Проблема регулирования миграционных процессов на постсоветском пространстве.
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 28.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1: Основные характеристики миграционных процессов на постсоветском пространстве
1.1. Истоки и причины усиления миграционных процессов на постсоветском пространстве
1.2. Возможности регулирования миграции
Глава 2: Роль России в постсоветских миграционных процессах
2.1 Политика России и миграционной сфере
2.2. Российские инициативы в сфере регуляции миграции. Программа по переселению соотечественников
Заключение
Список использованной литературы
Итак, на постсоветском пространстве завершается процесс формирования государств с мононациональным населением. Это происходит в результате этнического своеобразия миграционных процессов, в частности «выдавливания» за пределы государств нетитульных для них народов и возвращения на историческую родину соотечественников, а также массового изменения этнической принадлежности нетитульным населением, имеющим «смешанную кровь». В ряде государств этот процесс интенсифицируется в результате значительного естественного прироста коренного населения. Лишь в России, несмотря на многомиллионный приток мигрантов-соотечественников и пополнения ее населения лицами, сменившими национальную принадлежность, произошло сокращение доли и численности коренных жителей.
Политико-правовая специфика русскоязычного населения состоит в том, что его положение выступает важным аспектом межгосударственных отношений России с другими странами. С учетом этого, по нашему мнению, очевидна необходимость взаимных двусторонних и многосторонних гарантий прав нетитульного населения.
После распада СССР по инициативе России на постсоветском пространстве были сосредоточены усилия по формированию правовой базы в защиту русскоязычных. В документах, принятых в рамках СНГ, закреплены обязательства государств-членов, предусматривающие своим гражданам гарантию равных прав и свобод. В этой связи можно отметить, что создание эффективной системы защиты национальных меньшинств требуется не только как важная составная часть процесса построения правового государства и интеграции в цивилизационное мировое сообщество, но и как мощное средство поддержки меньшинств в бывших советских республиках.
Современная Россия при формировании политики поддержки соотечественников за рубежом исходит из того, что основную ответственность за гарантии прав на обеспечение достойных условий существования всех своих жителей несут соответствующие государства.
С точки зрения России, любое государство, претендующее на приверженность принципам демократии, обязано не допускать дискриминации по языковому и этническому признакам, а также ограничение гражданских, социально-экономических и других прав «нетитульных» наций. Вместе с тем Россия придерживается принципа, согласно которому обеспечение прав человека, включая лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом государства. Роль России в обеспечении полного объема гражданских, политических, экономических, социальных, культурных, образовательных и иных прав в соответствии с общепризнанными стандартами определена в качестве основного вектора российской политики в отношении соотечественников.
Современные подходы к проблеме человеческих ресурсов выдвигают на первое место необходимость пересмотра отношения к данной проблематике и к оценке ее значения в системе социального регулирования на современном этапе развития.
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная указом Президента Российской Федерации 22 июня 2006 г. и вступившая в силу с 1 января 2007 г., как раз и призвана урегулировать существующее положение дел в социальной сфере взаимоотношений. Программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. Согласно статистическим данным ежегодно население России уменьшается на 700 тыс. человек. Государственной программой дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации.
Важно отметить, что меры в сфере социального развития и миграционной политики в России осуществляются на фоне демографического спада во многих постсоветских государствах.
Особое место среди факторов, влияющих на количественный и качественный состав человеческого потенциала страны, принадлежит такой его характеристике как мобильность. В сложных условиях переходного периода данная категория проявилась в качестве активного дестабилизирующего фактора рынка труда вследствие движения крупных миграционных потоков. Таким образом, помимо высокой смертности и низкой рождаемости отрицательное влияние на демографическую картину оказывает и большой процент граждан, покинувших родину.
Заключение
Государства бывшего СССР в силу исторических условий связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными, факторами. На современном постсоветском пространстве наблюдается поступательная интенсификация миграционных процессов, требующая регуляции и компетентных институциональных механизмов.
Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и её законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда и разрешения социально-экономических аспектов как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества. Набирающие силу процессы глобализации миграционных процессов диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений.
При этом одной из основных характеристик современной миграционной политики должно стать соблюдение принципов гуманности и ориентированности на приоритеты национальной безопасности.
Современное регулирование политики в области миграций должно соответствовать общепринятым нормам международного права и потребностям субъектов миграционных процессов.
