Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики;цели, способы, результаты. Динамика потребительских цен в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 31 31 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 29.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики
1.1. Роль и значение государственного регулирования цен
1.2. Методы прямого и косвенного воздействия государства на цены
2. Динамика потребительских цен в России
2.1. Оценка индекса потребительских цен в России
2.2. Анализ потребительской корзины г. Москвы
Заключение
Список использованных источников




Фрагмент для ознакомления

Во-первых, влияние от девальвации рубля уже гораздо меньше, чем несколько месяцев назад. Во-вторых, снижение спроса сказывается на положении продавцов, которые, понимают, что кризисный период переждать не удастся и пересматривают свою ценовую политику.



Рис. 6. Динамика месячного индекса потребительских цен в России

И, тем не менее, цены в магазинах пока медленно, но продолжают расти. При этом в последнее время замедление роста цен на потребительские товары сопровождается продолжающимся увеличением темпов роста цен на промышленные товары. То есть сырье для производителя дорожает, а отпускные цены в магазинах падают. Данных за апрель пока нет, но инфляция в промышленности набирает темпы все первые три месяца года.
Это объясняется тем, что спрос на сырье на мировых рынках постепенно восстанавливается, свой вклад вносят и повысившиеся в России тарифы.

2.2. Анализ потребительской корзины г. Москвы

Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Таблица 4
Изменение цен потребительского рынка в г. Москве в феврале 2009 года (в процентах)
февраль 2009 года в % к январю
2009г. февралю
2008г. Сводный индекс потребительских цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги для населения – всего 101,3 112,8 в том числе на:
продовольственные товары 102,0 114,3 непродовольственные товары 101,3 107,9 платные услуги 100,6 116,1
В розничной торговле в феврале 2009 года произошел рост цен на сахар-песок – 16,1%; плодоовощную продукцию: капусту свежую белокочанную – 10,4%, морковь – 7,0%, картофель – 5,0%, яблоки – 4,8% и лук репчатый – 3,2% (в связи с повышением затрат на хранение); чай черный байховый и сыры – 3,0%, сельдь соленую – 2,7%, рыбу замороженную – 2,5%, рис шлифованный – 2,3%, говядину 1 категории – 2,1%, баранину и свинину (кроме бескостного мяса) – 1,9%.
По остальным продуктам питания розничные цены повысились на 0,2% – 1,5%.
Таблица 5
Изменение средних розничных цен на отдельные продукты питания


Наименование
продуктов Средние розничные цены (в руб. за кг.) Изменение в %
(февраль к январю) Обследуемые предприятия по данным Мосгорстата Обследуемые предприятия Мос- горстат на конец января на конец февраля на конец января на конец февраля Яйца куриные 39,98 36,82 45,96 43,45 -7,9 -5,5 Хлеб ржаной, ржано-пшеничный 28,17 25,73 27,20 27,31 -8,7 +0,4 Хлеб и булочные изделия из пшен. муки в/сорта 32,29 32,37 38,38 38,47 +0,3 +0,2 Масло сливочное 158,08 159,32 238,98 240,40 +0,8 +0,6 Молоко цельное разливное 26,40 27,87 29,81 30,00 +0,6 +0,6 Масло подсолнечное 62,02 58,32 77,34 76,88 -6,0 -0,6 Сыры сычужные 179,69 180,35 250,71 258,27 +0,4 +3,0
В обследуемых магазинах сохранялся существенный разброс цен на аналогичные продукты питания по округам. Так, минимальная розничная цена на яйцо в магазине «Алми» (Восточного АО) – 27 руб. 90 коп., а в магазине «Родной» (Центрального АО) – 45 руб.00 коп. за 1 десяток. На хлеб ржаной и ржано-пшеничный минимальная розничная цена в «Продимпекс» (Восточного АО) – 20 руб. 50 коп., а в магазине «Продукты Васелина» (Северного АО) – 30 руб. 00 коп. за 1кг. соответственно; на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки в/с в магазине «Пятерочка» (Западного АО) – 22 руб. 50 коп., а в «Воронцовский» (Центрального АО) – 40 руб. 00 коп. за 1 кг.; на масло сливочное в магазине «Янтарь XXI» (Юго-Восточного АО) и «Продукты Васелина» (Северного АО) – 125 руб. 00 коп., а в «Велес» (Северо-Восточного АО) – 220 руб. 00 коп. На молоко в «Квартал» (Юго-Западного АО) – 24 руб. 90 коп., а в «Диета» (Юго-Западного АО) – 40 руб. 00 коп. за 1 л.; на масло подсолнечное в «Рябина» (Зеленоградского АО) – 49 руб. 90 коп., а в «Янтарь XXI» (Юго-Восточного АО) – 78 руб. 90 коп.; на сыры в «Продукты Васелина» (Северного АО) – 125 руб. 00 коп., а в «Билла» (Северо-Западного АО) – 249 руб. 00 коп. Информация о минимальных розничных ценах на основные продукты питания (33 наименования) в обследуемых магазинах в сравнении со средними розничными ценами по г. Москве на конец февраля т.г. прилагается.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в феврале 2009 года составила 2452 руб. 48 коп. и повысилась по отношению к предыдущему месяцу на 2,2%, с начала года – на 4,8% (к декабрю 2008 года), по России – 2190 руб. 90 коп. и повысилась на 1,5% (с начала года – на 3,5%).
Средняя стоимость набора продуктов питания исходя из минимальных розничных цен в обследуемых магазинах в феврале т.г. оценивалась в 2143 руб. 95 коп., что ниже среднегородской на 12,6%.
По обследуемым предприятиям в структуре стоимости потребительской корзины в феврале 2009 года наибольшая доля приходится на хлеб, молоко, картофель, говядину и мясо кур.












