Взаимосвязь техники и исполнение упражнения и артистизма у гимнасток

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 28 28 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Синтез культуры и спорта в художественной гимнастике
Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике
Выводы
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Установлено, что наибольший вес в спортивно-художественных композициях имели средства выражения художественного образа. В соревновательных композициях в качестве наиболее значимых указывались средства пластической выразительности (табл. 2).
Анализ видеозаписей показал, что по соотношению средств выразительности спортивно-художественные композиции различных стилей (спортивный, музыкальный и этюдно-образный) имеют различия, что было выражено в оценках экспертов (рис. 1).

Рис. 1. Оценка значимости средств выразительности в различных стилях спортивно-художественных композиций (n = 20)
Сравнительный анализ различий средств выразительности в трех стилях спортивно-художественных композиций показал, что наиболее достоверные различия в проявлении художественного образа были установлены в этюдно-образном стиле композиций (Р < 0,05). Остальные показатели имели не достоверные различия (Р > 0,05). Это значительно выделяет зрелищную функцию этюдно-художественного образа в показательных композициях. Установлено, что этюдно-образный стиль по показателям пластической выразительности имел оценку экспертов на 0,9 балла выше по сравнению с композициями спортивного стиля и на 0,7 балла выше, чем в композициях музыкального стиля. По соотношению средств художественного образа этюдно-образный стиль имел оценку на 0,9 балла выше, чем спортивный и на 0,3 балла выше музыкального. В группе средств музыкальной выразительности этюдно-образный стиль превосходил на 0,9 балла композиции музыкального стиля и на 0,3 балла спортивного.
Таким образом, на зрелищность спортивно-художественных композиций спортивного стиля наибольшее влияние оказывают средства музыкальной выразительности и присутствие оригинальных элементов. Спортивный стиль спортивно-художественных композиций должен проявляться в демонстрации физических возможностей спортсменки, оригинальных и рискованных элементов при условии, что каждое движение четко соответствует музыкальному сопровождению.
Музыкальный стиль базируется на равномерном распределении средств пластической и музыкальной выразительности, художественного образа. Композиции такого стиля универсальны, но не очень зрелищны, поэтому в них необходимо еще использовать оригинальные элементы или предметы, а так же возможно перестроения и оригинальные перемещения, для повышения зрелищности.
Наиболее зрелищным, как показали исследования, является этюдно-образный стиль спортивно-художественных композиций. Основные средства выразительности этого стиля - средства создания спортсменками художественного образа с высоким уровнем проявления пластической выразительности при малом количестве оригинальных элементов. Композиции данного стиля должны иметь определенную тему и идею, что позволит воздействовать на эмоциональное состояние зрителя путем создания художественного образа.
Выводы
Основными средствами выразительности спортивно-художественных композиций являются пластическая и музыкальная выразительность, художественный образ. Каждое из средств сопряжено с характерными ему критериями зрелищности. Установлена значимость критериев зрелищности средств выразительности спортивно-художественных композиций:
средства создания художественного образа: артистичность, естественность, гармония, оригинальность, целостность, согласованность яркость;
средства пластической выразительности: пластичность, техничность, хореография, четкость, виртуозность, чистота, амплитуда, точность;
средства музыкальной выразительности - музыкальность, динамичность, темп, законченность, ритмичность.
Спортивно-художественные композиции художественной гимнастики, согласно анализу научно-методической литературы, подразделяются на три стиля: спортивный, музыкальный и этюдно-образный, которые по результатам анализа видеозаписи имеют различное сочетание средств выразительности. Установлено, что наиболее зрелищным является этюдно-образный стиль исполнения композиций, который характеризуется максимальным содержанием средств создания художественного образа, при высоким содержании средств пластической и музыкальной выразительности, и низким количеством оригинальных элементов. В спортивном стиле средства выражения художественного образа менее актуальны, так как этот стиль основан на демонстрации физических качеств спортсмена, правильно подобранном музыкальном сопровождении и большом количестве оригинальных элементов. Музыкальный стиль имеет равномерное соотношение всех групп средств выразительности, при более выраженном содержании средств пластической выразительности.

