Организация работы по развитию восприятия устной речи младших школьников с нарушением слуха во внеклассное время.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 21.07.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава I: Развитие слухового восприятия устной речи у младших школьников с нарушением слуха
1.1 Развитие слухового восприятия
1.2. Работа по выработки условно-двигательной реакции на звук
1.3 Работа по обучению различению на слух неречевых и речевых сигналов
1.4. Обучение восприятию на слух речевого материала
Глава II: Коррекционно-педагогическая работа по воспитанию и обучения детей с нарушением слуха.
2.1 Развитие восприятия устной речи младших школьников с нарушением слуха во внеклассное время.
2.2. Общее и речевое развитие слабослышащих школьников на уроках и во внеклассное время
2.3. Коррекционная работа по развитию слухового восприятия
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Потом проводим разбор достоинств и недостатков; работаем над выразительностью речи. Учим детей, управлять: силой голоса, темпом речи, соответствующим персонажу; затем повторение этюда-импровизации, обыгрывание персонажей сказки.Далее уточняем по сценарию намерения персонажей, отработка чтения каждой роли.Задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей вживаться в свою роль; учить их интонацией, передавать настроение, чувства, характер героя. Несколько занятий посвящаются проигрыванию инсценировки целиком с включением готового оформления, музыки и т. п. Постоянные репетиции, совершенствование последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций. В инсценировках используем музыку из мультфильмов, кинофильмов, готовые грамзаписи. Также разучиваются песни, танцы. При такой работе учитель должен стремиться развивать устную речь учащихся и воздействовать на нравственные и эстетические чувства младшего школьника. Другим видом работы по развитию устной речи у детей с недостатками слуха является подготовка литературных праздников, посвященных юбилейным датам писателей. Так, например, можно провести литературные праздники, посвященные юбилеям А.С. Пушкина, С. Михалкова, С.Маршака, С.Омоллона, К.Чуковского, Н.Носова. Содержанием праздника может быть: Вступительная часть. Литературно-музыкальный монтаж. Конкурс чтецов. Сценки, инсценировки. Сольное и групповое исполнение песен, танцев. Литературные игры. Конкурс рисунков и т.п.Итак, учителю всегда можно найти интереснейший материал, помогающий ему заинтересовать детей. В этом случае трудности, связанные с недостатками слуха и речи решаются детьми гораздо легче, многократные репетиции помогают полностью овладеть речевым материалом. Очень часто дети с недостатками слуха чувствуют себя скованно при общении с другими людьми, а участие в показательных инсценировках и праздниках вселяет в них уверенность в себе, что безусловно способствует дальнейшему совершенствованию речи. Таким образом, инсценирование сказок способствует развитию речи, самовыражению личности через речевую деятельность. [11, с. 98]2.3. Развитие восприятия устной речи младших школьников с нарушением слуха во время экскурсийОдним из путей развития устной речи школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно-практической деятельности. Наблюдения природы обогащают личный жизненный опыт учащихся и позволяют использовать его в практической деятельности. Наиболее активно этот принцип реализуется во внеурочной работе с учащимися. Среди множества ее различных форм наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающей среды выступает экскурсия со школьниками в природу. В программах школы для детей с нарушениями слуха подобные экскурсии составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса. На экскурсиях усваиваются не только природные явления и объекты, но и формируются представления о природе, как о едином целом, отражающими взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. [9, с. 15]Знания детей, полученные на экскурсии, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной природной среде. Систематическое проведение экскурсий вырабатывает у школьников навыки использования слуховой аппаратуры не только для восприятия речи, но и для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей побуждается любознательность, что, естественно выражается в повышении речевой активности. Экскурсия структурно состоит из трех этапов: подготовительного, собственно экскурсии (уяснение и первичное овладение материалом) и заключительного (дальнейшее овладение материалом и контроль над его усвоением).На всех этапах предполагается слухозрительное восприятие изучаемого материала, а на первом и третьем этапах – широкое использование звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, в процессе экскурсии дети используют индивидуальные аппараты.Основное назначение подготовительного этапа заключается в создании мотивации, постановке задачи таким образом, чтобы изучаемые объекты заняли в деятельности учащихся на экскурсии структурное место цели. Учащиеся должны получить представление о способах своей деятельности по изучению окружающего.