Безработица в России.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 12.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Понятие и причины безработицы
1.2 Формы безработицы
2.БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ
2.1 Особенности безработицы в России
2.2 Безработица и финансовый кризис
2.3 Меры по преодолению безработицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Также принято следующее обязательство: в случае введения работодателями режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, вызванным последствиями финансового кризиса, установить обязанность работодателей сообщать о данных решениях в органы службы занятости. Это позволит осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда и принимать соответствующие адекватные меры.
В настоящий момент гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин, пособие по безработице устанавливается в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице (1 тыс. 275 руб. с 1 января 2009г.) с периодом его выплаты в течение 6 месяцев. Авторы законопроекта считают, что такая норма почти в четыре раза снижает уровень социальной защищенности граждан, принявших решение об увольнении по собственному желанию. Предлагается установить размер и сроки выплаты пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия по безработице (4 тыс. 900 руб. с 1 января 2009г.) с периодом выплаты в течение 12 месяцев.
Также предлагается внести изменения в федеральный бюджет на 2009г. и плановый период до 2011г. Предлагается наделить правительство РФ правом направлять в 2009г. средства федерального бюджета на реализацию не только мер по поддержке финансового рынка, но и рынка труда.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. (сверх ранее запланированных 120 млрд. руб.) на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Программой запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. руб., из которых 90 % составляют субсидии из федерального бюджета.
"Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы", - отмечается в документе.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. руб., в том числе 29,8 млрд. руб. - на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
При этом для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ по сравнению с их предложениями.
Анализируя рассмотренные в параграфе 2.3,антикризисные меры, можно отметить их недостатки:
- выделение 52 тыс. субсидий в размере 60 тыс. руб. для желающих попробовать свои силы в малом бизнесе-мера неэффективная., т.к. установленную сумму нельзя рассматривать в качестве стартового капитала. Мера не связана с банковским сектором, который не готов выделять необходимые суммы начинающим бизнесменам. Таким образом, кредит в банке начинающий предприниматель взять не может;
- программы переподготовки неэффективны, т.к. в большинстве случаев связанная с этим ситуация выглядит так: в регионе закрывается или резко сокращается производство на градообразующем предприятии (или нескольких), специалисты не востребованы, а на рынке вакансий нет (кроме низкооплачиваемых и низкоквалифицированных). Как уже было сказано в параграфе 2.1 70% программ предлагают переобучение по гарантийному письму от работодателя, которому не нужны специалисты без опыта работы. Остальные же программы предлагают переобучиться на малопрестижные и низкооплачиваемые специальности или учат устаревшим компетенциям и не дадут специалистов, которые пользуются спросом работодателей. В итоге обладатели новых профессий рискуют снова пополнить ряды безработных;
- правительство готово поощрять внутреннюю трудовую миграцию, оплачивая людям, переезд по железной дороге, и три месяца компенсировать расходы на съем жилья в пределах 550 руб. в сутки. Казалось бы, прекрасная мера, но реалии таковы, что сейчас безработным россиянам предлагается в лучшем случае переезд, связанный с трудоустройством внутри субъекта Федерации на низкооплачиваемую работу. После окончания трехмесячного срока, гражданин основной объем заработка будет тратить на съем жилья и от оплаты жилья по месту прописки его никто не освобождал. В итоге мера становится неэффективной.
Анализ второй главы показал, что безработица в России имеет следующую характеристику:
-объемы финансирования весьма значительны в масштабах страны, но для отдельного гражданина не имеют поддерживающего эффекта, т.к. максимальная сумма пособия составляет 4900 рублей;
-по методологии МОТ на февраль месяц 2009 года число безработных составило 7,1 млн. человек, по данным Службы занятости-2,2 млн. человек, разница составляет 3,2 раза;
-статус безработного на февраль месяц 2009 года имели 2012,2 тыс. чел., что на 21,7% выше аналогичного периода 2008 года;
-число граждан, состоящих на учете в Службе занятости на февраль 2009 года составило 2333,5 тыс. чел., что на 24% выше аналогичного периода 2008 года;
-основную долю безработных составляет молодежь 15-24 лет (50,1%);
Безработица в России имеет следующие особенности в сравнении с безработицей в развитых странах:
-финансирование программ по безработице проводится за счет федерального бюджета на 90% и на 10% за счет регионального, в развитых странах финансирование идет через страховые фонды и объемы поддержки безработного гражданина во много раз превышают пособие в РФ;
-службы занятости ориентированы на граждан рабочих специальностей;
-имеется половозрастная дискриминация, в заявках работодатели указывают пол и возраст, что в развитых странах запрещено.
