоив на практике составные части таких передач – телевизионные жанры в их относительно чистом виде, он бы более успешно смог дерзать на ниве создания больших форм, самая сложная из которых — фильм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сказать, что Влад Листьев был одним из самых популярных журналистов и телевизионных ведущих в России, был ключевой фигурой в процессе привнесения гласности и демократии на российское телевидение. Листьев первый раз появился на экранах как ведущий телепрограммы «Взгляд» в конце 1980-х гг. Он также был первым ведущим российской программы «Поле чудес» (аналога программы «Wheel of Fortune»), которая стала очень популярной.
Окончил школу-интернат спортивного профиля (кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике). Работал инструктором по физической культуре спортивного общества «Спартак», служил под Москвой в Таманской гвардейской дивизии. После рабфака закончил международное отделение факультета журналистики МГУ.
С 1982 г. работал редактором на Радиовещании на зарубежные страны Главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР. В 1987 г. перешёл на работу в Молодёжную редакцию ЦТ одним из ведущих программы «Взгляд». Вдохновлённые успехом программы «Взгляд», Листьев и его коллеги основали телекомпанию «ВИД» (аббревиатура от «Взгляд и Другие»), которая делала телепрограммы для Первого канала Центрального телевидения, главного телеканала Советского Союза (позднее названного ОРТ) и других каналов. С 1991 г. Листьев — генеральный продюсер телекомпании, с 1993 г. — её президент. В течение своей деятельности в телекомпании «ВИД», Листьев был создателем и ведущим следующих телепроектов: «Поле чудес», «Тема» и «Час пик». Приглашался в жюри Высшей лиги КВН. В 1995 г. Листьев перешёл из телекомпании «ВИД» на канал ОРТ, где становится Первым Генеральным директором ОРТ. Одной из первых инициатив Листьева как директора было предложение полностью остановить все трансляции рекламы на канале, в целях отстранения от дел всех нелегально причастных к прибыльному бизнесу посредников и сосредоточивания всех вопросов о рекламе на канале в руках его дирекции.
На сегодняшний день вклад Влада Листьева в отечественную журналистику является неоценимым для современных журналистов, работающих на ТВ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Антенна». Приложение к "Экспресс-газете", ‹ 43, ноябрь 1995 г.)
Адамьянц Т. З. Звезды зажигает телезритель // Журналист. 2002. № 2.
Адамьянц Т. З. Что такое общественное телевидение? // Журналист. 2002. № 12.
Адамьянц Т. З. Высокий рейтинг — не вечная рента // Журналист. 2002. № 9.
Адамьянц Т. З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. — М.: ИС РАН, 1999.
Адамьянц Т. З. Мотивационно-целевой анализ телепередач (Формула успеха телепередачи). — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1994.
Адамьянц Т. З. К проблеме социально ориентированного управления коммуникационными процессами // Вестник университета. — М., Государственный университет управления, 2003, № 2.
Адамьянц Т. З. В поисках смыслового и эмоционального контакта // Мир психологии, 2002, № 4.
Адамьянц Т. З. Массовая коммуникация в новой парадигме социального познания // Общество и социология: новые реалии и новые идеи. Труды Первого Всероссийского социологического конгресса. СПбГУ, 2002
Адамьянц Т. З. От виртуального экранного образа — к “картине мира” телезрителя // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. — М.: ИС РАН, 2000.
Адамьянц Т. З. ТВ: передел собственности…Ответственность или вседозволенность // Журналист, 2002, № 11.
Адамьянц Т. З. Задачи и методы изучения процессов телекоммуникации // Исследования аудитории: ТВ, радио, Интернет. — М.: Медиакомитет, 2003.
Ворошилов В. В. Журналистика. — СПб., 2001.
«Журналист» 12, 2007 г. «Еще раз о взгляде и его команде».
Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Знание, 2000.
«Молодая гвардия», № 40, 10 апреля 1993 г.
Мукусев Владимир: Разберёмся...: Фрагменты интервью, выступлений, статьи, сценарии и расследования разных лет / В. В. Мукусев. – М.: Наука, 2007.
«Огонёк», № 39, 29 сентября 1997 г.
Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Релф – бук, 2002.
Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. — М.: Рип – холдинг, 2001.
«Журналист» 12, 2007 г. «Еще раз о взгляде и его команде».
"Огонёк", № 39, 29 сентября 1997 г.
"Антенна". Приложение к "Экспресс-газете", ‹ 43, ноябрь 1995 г.)
"Молодая гвардия", 40, 10 апреля 1993 г.













