Импичмент главы государства в зарубежных странах :история и современность.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 27 27 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 14.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Исторический аспект процедуры импичмента главы государства в зарубежных странах
2. Современное состояние процедуры импичмента главы государства в зарубежных странах
2.1 Импичмент главы государства в европейских странах
2.2 Конституционная процедура импичмента в США
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако давно копившееся раздражение стилем правления своенравного Э. Джонсона привело к тому, что Палата представителей сформулировала и приняла не одну, а одиннадцать статей импичмента, включая обвинение Президента в том, что он обращался к Конгрессу «без уважения» и «на повышенных тонах» (in a loud voice). Решение нижней палаты не было доведено до конца Сенатом, которому не хватило одного голоса (по основному пункту обвинения) для того, чтобы завершить процедуру импичмента отрешением Президента от должности.
Следующая попытка импичмента Президента была предпринята более чем через сто лет, когда в июле 1974 г. юридический комитет Палаты представителей поддержал решение палаты инициировать данную процедуру против Президента Ричарда М. Никсона. К тому моменту комитет изучил около 650 показаний и 7200 страниц дополнительных материалов и сформулировал целый набор статей импичмента. В частности, Президент обвинялся в том, что:
- с его «одобрения и согласия» (approving and acquiescing) производились «тайные» (surreptitious) выплаты «значительных» (substantial) денежных сумм для того, чтобы «добиться молчания» (obtaining the silence) от свидетелей по «уотергейтскому» и прочим делам, в которых был лично замешан Никсон, или в оказании иных форм «воздействия» (influencing) на показания свидетелей;
- в рамках аппарата Президента создал (authorized and permitted) «секретное сыскное подразделение» (a secret investigation unit), частично финансируемое из средств, пожертвованных Никсону на ведение избирательной кампании, которое вело «тайную и незаконную» (covert and unlawful) деятельность, нарушающую конституционные права граждан; предпринимал «попытки использовать ЦРУ» (endeavoring to misuse the CIA) для воспрепятствования осуществлению правосудия;
- в нарушение конституционных прав граждан «лично и через своих подчиненных и агентов» (personally and through his subordinates and agents) предпринимал попытки получения конфиденциальной информации от Внутренней налоговой службы (Internal Revenue Service);
- предпринимал попытки вовлечения Федерального бюро расследований и Службы безопасности Президента (Secret Service) в незаконную деятельность;
- использовал 17 млн долл. из общественных фондов для строительства частной виллы на калифорнийском побережье.
В конечном итоге, Президент обвинялся в нарушении данной им при вступлении в должность присяги всемерно «поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов».
Не признавая свою вину ни по одному из пунктов обвинения и не желая доводить дело до голосования по импичменту на фоне катастрофического падения доверия со стороны граждан страны (с 91% в начале 1973 года - беспрецедентного показателя по крайней мере за предыдущие 50 лет! - до 26% уже к началу следующего года), 8 августа 1974 г. в прямом телевизионном обращении Никсон заявил об утрате им «достаточно прочной политической базы в Конгрессе» и на следующий день сложил с себя президентские полномочия. Ровно через месяц, 8 сентября того же года, Вице-президент Джеральд Форд объявил о «полной и абсолютной» амнистии экс-президента за все совершенные им в должности преступления и проступки.
Третья, недавняя попытка отрешения от должности Президента США (на волне «моникагейта» и обвинений в махинациях с недвижимостью в период губернаторства Клинтона в Арканзасе) была столь же неудачной, как и первая: Президент был «осужден» (Палатой представителей) «в порядке импичмента», но не отрешен от должности (Сенатом).
8 октября 1998 г. Палата представителей принимает решение о возбуждении процедуры импичмента и изучения вопроса юридическим комитетом. 27 ноября Клинтон отвечает на 81 вопрос, направленный ему комитетом. 11-12 декабря юридический комитет формулирует четыре статьи импичмента, и еще через неделю две из них - о даче ложных показаний под присягой (perjury) и попытках воспрепятствования осуществлению правосудия (obstruction of justice) - одобрены на голосовании нижней палаты. (Первое обвинение было поддержано 228 голосами против 208 при одном не голосовавшем; второе - 221 против 212 при двух не голосовавших.) Поскольку, как уже отмечалось, Конституция отделяет «осуждение в порядке импичмента» (Палатой представителей) от собственно «отрешения от должности» (Сенатом), голосование 19 декабря 1998 г. означало вынесение импичмента второму Президенту в истории США. Сразу после рождественских каникул процесс продолжился в Сенате и завершился 12 февраля 1999 г. «оправданием» Президента. Вместо требуемых двух третей от списочного состава палаты, первая «статья импичмента» (дача ложных показаний под присягой) была поддержана 45 сенаторами (против 55), вторая (воспрепятствование осуществлению правосудия) - 50 (против 50).