Рис. 7. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России, г. Москве и обследуемых магазинах г. Москвы в феврале в сравнении с январем 2009 года (в руб.)











Рис. 8. Структура стоимости потребления продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в обследуемых магазинах на конец февраля т.г

По данным Мосгорстата в феврале 2009 года отмечалось различие в уровне средних розничных цен на отдельные продовольственные товары в столичной торговле с уровнем цен отдельных регионов России:


Таблица 6
Уровень средних розничных цен на отдельные продовольственные товары, в руб. за кг, литр, десяток
Продукты питания Москва Россия Моск. обл. Санкт-Петербург Владимир Калуга Рязань Тверь Тула Ярославль Масло сливочное 240,40 179,29 176,08 204,48 165,07 170,98 163,07 195,80 156,37 183,03 Масло подсолнечн. 76,88 69,83 76,28 76,49 68,56 64,79 69,56 58,89 61,02 70,25 Молоко пастеризов. 30,00 26,73 27,92 31,79 24,69 24,74 23,83 25,78 24,40 26,22 Яйца
43,45 37,22 40,27 37,30 35,06 32,86 39,46 32,89 38,72 38,10 Хлеб ржан, рж-пш. 27,31 25,92 23,72 30,25 22,01 22,46 21,61 22,48 25,13 21,09 Хлеб пшеничн. в/с 38,47 39,22 39,57 58,39 38,26 35,51 34,79 37,81 44,50 32,59 Сыр твердый
258,27 217,28 218,26 229,61 205,11 202,58 209,31 200,85 191,41 215,65
























Заключение

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции.
Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие. К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики. Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Что касается потребительских цен в России, то можно отметить следующее.
России в конце января 2009 года стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг составила 7292 рубля в расчете на месяц, увеличившись на 4,6% по сравнению с началом года.
Отметим, что в набор товаров и услуг, разработанный Росстатом для наблюдения за ценами и сопоставления покупательной способности в разных регионах, входит 83 наименования основных потребляемых населением товаров и услуг.
По итогам января самым дорогим фиксированный набор был в Чукотском автономном округе – 14162,4 рубля, самым дешевым – в Республике Марий Эл, где его цена составила 5853 рубля.
Стоимость фиксированного набора в Москве в конце января 2009 года составила 10284 рубля и за месяц выросла на 4,5%, в Санкт-Петербурге – 7842,1 рубля и выросла на 3,4%.
















Список использованных источников

Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - № 4-5. - С.274-287.
Грачев Р.В. Роль государства в регулировании цен / Грачев Р.В., Бордукова Е.М. // Аспирант и соискатель. - 2005. - № 3. - С.11-17.
Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. – 328 с.
Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004.- №4.- С. 32-50.
Никитина Н.И. Индекс стоимости жизни как направление усовершенствования индекса потребительских цен // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2007. - № 1. - С.25-53.
Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.
Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.-3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
www.moscow.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики по г. Москве
Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. – 328 с.
Грачев Р.В. Роль государства в регулировании цен / Грачев Р.В., Бордукова Е.М. // Аспирант и соискатель. - 2005. - № 3. - С.11-17.
Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - N 4-5. - С.274-287.
Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004.- №4.- С. 32-50.
Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.-3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
Никитина Н.И. Индекс стоимости жизни как направление усовершенствования индекса потребительских цен // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2007. - № 1. - С.25-53.
www.moscow.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики по г. Москве












2

1.Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - № 4-5. - С.274-287.
2.Грачев Р.В. Роль государства в регулировании цен / Грачев Р.В., Бордукова Е.М. // Аспирант и соискатель. - 2005. - № 3. - С.11-17.
3.Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. – 328 с.
4.Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004.- №4.- С. 32-50.
5.Никитина Н.И. Индекс стоимости жизни как направление усовершенствования индекса потребительских цен // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2007. - № 1. - С.25-53.
6.Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
7.Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
8.Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.
9.Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.-3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с
10.www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
11.www.moscow.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики по г. Москве

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики?