Намеченные Правительством меры по преодолению безработицы недостаточно эффективны в части программ переобучения, трудовой миграции и организации самозанятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в соответствии с поставленными во Введении задачами, целью работы и проведенным исследованием, автор пришел к следующим выводам:
1.В настоящее в России наблюдается циклическая форма безработицы, обусловленная экономическим спадом, спровоцированным финансовым кризисом;
2.Основные причины безработицы следующие:
-экономический кризис;
-несоответствие уровня производства росту населения;
-потребность граждан в смене работы и миграция, порождающие временную безработицу;
-структурные изменения экономики.
3.Основные отличия безработицы в РФ от безработицы в развитых странах:
-осуществление финансирования поддерживающих мер из федерального бюджета, а не из специального страхового фонда;
-размеры поддержки безработных в несколько раз ниже, чем в развитых странах;
-присутствует половозрастная дискриминация, запрещенная при публикации заявок и подборе кадров в развитых странах;
-службы занятости ориентированы на трудоустройство граждан рабочих специальностей и подсобного персонала. При этом специалисты с высшим образованием практически не имеют шансов на трудоустройство через эту службу (соответственно туда не обращаются).
4.Анализ официальных данных показал следующие результаты:
-согласно методологии МОТ на февраль месяц 2009 г. число безработных составило 7,1 млн. человек, по данным Службы занятости-2,2 млн. человек, разница в 3,2 раза;
-число граждан, состоящих на учете в Службе занятости на февраль 2009 года составило 2333,5 тыс. чел., число граждан, имеющих статус безработного-2012,2 тыс. чел, что на 24% и 21,7% выше показателей аналогичного периода 2008 года;
-44,4% процента безработных составляют женщины, соответственно 55,6%-мужчины;
-основная доля безработных(50,1%) приходится на граждан в возрасте 15-24 года. При этом показательно то, что указанные граждане в большинстве своем не имеют опыта работы, а значит невостребованы на рынке труда;
-27,5% граждан ищут работу более года;
-основной процент 12,9 безработных приходится на сельское населения, в городах безработных-8,4%. При этом в масштабах города –это означает явное численное преимущество;
-наиболее пострадавшими от безработицы регионами являются Южный и Сибирский Федеральные округа, где уровень безработицы составляет 12% и 11,8% процентов от экономически активного населения. Наиболее благополучными можно назвать Северо-Западный (7,5%) и Центральный (6,6%) Федеральные округа.
5.Правительство предложило к реализации следующие меры по преодолению безработицы:
-содействие самозанятости;
-переподготовка, в том числе опережающая;
- содействие трудовой миграции;
-выплата пособий гражданам, уволившимся по собственному желанию;
-организация временных рабочих мест;
-организация общественных работ;
-уменьшение в 2 раза квот для иностранных мигрантов.
Анализ приведенных мер показал, что содействие самозанятости, программы переподготовки и меры по трудовой миграции являются неэффективными (причины подробно изложены в параграфе 2.3). Эффективными мерами по преодолению безработицы могли бы стать следующие:
-стратегически было бы правильнее направить бюджетные средства на поддержку тех сфер экономики, которые потенциально могут генерировать дополнительный спрос на рабочую силу. Можно опереться на удачный мировой опыт, в странах Евросоюза только 2% средств, направленных на борьбу с безработицей, тратится на прямую социальную помощь, чаще всего применяется косвенная поддержка предприятий и безработных (снижение НДС, выдача грантов на самозанятость);
-политика занятости для разных социальных групп: например, людей с высшим образованием, но низкими доходами стоит переобучать, используя механизмы образовательных сертификатов и грантов. Для высококвалифицированных специалистов с высшим образованием необходимо проводить отдельную политику трудоустройства. Это можно назвать социальными инвестициями, которые вернутся увеличением производительности труда. Страна не должна добровольно отказываться от профессиональных кадров, для которых в настоящее время меры служб занятости абсолютно бесполезны;
-общественные работы, предлагаемые как средство от кризиса, неэффективны, т.к. не решают проблему трудоустройства на будущее. Альтернативой для мужчин могла бы стать контрактная армия;
-программы переобучения должны создаваться на основе обследования рынка относительно потребностей в тех или иных специальностях, переобучение должно гарантировать человеку трудоустройство. Иначе это просто пустые траты бюджетных средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «О занятости населения» № 1032-1 от 19.04.91 г.//http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства РФ № 915 от 08.12.2008 г. “ О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2009 год» //http://www.consultant.ru.