На этом этапе важно вызвать у учащихся интерес к изучению нового, создать ориентировочную основу деятельности. Дети воспринимают, анализируют и осмысливают поставленные цели и задачи экскурсии, а также вопросы и задания, предложенные учителем.Коллективно составляется план в словесной или графической форме, определяется содержание и последовательность действий на разных этапах экскурсии.На подготовительном этапе учитель подготавливает детей с недостатками слуха к активному восприятию материала в ходе последующей экскурсии. Учитель в беседе с детьми ставит проблему, предлагаемую задачу, а дети под его руководством решают ее поэлементно.Педагог корректирует ошибочные или недостаточно верные ответы учащихся.В младших классах обсуждение предстоящей экскурсии целесообразно сопровождать иллюстрациями. Картинки – иллюстрации последовательно соединяются стрелками, и возникает схема будущего маршрута экскурсии. Дети берут вырезанного из картона человечка и «проводят» его по маршруту. Затем маршрут экскурсии в виде схематического рисунка и словесного плана фиксируется ими в блокноте. Учитель заранее намечает цель наблюдения, план осмотра объектов, решает, что он покажет, в какой последовательности, о чем расскажет, какие вопросы и задания предложит, намечает словарь, действия по обследованию предметов, их свойств. Во время основног7о этапа проведения экскурсии учащиеся получают знания об окружающем в процессе наблюдений за деятельностью людей и теми или иными объектами, в ходе бесед с взрослыми, при этом активно задавая вопросы и выражая свое отношение к наблюдаемому. Большое значение имеет вариантность заданий: «рассмотри по плану», «опиши по виду», «сравни», «сделай вывод по наблюдениям» и т.д. Сравнение, сопоставление изучаемого способствует систематизации и обогащению знаний слабослышащих детей. Общаясь во время экскурсии ученики с нарушением слуха получают обширную речевую практику: они делятся впечатлениями, выражают свое отношение к увиденному. Установка на такую беседу, данная учителем перед экскурсией, будет стимулировать учащихся на актуализацию словарного запаса, на внятную, понятную слышащим речь. После экскурсии ученики представляют результаты своих наблюдений в виду связных рассказов – описаний. На заключительном этапе происходит дальнейшее овладение материалом, организуется контроль за усвоением, учащиеся подводятся к выводам, обобщениям, выявляется их отношение к увиденному, к новому. Закрепление полученных знаний может осуществляться в процессе предметно-практической (рисование, аппликация, моделирование, конструирование, дидактические игры), речевой (обобщающая беседа, написание сочинений, писем родным, друзьям), изобразительной (посещений художественных музеев, выставок) деятельности. Экскурсионная работа при правильной организации позволяет повысить эффект развития устной речи детей с нарушением слуха.Для детей с недостатками слуха младшего школьного возраста можно предложить следующие экскурсии.Экскурсия в краеведческий музей. Тема «Жизнь человека в нашем крае»Цель экскурсии: заинтересовать детей историей родного края, развить устную речь, увеличить словарный запас.Возрастные и психические особенности детей требуют максимальной образности и конкретизации изложения. Перед экскурсией проводиться беседа, в которой разъясняется необходимость специальной подготовки к ней. Ученики часто не воспринимают нетрадиционные уроки, как уроки вообще. В этом одновременно и достоинство и недостаток данной формы проведения занятий. Детям разъясняется важность посещения музея и значение музеев вообще. Подобная предварительная беседа обусловлена возрастными особенностями детей. Опыт показывает, что в музее ребята часто переходят от одной экспозиции к другой и это понятно - кругом много необычных и интересных предметов. Если предложить детям задание прямо в музее, то это заставляет внимательно следить за ходом.План экскурсии: Подготовка детей к экскурсии (вводная беседа, задания для самостоятельной работы).Беседа по вопросам: с чего начинается история человечества, и чем первобытный человек отличается от животного.Изучение музейных экспонатов: а) орудия труда каменного века (ножевидные пластины, наконечники копий, каменные топоры, их размер, приемы изготовления и применения. б) Керамика. (изготовление посуды, появление стола, форма и орнаментация сосудов. в) Первые металлические орудия.Подведение итогов.Беседа с детьми после экскурсии (на занятии).На итоговом занятии учитель спрашивает детей, что нового они узнали, задает вопросы по теме экскурсии, побуждая их использовать устную речь и новые слова, которые они узнали во время экскурсии. Экскурсия в парк. Тема «Учись наблюдать».Цели экскурсии: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить речь детей предметными знаниями о признаках времени года. Детей заранее предупреждают об экскурсии на природу, советуют, как нужно одеться, что взять с собой для проведения наблюдений (коробочки, баночки, небольшие сумочки).Перед началом экскурсии проводится занятие, на котором детям рассказывается о том, что они будут наблюдать, и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.).Примерно на предварительном занятии учитель говорит следующее:«Мы с вами наблюдали весенние изменения в природе, читали рассказы, рассматривали рисунки, картины о различных временах года. Какие вы знаете времена года?