Проблема возникновения человека, приоритет разума в формировании человеческой культуры.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 06.06.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 2. РАЗУМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Промышленное соревнование и конкуренция (соревнование на рынке ради прибыли) активизируют деятельный разум на совершенствование производительных сил. В результате на экономическую сцену выходит главное свойство закона стоимости: при росте производительности труда цены на товары и услуги данной отрасли снижаются, а круг их потребителей расширяется. Стало быть, для большего числа людей становятся доступными и блага культуры. Таким путем социокультурное пространство планеты поступательно веками прирастает экономикой через ряд ступеней общественного разделения труда и более высоких уровней его интеграции в региональных и глобальной экосистемах.
Деятельный разум обретает социальное пространство также и в общественно-историческом движении мышления от одного уровня знания к более достоверному. Известно, что наиболее устойчивым архетипом человеческого подсознания является ощущение свободного полета и мгновенного перемещения во времени и пространстве, невозможное для реального организма. Это интуитивное чаяние людей сократить время перемещения материальных объектов и речевой информации и тем самым расширить пространственное поле своей жизнедеятельности было реализовано на практике через познание законов естествознания, свойств материалов, создание новых их композиций, неизвестных в природе.
«Однако разум не только ускоряет течение социального времени, расширяет или сжимает пространство социума. На уровне логического познания он исполняет роль своеобразной «машины времени»: систематизирует прошлое, анализирует настоящее, прогнозирует будущее. Через осмысление временной связки между «вчера», «сегодня» и «завтра» общественное сознание и каждый человек ищут смысл жизни. Формирование образа будущего и целеположенная реализация смысла жизни и есть реальное движение разума».
Потенциальная форма бытия деятельного разума - это знание в его эмпирическом и логическом проявлениях. Знание как продукт культуры и ее взаимодействия с природной средой всегда относительно, поскольку находится в постоянном становлении, следуя за цикличной спиралью социальной эволюции. Знание вызревает во времени через наблюдения, сбор, переработку и осмысление информации о реальных фактах изучаемых объектов. Оно развивается двояко: во-первых, эволюционно, как восприятие и развитие знания предшествующих поколений; во-вторых, скачкообразно, через разрыв постепенности путем интуиции и полета фантазии.
Разум, по определению, претендует на истину. Но поскольку разум может использоваться в противоположных целях - как во благо, так и во зло, - постольку критерием истины является опыт и конкретная практическая деятельность людей. Стало быть, в этом направлении следует искать и устанавливать критерии, или логические императивы, разума.
Выше отмечалось, что культура возникает в качестве надприродного способа жизнедеятельности предков человека как эволюция их животного бытия в социальное состояние. Исходные элементы культуры были прямо направлены на обуздание животных побуждений и агрессивных реакций, разрушающих сообщество индивидов. Организованное разумом «насилие над разрушительными инстинктами можно поэтому считать его базисным критерием.
«На этапе развития производящей культуры, и особенно устойчивого получения прибавочного продукта как главного источника формирования материальной и духовной культуры, возникают условия для социальной агрессии по поводу частного и кланово-сословного распоряжения продуктом, создаваемым трудом других. В связи с этим в дальнейшей эволюции социума «критерий сохранения сообщества» переносится разумом в плоскость непрерывного разрешения противоречий между коллективизмом, основанным на альтруизме, и эгоизмом, который с каждым историческим этапом становится все более изощренным и разнообразным».
Успехи социума в развитии общественных производительных сил ещё не означают, что социальная эволюция человека протекает разумно. За всю письменную истории только 300 лет человечество обошлось без войн. Причем самые кровавые бойни - Первая и Вторая мировые войны - пришлись на век «торжества разума» эпохи научно-технических революций. На протяжении тысячелетий материальный базис экономики приобрел ярко выраженный технотронный характер, основанный на разрушении биосферы, чем поставил человечество перед выбором. Если сохранить техногенную парадигму развития, неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Если менять парадигму, то следует сменить, прежде всего, целевые функции социума.