Было бы неверно ограничить рассмотрение процедуры импичмента лишь тремя названными случаями неудавшихся попыток отрешения от должности президентов США, не сделав следующего разъяснения.
Действительно, история США знает лишь 15 случаев импичмента должностных лиц государства Палатой представителей (в форме принятия ей «статей импичмента»). Помимо президентов Э. Джонсона (1867-1868 гг.) и У. Клинтона (1998-1999 гг.) и сенатора У. Блаунта, субъектами импичмента выступали Министр обороны Уильям Белкнэп (1876 г.) и 12 судей. Однако только против семи из должностных лиц (все они оказались судьями) Сенатом был вынесен обвинительный вердикт, и они были отрешены от должности.
Известно не менее 30 случаев возбуждения процедуры импичмента Палатой представителей и формулирования «статей импичмента» юридическим комитетом палаты. Помимо Президента Р. Никсона (1973-1974 гг.), «статьи импичмента» были также сформулированы против президентов Герберта Гувера (1933 г.) и Гарри Трумэна (1952 г.), Генерального атторнея Х. М. Догэрти (1922-1924 гг.), Министра труда Фрэнсиса Перкинса (1939 г.), Министра финансов Эндрю Меллона (1932 г.), посла США в ООН Эндрю Янга (1978 г.) и т.д. Ни в одном из этих случаев Палата представителей не набрала необходимого числа голосов для одобрения «статей импичмента», а «дело Никсона» не дошло до голосования палатой по причине его добровольной подачи в отставку.
Пожалуй, наиболее любопытны обстоятельства попытки импичмента посла США в ООН Эндрю Янга, первого за историю США афроамериканца, назначенного на должность, приравненную к кабинетной, вскоре после избрания Президентом США Джимми Картера (1977-1981 гг.). Янг много сделал на своем посту для улучшения отношений США со странами «третьего мира», однако вызвал ярость правящей элиты своим известным заявлением, сделанным в 1978 г. в разгар шумной пропагандистской кампании о «нарушении прав человека в СССР», о том, что в американских тюрьмах содержится не меньше «политических преступников», чем в советских. Чашу терпения произраильских сил в администрации Картера переполнили несанкционированные контакты Э. Янга с руководством Организации освобождения Палестины (ООП), и в 1979 г. он был вынужден подать в отставку. Для того, чтобы не антагонизировать черное население страны, президент Картер принял «политически корректное» решение и назначил на место Янга другого афроамериканского дипломата Дональда Ф. МакГенри.
Еще примерно в 15 случаях Палата представителей возбуждала процедуру импичмента против высших должностных лиц государства, однако юридический комитет палаты, уполномоченный ее резолюциями рассмотреть дело и сформулировать статьи импичмента, не находил для этого достаточных оснований. Среди таких дел, не нашедших подтверждения комитетом, с точки зрения обоснованности предъявленных обвинений, были четыре дела, возбужденные против двух президентов США: Рональда Рейгана (1983 г. и 1985 г.) и Джорджа Буша (оба дела в 1991 г.), а также против послов США в Иране (1976 г.) и ООН (1977 г.), Генерального атторнея (1978 г.), Председателя Коллегии управляющих Федеральной резервной системы (1983 г. и 1985 г.) и т.д.
Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Во-первых, возбуждение процедуры импичмента, проведение расследований в ее рамках и вынесение соответствующего решения является отнюдь не «спящей» прерогативой законодательной власти.
2) Во-вторых, очевидна интенсификация применения данной процедуры против первых лиц государства. За последние 50 лет процедура импичмента была инициирована против пяти из десяти президентов США: Трумэна, Никсона, Рейгана, Буша и Клинтона, то есть против каждого второго президента страны! Значение импичмента при этом определяется не столько числом должностных лиц, отстраненных от должности, сколько своего рода воспитательно-предупредительным эффектом данного механизма.
3) Нет никаких оснований предполагать, что в обозримом будущем работающий (а не декларативный, как в РФ) механизм импичмента утратит свою актуальность для сдерживания авторитарных тенденций, характерных не только для президентской власти в США, но (в большей или меньшей степени) для исполнительной власти любой страны.

