Б.Н.Чичерин, как идеолог русского либерализма

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 28 28 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 18.05.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Русский либерализм
1.1История развития либерализма в России
1.2 Особенности российского либерализма
Глава 2. Б.Н.Чичерин - идеолог русского либерализма
2.1 Биография и творческий путь Б.Н. Чичерина
2.2 Научные и политические взгляды Б. Н. Чичерина
Заключение
Список литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.
В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.
2.2 Научные и политические взгляды Б. Н. Чичерина
Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого Царя. Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося очень рано, вследствие чего наследником, а позже царём стал второй сын Александра II — Александр III). Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.
Чичерин – представитель «государственной школы» в российской историографии. В своей магистерской диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе – 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х годов: О народном представительстве, Курс государственной науки, Собственность и государство и др.
В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.
В основе конституционных воззрений Б.Н. Чичерина лежит его специфический методологический подход. В противоположность юридической догматике и узкому эмпиризму позитивистской социологии права Чичерин выдвинул объективно-идеалистическую философию права. Она объединяет философский и социологический подходы, «умозрение» и «опыт» и является синтетической теорией всей общественно-политической и правовой жизни. Эта теория была призвана вскрыть «метафизические начала» политики, государства и права, их сущность, финальные цели и ценности. Чичерин в принципе воспринял гегелевский метод восхождения от абстрактного к конкретному как философский способ оправдания определенных политико-правовых институтов и взглядов (в данном случае либерализма). Однако он отбросил закон единства и борьбы противоположностей и все развитие объяснял как результат взаимодействия четырех «начал», «первопричин» Абсолютного: (1) разложение первоначального единства (причины начальной, производящей) направляет к самоопределению потенциально содержащиеся в нем (2) материальную и (3) разумную субстанции («начала»), которые, в свою очередь, объединяются действием (4) конечной причины, или цели, идеи.7 Заменив гегелевскую триаду «четыреадой» и отрицая главное в гегелевской диалектике — единство и борьбу противоположностей, Чичерин превратил диалектическое развитие в круговращение. Это послужило теоретической основой реформистской политико-правовой философии. Четыре начала Абсолютного, согласно концепции Чичерина, проявляются в общественно-политическом бытии как общее благо, свобода, закон и власть. Они составляют основу четырех союзов: семьи, гражданского общества, церкви и государства. Государство, по Чичерину, «не снимает», «не поглощает» других союзов, а только «воздвигается над ними как высшая область, господствующая в сфере внешних отношений, но оставляющая им должную самостоятельность в принадлежащем каждому кругу деятельности». Это положение связано с общей либерально-индивидуалистической направленностью политико-правовой философии Чичерина.
Чичерин вслед за Гегелем полагал, что государство имеет объективное, независимое от индивида существование и цель. Вместе с тем он считал гегелевскую философию права этатистской, антилиберальной, антииндивидуалистической, растворяющей личность в государстве. В противоположность немецкому мыслителю Чичерин выдвинул следующий принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Как и другие неогегельянцы-либералы (Т.Х. Грин, П.И. Новгородцев и др.), он «разбавил» гегелевское положение об объективном и самоцельном характере государства элементами кантианского индивидуализма. Личность есть «корень и определяющее начало всех общественных отношений»; индивидуализм «составляет краеугольный камень всякого истинно человеческого здания». Таким образом, с одной стороны — личность, индивидуальная свобода, с другой — общий закон, общество и государство суть самостоятельные, не сводимые друг к другу начала, восходящие в конечном счете к «первопричинам» Абсолютного. Преувеличение одного из этих начал, по мнению Чичерина, ведет, с одной стороны, к индивидуализму (как он считал, теории анархизма, а также естественного права XVII-XVIII вв., согласно которым общество и государство представляют собой механическую совокупность индивидов), с другой — к этатизму, по которому личность лишена самостоятельности и всецело поглощается обществом и государством (сюда Чичерин относил гегелевскую философию, социалистические учения, марксизм). Идеал, конечную цель социально-политического развития Чичерин видит в «гармоническом сочетании крайностей» — личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона.
С этими либерально-индивидуалистическими поправками Чичерин воспроизводит гегелевский подход к праву как развитию идеи свободы, реализации свободной воли. Он резко критиковал вульгарно-утилитаристские теории, отождествляющие право с пользой, интересом и т. п. (иеринговская концепция права как «политики силы» и др.). Сущность права, убежден Чичерин, не может быть раскрыта без понятия свободы как индивидуалистического и априорно-метафизического начал. «Носитель Абсолютного, человек сам себе начало, сам абсолютный источник своих действий, и только в силу этого свойства он должен быть признан свободным лицом, имеющим права; с ним непозволительно обращаться как с простым орудием». Внешняя свобода, полагает Чичерин, и составляет существо права. Так как люди неизбежно приходят в столкновение, то рождается необходимость принудительно регулировать их отношения. Отсюда возникает норма свободы, взаимное ограничение свободы под общим законом. Соединяя понятия объективного и субъективного права, Чичерин дает следующее определение: «Право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом». Если в качестве отправного момента, говорит он, мы возьмем не субъективное, а объективное право, то «придем к тому же результату, ибо все содержание юридического законодательства состоит в определении прав и обязанностей, следовательно, их свободы с ее границами и вытекающими отсюда отношениями. Это и есть то, что закон призван определить и что поэтому составляет основное начало права».8
Идея свободы как разумное метафизическое начало права, по Чичерину, развивается в сознании и жизни. Ступени развития свободы суть ступени развития права, так что полное раскрытие идеи права, установление «вполне разумного нравственного порядка» являются не началом, а плодом исторического процесса. Идея права в теории Чичерина достигает своей финальной цели в развитом гражданском обществе. Предшествующие порядки — рабство и крепостничество — противоречат природе человека как разумно-свободного существа и поэтому являются отмирающими ступенями развития права. Права и свободы человека — прежде всего равенство перед законом, право частной собственности, свобода договоров, неприкосновенность личности и т. д. — составляют в данном учении конечную цель развития человечества, идеал юридического порядка. «Далее этих норм в гражданской области идти невозможно. Идеал достигнут». Таким образом, политическое равенство, реализованное в системе гражданского общества, Чичерин представляет вершиной развития свободы, естественного права и справедливости.
Основные сочинения Б.Н. Чичерина:
«Областные учреждения России в XVII в.» (1857)
«Опыты по истории русского права» (1859)
«Очерки Англии и Франции» (1859)
«Несколько современных вопросов» (1861)
«Наука и религия» (1879)
«Мистицизм в науке» (1880)
«Основания логики и метафизики» (1894) и т.д.