Необходимо кардинально изменить характер развития нашей цивилизации, причем по причинам не только экологическим, но и социально-экономическим и даже глобально-политическим. Попытки разумно, без военных действий решать мировые и региональные конфликты через Организацию Объединенных Наций фактически провалились. Сегодня на рубеже ХХI века обострилась борьба ведущих индустриальных держав за обладание невосполнимыми ресурсами земли и за рынки сбыта излишних для их внутреннего потребления товаров. Возрождается концепция времен колониальной политики о праве «цивилизованных» наций подавлять и узурпировать народы слаборазвитых стран и даже народы, имеющие тысячелетние культуры. В умах насаждается как якобы научно обоснованная установка, что только исходя из эгоистических интересов людей можно создавать такие условия, которые позволили бы обеспечить человеку достойное существование.
Эта установка на эгоизм как на панацею для выживания человечества сегодня в мире активно реализуется транснациональными монополиями. Курс на глобальную капитализацию мировой экономики получил первый отпор со стороны прогрессивной научной мысли в базисных идеях концепции устойчивого развития. Однако отпор - это еще не успех, а только условие консолидации единомышленников.
Чтобы эгоизм немногих не подавил разум человечества, а насилие не одержало верх над содружеством, необходимо дать научный диагноз уходящему ХХ веку. Такую работу можно проделать успешно, лишь консолидируя опыт действующего поколения с разумной мыслью предшественников, а не отвергая ее с порога как устаревшую и потерявшую смысл. Так, еще на заре эпохи капитализма на смену проповеди, трактующей его как общество разумного эгоизма, пришло научное знание тех материальных, экономических и социальных корней, которые питают классовый эгоизм и общественные антагонизмы, а стало быть, подлежат отторжению критериями разума.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеллект человека страшное оружие, как для человечества, так и для всего живого на планете, ибо он есть совокупность множества знаний о природе вещей и предметов в самых разных областях науки, технологий и культуры. Интеллект человека формируется в коре полушарий человеческого мозга, локализуется в нем и как физическая культура, этика, эстетика, нравственность, духовность, мораль, совесть и остальные разумные качества человека представляют собой своеобразный генератор импульсов. Он является частью общей генерирующей конструкции, который образует энергетического поле, насыщенное мельчайшими разумными частицами, упорядоченное состояние которого подобно разумному полю Источника.
Гарантией безопасного интеллекта является целостное (гармоническое) развитие личности, в свою очередь проявлением опасного для человека и общества интеллекта является поверхностное сознание. Поверхностное сознание является матрицей искаженного умственного развития человека. Перекос в развитии знаний и умений проявляется в способности этих людей создавать опасные для человечества изобретения, не чувствуя ответственности за нравственные и этические последствия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Георгиевский А. Б. Дарвинизм. М., 1963.
Гумелевский Л.Е. Вернадский. 3-е изд. М.: Молод. гвардия, 1988
Гурев Г.А. Чарльз Дарвин и атеизм. Л., 1975.
Зеличенко А. Психология духовности. М., 1996.
Краева О.Л. Диалектика потенциала человека. - М.-Н. Новгород: Нижегород. гос. с/х. академия, 1999.
Каледа Г.И. «Библия и наука о сотворении мира». Москва. Издательство «Альфа и Омега». 1996 г.
Калябин В.И. «Обзоры по естественной апологетике». Москва. Издание Сретенского монастыря. 1999 г.
Кутырев В.А. Естественное и искусственное ... Нижний Новгород, 1994.
Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.
Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М., 2002.
Опарин А.И. Происхождение жизни. М.,1954.
Разжигаев А.Ф. Размышления о… Выпуск 2. Философский альманах. - М.: Диалог-МГУ, 1999.
Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., АСТ, 2004.
Хрусталев Ю.М. Дух - восхождение к сверхсознанию // Сборник лиги независимости ученых. М., 1992.
Калябин В.И. «Обзоры по естественной апологетике». Москва. Издание Сретенского монастыря. 1999 г. с.61
Георгиевский А. Б. Дарвинизм. М., 1963. с 32.
Гурев Г.А. Чарльз Дарвин и атеизм. Л., 1975. с. 54.
Каледа Г.И. «Библия и наука о сотворении мира». Москва. Издательство «Альфа и Омега». 1996 г. с. 71.
Хрусталев Ю.М. Дух - восхождение к сверхсознанию // Сборник лиги независимости ученых. М., 1992. с. 117.
Цит. по: Гумелевский Л.Е. Вернадский. 3-е изд. М.: Молод. гвардия, 1988, с.297.
Разжигаев А.Ф. Размышления о… Выпуск 2. Философский альманах. - М.: Диалог-МГУ, 1999. с. 87.
Кутырев В.А. Естественное и искусственное ... Нижний Новгород, 1994. с. 120-121.
Краева О.Л. Диалектика потенциала человека. - М.-Н. Новгород: Нижегород. гос. с/х. академия, 1999. с. 37.












