Международное право как институт внешней политики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 15.10.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1.Понятие международного права и соотношение с внутригосударственным
1.1.Понятие международного права
1.2.Взаимосвязь международного и втнуригосударственного права
2.Соотношение и влияние внешней политики на международное право
2.1.Соотношение внешней политики и международного права
2.2.Влияние внешней политики на международное право
3.Роль международного права во внешней политике России и современные международные отношения
3.1.Роль международного права во внешней политике России
3.2.Современная система международных отношений и роль России в выработке внешней политики
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

А конкретно – с уходом Б. Ельцина в отставку и избранием президентом России В. Путина. Эксперты считают, что наиболее значимые позитивные изменения внешнеполитического курса связаны со следующими периодами последнего десятилетия:
При выработке нового внешнеполитического курса следует учитывать роль отдельных стран в контроле над региональными пространствами. Здесь есть еще целый ряд кандидатов в полюсы: Индия в Южной Азии, Аргентина и Бразилия в Латинской Америке. Россия сегодня уверенно доминирует на постсоветском пространстве, и вряд ли кому-то удастся поставить это под сомнение.
Таким образом, современный мир многополярен. Более того, он дает возможность целому ряду стран претендовать на расширение секторов и региональных пространств, где они могли бы через какое-то время стать полюсами. Несомненно, такие перспективы есть и у нашей страны, но для этого России предстоит осуществить поиск своей международной идентичности, понимаемой как совокупность внешнеполитических ресурсов, интересов и представлений о путях их реализации.
На данный момент внешнеполитическую идентичность России можно сформулировать следующим образом: Россия - ведущая региональная держава евро-азиатского пространства, обладающая значительными возможностями глобального влияния на мировую систему, в первую очередь за счет наличия ядерного и институционального факторов. Нынешнее состояние внешнеполитического актива позволяет России обеспечивать интересы выживания и влиять на некоторые мировые процессы стратегического характера. Внутренний потенциал страны в принципе позволяет России стать одним из полюсов мировой экономики и, как следствие, упрочить свое международное положение в целом.
Проблемы будущего закономерно занимают все более важное место в политике, экономике, идеологии и праве. Одна из характерных черт нашего времени состоит в том, что впервые непосредственно решается вопрос о будущем человечества как единого целого и решается он, в конечном счете, в международной сфере, придавая ей дополнительное значение. Несмотря на это, будущему пока не уделяется должного внимания во внешнеполитических концепциях государств и в политическом мышлении. Специалисты констатируют, что «у государств отсутствует понимание будущего развития». Не имея необходимого представления о будущем, трудно принимать активное участие в его формировании.
Внешняя политика является общим курсом государства в международных отношениях. В ней отражаются те интересы, которых государство стремится достигнуть в этих отношениях. Средствами внешней политики государства, наряду с дипломатией, являются экономические, культурные и другие внешние связи. Важно подчеркнуть и такое значимое направление внешней политики, как участие в международных организациях, которое открывает дополнительные возможности активного участия в международных отношениях.
Успешная внешняя политика должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем и наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности государства. В условиях глобализации необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальной экономики государств.