 






















Заключение
В заключении необходимо отметить, что известный либеральный консерватор, влиятельный профессор Московского университета Борис Чичерин (избранный в 1882 г. городским головой), призывал к поэтапному законодательному введению конституции: сперва свободы совести, слова, прессы, затем демократического формирования правительства. По мнению Чичерина, свобода воли не существует без нравственного закона, а их синтезом является право как «свобода, определённая законом». Поэтому он настаивал на необходимости сильной власти, выполняющей функции надзора над исполнением закона.
Как сторонник легитимного либерализма он делал ставку на утверждение либеральных реформ «сверху», т.е. в условиях российской действительности он может быть лишь результатом «соизволения воли монаршей». Казалось бы, блистательное начало Великих реформ, проводимых либеральными кругами правительства Александра II, внушало оптимизм в этом отношении. Но недовольство обеих сторон политической оппозиции - социальных радикалов и реакционных консерваторов - погасило волну либеральных реформ и привело к социально-исторической трагедии. Впрочем, и сам Чичерин понимал проблематичность стратегии и тактики либерализма. Остающиеся верными идеалам и принципам либерализма политические деятели должны руководствоваться методами постепенных и мирных преобразований с учетом сложившихся отношений и институтов и интересов различных слоев общества на основе компромисса. Но это возможно осуществить, когда ситуация назрела. Либеральная партия призвана исподволь готовить ситуацию и интеллектуальные силы, способные к осуществлению реформ. Чичерин прекрасно понимал, что реформы не «пишутся» на чистом листе бумаги, а проводятся в условиях ожесточенной социально-политической борьбы. Но либеральная партия не может себе позволить тактики насилия и провокаций, навязываемой ей противниками - реакционерами и радикалами всех мастей. В подобном случае ей грозит перерождение. Приложение универсально-диалектической концепции к истории России осуществлялось Чичериным в русле развития западнической традиции, хотя ученый видел ограниченность самого противоположения славянофильства и западничества, России и Европы.