Список использованной литературы:
Баранов, Ю. А. Политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: дис. … канд. полит. наук: 23.00.04. – М., 2004.
Витковская Г. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России. // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. – М., 1999.
Витковская Г. Основные результаты исследования незаконной миграции в России в 2001-2002 гг. // Доклад на международном семинаре «Политика в области трудовой миграции и управление данными». - Республика Молдова, Кишинев. - 27-28 сентября 2004 г.
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье. – 2006. – 1 декабря - №154.
Елисеева Е.И., Васильева Е.К., Клупт Е.А., Кашина О.П. Демография и статистика населения. - М., 2006.
Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. – М., 2004.
Рыбаков, С. Е. Анатомия этнической деструктивности // Вестник МГУ, сер. 18. Социология и политология. – 2001. - №4.
Рыбаковский Л. Пространственные перемещения населения в России и постсоветских государствах // Мониторинг общественного мнения. – 2009. - №1.
Сандугей А. Н. Об основах административной политики Российской Федерации в миграционной сфере // Российская миграция. – 2008. - №6.
Соколовский, С. В. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. – М., 1997.
Строев. Е. С. Сберечь Россию, открыть простор для созидания и роста могущества // Среднерусский вестник общественных наук. – 2006. - №1.
Харитонова Н. Этнополитика России и национальная идентичность россиян // Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. – Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsba13.html?id=1101.
Castles S., Miller M. The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World. Second edition. Revised and Updated. – New-York. - 1998.
См.: Castles S., Miller M. The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World. Second edition. Revised and Updated. – New-York. - 1998. –Р. 43.
Рыбаковский Л. Пространственные перемещения населения в России и постсоветских государствах // Мониторинг общественного мнения. – 2009. - №1. – С. 189.
Рыбаковский Л. Пространственные перемещения населения в России и постсоветских государствах // Мониторинг общественного мнения. – 2009. - №1. – С. 190.
Сандугей А. Н. Об основах административной политики Российской Федерации в миграционной сфере // Российская миграция. – 2008. - №6. – С. 30.
Елисеева Е.И., Васильева Е.К., Клупт Е.А., Кашина О.П. Демография и статистика населения. - М., 2006. – С. 416.
Витковская Г. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России. // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. – М., 1999. - С. 163.
Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. – М., 2004. - С.209.
Витковская Г. Основные результаты исследования незаконной миграции в России в 2001-2002 гг. // Доклад на международном семинаре «Политика в области трудовой миграции и управление данными». - Республика Молдова, Кишинев, 27-28 сентября 2004 года
Сандугей А. Н. Об основах административной политики Российской Федерации в миграционной сфере // Российская миграция. – 2008. - №6. – С. 30-31.
Харитонова Н. Этнополитика России и национальная идентичность россиян // Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. – Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsba13.html?id=1101.
Соколовский, С. В. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. – М., 1997. – С. 89.
См.: Рыбаков, С. Е. Анатомия этнической деструктивности // Вестник МГУ, сер. 18. Социология и политология. – 2001. - №4. – С. 26.
Баранов, Ю. А. Политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: дис. … канд. полит. наук: 23.00.04. – М., 2004. – С. 58-59.
Строев, Е. С. Сберечь Россию, открыть простор для созидания и роста могущества // Среднерусский вестник общественных наук. – 2006. - №1. – С. 4.
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье. – 2006. – 1 декабря - №154.
10
1.Баранов, Ю. А. Политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: дис. … канд. полит. наук: 23.00.04. – М., 2004.
2.Витковская Г. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России. // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. – М., 1999.
3.Витковская Г. Основные резуль¬тବ¬ты иссле¬дования незаконной миграции в Рос¬сии в 2001-2002 гг. // Доклад на ме¬ждуна¬род¬ном семинаре «По¬ли¬тика в об¬ласти трудовой миграции и управление дан¬ными». - Республика Молдо¬ва, Ки¬ши¬нев. - 27-28 сентября 2004 г.
4.Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье. – 2006. – 1 декабря - №154.
5.Елисеева Е.И., Васильева Е.К., Клупт Е.А., Кашина О.П. Демография и статистика населения. - М., 2006.
6.Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. – М., 2004.
7.Рыбаков, С. Е. Анатомия этнической деструктивности // Вестник МГУ, сер. 18. Социология и политология. – 2001. - №4.