Заключение


Решение поставленной цели и задач исследования показало, что существование и развитие государства как субъекта международного права и международных отношений не может происходить без внешних связей с другими субъектами международного права. Необходимость внешних связей требует организации аппарата осуществления этих связей и регулирования этих связей между народным правом. В связи с этим большое значение имеет соотношение внешней политики с международным правом.
Человечество вступило в XXI век, который характеризуется нарастающим процессом глобализации. В результате каждый человек связан с другими людьми многообразными отношениями. Образуется единое мировое сообщество. Не только благополучие, но и выживание человечества может быть обеспечено лишь совместными усилиями государств и народов. Сегодня от состояния международной системы взаимоотношений государств зависит безопасность и благополучие каждой страны.
Решать общечеловеческие глобальные проблемы силами одного государства или группы государств невозможно. Таким образом, в силу большей усложненности и специализации международных отношений содержание внешней политики также изменяется, что ведет к дальнейшему изменению соотношений понятия внешней политики в международном праве.
Внешняя политика - это стратегия международной деятельности государства, ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействия на окружающую среду, в состав которого входит международное право. Дипломатия является главным средством внешней политики. Соответственно внешняя политика и дипломатия непосредственно связаны с международным правом.
Влияние международного права на внешнюю политику и дипломатию рассматривается в трех аспектах. Во-первых, международное право налагает на государства определенные обязательства и таким образом устанавливает ограничения для их внешней политики и дипломатии, предотвращающие действия, несовместимые с нормами международного права. Во-вторых, международное право предоставляет государствам определенные права, т. е. служит опорой их деятельности в области внешней политики и дипломатии. В-третьих, международное право содержит нормы, регулирующие деятельность органов, осуществляющих внешнюю политику и дипломатию.
Основы внешней политики России признают первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между различными странами.
На современном этапе развития Россия придерживается общемировых принципов защиты прав и свобод человека, норм международного гуманитарного права и других основ международного права.
Сама по себе современная международная система исключительно сложна. Наличие на мировой арене различных центров силы, культур и цивилизаций не подлежит сомнению. Главный вопрос состоит в том, какие выводы делают из этого государственные деятели и дипломаты, как они используют это обстоятельство во внешнеполитических целях, насколько точно оценивают соотношение центробежных и центростремительных тенденций.
Нетрудно представить, и об этом говорит опыт прошлого, что нормальное общение между государствами было бы немыслимо, если бы все они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений, и в первую очередь таких, как уважение суверенитета, равенство, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела друг друга.
Правила международной вежливости не имеют обязательной силы. Но, как свидетельствует международная протокольная практика, государства и дипломаты стремятся соблюдать их. Международная вежливость не допускает никаких оскорбительных действий в отношении других государств, их представителей, государственных символов.



Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты

Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291
Конституция РФ 1993 г. – М., 2010

Научная и учебная литература

Бирюков П.Н. Международное право. - М., 2009
Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право. М., 1991.
Калмакарян Р.А., Мигаев Ю.И. Международное право – М., 2007.
Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений; РОСПЭН, 2004.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М., 2005.
Марочкин.С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1998.
Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.-М.: Междунар. отношения, 2001.
Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международно-политической теории).- М., 2006. – С. 8 – 10.
Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.,1982.
Сандровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
Усенко Е.Т.Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. №2. С.14
Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы. – М.: Изд. «НИМП», 1999.
Цыбульская М.В. История политических и правовых учений – М., 2004.
Черкес М.Е. Международное право. - Одесса, 2007.


Цыбульская М.В. История политических и правовых учений – М., 2004.С. 25
См.: Бирюков П.Н. Международное право. - М., 2009, Калмакарян Р.А., Мигаев Ю.И. Международное право – М., 2007., Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М., 2005., Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.-М.: Междунар. отношения, 2001.



Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право. М., 1991.
Марочкин.С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1998.
Сандровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
Усенко Е.Т.Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. №2. С.14
Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.-М.: Междунар. отношения, 2001.С.10.
Калмакарян Р.А., Мигаев Ю.И. Международное право – М., 2007. С. 4
Марочкин.С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1998. С. 14
См.: Усенко Е.Т.Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция \\ Московский журнал международного права. 1995. №2. С.14
См.: Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы. – М.: Изд. «НИМП», 1999.С.130 – 131
См.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.,1982. С.57.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М., 2005. С. 43
Левин Д.Б Международное право, внешняя политика и дипломатия. М., «Международные отношения», 1981. С. 27
Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международно-политической теории).- М., 2006. – С. 8 – 10.
Черкес М.Е. Международное право. – Одесса, 2007. – С. 118.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М.,2005. С.47
См.: Бирюков П.Н. Международное право. - М.. 2009. С. 65
СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1061.
Российская газета. 2000. 11 июля.
СПС Консультант плюс 2010

Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291
См.: Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений; РОСПЭН, 2004. С. 8










27

Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты

1.Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291
2.Конституция РФ 1993 г. – М., 2010

Научная и учебная литература

3.Бирюков П.Н. Международное право. - М., 2009
4.Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право. М., 1991.
5.Калмакарян Р.А., Мигаев Ю.И. Международное право – М., 2007.
6.Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений; РОСПЭН, 2004.
7.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М., 2005.
8.Марочкин.С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1998.
9.Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.-М.: Междунар. отношения, 2001.
10.Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международно-политической теории).- М., 2006. – С. 8 – 10.
11.Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.,1982.
12.Сандровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
13.Усенко Е.Т.Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. №2. С.14
14.Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы. – М.: Изд. «НИМП», 1999.
15.Цыбульская М.В. История политических и правовых учений – М., 2004.
16.Черкес М.Е. Международное право. - Одесса, 2007.