19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Георгиевский А. Б. Дарвинизм. М., 1963.
2.Гумелевский Л.Е. Вернадский. 3-е изд. М.: Молод. гвардия, 1988
3.Гурев Г.А. Чарльз Дарвин и атеизм. Л., 1975.
4.Зеличенко А. Психология духовности. М., 1996.
5.Краева О.Л. Диалектика потенциала человека. - М.-Н. Новгород: Нижегород. гос. с/х. академия, 1999.
6.Каледа Г.И. «Библия и наука о сотворении мира». Москва. Издательство «Альфа и Омега». 1996 г.
7.Калябин В.И. «Обзоры по естественной апологетике». Москва. Издание Сретенского монастыря. 1999 г.
8.Кутырев В.А. Естественное и искусственное ... Нижний Новгород, 1994.
9.Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.
10.Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М., 2002.
11.Опарин А.И. Происхождение жизни. М.,1954.
12.Разжигаев А.Ф. Размышления о… Выпуск 2. Философский альманах. - М.: Диалог-МГУ, 1999.
13.Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.
14.Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., АСТ, 2004.
15.Хрусталев Ю.М. Дух - восхождение к сверхсознанию // Сборник лиги независимости ученых. М., 1992.

Вопрос-ответ:

Какую проблему рассматривает статья?

Статья рассматривает проблему возникновения человека и роли разума в формировании человеческой культуры.

Какой приоритет имеет разум в формировании человеческой культуры?

Разум имеет приоритет в формировании человеческой культуры, так как он активизирует деятельность человека на совершенствование производительных сил и способствует развитию экономики.

Какое свойство закона стоимости становится главным при росте производительности труда?

При росте производительности труда главным свойством закона стоимости становится цена на товары и услуги данной отрасли.

Какие факторы активизируют деятельный разум человека?

Промышленное соревнование и конкуренция на рынке ради прибыли активизируют деятельный разум на совершенствование производительных сил.

Что происходит при выходе на экономическую сцену главного свойства закона стоимости?

При выходе на экономическую сцену главного свойства закона стоимости происходит рост цен на товары и услуги данной отрасли.

Какая проблема обсуждается в статье?

Проблема, которая обсуждается в статье, - это возникновение человека и приоритет разума в формировании человеческой культуры.

В чем заключается связь между разумом и человеческой культурой?

Разум играет важную роль в формировании человеческой культуры. Он позволяет нам развивать производительные силы и создавать новые технологии, которые влияют на развитие культуры.

Как промышленное соревнование и конкуренция влияют на развитие разума человека?

Промышленное соревнование и конкуренция мотивируют людей совершенствовать производительные силы и улучшать свои навыки. Это активизирует разум человека и способствует развитию его интеллектуальных способностей.

Какое главное свойство закона стоимости обсуждается в статье?

В статье обсуждается главное свойство закона стоимости - это рост цен на товары и услуги при росте производительности труда в данной отрасли.

Что можно сказать о влиянии разума на формирование человеческой культуры?

Разум играет ключевую роль в формировании человеческой культуры. Он позволяет нам разрабатывать новые идеи, обретать знания, передавать опыт и создавать ценности, которые оказывают влияние на развитие и эволюцию культуры.

В чём заключается проблема возникновения человека?

Проблема возникновения человека заключается в том, каким образом человек появился на Земле и каким образом развивался его разум.