Ивашковский С.Н.Макроэкономика-М.: Дело,2002.-472 с.
Грязнова А. Экономическая теория. Учеб. пособие-М.:Издательство «Кнорус»,2007.-464 с.
Казаков А.К.Экономика-М.:Феникс,2003.-173 с.
Лемешевский И.М.Макроэкономика-М.:Аинформ,2007.-544 с.
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики.
//http://www. rb.ru-Деловая сеть.
//http://www. ng.ru-Независимая газета.
//http://www. prime-tass.ru-Информационное агентство.
//http://www. minzdravsoc.ru-Официальный сайт Минздравсоцразвития РФ.
Закон РФ «О занятости населения» № 1032-1 от 19.04.1991 г.
Постановление правительства РФ № 915 от 08.12.2008 г. “ О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2009 год»
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики
//http://www. minzdravsoc.ru-Официальный сайт Минздравсоцразвития РФ
//http://www. minzdravsoc.ru-Официальный сайт Минздравсоцразвития РФ
//http://www. ng.ru-Независимая газета
2
L1
Pl
Plk
Ple
Plf
L0
L
E
F
K
M
Sl
S*l
Dl
1.Закон РФ «О занятости населения» № 1032-1 от 19.04.91 г.//http://www.consultant.ru.
2.Постановление Правительства РФ № 915 от 08.12.2008 г. “ О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2009 год» //http://www.consultant.ru.
3.Ивашковский С.Н.Макроэкономика-М.: Дело,2002.-472 с.
4.Грязнова А. Экономическая теория. Учеб. пособие-М.:Издательство «Кнорус»,2007.-464 с.
5.Казаков А.К.Экономика-М.:Феникс,2003.-173 с.
6.Лемешевский И.М.Макроэкономика-М.:Аинформ,2007.-544 с.
7.//http://www. gks.ru-Официальный сайт Федеральной Государственной Службы статистики.
8.//http://www. rb.ru-Деловая сеть.
9.//http://www. ng.ru-Независимая газета.
10.//http://www. prime-tass.ru-Информационное агентство.
11.//http://www. minzdravsoc.ru-Официальный сайт Минздравсоцразвития РФ.
Вопрос-ответ:
Какое понятие имеет безработица и каковы ее основные причины?
Безработица - это состояние, когда люди активно ищут работу, но не могут ее найти. Главной причиной безработицы является недостаток вакансий или несоответствие требованиям работодателей. Также на безработицу могут влиять экономические кризисы, сезонные колебания спроса на рабочую силу и изменения в структуре экономики.
Влияет ли финансовый кризис на уровень безработицы в России?
Да, финансовый кризис может значительно повысить уровень безработицы в России. В периоды экономической нестабильности, компании чаще сокращают рабочую силу и закрывают вакансии, что приводит к увеличению безработицы. Кризис также может повлиять на спрос на определенные виды работы или отрасли, что приводит к дополнительной структурной безработице.
Что такое безработица?
Безработица - это состояние, когда люди не имеют работы и готовы ее найти.
Какие причины могут вызывать безработицу?
Причины безработицы могут быть разными: экономический кризис, структурные изменения в экономике, сокращение производства, смена технологий и другие факторы.
Какие формы безработицы существуют?
Существуют различные формы безработицы, например: скрытая безработица, сезонная безработица, структурная безработица, фрикционная безработица и т.д.
Какие особенности характерны для безработицы в России?
Особенности безработицы в России включают высокий уровень скрытой безработицы, низкую мобильность на рынке труда, неравномерное распределение безработных по регионам и секторам экономики.
Какие меры предпринимаются для преодоления безработицы в России?
Для преодоления безработицы в России принимаются различные меры, включая активную политику занятости, стимулирование развития предпринимательства, поддержку малого и среднего бизнеса, обучение и переквалификацию безработных и другие действия.
Что такое безработица?
Безработица - это состояние рынка труда, при котором часть населения не имеет работы, но активно ищет ее. Это означает, что эти люди готовы приступить к работе, но не могут найти подходящую вакансию. Безработица может быть вызвана различными причинами, включая экономические кризисы, технологические изменения и организационные проблемы.