Дети называют.Какие признаки имеет лето? зима? весна? осень?Дети перечисляют.Что происходит весной?Дети. Начал таять снег.Небо стало не такое серое, как зимой. Были голубые просветы. Но еще было холодно.Что происходит осенью?Дети. Деревья сначала становятся желтыми. Потом листья падают.Мы завтра пойдем на экскурсию. Что мы там можем сделать, для того, чтобы понять, что происходит в природе? Услышим голоса птиц.Почувствуем, как солнышко греет.Понаблюдаем за насекомыми, за птицами».Экскурсия проводится в парке. Там много зеленых насаждений: клен остролистый, береза, тополь, черемуха, сирень. Во время экскурсии учитель рассказывает детям об окружающих объектах, побуждая их не только задавать вопросы, но и самостоятельно отвечать на них. На итоговом занятии после экскурсии дети говорят, что они увидели нового на экскурсии, делятся своими впечатлениями.[11, с. 115]Таким образом, при организации внеклассной работы со слабослышащими детьми младшего школьного возраста происходит не только их обучение и воспитание, но и развивается восприятие устной речи, увеличивается словарный запас детей, активизируется сам процесс речевого общения. ЗаключениеРечевое развитие играет решающую роль в развитии ребенка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения. Это ограничение влияет на формирование психики ребенка. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.Нарушение слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия устной речи и обуславливает некоторые особенности формирования устной речи. Знание закономерностей становления устной речи у детей с нарушенным слухом позволяет разработать теорию обучения и строить процесс обучения устной речи на научной основеКоррекционная работа, направленная на формирование произношения и развитие слухового восприятия учащихся с различными нарушениями слуха, проводится сурдопедагогами в системе индивидуальных занятий, с широким применением различных видов самостоятельной речи. Учитель начальных классов решает множество задач по воспитанию и обучению детей с нарушением слуха. При этом развитие речи учащихся едва ли не самая главная задача. И как бы ни было хорошо поставлена работа по развитию речи на уроках в младших классах, практика показывает, что без продолжения этой работы во внеурочное время, трудно научить учащихся свободно говорить. Большую роль в речевом развитии учащихся с нарушением слуха начальной школы имеет внеклассная работа. Она позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся младших классов.Положительное влияние на создание благоприятной речевой среды детям с нарушением слуха может оказать внеклассная работа по развитию речи, где учащиеся могут совершенствовать свою речь. В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать. Успех в развитии речевого слуха слабослышащих детей зависит от правильной организации всего учебно-воспитательного процесса, уровня владения детьми устной речью и их речевого опыта. Важнейшее значение имеет обеспечение неразрывной связи работы по развитию слухового восприятия с коррекцией произносительных навыков, усвоением словаря, грамматического строя языка, развитием познавательной деятельности детей с нарушением слуха.Очень полезны для социализации и развития речи детей с нарушением слуха постановка драматизаций, проведениеэкскурсий и походов, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.Реализация описанных моделей обучения и включения слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах, могут успешно работать на самых разных должностях.Таким образом, правильно организованная работа по развитию слухового восприятия глухих учащихся способствует расширению сенсорной основы формирования их устной речи, созданию слухоречевой системы, что позволяет значительно интенсифицировать весь учебно-воспитательный процесс. Возможность активного привлечения развивающегося слуха при восприятии устной речи и ее воспроизведении становится базой для решения важных задач повышения уровня образования слабослышащих школьников.ЛитератураАндреева Л.В. Сурдопедагогика. – М.: Академия, 2005.Богрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. – М.: Педагогика, 1999.Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002.Боскис Р.Ф Глухие и слабослышащие дети. – М.: Академия педагогических наук, 1993.Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. – М.: Владос, 2008.Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей // Развитие устной речи у глухих дошкольников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина. М., 2001. Ч.1.Кузьмичева Е.П., Федосова И.Ф. Развитие слухового восприятия учащихся первого класса – М.: Просвещение, 2006.Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухихшкольников. – М.: НЦ ЭНАС, 2001.Кузьмичева Е.П., Яхнина E.З. Новые подходы к активизации устной коммуникации глухих школьников // Развитие и коррекция. 1998. №3Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История, методы, возможности. – М.: Академия, 2003.Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушением слуха: внеклассная работа в начальной школе. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. – М.: Владос, 2004

