Методы исследования социального феномена детства
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 11.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
I. Общая характеристика феномена детства
II. Методы исследования детства
Заключение
Список использованной литературы
Так, например, предпочтительным методом изучения детей возраста 7 лет можно считать наблюдение. Применение анкеты до семилетнего возраста признается полностью невозможным, проведение интервьюирования серьезно ограничено.
Эти ограничения связаны прежде всего с содержательными моментами. Согласно данным Пиаже, до 7-8 лет у ребенка развивается лишь так называемая эгоцентрическая мысль: отсутствует дедукция, образные схемы, схемы аналогий. Только с 7-8-летнего возраста, постепенно начинают появляться навыки социализированной мысли. Пиаже считает, что речь и мышление ребенка этого возраста являются аутистическими, т.е. личными, направленными только на внутренние переживания. Л. С. Выготский уточняет, что мысль детей такова только в отношении тех объектов, явлений, где он не способен еще мыслить связно и логично. Но если ребенка спросить относительно вещей, доступных его опыту, его практической проверке, то возможно получение адекватных ответов. Поэтому в этом возрасте возможно проведение кратковременных интервью по вопросам, напрямую связанным с актуальным поведением детей.
Между 9 и 10 годами, по мнению психологов, начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции "Я и общество", когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. По Л. С. Выготскому, ребенок переходит от житейских понятий к научным. Постепенно, по данным современных российских психологов к 10-11 годам, ребенок осознает определенные понятия, им употребляемые, он становится способным к наблюдению над собственными мыслительными опытами.
«Возникает так называемая формальная мысль. Развивается дедукция, мысль становится такой же, как мысль взрослого. До подросткового возраста физическая реальность не оттеняется субъективной реальностью (ребенок не осознает личного характера своих мнений, своих определений, даже слов и т.д.). С этого возраста дети могут становиться на позиции, ими самими и не разделяемые».
Как показывают практические наблюдения, предпочтительным методическим инструментом для проведения изучения в подростковом возрасте является анкета. Также, следует отметить анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.
Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей. Иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания.
Заключение
Исторически понятие детства связывается с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задает.
Детство является стартовым потенциалом в определении будущей жизненной траектории каждой личности и отличается постоянной ориентацией на взрослый мир. От численности детей в конкретном обществе, от условий, при которых совершается процесс их социализации, процесс формирования личности, зависит будущее этого общества.
В отличие от традиционных психолого-педагогических исследований, все еще методологически привязанных к биологической парадигме онтогенеза, социология детства рассматривает детство не как природную данность, а как социальный конструкт, а детей - как соучастников (хоть и не всегда полноправных) социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, подчеркивая, что детский взгляд ( точнее - взгляды) требуют к себе серьезного внимания со стороны взрослых
Детство – это особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности. Детство – это период становления ребенка полноценным членом человеческого сообщества.
Социальный мир подлежит научному анализу, иными словами, его, возможно, исследовать с помощью конкретно-научных процедур. Детство как часть социального мира также можно исследовать.
Кризис современного общества заставляет людей задуматься о перспективах его выживания и развития, а в силу этого – к детям. В современном обществе Детство занимает гораздо более важное место, чем в другие эпохи. Именно дети в условиях социально-психологического кризиса оказываются наиболее уязвимыми.
Список использованной литературы
Кураева Л.Г. Детство как социокультурная ценность. Дис. канд. социол. наук. Саратов. 1995. – 124 с.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, СПб., 2000. – 244 с.
Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен. - М.: ДОМ, 1998. - 108 с.
Шаповаленко И. В. Возрастная психология, М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Щеглова С. Н. Социологические методы исследования современных детей и современного детства, М., 2000. – 184 с.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, СПб., 2000. – с.112
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, СПб., 2000. – с. 135
Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен. - М.: ДОМ, 1998. – с.87
Щеглова С. Н. Социологические методы исследования современных детей и современного детства, М., 2000. – с. 117
Щеглова С. Н. Социологические методы исследования современных детей и современного детства, М., 2000. – с.132
13
2.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, СПб., 2000. – 244 с.
3.Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен. - М.: ДОМ, 1998. - 108 с.
4.Шаповаленко И. В. Возрастная психология, М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
5.Щеглова С. Н. Социологические методы исследования современных детей и современного детства, М., 2000. – 184 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы исследования используются для изучения детей возраста 7 лет?
Для изучения детей возраста 7 лет предпочтительным методом может считаться наблюдение.
Почему невозможно применять анкету для детей до 7 лет?
Применение анкеты до семилетнего возраста признается полностью невозможным из-за ограничений связанных с возможностью понимания детьми содержания анкеты.
Какие методы исследования ограничены в своем применении для детей до 7 лет?
Проведение интервьюирования серьезно ограничено для детей до 7 лет. Эти ограничения связаны с содержательными моментами, так как дети могут не полностью понять и/или выразить свои мысли в рамках интервью.
Какой феномен детства обсуждается в статье?
Статья обсуждает общую характеристику феномена детства и методы его исследования.
Какой возрастной диапазон рассматривается в статье?
Статья рассматривает возрастной диапазон до 7-8 лет, когда у ребенка развивается эгоцентрическое мышление.
Как можно изучать социальный феномен детства?
Социальный феномен детства можно изучать с помощью различных методов исследования, таких как наблюдение, анкетирование и интервьюирование.
Какой метод исследования наиболее предпочтителен для изучения детей 7 лет?
Для изучения детей возраста 7 лет наиболее предпочтительным методом считается наблюдение.
Почему применение анкеты до семилетнего возраста считается невозможным?
Применение анкеты до семилетнего возраста считается невозможным, потому что дети в этом возрасте еще не в достаточной степени развиты для заполнения анкеты и понимания вопросов.
Какие ограничения связаны с проведением интервьюирования детей?
Проведение интервьюирования детей серьезно ограничено из-за их ограниченной способности понимания вопросов и выражения своих мыслей. Эти ограничения связаны прежде всего с содержательными моментами.
Какие стадии развития у детей до 7-8 лет, согласно данным Пиаже?
Согласно данным Пиаже, до 7-8 лет у детей развивается только эгоцентрическая стадия развития, которая характеризуется ограниченностью восприятия и понимания окружающего мира.
Какие основные методы исследования социального феномена детства?
Основными методами исследования социального феномена детства являются наблюдение, анкетирование и интервьюирование. Однако в случае исследования детей возраста 7 лет и младше предпочтительным методом считается наблюдение.