Заключение
По убеждению многих исследователей, воспринимающих спортивное мастерство на профессиональном уровне как искусство, спорт более демократичен, более доступен по восприятию рядовому зрителю. С этим трудно не согласится. Изобразительно - выразительным языком спорта является мастерское владение своим собственным телом. Поэтому даже при самом чутком отношении тренера к природе спортсмена, основным «Страдивари» своего инструмента остаётся он сам. А его демонстрация перед зрителями идёт всегда в живом воплощении на пике самоотдачи. Таким образом, по глубине чувственного восприятия не только личности спортсмена и образа того или иного вида спорта, но и природы творческой самореализации (колоссальное напряжение физических и духовных сил, сопровождаемое приростом морально-волевых качеств человека) спорт, как правило, превосходит искусство, восприятие которого требует определённой культуры.
При рассмотрении эстетических структур различных видов спорта крайне полезны оказалось обращение к междисциплинарному исследованию по эстетике спорта Б. Лоу. Поднятые в нём проблемы (спорт и изящные искусства, спорт и исполнительские искусства, спорт выразительной формы и др.) как нельзя точнее соответствуют содержанию и концепции настоящей работы, в основе которой лежат убеждение в органической связи художественной природы спорта и искусства. А выбранный Лоу подход к формированию доказательной базы этой связи, выявление эстетической специфики в «типовых» видах спорта (командные спортивные игры, тяжёлая и лёгкая атлетика, где преобладают одиночные спортивные дисциплины, наконец, гимнастика выразительной формы) вполне оправдывает себя как в затянувшейся дискуссии по поводу синтеза спорт и искусства, так и при определении характера формирующейся новой научной дисциплины «эстетика спорта».

Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.,1990.
Гончаренко Л.В. О значении выразительности движений в художественной гимнастике // Физическое воспитание молодежи. - Ростов-на-Дону, 1997.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1995.
Карпенко Л.А. Компоненты спортивного и исполнительского мастерства в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.
Карпенко Л.А., Румба О.Г. Выразительность в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1994.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1994.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1995.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд-во Евразия, 1997.
Наклонов Ю.И., Быстрова И.В., Кудашов В.Ф. Режиссура спортивно-художественных представлений и праздников // Художественная гимнастика - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003.
Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) - М.: СпортАкадкемПресс, 2001.
Попов А.Л. Спортивная психология. - М.: Флинта,1998.
Спорт, духовные ценности, культура. // Юб. изд., посвящ. 80-ю РГАФК. Сборник. - М.: Изд-во Спарт, 1997.
Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. Санкт-Петербург.: Центр карьеры, 1999.
Степанова И.А. Природа пластической выразительности в художественной гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.
Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект// Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс,1990.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1996.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: ФиС, 1995.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.,1999.

Карпенко Л.А. Компоненты спортивного и исполнительского мастерства в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1995.
Наклонов Ю.И., Быстрова И.В., Кудашов В.Ф. Режиссура спортивно-художественных представлений и праздников // Художественная гимнастика - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003.
Карпенко Л.А., Румба О.Г. Выразительность в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.,1990.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1995.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: ФиС, 1995.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1994.
Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. Санкт-Петербург.: Центр карьеры, 1999.

Спорт, духовные ценности, культура. // Юб. изд., посвящ. 80-ю РГАФК. Сборник. - М.: Изд-во Спарт, 1997.
Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) - М.: СпортАкадкемПресс, 2001.
Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект// Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.,1999.
Гончаренко Л.В. О значении выразительности движений в художественной гимнастике // Физическое воспитание молодежи. - Ростов-на-Дону, 1997.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1994.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс,1990.
Попов А.Л. Спортивная психология. - М.: Флинта,1998.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд-во Евразия, 1997.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1996.
Степанова И.А. Природа пластической выразительности в художественной гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.













2

Список литературы
1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.,1990.
2.Гончаренко Л.В. О значении выразительности движений в художественной гимнастике // Физическое воспитание молодежи. - Ростов-на-Дону, 1997.
3.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1995.
4.Карпенко Л.А. Компоненты спортивного и исполнительского мастерства в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.
5.Карпенко Л.А., Румба О.Г. Выразительность в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.
6.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1994.
7.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1994.
8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1995.
9.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд-во Евразия, 1997.
10.Наклонов Ю.И., Быстрова И.В., Кудашов В.Ф. Режиссура спортивно-художественных представлений и праздников // Художественная гимнастика - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003.
11.Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) - М.: СпортАкадкемПресс, 2001.
12.Попов А.Л. Спортивная психология. - М.: Флинта,1998.
13.Спорт, духовные ценности, культура. // Юб. изд., посвящ. 80-ю РГАФК. Сборник. - М.: Изд-во Спарт, 1997.
14.Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. Санкт-Петербург.: Центр карьеры, 1999.
15.Степанова И.А. Природа пластической выразительности в художественной гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001.
16.Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект// Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7.
17.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс,1990.
18.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1996.
19.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: ФиС, 1995.
20.Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.,1999.