Список использованной литературы

Домрин А. Н. Особенности процедуры импичмента в США // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2002. N 2-3.
Кондрашов С. Многопартийность - фундамент демократии // Известия. 1990. 9 марта.
Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. и со вступительной статьей Л. А. Окунькова. - М.: Норма, 2001
Крутоголов М. А. Президент Французской Республики. Правовое положение. - М., 1980.
Латинско-русский словарь. - М., 1976.
Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: Международные отношения, 1985. С.32.
Плутарх. Избранные жизнеописания. - М., 1987.
Рябов С. В. Президент в системе государственных органов стран Латинской Америки // Проблемы государства и права. Вып. 12. М.: ИГиП АН СССР, 1973.
Bellus Ronald J. Mecham: Silence Cannot Be Misquoted. Phoenix: Laurent's Printing & Services, 1988; Watkins Ronald J. High Crimes and Misdemeanors: the Term and Trials of Former Governor Evan Mecham. N. Y. W. Morrow, 1990.
Dictionary of British History. L.: Arnold, 1937.
Dictionary of English History. L., 1928.
Dictionary of World History. 1973.
Glover Audrey F. L. British Precedents on Power to Try Impeachment. Washington: Library of Congress, Law Library, 1974.
Greek-English Lexicon. Vol.1. Oxford, 1948.
Jeffery Joseph R. Temporary Presidential Immunity: Adhering to the Separation of Powers Doctrine and The Will of the Framers For Civil Damages Litigation Involving the President - The Jones v. Clinton Case //St. Louis University Law Journal. Vol. 40. 1996.
Jordan Barbara. Moving on From Watergate // Texas Journal of Women and the Law. Vol. 5. 1996.
May Christopher N., Ides Allan. Constitutional Law: National Power and Federalism. Aspen Law & Business. 1998.
Milkis Sidney M. & Michael Nelson. The American Presidency: Origins and Development, 1776-1990 (Washington: Congressional Quarterly Press, 1990. P. 42-43).
Schultz Jeffrey D. Presidential Scandals. Washington, D. C.: Congressional Quarterly, 2000
The Cambridge Ancient History. Vol. 5.
The Encyclopedia Americana. 1987.
Коммерсантъ. 2003. 19 дек.

Dictionary of World History. 1973. P.726.
The Encyclopedia Americana. 1987. Vol.14. Р.817-819.
Латинско-русский словарь. М., 1976. С.495.
Greek-English Lexicon. Vol.1. Oxford, 1948. P.492; Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. С.188.
Dictionary of British History. L.: Arnold, 1937. P.232-233.
Dictionary of World History. P.481.
Dictionary of English History. L., 1928. P.323; The Cambridge Ancient History. Vol. 5. P.357; Dictionary of World History. P.667
Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. и со вступительной статьей Л. А. Окунькова. М.: Норма, 2001
Крутоголов М. А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М., 1980. С.125.

Крутоголов М. А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М., 1980. С.126.

The Encyclopedia Americana. 1987. Vol.14. P.817.

Домрин А. Н. Особенности процедуры импичмента в США // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2002. N 2-3.

May Christopher N., Ides Allan. Constitutional Law: National Power and Federalism. Aspen Law & Business. 1998.

The Encyclopedia Americana. Vol.14. 1987. P.818.
The Encyclopedia Americana. Vol.14. 1987. P.818.
Коммерсантъ. 2003. 19 дек.
Коммерсантъ. 2003. 19 дек.

Schultz Jeffrey D. Presidential Scandals. Washington, D. C.: Congressional Quarterly, 2000
Рябов С. В. Президент в системе государственных органов стран Латинской Америки. // Проблемы государства и права. Вып. 12. М.: ИГиП АН СССР, 1973. С. 242.

Kондрашов С. Многопартийность - фундамент демократии // Известия. 1990. 9 марта.

Glover Audrey F. L. British Precedents on Power to Try Impeachment. Washington: Library of Congress, Law Library, 1974.
Jordan Barbara. Moving on From Watergate // Texas Journal of Women and the Law. Vol. 5. 1996. P. 165-166.
Jeffery Joseph R. Temporary Presidential Immunity: Adhering to the Separation of Powers Doctrine and The Will of the Framers For Civil Damages Litigation Involving the President - The Jones v. Clinton Case //St. Louis University Law Journal. Vol. 40. 1996. P. 833, 841.

Milkis Sidney M. & Michael Nelson. The American Presidency: Origins and Development, 1776-1990 (Washington: Congressional Quarterly Press, 1990. P. 42-43).

Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: Международные отношения, 1985. С.32.

Bellus Ronald J. Mecham: Silence Cannot Be Misquoted. Phoenix: Laurent's Printing & Services, 1988; Watkins Ronald J. High Crimes and Misdemeanors: the Term and Trials of Former Governor Evan Mecham. N. Y. W. Morrow, 1990.