Список литературы
Аверин Н. М., Кокарев А. С. Научное наследие Б.Н. Чичерина: История и современность// Журнал социологии и социальной антропологии, Том 1, выпуск 4, 1998
Гульбинский И. Б. Н. Чичерин. - М., 1914
Данилов А.А. История России. 20-й век.- Москва, изд. Центр «Владос», 1996
3орькин В. Д. Чичерин.- М.,1984
Кудинов О.А. Б.Н. Чичерин – выдающийся конституционалист// Юриическое образование и наука, №2 – 2002
Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль, № 15,1993
Чичерин Б. Н. История политических учений. Ч. 1-5. - М., 1902
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
Чичерин Б.Н.//http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%87%




























Приложение


Б.Н. Чичерин. С портрета В.А. Серова. 1903 год.9



1 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль, № 15,1993
2 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль, № 15,1993
3 Гульбинский И. Б. Н. Чичерин. - М., 1914

4 Данилов А.А. История России. 20-й век.- Москва, изд. Центр «Владос», 1996
5 там же
6 Кудинов О.А. Б.Н. Чичерин – выдающийся конституционалист// Юриическое образование и наука, №2 – 2002

7 Гульбинский И. Б. Н. Чичерин. - М., 1914

8Аверин Н. М., Кокарев А. С. Научное наследие Б.Н. Чичерина: История и современность// Журнал социологии и социальной антропологии, Том 1, выпуск 4, 1998

9 Чичерин Б.Н.//http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%87%













28

Список литературы
1.Аверин Н. М., Кокарев А. С. Научное наследие Б.Н. Чичерина:
История и современность// Журнал социологии и социальной антропологии, Том 1, выпуск 4, 1998
2.Гульбинский И. Б. Н. Чичерин. - М., 1914
3.Данилов А.А. История России. 20-й век.- Москва, изд. Центр «Владос», 1996
4.орькин В. Д. Чичерин.- М.,1984
5.Кудинов О.А. Б.Н. Чичерин – выдающийся конституционалист// Юриическое образование и наука, №2 – 2002
6.Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль, № 15,1993
7.Чичерин Б. Н. История политических учений. Ч. 1-5. - М., 1902
8.Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
9.Чичерин Б.Н.//http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%87%

Вопрос-ответ:

Кто был Б.Н. Чичерин?

Б.Н. Чичерин был российским дипломатом, историком и идеологом русского либерализма.

Какие были особенности российского либерализма?

Российский либерализм имел свои особенности, которые отличали его от западного либерализма. Одной из таких особенностей было стремление к освобождению крестьян от крепостной зависимости и усиление роли правовых институтов. Также российский либерализм выдвигал идеи о реформировании политического строя, где граждане имели бы больше прав и свобод.

Чему Б.Н. Чичерину принадлежит значимая часть воспоминаний?

В значимой части воспоминаний Б.Н. Чичерин принадлежат работы, над которыми он работал в период с 1888 по 1894 годы. Эти воспоминания являются важным источником информации об истории России и описывают значимые события и фигуры того времени.