Литература

1.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
2.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.
3.Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4.Богрова И. Г. Обучение Слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. – М.: Педагогика, 1999.
5.Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.
6.Боскис Р.Ф, Глухие и слабослышащие дети. – М.: Академия педагогических наук, 1993.
7.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамеза. – М., 2002.
8.Возратсная и педагогическая психология / Под ред. А.В Петровского. – М., 2001.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических знаний. – М., 1999г.
10. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М.: Педагогика, 1986
11. Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. – М.: Медицина, 2005.
12.Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1999.
13.Обучение русскому языку, чтению, произношению. / Под ред. К. Г. Коровина – М.: Просвещение, 1995.
14.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2003
15. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.
16.Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М.: Педагогика, 1978.
17.Тимохин В. П. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.
18.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.
19.Черкасова Е. Л. Влияние минимальной слуховой депривации на развитие речи детей // Актуальные проблемы образования и медицины: Сб. науч. тр. Курск, 2001.
20.Черкасова Е. Л. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста// Дефектология. - 2001. - № 4.
21.Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 2001.

Вопрос-ответ:

Как развивать слуховое восприятие у младших школьников с нарушением слуха?

Для развития слухового восприятия у младших школьников с нарушением слуха можно использовать различные методы и упражнения. Например, работа по выработке условно двигательной реакции на звук, обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов, а также обучение восприятию на слух речевого материала.

Как осуществляется работа по выработке условно двигательной реакции на звук?

Работа по выработке условно двигательной реакции на звук может проводиться через игры и упражнения, которые связаны с производством звуков и выполнением определенных движений в ответ на эти звуки. Например, дети могут тренироваться на выделение и повторение различных звуков при выполнении движений руками или другими частями тела.

Как происходит обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов?

Обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов может происходить с помощью специальных заданий и игр. Детям предлагается слушать различные звуки (например, шум ветра, трещинующий лед или звук голоса) и определять, является ли это неречевым или речевым сигналом. Задания могут быть разными, включая использование аудиозаписей, речевых фраз или специальных аппаратов для восприятия звуков.

Как можно обучать младших школьников с нарушением слуха восприятию на слух речевого материала?

Обучение восприятию на слух речевого материала может проводиться через специальные упражнения и игры, которые помогают детям различать и понимать речь. Например, детям могут предлагаться задания, включающие слушание и повторение звуковых рядов, слов или предложений. Также важно использовать разнообразные материалы, включающие различные типы речи (например, обращения, инструкции, рассказы) и разные источники звуков (например, речь учителя, аудиозаписи, видеоуроки).

Какие методы используются для развития слухового восприятия устной речи у младших школьников с нарушением слуха?

Для развития слухового восприятия устной речи у младших школьников с нарушением слуха используются различные методы. Один из них - работа по выработке условно двигательной реакции на звук. Второй метод - обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов. Еще один метод - обучение восприятию на слух речевого материала.

Зачем нужно работать над развитием слухового восприятия устной речи у младших школьников с нарушением слуха?

Развитие слухового восприятия устной речи у младших школьников с нарушением слуха имеет большое значение, так как это позволяет им лучше понимать и воспринимать речь окружающих, а также совершенствовать свои коммуникативные и общественные навыки. Без развития слухового восприятия, дети с нарушением слуха могут испытывать трудности в общении и учебе, поэтому этой работе нужно уделить особое внимание.

Какова роль обучения различению на слух неречевых и речевых сигналов в развитии слухового восприятия?

Обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов играет важную роль в развитии слухового восприятия младших школьников с нарушением слуха. Это позволяет им отличать различные звуки, знаки и интонации, что помогает им лучше распознавать и понимать речь других людей. Такое обучение также способствует развитию слуховой памяти и концентрации внимания у детей.

Как можно развивать слуховое восприятие устной речи во внеклассное время?

Развитие слухового восприятия устной речи у младших школьников с нарушением слуха можно проводить во внеклассное время посредством различных игровых и обучающих активностей. Например, можно использовать различные аудиоигры, где дети должны определять и классифицировать звуки, а также игры на развитие внимания и мемории, где они должны запоминать и распознавать слова и фразы. Важно предоставить детям возможность практиковать свои слуховые навыки в реальных коммуникативных ситуациях, например, взаимодействуя с другими детьми и взрослыми.

Как можно развить слуховое восприятие устной речи у младших школьников с нарушением слуха?

Развитие слухового восприятия устной речи у младших школьников с нарушением слуха можно осуществить через работу по выработке условно двигательной реакции на звук, обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов, а также обучение восприятию на слух речевого материала.

Как проводится работа по выработке условно двигательной реакции на звук?

Работа по выработке условно двигательной реакции на звук включает в себя различные упражнения и игры, в которых дети должны выполнять определенные движения или жесты в ответ на звуковые сигналы. Например, можно просить детей поднять руки или махнуть рукой при определенном звуке.

Как проводится работа по обучению различению на слух неречевых и речевых сигналов?

Работа по обучению различению на слух неречевых и речевых сигналов может включать игры и упражнения, в которых дети должны определять, является ли прозвучавший звук речевым или неречевым. Например, можно проигрывать различные звуки и просить детей угадать, является ли звук словом или каким-то другим звуком.

Как можно обучить младших школьников с нарушением слуха восприятию на слух речевого материала?

Обучение восприятию на слух речевого материала может проводиться через различные практические упражнения, игры и задания. Например, можно просить детей слушать и повторять за учителем различные звуки, слова, фразы. Также можно использовать аудиоматериалы с записями речи, чтобы дети могли прослушивать и повторять за ними.