2

Список использованной литературы

1.Домрин А. Н. Особенности процедуры импичмента в США // Пред-ставительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2002. N 2-3.
2.Кондрашов С. Многопартийность - фундамент демократии // Извес-тия. 1990. 9 марта.
3.Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. и со вступи-тельной статьей Л. А. Окунькова. - М.: Норма, 2001
4.Крутоголов М. А. Президент Французской Республики. Правовое положение. - М., 1980.
5.Латинско-русский словарь. - М., 1976.
6.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: Международные отношения, 1985. С.32.
7.Плутарх. Избранные жизнеописания. - М., 1987.
8.Рябов С. В. Президент в системе государственных органов стран Латинской Америки // Проблемы государства и права. Вып. 12. М.: ИГиП АН СССР, 1973.
9.Bellus Ronald J. Mecham: Silence Cannot Be Misquoted. Phoenix: Laurent's Printing & Services, 1988; Watkins Ronald J. High Crimes and Misdemeanors: the Term and Trials of Former Governor Evan Mecham. N. Y. W. Morrow, 1990.
10.Dictionary of British History. L.: Arnold, 1937.
11.Dictionary of English History. L., 1928.
12.Dictionary of World History. 1973.
13.Glover Audrey F. L. British Precedents on Power to Try Impeachment. Washington: Library of Congress, Law Library, 1974.
14.Greek-English Lexicon. Vol.1. Oxford, 1948.
15.Jeffery Joseph R. Temporary Presidential Immunity: Adhering to the Separation of Powers Doctrine and The Will of the Framers For Civil Damages Litigation Involving the President - The Jones v. Clinton Case //St. Louis University Law Journal. Vol. 40. 1996.
16.Jordan Barbara. Moving on From Watergate // Texas Journal of Women and the Law. Vol. 5. 1996.
17.May Christopher N., Ides Allan. Constitutional Law: National Power and Federalism. Aspen Law & Business. 1998.
18.Milkis Sidney M. & Michael Nelson. The American Presidency: Origins and Development, 1776-1990 (Washington: Congressional Quarterly Press, 1990. P. 42-43).
19.Schultz Jeffrey D. Presidential Scandals. Washington, D. C.: Congressional Quarterly, 2000
20.The Cambridge Ancient History. Vol. 5.
21.The Encyclopedia Americana. 1987.
22.Коммерсантъ. 2003. 19 дек.

Вопрос-ответ:

Каков исторический аспект процедуры импичмента главы государства в зарубежных странах?

Процедура импичмента главы государства имеет долгую историю и существует во многих зарубежных странах.

Каково современное состояние процедуры импичмента главы государства в зарубежных странах?

Современное состояние процедуры импичмента в зарубежных странах различается в зависимости от конкретной страны.

Как проходит процедура импичмента главы государства в европейских странах?

Процедура импичмента главы государства в европейских странах может варьироваться, но обычно требуется голосование парламента и соблюдение определенных правовых процедур.

Какова конституционная процедура импичмента в США?

Конституционная процедура импичмента в США включает два этапа: принятие обвинительного решения Палатой представителей и проведение судебного процесса в Сенате.

В какой стране сформулировано и принято самое большое количество обвинительных решений?

Самое большое количество обвинительных решений было сформулировано и принято в отношении президента США Э. Джонсона в результате его своенравного стиля правления, что вызвало долгое копившееся раздражение.

Что такое импичмент главы государства?

Импичмент главы государства - это процедура, которая позволяет отстранить от должности главу государства в случае совершения им преступления, нарушения конституции или иных серьезных нарушений.

Какие страны использовали процедуру импичмента главы государства в истории?

В истории различные страны применяли процедуру импичмента главы государства. Например, в США процедура импичмента применялась в отношении президентов Эндрю Джонсона, Ричарда Никсона, Билла Клинтона и Дональда Трампа. В других странах, таких как Великобритания, Бразилия, Пакистан и др., также были случаи импичмента глав государств.

Какова историческая значимость процедуры импичмента главы государства?

Процедура импичмента главы государства имеет большую историческую значимость, так как она служит инструментом разделения и уравновешивания властей в государстве. Она позволяет контролировать и ограничивать власть главы государства и поддерживать принципы правового государства. Благодаря этой процедуре возможно устранение коррупции, злоупотреблений властью и нарушений прав граждан.

Какова современная практика импичмента главы государства в европейских странах?

Современная практика импичмента главы государства в европейских странах различна. Некоторые страны, например, Франция и Италия, не предусматривают процедуру импичмента для своих президентов. В других странах, таких как Германия, процедура импичмента возможна, но предусмотрены сложные и длительные процедуры, которые оказываются практически неприменимыми.

Как проходит конституционная процедура импичмента в США?

Конституционная процедура импичмента в США включает две основные стадии: первая - расследование и подготовка обвинительного акта, проводимые Палатой представителей, и вторая - проведение судебного процесса, в котором участвует Сенат. В ходе этой процедуры главе государства предъявляются обвинения, и в случае принятия обвинительного акта в Сенате, глава государства может быть отстранен от должности.