Вопрос-ответ:

Что такое международное право и как оно отличается от внутригосударственного?

Международное право - это система норм и принципов, регулирующих отношения между государствами и другими международными субъектами. Внутригосударственное право, в свою очередь, регулирует внутренние отношения внутри конкретного государства. Отличие между ними заключается в сфере действия - международное право применяется для регулирования отношений между разными странами, а внутригосударственное право применяется внутри одного государства.

Как внешняя политика влияет на международное право?

Внешняя политика государства может оказывать значительное влияние на международное право. Она может проявляться в виде подписания и ратификации международных договоров, участия в международных организациях, разработки и поддержки международных норм и принципов, а также внесения предложений по изменению международного права. Внешняя политика также может влиять на решения международных судов и арбитражей, а также на реакцию других стран и международного сообщества на нарушения международного права.

Какова роль международного права во внешней политике России?

Международное право играет важную роль во внешней политике России. Россия активно участвует в процессе разработки и принятия международных норм и договоров, стремится поддерживать и укреплять принципы международного права. Она также использует международное право в качестве основы для ведения международных переговоров и решения международных споров. Россия придерживается принципа невмешательства во внутренние дела других государств и защищает принцип суверенного равенства государств, которые являются основными принципами международного права.

Что такое международное право?

Международное право - это система правил и норм, регулирующих отношения между государствами и другими международными субъектами.

Как связано международное право с внутригосударственным правом?

Международное право и внутригосударственное право являются двумя параллельными и независимыми системами права. Однако существуют механизмы, позволяющие включать нормы международного права во внутригосударственное законодательство.

Как внешняя политика влияет на международное право?

Внешняя политика государства играет важную роль в формировании и развитии международного права. Отношения между государствами, которые определяются внешней политикой, влияют на создание новых норм и на исполнение уже существующих.

Как связана внешняя политика с международным правом?

Внешняя политика государства определяет его отношения с другими субъектами международного права. Внешняя политика формируется на основе принципов и норм международного права и в то же время влияет на эти нормы и принципы своими действиями.

Какова роль международного права во внешней политике России?

Международное право играет важную роль в формировании и реализации внешней политики России. Оно определяет правовые основы взаимодействия России с другими государствами и международными организациями, а также регулирует разрешение возникающих споров и конфликтов.

Что такое международное право?

Международное право - это система норм и принципов, регулирующих отношения между государствами и другими участниками международного сообщества. Оно определяет права и обязанности государств, регулирует конфликты и споры, а также устанавливает правила поведения в международных отношениях.

Как связано международное право с внутригосударственным правом?

Международное право и внутригосударственное право являются двумя взаимосвязанными системами права. Внутригосударственное право основывается на воле соответствующего государства и применяется только в его территориальных границах. Международное право же применяется в отношениях между государствами и имеет законодательную функцию с целью обеспечить мир и стабильность в международном сообществе.

Влияет ли внешняя политика на международное право?

Внешняя политика государства имеет огромное влияние на международное право. Решения и действия государства во внешней политике могут быть основаны на принципах и нормах международного права, а также могут влиять на развитие и изменение международного права. Международное право служит основой для заключения международных договоров и регулирования международных отношений.

Какую роль играет международное право во внешней политике России?

Международное право имеет важное значение во внешней политике России. Оно является основой для заключения международных договоров и соглашений, регулирует отношения с другими государствами и международными организациями. Россия поддерживает международное право и стремится к его соблюдению, а также активно участвует в разработке и формировании новых норм и принципов международного права.