Вопрос-ответ:

Какая взаимосвязь между техникой и исполнением упражнений и артистизмом у гимнасток?

Техника и исполнение упражнений являются основой для достижения артистизма в художественной гимнастике. Чтобы проявить максимальную выразительность и эмоциональность в выступлении, гимнастам необходимо владеть техникой выступления на высоком уровне. Использование правильной техники позволяет гимнасткам выполнять сложные элементы с легкостью и точностью, что является основным критерием в спортивных оценках. Отличное исполнение упражнений также способствует созданию эффекта единства и гармонии в композиции, что дополняется через выразительность и артистизм.

Какие средства выразительности используются в спортивно-художественных композициях в художественной гимнастике?

В спортивно-художественных композициях в художественной гимнастике используются различные средства выразительности. Одним из главных средств является пластическая выразительность, которая выражается в гармоничных движениях, грации и элегантности гимнасток. Также в композициях используются музыкальность, ритмичность, актёрская игра, эмоциональная отдача и контакт с зрителем. Все эти средства позволяют создавать яркие и запоминающиеся выступления, которые вобрали в себя черты спорта и искусства.

Что можно сказать о связи культуры и спорта в художественной гимнастике?

Художественная гимнастика является синтезом культуры и спорта. В этом виде спорта воплощается искусство, артистизм и музыкальность. Гимнастки не только проявляют высокую физическую подготовку, но и создают эстетическое впечатление с помощью своих движений и выражения. Культура и спорт в художественной гимнастике соединяются, чтобы создать прекрасное и удивительное выступление, которое вдохновляет зрителей и показывает глубину и индивидуальность каждой гимнастки.

Какая синтез культуры и спорта происходит в художественной гимнастике?

В художественной гимнастике происходит синтез двух сфер - культуры и спорта. Эта синтезированная дисциплина требует не только технического мастерства и физической выносливости, но и художественного чувства, выразительности и грации. Гимнастки сочетают в себе спортивные навыки и исполнительское искусство, чтобы создавать эстетически привлекательные выступления.

Какие средства выразительности используются в художественной гимнастике?

В художественной гимнастике используются различные средства выразительности, включая музыку, хореографию, костюмы и макияж. Эти элементы помогают создать атмосферу выступления, подчеркнуть характер движений и передать эмоциональное содержание композиции. Также к выразительным средствам относятся пластика, грация и умение работать с пространством.

Какие выводы были сделаны в исследовании взаимосвязи техники и исполнения упражнения и артистизма у гимнасток?

В исследовании было установлено, что средства выразительности и художественного образа играют важную роль в спортивно-художественных композициях гимнасток. Анализ видео показал, что наибольший вес имели средства выражения художественного образа. Это говорит о том, что гимнастки не только стремятся выполнить упражнения технически правильно, но и придают большое значение эстетическому восприятию своих выступлений.

Какие средства пластической выразительности считают наиболее значимыми в соревновательных композициях?

В соревновательных композициях гимнасток наиболее значимыми средствами пластической выразительности были названы: грация движений, пластика тела, выразительность фигур и рукопожатий. Эти элементы придают композициям эстетическую привлекательность и помогают передать эмоциональное содержание выступления.

Какая связь существует между техникой исполнения упражнений и артистизмом у гимнасток?

Техника исполнения упражнений и артистизм у гимнасток тесно связаны друг с другом. Технически правильное исполнение упражнений позволяет гимнастке выполнять сложные элементы с высокой точностью, а это важно для достижения высоких результатов. Однако, чтобы выступление было не просто техническим, а искусством, необходимо придать ему артистическое содержание. Артистизм выражается в пластике движений, в музыкальности, в выражении эмоций. Таким образом, техника и исполнение упражнения создают основу, на которой строится артистизм гимнастки.