Какие научные и политические взгляды имел Б.Н. Чичерин?

Б.Н. Чичерин выступал за свободу прессы, равенство всех граждан перед законом и демократические преобразования в России. Он также поддерживал идеи либеральных реформ и становления гражданского общества. В своей научной деятельности Чичерин занимался историей русской политической мысли и публиковал работы на эту тему.

Чем известна деятельность Б.Н. Чичерина в тамбовском земстве?

Б.Н. Чичерин активно и плодотворно участвовал в работе тамбовского земства. Он внес значительный вклад в разработку программы социально-экономического развития региона и оказал помощь в решении многих вопросов, связанных с улучшением условий жизни и работы тамбовских жителей. Его деятельность в земстве была оценена как значимый вклад в развитие общественного движения в России.

Каковы основные особенности российского либерализма?

Основные особенности российского либерализма заключаются в его развитии под влиянием особых исторических условий России. Российский либерализм постепенно формировался на фоне авторитарного правления и отсутствия опыта парламентаризма. Это сказалось на его специфике, включая акцент на интеллектуальных элитах, участие в интеллектуальной и социальной борьбе за свободу и демократию, а также влияние западных политических и философских идей.

Какими научными и политическими взглядами отличался Б.Н. Чичерин?

Б.Н. Чичерин отличался широким кругозором и глубокими знаниями в области истории, философии, политической экономии и международных отношений. Он был сторонником либеральных идей, активно выступал за построение конституционного строя в России, участвовал в политической борьбе и пропаганде свободы и демократии. Он также был ярым противником насилия и диктатуры, призывал к участию граждан в политической жизни страны и защите их прав.

Какую роль играл Б.Н. Чичерин в работах тамбовского земства?

Б.Н. Чичерин принимал деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства. Он был членом земского собрания и активно влиял на принятие важных решений по вопросам социального и экономического развития региона. Он также выступал в защиту прав и интересов крестьян и рабочих, и предлагал накопленный опыт тамбовского земства использовать для внедрения во всей стране.

Какие работы Б.Н. Чичерина являются значительной частью его творческого пути?

Значительная часть творческого пути Б.Н. Чичерина связана с написанием его Воспоминаний. Это известное историческое произведение, в котором Чичерин описывает свои впечатления, события и лица, с которыми ему довелось столкнуться в своей жизни. Воспоминания Чичерина представляют собой интересный источник для изучения русской истории и политической мысли.

Каковы особенности российского либерализма?

В российском либерализме есть свои особенности, отличающие его от западного либерализма. В России он развивался под влиянием специфических социально-политических условий, включая авторитаризм и ограниченные гражданские свободы. Одним из отличительных черт российского либерализма является особое внимание к проблемам социальной справедливости и развития, а также стремление к построению мирового порядка на основе диалога и взаимовыгодного сотрудничества.

Какие были научные и политические взгляды Б.Н. Чичерина?

Б.Н. Чичерин был известным русским историком, публицистом и политическим деятелем XIX-XX веков. Он разделял либеральные взгляды и выступал за установление гражданских свобод и прав человека. В своих работах он акцентировал внимание на исторической роли России и ее потенциале для развития либеральных принципов. Чичерин также выступал за мирное сотрудничество государств, пропагандировал идеи демократии и ответственной политики.

Какой был творческий путь и политическая деятельность Б.Н. Чичерина?

Б.Н. Чичерин начал свою политическую деятельность в тамбовском земстве, где он активно участвовал в различных работах. Позже он стал работать над своими знаменитыми "Воспоминаниями", которые значительно повлияли на развитие либеральных идей в России. В своей творческой карьере Чичерин оставил целый ряд публикаций, в которых освещал важнейшие исторические и политические события. Он также занимался общественной деятельностью и активно пропагандировал либеральные идеи в обществе.