Эксперементальная психология. Сеченов И.М.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 23 23 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 07.06.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1.Экспериментальная психология
1.1 История развития экспериментальной психологии
1.2 Понятие об экспериментальной психологи
1.3 Виды научного исследования.
1.4 Классификация методов психологического исследования
1.5 Главные принципы методологии
1.6 Онтологические и гносеологические принципы психологического исследования
2. Сеченов И.М.
2.1 Биография Сеченова И.М.
2.2 Влияние Сеченова М.И. в психологии
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

Которые Сеченов призывал изучать в их истории (развитии) и в системе связей друг с другом» Основным методом психологии должен быть метод объективного наблюдения развития психических процессов, которое происходит от внешних форм в виде развернутых рефлексов — напр., действий с предметами внешнего мира — до кажущихся исключительно внутренними, а на самом деле «свернутых» форм действий — напр. мыслей о предметах. Не используя термин «интериоризации», Сеченов по сути, излагает одну из первых концепций интериоризации, идеи которой будут развиты в XX в. При этом идея интериоризации используется им и для объяснения формирования моральных норм в поведении человека, которые изначально представляют собой внешние запреты и правила, а впоследствии становятся «внутренними» запретами и правилами поведения самого индивида.
Идеи Сеченова (о возможности объективного экспериментального исследования мышления, о бессознательной психической жизни, идеи активности и целевой детерминации применительно к работе н. с, об обратной связи как факторе регуляции поведения и др.), опередив свое время, оказали значительное влияние на развитие отечественной психологии и физиологии и предвосхитили многие исследования в мировой науке XX в.
Сеченов на протяжении своей научной деятельности осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем. «Моя задача,- писал он,- заключается в следующем: объяснить деятельностью уже известной читателю анатомической схемы (имеется в виду простой рефлекс) внешнюю деятельность человека…с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге- одним словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности»
За основу своей программы Сеченов принял постулат о «родственности» психического и физиологического «по способу происхождения», т. е. по механизму совершения. Такая ориентация дает психологии ее основную аксиому, которую Сеченов сформулировал следующим образом: «Мысль о психическом акте, как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная». Содержание же психологии составляет ряд учений «о происхождении и психической деятельности». На первый взгляд это может показаться тривиальным. Ведь любой процесс имеет начало, течение и конец. Новаторскую суть сеченовской идеи раскрывает его разъяснение: указанная аксиома представляет собой «лишь дальнейшее развитие мысли о родстве психических и нервных актов». Начальные, производящие моменты нервных актов — это «физические или смешанные явления», завершаются эти акты движениями, целесообразными « в смысле доставления телу каких-нибудь польз».
В своей программе преобразования психологии в самостоятельную опытную науку Сеченов возлагал главные надежды на объективный метод - наблюдения за генезисом и эволюцией индивидуального поведения. Об экспериментальном методе в его программе речи не было. Между тем именно эксперимент сыграл решающую роль в становлении новой психологии, ее категориального строя. Сеченов не смог преобразовать свою теоретическую модель в экспериментальную программу. В этом заключалась слабая сторона его плана разработки психологии. Поисками экспериментальной программы занялись его последователи.
План разработки объективной психологии Сеченов выдвинул за 40 лет до так называемой бихевиористской революции, низвергшей сознание с пьедестала, на котором оно находилось в течение веков в качестве официального предмета психологического исследования. Сейчас зарубежные историки признают, что Сеченов первым произвел этот переворот.
Говоря о зарождении объективной психологии, американский историк Э. Боринг пишет: «Сеченов стал русским пионером рефлексологии... Мы должны, кроме того, помнить, что он был далеко впереди западноевропейской мысли в этом вопросе». Анализируя появление бихевиоризма другой историк, Робек, полагает, что его главные идеи были заложены русскими. «Это действительно удивительно,— пишут другие американские историки,- что основная философская и методологическая позиция Сеченова почти идентична по своей объективности позиции Уотсона (родоначальника американского бихевиоризма. От американских историков, считающих сеченовскую программу первым вариантом бихевиоризма, ускользнул ее подлинно новаторский смысл.
Объективная психология представлялась Сеченову в отличие от бихевиористов совершенно иной наукой. Устранив из поведения психические регуляторы типа чувствований — сигналов (представляющих категорию образа), бихевиоризм оставил от действия связку «стимул-реакция». Но тем самым реальное действие оказалось деформированным. Из него выпал образ, в котором представлен предметный мир, определяющий посредством мотивов субъекта ориентацию и построение этого действия.
Последующий ход развития психологического знания показал смысл переворота, произведенного Сеченовым. Он состоял в радикальном перемещении отправного пункта анализа с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, на объективное психически регулируемое поведение, познаваемое подобно другим явлениям науки только опосредованно.
Заключение
Появление экспериментальной психологии сыграло большую роль в углублении изучения психологических процессов. Именно благодаря эксперименту поиск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Открылась перспектива математически точной формулировки реальных психологических закономерностей.
Опыт радикально изменил критерии научности психологического знания. К нему стали предъявляться требования воспроизводимости в условиях, которые могут быть вновь созданы любым другим исследователем. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения в разряд научных.
Сеченов на протяжении своей научной деятельности осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем. «Моя задача,- писал он, - заключается в следующем: объяснить деятельностью уже известной читателю анатомической схемы (имеется в виду простой рефлекс внешнюю деятельность человека… с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге - одним словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности».
Работа по физиологии органов чувств непосредственно направила мысль Сеченова в область психологи, где на рубеже 70-х годов происходили события, которые привели к утверждению независимости этой науки не только от философии, но и от физиологи.
В своей программе преобразования психологии в самостоятельную опытную науку Сеченов возлагал главные надежды на объективный метод - наблюдения за генезисом и эволюцией индивидуального поведения. Об экспериментальном методе в его программе речи не было. Между тем именно эксперимент сыграл решающую роль в становлении новой психологии, ее категориального строя. Сеченов не смог преобразовать свою теоретическую модель в экспериментальную программу. В этом заключалась слабая сторона его плана разработки психологии. Поисками экспериментальной программы занялись его последователи. Результатом работы Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Сеченов по праву считается основоположником отечественной научной психологии.
Литература