8.Рыбаковский Л. Пространственные перемещения населения в России и постсоветских государствах // Мониторинг общественного мнения. – 2009. - №1.
9.Сандугей А. Н. Об основах административной политики Российской Федерации в миграционной сфере // Российская миграция. – 2008. - №6.
10. Соколовский, С. В. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. – М., 1997.
11.Строев. Е. С. Сберечь Россию, открыть простор для созидания и роста могущества // Среднерусский вестник общественных наук. – 2006. - №1.
12.Харитонова Н. Этнополитика России и национальная идентичность россиян // Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. – Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsba13.html?id=1101.
13.Castles S., Miller M. The Age of Migration: International Population Move¬ments in the Modern World. Second edition. Revised and Updated. – New-York. - 1998.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики миграционных процессов на постсоветском пространстве?
Основные характеристики миграционных процессов на постсоветском пространстве включают усиление миграции, разнообразные истоки и причины миграции, а также возможности регулирования миграционных потоков.
Какие истоки и причины усиления миграционных процессов на постсоветском пространстве?
Истоки и причины усиления миграционных процессов на постсоветском пространстве включают экономические факторы, политическую нестабильность, конфликты, национальные меньшинства, семейные связи, образование, работу и др.
Возможно ли регулирование миграции на постсоветском пространстве?
Возможности регулирования миграции на постсоветском пространстве существуют. Между странами постсоветского пространства реализуются различные механизмы сотрудничества, включая соглашения о взаимной трудовой миграции и программы по переселению соотечественников.
Какова роль России в постсоветских миграционных процессах?
Россия играет важную роль в постсоветских миграционных процессах. Она является страной с самыми большими миграционными потоками и является привлекательным местом для мигрантов из других стран постсоветского пространства.
Какая политика России в сфере миграции?
Политика России в сфере миграции включает разработку и внедрение программ по переселению соотечественников, создание механизмов регулирования трудовой миграции, контроль за нелегальной миграцией и содействие социальной адаптации мигрантов.
Какие истоки и причины усиления миграционных процессов на постсоветском пространстве?
Истоки и причины усиления миграционных процессов на постсоветском пространстве связаны с развалом Советского Союза и созданием новых независимых государств. Это привело к изменению политической, экономической и социальной ситуации, что стало главным фактором миграционных движений. Основными причинами миграции на постсоветском пространстве являются экономические трудности, поиск лучших возможностей для жизни и работы, конфликты и войны, национальные и религиозные разногласия, демографический кризис.
Каковы основные характеристики миграционных процессов на постсоветском пространстве?
Основные характеристики миграционных процессов на постсоветском пространстве включают большие масштабы миграции, разнообразие причин и направлений миграционных потоков, неравномерность регулирования миграции в различных странах, проблемы в интеграции мигрантов, нарушения прав мигрантов, включая недостаточную защиту от дискриминации и неправомерных действий со стороны государственных органов, проблемы связанные с возвращением мигрантов в родную страну.
Какова роль России в постсоветских миграционных процессах?
Россия играет важную роль в постсоветских миграционных процессах. Большинство стран постсоветского пространства имеют сложную внутреннюю экономическую ситуацию и высокий уровень безработицы, поэтому миллионы людей ищут работу за пределами своей страны и едут в Россию. Россия является крупнейшим притоком трудовых мигрантов в регионе. Также Россия активно ведет политику в сфере миграции, в том числе разрабатывает и реализует программы по переселению соотечественников, регулирует оформление рабочих виз и разрешений на работу, контролирует нелегальную миграцию.
Какие истоки и причины усиления миграционных процессов на постсоветском пространстве?
Истоки и причины усиления миграционных процессов на постсоветском пространстве связаны с политическими, экономическими и социальными изменениями в странах СНГ. Падение Советского Союза, перестройка и распад экономических систем привели к созданию новых государств и изменению границ, что повлекло за собой перемещение людей между странами. Большинство мигрантов ищут лучшие экономические возможности, лучшую жизнь и защиту прав.
Каковы основные характеристики миграционных процессов на постсоветском пространстве?
Основными характеристиками миграционных процессов на постсоветском пространстве являются сезонность, концентрация мигрантов в крупных городах, неравномерность миграции между странами, высокий уровень неофициальных трудовых отношений, остаточность миграционных сетей, низкая интеграция мигрантов в общество, проблемы правового статуса и дискриминации.