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики имеет целью обеспечение стабильности и справедливости на рынке. В рыночной экономике цены формируются на основе спроса и предложения, и вмешательство государства может быть необходимо для предотвращения монополизации рынка, защиты интересов потребителей и поддержания устойчивого экономического роста.

Какие методы использует государство для регулирования цен?

Государство может использовать различные методы для регулирования цен, включая прямое и косвенное воздействие. Прямое воздействие может включать установление максимальной или минимальной цены на определенный вид товаров или услуг, введение налогов на товары с высокой стоимостью или установление ценовых субсидий. Косвенное воздействие может осуществляться через изменение налоговой политики, финансовые стимулы или дотации, а также через регулирование конкуренции на рынке.

Как оценивается индекс потребительских цен в России?

Индекс потребительских цен в России оценивается Статистическим комитетом России (Росстат). Для этой цели проводятся регулярные опросы и сбор данных о расходах и покупательской активности населения. Полученные данные сравниваются с базовым периодом и рассчитывается процентное изменение цен на товары и услуги. Индекс потребительских цен используется для отслеживания инфляции и принятия решений по финансовой и экономической политике.

Как происходит анализ потребительской корзины г. Москвы?

Анализ потребительской корзины г. Москвы осуществляется в рамках мониторинга цен на товары и услуги. Для этого устанавливается представительная выборка товаров и услуг, потребляемых населением Москвы. Затем проводится сравнение и анализ изменений цен на эти товары и услуги в разные периоды времени. Полученные данные позволяют оценить динамику и инфляцию на рынке Москвы и принять соответствующие меры для регулирования цен.

Какие цели преследует государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики?

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики может иметь различные цели, включая обеспечение доступности товаров и услуг для населения, предотвращение монополистической деятельности, стимулирование экономического роста и защиту интересов потребителей.

Какое значение имеет государственное регулирование цен?

Государственное регулирование цен играет важную роль в экономике, позволяя балансировать спрос и предложение на рынке, предотвращать абсолютные монополии и защищать интересы населения. Оно также позволяет государству влиять на инфляцию и экономическую стабильность.

Какое воздействие можно осуществить государству на цены?

Государство может использовать различные методы для воздействия на цены. Это может быть как прямое регулирование цен на определенные товары или услуги, так и косвенное воздействие через налоговую политику, субсидии или антидемпинговые меры. Это зависит от конкретной ситуации и целей государства.

Какова динамика потребительских цен в России?

Динамика потребительских цен в России может быть разной в разные периоды времени. Она зависит от множества факторов, таких как инфляция, изменение спроса и предложения, изменение курса валюты и другие экономические и политические факторы. В разных годах может быть как рост, так и падение цен на товары и услуги.

Как оценивается индекс потребительских цен в России?

Индекс потребительских цен в России оценивается на основе данных о ценах на определенный набор товаров и услуг, которые входят в потребительскую корзину. Этот набор товаров и услуг регулярно обновляется в соответствии со структурой потребления населения. Данные собираются и анализируются органами статистики для определения изменения общего уровня цен.

Какое значение имеет государственное регулирование цен в рыночной экономике?

Государственное регулирование цен в рыночной экономике имеет важное значение для обеспечения стабильности и справедливости экономических процессов. Оно позволяет защитить интересы потребителей, предотвратить монополизацию рынка, сглаживать цикличность экономики и обеспечивать равноправие участников рыночных отношений.

Какие методы прямого и косвенного воздействия государства на цены?

Государство может применять разнообразные методы прямого и косвенного воздействия на цены. Прямые методы включают установление максимальных цен, контроль над ростом цен на отдельные товары и услуги, установление конкретных налоговых ставок и пошлин. Косвенные методы включают мониторинг рынка, прогнозирование ценовой динамики, регулирование денежной массы и кредитных процентов, а также регулирование внешнеторговых операций и валютных курсов.