Элективные курсы по русскому языку для школьников старших классов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 19 19 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 07.01.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Однако учебная нагрузка, связанная с усвоением школьниками знаний, умений и навыков по предмету, не даёт возможности педагогу в полном объёме проводить практическую работу по развитию речевой деятельности школьников на уроке.
Вариативная часть Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации предоставляет возможность решения этой проблемы. Чтобы помочь учащимся реализовать потребность в общении друг с другом, расширить коммуникативное пространство, необходимо ввести в процесс обучения дополнительные курсы для школьников среднего и старшего звена, а также предметные кружки, ориентированные на развитие языковой культуры и формирование коммуникативных способностей. Школам рекомендовано разрабатывать и реализовывать элективные курсы.
В продолжение последних лет Министерством образования РФ проводится эксперимент, связанный с поиском новых форм проведения выпускных экзаменов в 11классе. Одна из форм – Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: выполнить 39 заданий по всем основным разделам школьного курса. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С - написании сочинения-рецензии. В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся. С начала эксперимента по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. В связи со всем сказанным на сегодняшний день в школах наиболее распространены элективные курсы по русскому языку, направленные на подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов, чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа подобных курсов обычно разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Цели такого обучения заключаются в обеспечении качественной подготовки учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, а также в упорядочении процесса обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых. Это, в свою очередь, предполагает выполнение некоторых задач: создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала; познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов; отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии; использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»); продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).
Нередки также и элективные курсы по русскому языку, которые учат старшеклассников эффективному речевому поведению. В отличие от базового подобный элективный курс последовательно реализует единственную цель: научить сознательному выбору именно таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего или пишущего. При таком выборе следует думать не только о том, чтобы точно сообщить о «положении дел», но и о субъективном отношении автора как к этому «положению», так и к адресату устной и письменной речи. Непременным условием оптимального выбора является также понимание ассоциативного потенциала слова, который может либо способствовать целям автора, либо мешать их достижению. Работа учащихся над курсом помимо изучения текста учебного пособия обычно имеет следующие формы:
1. Ответы на конкретные вопросы как результат самостоятельного осмысления тех знаний, которые есть у ученика, в связи с заданной целью. Например, вопрос о том, какие орфографические правила можно применять только после разбора слова по составу, а какие такого предварительного разбора не требуют (в связи с общим вопросом о том, для каких речевых действий требуется разбор слов по составу). Или вопрос о том, кто является адресатом записей для памяти (в связи с вопросом о непременном существовании адресата у любого текста).
2. Задания, состоящие в определении содержательной стороны слов, словосочетаний и текстов, а также в нахождении слов, словосоче­таний, воплощающих заданное содержание. Например, установление точных содержательных различий между близкими по значению словами (в связи с задачей максимально точного выражения заданного содержания). Или подбор языковых средств, отличающихся от данных только оценкой типа сподвижник — помощник — приспешник (в связи с разделением объективных и субъективных элементов в значении языковых единиц).
3. Выявление языковых особенностей известных текстов и определение роли этих особенностей в раскрытии замысла автора. Например, сравнение содержания монологов Фамусова и Чацкого из 1-го действия «Горя от ума» в связи с вопросом о том, какими средствами можно подчеркнуть в речи то, что каждому говорящему кажется особенно важным. Или определение связи лесковских слов типа тугамент, мелкоскоп и т.п. с обычными словами, имеющими то же значение (в связи с вопросом об ассоциациях, вызываемых словами, и неполной адекватности восприятия мира лесковскими героями).
4. Проводимые самими учениками мини-исследования, связанные с восприятием и употреблением тех или иных слов и выражений. Например, определение индивидуальных ассоциаций одноклассников на заданные слова (в связи с установлением ассоциативных связей как объективной реальности, которую необходимо принимать во внимание в коммуникации) или выявление наиболее или наименее желательных форм обращения к одноклассникам (в связи с вопросом о средствах, выражающих расположенность/нерасположенность к адресату сообщения).
5. Преобразование имеющихся текстов по заданному параметру, например устранение или добавление оценочных компонентов, положительных или отрицательных (в связи со стремлением внушить собеседнику собственную оценку ситуации) или повышение/понижение конкретности обозначаемых в сообщении событий (в связи со стремлением создать у собеседника ясное или, наоборот, размытое представление о «положении дел»).
6. Беседы с учащимися на заданные темы, например о роли правил орфографии, пунктуации и орфоэпии в речевой деятельности (в связи с проблемой о целевой предназначенности тех или иных знаний об устройстве русского языка) или о ценности сборников «золотых» сочинений для подготовки к соответствующему экзамену (в связи с вопросом о значении опыта предшественников для развития собственных речевых способностей).
7. Различные задания, связанные с использованием русских словарей разного типа.
Элективные курсы по русскому языку помогают учащимся понять, что уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности, в творческой и исследовательской работе над словом. Развивать дар слова – значит развивать мышление, так как коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя такие знания основных понятий как: стили, типы речи, строение текста, умение анализировать текст.
Список литературы


Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа. – 2004. – №3.
Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005.
Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003-2004 учебный год. (Письмо Минобразования РФ от 20.03.2003 № 03-51-157ин/13-03).
Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие/ Науч. ред. С.Н. Чистякова – М: АПКиПРО,2003.
Элективное море, Алейникова И., “Управление школой”, № 13, 2006 г.
Элективные курсы в условиях профильного обучения. “Место, свободное от стандарта”, Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., “Завуч”, № 5, 2006г.
Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения, “Школьное планирование”, №3, 2006 год

1.Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа. – 2004. – №3.
2.Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005.
3.Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003-2004 учебный год. (Письмо Минобразования РФ от 20.03.2003 № 03-51-157ин/13-03).
4.Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие/ Науч. ред. С.Н. Чистякова – М: АПКиПРО,2003.
5.Элективное море, Алейникова И., “Управление школой”, № 13, 2006 г.
6.Элективные курсы в условиях профильного обучения. “Место, свободное от стандарта”, Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., “Завуч”, № 5, 2006г.
7.Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения, “Школьное планирование”, №3, 2006 год

Вопрос-ответ:

Почему элективные курсы по русскому языку для школьников старших классов отсутствуют?

Ответ: Наличие учебной нагрузки, связанной с усвоением знаний и навыков по предмету, не позволяет педагогу проводить полноценную практическую работу по развитию речевой деятельности школьников на уроке.

Как можно решить проблему с отсутствием практической работы по развитию речевой деятельности школьников?

Ответ: Вариативная часть Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации предоставляет возможность решения этой проблемы.

Каким образом элективные курсы по русскому языку могут помочь учащимся в реализации потребности в общении?

Ответ: Элективные курсы по русскому языку могут помочь учащимся развить навыки общения и коммуникации, расширить словарный запас, улучшить грамматическую и лексическую компетенцию, что способствует более эффективному общению.

Какие преимущества имеют элективные курсы по русскому языку для школьников старших классов?

Ответ: Элективные курсы позволяют школьникам более глубоко погрузиться в изучение русского языка, получить больше практического опыта в речевой деятельности, научиться эффективно и грамотно выражать свои мысли.

Какие навыки и умения могут быть развиты на элективных курсах по русскому языку для старшеклассников?

Ответ: На элективных курсах школьники смогут развить навыки анализа текстов, письменной и устной речи, коммуникации, улучшить свою грамматику и лексику, а также научиться эффективно использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

Какое значение имеют элективные курсы по русскому языку для школьников старших классов?

Элективные курсы по русскому языку для школьников старших классов имеют значение в развитии речевой деятельности учащихся и усвоении ими знаний, умений и навыков по предмету. Они позволяют решить проблему недостатка практической работы на уроках и помогают учащимся удовлетворить потребность в общении и развитии коммуникативных навыков.

Почему школьникам старших классов нет возможности проводить практическую работу по развитию речевой деятельности на уроках русского языка?

Отсутствие элективных курсов по русскому языку для школьников старших классов ограничивает учебную нагрузку по предмету и не дает возможности педагогу проводить полноценную практическую работу по развитию речевой деятельности учащихся. Это может быть связано с ограниченным учебным планом или нехваткой времени для обучения дополнительным курсам.

Какие возможности предоставляет вариативная часть Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации?

Вариативная часть Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации предоставляет возможность решения проблемы отсутствия элективных курсов по русскому языку для старшеклассников. Она дает школам возможность включить в учебный план дополнительные предметы или курсы, которые позволят развивать речевую деятельность учащихся.

Какие преимущества имеют элективные курсы по русскому языку для старшеклассников?

Элективные курсы по русскому языку для старшеклассников имеют ряд преимуществ. Они позволяют школьникам развивать свои коммуникативные навыки, улучшать речевую и письменную грамотность, расширять словарный запас и углублять знания в области русского языка. Кроме того, эти курсы могут помочь учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку и повысить результаты экзамена.

Почему в школах нет элективных курсов по русскому языку для школьников старших классов?

Ответ: Одной из причин отсутствия элективных курсов по русскому языку для старшеклассников может быть то, что учебная нагрузка связанная с освоением школьниками знаний, умений и навыков по предмету не дает возможности педагогу в полном объеме проводить практическую работу по развитию речевой деятельности школьников на уроке.

Какое решение предлагает вариативная часть Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации для помощи учащимся в реализации потребности в общении?

Ответ: Вариативная часть Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации предоставляет возможность решения этой проблемы. Ученикам предоставляется возможность выбора дополнительных предметов и курсов, среди которых могут быть и элективные курсы по русскому языку. Эти курсы позволяют учащимся развивать свою речевую деятельность и улучшать коммуникативные навыки.

Какие преимущества может дать элективный курс по русскому языку для школьников старших классов?

Ответ: Элективный курс по русскому языку для школьников старших классов может дать несколько преимуществ. Во-первых, он позволяет школьникам улучшить свою речевую деятельность и коммуникативные навыки, что полезно в повседневной жизни. Во-вторых, такой курс может помочь учащимся глубже понять русский язык, его грамматику и лексику. В-третьих, элективные курсы по русскому языку могут быть полезны при подготовке к ЕГЭ или другим экзаменам, где знание русского языка играет важную роль.