1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерикова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СпБ.: Питер,2003.- 319с.
3. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней.- М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.- 576с.
4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология.- М.: Аспект пресс,2002.-381с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Том 1.- Ростов н/Д .: Феникс,1996.-416с
6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А.,Маничева С.А.- СпБ.: Питер,2004.-560с.
7. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Том 2. - М.: ВеЧе,2000.- 560с.
8. Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль,1976.- 456с.
Ярошевский М.Г. История психологии.-М.: Мысль,1976.- С.249-250
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология.- М.: Аспект пресс,2002.- С.4-9
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СпБ.:Питер,2003.-С. 8-10
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология.- М.: Аспект пресс,2002.- С 39-41
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СпБ.:Питер,2003.-С 48-55
Большой психологический словарь. Под ред. Мещерикова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003.-С 502
Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль,1976.- С. 234-237
Большой психологический словарь. Под ред. Мещерикова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003.-С 502
Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней.- М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.- С. 245-247
Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль,1976.- С 245-250












18

Литература

1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерикова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СпБ.: Питер,2003.- 319с.
3. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней.- М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.- 576с.
4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология.- М.: Аспект пресс,2002.-381с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Том 1.- Ростов н/Д .: Феникс,1996.-416с
6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А.,Маничева С.А.- СпБ.: Питер,2004.-560с.
7. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Том 2. - М.: ВеЧе,2000.- 560с.
8. Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль,1976.- 456с.

Вопрос-ответ:

Кто такой И.М. Сеченов?

И.М. Сеченов (1829-1905) - российский физиолог, психолог и физиологический психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Он проводил исследования по изучению нервной деятельности и механизмов мышления, внес значительный вклад в развитие психологической науки.

Какие методы использовал Сеченов в экспериментальной психологии?

Сеченов применял метод эксперимента для изучения психологических явлений. Он проводил опыты на животных и людях, использовал электрическую стимуляцию и нейрофизиологические методы. Он также разработал методы психофизиологических исследований, включая рефлексы и эксперименты на раздражители, исследования природы мышления и влияния нервной системы на психические процессы.

Какое влияние Сеченов оказал на психологическую науку?

Сеченов сформулировал основные принципы экспериментальной психологии, которые стали основой для дальнейшего развития этой области. Он утверждал, что все психические явления являются результатом нервной деятельности, и что психологию необходимо изучать на основе физиологических закономерностей. Его работы стали исходным пунктом для развития рефлексологии и психофизиологии как отдельных областей психологической науки.

Какова история развития экспериментальной психологии?

История развития экспериментальной психологии насчитывает более ста лет. Первые экспериментальные исследования в этой области начали проводиться в конце XIX века и были тесно связаны с развитием физиологии и нервной системы. Одним из ключевых фигур в истории развития экспериментальной психологии является И.М. Сеченов, который внес значительный вклад в эту науку.

Какие виды научного исследования существуют в экспериментальной психологии?

В экспериментальной психологии выделяют несколько видов научного исследования. Одним из самых распространенных видов является лабораторный эксперимент, который проводится в специально оборудованной лаборатории. Также существуют полевые исследования, которые проводятся в естественных условиях, а также наблюдательные исследования, опросы и тестирования.

Каковы основные принципы методологии экспериментальной психологии?

Основные принципы методологии экспериментальной психологии включают строгость, контролируемость, объективность и повторяемость. Строгость означает, что все этапы исследования должны быть выполнены точно по определенной методике. Контролируемость предполагает учет и контроль всех факторов, которые могут повлиять на результаты эксперимента. Объективность требует от исследователя нейтрального и безпристрастного отношения к исследованию, а повторяемость - возможность повторить эксперимент и получить схожие результаты.

Какие принципы лежат в основе психологического исследования?

Основополагающими принципами психологического исследования являются онтологические и гносеологические принципы. Онтологические принципы отражают представления о том, что существует в психике человека и как она функционирует. Гносеологические принципы определяют способы и методы познания психики человека и разработки психологической теории.

Что такое экспериментальная психология?

Экспериментальная психология - это научное направление, изучающее психические процессы с помощью экспериментальных методов исследования.

Какие виды научного исследования существуют в экспериментальной психологии?

В экспериментальной психологии используются различные виды научного исследования, включая лабораторные эксперименты, полевые исследования, наблюдения, опросы и т.д.

Какова роль И.М. Сеченова в развитии психологии?

И.М. Сеченов сыграл значительную роль в развитии психологии, внесший важный вклад в понимание физиологических основ психических процессов и исследование рефлексов. Его работы оказали значительное влияние на психологию как науку.

Какие принципы методологии используются в психологическом исследовании?

В психологическом исследовании используются различные принципы методологии, включая контролируемость эксперимента, воспроизводимость результатов, систематический подход к сбору и анализу данных, использование контрольных групп и т.д.