2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Антенна». Приложение к "Экспресс-газете", ‹ 43, ноябрь 1995 г.)
2.Адамьянц Т. З. Звезды зажигает телезритель // Журналист. 2002. № 2.
3.Адамьянц Т. З. Что такое общественное телевидение? // Журналист. 2002. № 12.
4.Адамьянц Т. З. Высокий рейтинг — не вечная рента // Журналист. 2002. № 9.
5.Адамьянц Т. З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. — М.: ИС РАН, 1999.
6.Адамьянц Т. З. Мотивационно-целевой анализ телепередач (Формула успеха телепередачи). — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1994.
7.Адамьянц Т. З. К проблеме социально ориентированного управления коммуникационными процессами // Вестник университета. — М., Государственный университет управления, 2003, № 2.
8.Адамьянц Т. З. В поисках смыслового и эмоционального контакта // Мир психологии, 2002, № 4.
9.Адамьянц Т. З. Массовая коммуникация в новой парадигме социального познания // Общество и социология: новые реалии и новые идеи. Труды Первого Всероссийского социологического конгресса. СПбГУ, 2002
10.Адамьянц Т. З. От виртуального экранного образа — к “картине мира” телезрителя // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. — М.: ИС РАН, 2000.
11.Адамьянц Т. З. ТВ: передел собственности…Ответственность или вседозволенность // Журналист, 2002, № 11.
12.Адамьянц Т. З. Задачи и методы изучения процессов телекоммуникации // Исследования аудитории: ТВ, радио, Интернет. — М.: Медиакомитет, 2003.
13.Ворошилов В. В. Журналистика. — СПб., 2001.
14.«Журналист» 12, 2007 г. «Еще раз о взгляде и его команде».
15.Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Знание, 2000.
16.«Молодая гвардия», № 40, 10 апреля 1993 г.
17.Мукусев Владимир: Разберёмся...: Фрагменты интервью, выступлений, статьи, сценарии и расследования разных лет / В. В. Мукусев. – М.: Наука, 2007.
18.«Огонёк», № 39, 29 сентября 1997 г.
19.Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Релф – бук, 2002.
20.Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. — М.: Рип – холдинг, 2001.

Вопрос-ответ:

Какие были главные творческие проявления Владислава Листьева?

Владислав Листьев был известен как редактор, журналист и телеведущий. Он проявил себя во всех этих ролях и достиг больших успехов.

Как Владислав Листьев проявил себя как редактор и журналист?

Владислав Листьев был известен своими профессиональными навыками как редактор и журналист. Он работал в известных телевизионных программных редакциях и создавал контент, который пользовался большой популярностью.

Какой был Владислав Листьев как телеведущий?

Владислав Листьев был талантливым телеведущим. Он вел различные программы, в том числе и шоу "Поле чудес". Его профессионализм и харизма привлекали зрителей и программа пользовалась большой популярностью.

Какие актуальные телепрограммы описываются в статье?

В статье описываются две актуальные телепрограммы перестройки: "Взгляд" и "Час пик". Взгляд получил широкое обсуждение в обществе и СМИ, а Час пик был создан впоследствии и являлся популярной программой.

Какие были главные достижения программ Листьева в эпоху перестройки?

Владислав Листьев в эпоху перестройки достиг больших успехов с программами "Взгляд" и "Час пик". Эти программы пользовались популярностью у аудитории и широко обсуждались в СМИ и общественности.

Какие достижения Владислав Листьев имел как редактор и журналист?

Владислав Листьев был высоко оценен как редактор и журналист благодаря своим выдающимся достижениям. Он отличался профессионализмом, талантом и креативностью в своей работе. Благодаря его редакторским навыкам и журналистскому опыту он успешно вел свои программы, привлекая большую аудиторию.

В чем заключалась роль Владислава Листьева как телеведущего?

Владислав Листьев был одним из ведущих телеведущих своего времени. Он воплощал идеал профессионализма и мастерства ведущего, который умел удерживать внимание зрителей и поддерживать интерес к своим программам. Своей харизмой и талантом он привлекал большую аудиторию и пользовался популярностью.

Какие программы о Перестройке проводил Владислав Листьев и какие результаты они показали?

Владислав Листьев проводил несколько актуальных программ о Перестройке, в частности "Взгляд" и "Час пик". Эти программы вызвали большой интерес и обсуждение в обществе и СМИ. Результаты этих программ были впечатляющими, так как они помогли раскрыть и просветить некоторые аспекты перестройки и подняли важные темы для общественного обсуждения.

Какое место занимала программа "Поле чудес" в списке телепрограмм перестройки?

Программа "Поле чудес" была очень популярной во время перестройки. Её лидерство было вызвано комбинацией развлекательного формата и уверенности, которую в глазах зрителей подавал сам Листьев. Она привлекла большую аудиторию и получила положительные отзывы в СМИ.

Какие еще разделы обсуждались в программе "Час пик"?

В программе "Час пик" Владислав Листьев обсуждал различные актуальные темы, которые интересовали общественность. В рамках этой программы рассматривались проблемы социальной справедливости, экологии, международных отношений и другие вопросы, вызывающие оживленное обсуждение в обществе.

Какой творческий путь преодолел Владислав Листьев?

Владислав Листьев начал свою карьеру как журналист и редактор. Он работал на различных телевизионных проектах и вел свои собственные передачи. Позже он стал известен как телеведущий и снялся в нескольких популярных телепрограммах.