Конфликт интересов на гражданской государственной службе и его урегулирование.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 07.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Теоретические основы понятия «конфликт интересов на гражданской государственной службе»
1.1.Анализ литературы по исследуемой проблеме
1.2. Правовые основы урегулирования конфликта интересов в российском законодательстве
2. Урегулирование конфликта интересов на гражданской государственной службе: способы, проблемы, недостатки
2.1. Способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе
2.2. Проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение а
Регулирование системы наказаний.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Теоретическим и практическим аспектам государственной гражданской службы уделено достаточно много внимания в научной литературе. В то же время, проблемы конфликта интересов на государственной гражданской службе изучены явно недостаточно и рассматриваются они в основном на страницах периодической печати.
Впервые применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» было употреблено в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.
В настоящее время правовую основу урегулирования конфликта интересов в Российской Федерации составляют следующие законодательные акты: Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».
Законодательство предусматривает следующие способы урегулирования конфликтов интересов: сообщение гражданским служащим о личной заинтересованности до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов; изменение должностного или служебного положения государственного гражданского служащего; отвод или самоотвод государственного гражданского служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; передача принадлежащих государственным гражданским служащим ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
Основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе можно сформулировать следующим образом: «мягкая» форма запрета конфликта интересов – требование «предотвращения и урегулирования конфликтов интересов»; термин «урегулирование конфликта интересов» не раскрыт полностью; законодательство не предусматривает целенаправленных действий по устранению из жизни государственных органов наиболее вызывающих типичных конфликтов интересов; отсутствует система мониторинга для оценки эффективности урегулирования конфликта интересов по истечении определенного периода времени.
Предложения, направленные на устранение недостатков и проблем урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе: рекомендации по организации применения законодательства о конфликте интересов вытекающие из закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (информирование гражданских служащих и гражданского общества о нормах Закона, в том числе прямого действия; определение существующих типов конфликтов интересов; разработка мер по устранению наиболее одиозных типов конфликтов интересов; организация мониторинга применения норм прямого действия и т.д.); Принятие Кодекса служебного поведения государственных гражданских служащих; Создание единого органа, координирующего регулирование конфликта интересов у российских государственных служащих; Возможное расширение способов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе; Регулирование системы наказаний.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215 (в ред. ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 12.04.2007 №48-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 29.03.2008 №30-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ)
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета Федеральный выпуск №4823 от 30 декабря 2008 г.
Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета Федеральный выпуск №4310 от 7 марта 2007 г.
Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.
Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / под общ. ред. В.П. Иванова. М.: Известия, 2005. – 410с.
Кузнецов, И. Монетарные установки государственных служащих / И. Кузнецов // Социология власти. - 2007.-№5.-сент.-окт. - С.112-116.
Магомедов, К.О. Кадровые технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы // Служба кадров и персонал. 2007.- №10. - окт. - С.34-39.
Нравственные основы государственной службы России / Под общ. ред. В.М. Соколова. М: РАГС /Статут, 2006. – 333с.
Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б.Горного и А.И.Волкова. – СПб.: Норма, 2005. - 204 с.
Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе / http://transparency.org.ru/INTER/OECD_soc.asp.
Седов В. Правовые основы разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе РФ / В. Седов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2007. - №10. - окт. - С.52-54.
Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: РАГС, 2006. – 568с.
Федосенко В.А. Административно-правовая регламентация служебного поведения и урегулирование конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. // Административное и муниципальное право, 2008. - №10 – С.21-26.
Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М. Гадарики, 2007. – 384с.
Чаннов С. Е. Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. -2006. - № 11. - С. 32 – 34
Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. - 2009г. - №4 – С.18-24
Шишлаков В. Как противодействовать коррупции в налоговых органах? : Комментарий к действующему законодательству о государственной гражданской службе / В. Шишлаков // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2007. - №10. - окт.- С.48-51.
Приложение а
Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
1. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
3. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).
6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами см. постановление Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509
7. Составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.
8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента Российской Федерации.
См.: Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М.: Гадарики, 2007. - С. 277—282.
Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: РАГС, 2006.. С. 383.
Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / под общ. ред. В.П. Иванова. М.: Известия, 2005. С. 148—151.
Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007. – С.228.
Ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215 (в ред. ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 12.04.2007 №48-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 29.03.2008 №30-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ)
Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б.Горного и А.И.Волкова. – СПб.: Норма, 2005. – С.116.
Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета Федеральный выпуск №4310 от 7 марта 2007 г.
Седов В. Правовые основы разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе РФ / В. Седов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2007. - №10. - окт. - С.52-54.
Шишлаков В. Как противодействовать коррупции в налоговых органах? : Комментарий к действующему законодательству о государственной гражданской службе / В. Шишлаков // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2007. - №10. - окт.- С.48-51.
Кузнецов, И. Монетарные установки государственных служащих / И. Кузнецов // Социология власти. - 2007.-№5.-сент.-окт. - С.112-116.
П.2 ст.32 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215 (в ред. ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 12.04.2007 №48-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 29.03.2008 №30-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ)
Магомедов, К.О. Кадровые технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы // Служба кадров и персонал. 2007.- №10. - окт. - С.34-39.
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета Федеральный выпуск №4823 от 30 декабря 2008 г.
Нравственные основы государственной службы России / Под общ. ред. В.М. Соколова. М: РАГС /Статут, 2006. – С.170.
Федосенко В.А. Административно-правовая регламентация служебного поведения и урегулирование конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. // Административное и муниципальное право, 2008. - №10 – С.21-26.
Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. - 2009г. - №4 – С.18-24.
Чаннов С. Е. Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. -2006. - № 11. - С. 32 – 34.
См.: Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе / http://transparency.org.ru/INTER/OECD_soc.asp.
Чаннов С. Е. Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. -2006. - № 11. - С. 32 – 34.
Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе / http://transparency.org.ru/INTER/OECD_soc.asp.
Там же
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215 (в ред. ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 12.04.2007 №48-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 29.03.2008 №30-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ)
30
1.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215 (в ред. ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 12.04.2007 №48-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 29.03.2008 №30-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ)
2.Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета Федеральный выпуск №4823 от 30 декабря 2008 г.
3.Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета Федеральный выпуск №4310 от 7 марта 2007 г.
4.Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.
5.Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / под общ. ред. В.П. Иванова. М.: Известия, 2005. – 410с.
6.Кузнецов, И. Монетарные установки государственных служащих / И. Кузнецов // Социология власти. - 2007.-№5.-сент.-окт. - С.112-116.
7.Магомедов, К.О. Кадровые технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы // Служба кадров и персонал. 2007.- №10. - окт. - С.34-39.
8.Нравственные основы государственной службы России / Под общ. ред. В.М. Соколова. М: РАГС /Статут, 2006. – 333с.
9.Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б.Горного и А.И.Волкова. – СПб.: Норма, 2005. - 204 с.
10.Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе / http://transparency.org.ru/INTER/OECD_soc.asp.
11.Седов В. Правовые основы разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе РФ / В. Седов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2007. - №10. - окт. - С.52-54.
12.Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: РАГС, 2006. – 568с.
13.Федосенко В.А. Административно-правовая регламентация служебного поведения и урегулирование конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. // Административное и муниципальное право, 2008. - №10 – С.21-26.
14.Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М. Гадарики, 2007. – 384с.
15.Чаннов С. Е. Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. -2006. - № 11. - С. 32 – 34
16.Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. - 2009г. - №4 – С.18-24
17.Шишлаков В. Как противодействовать коррупции в налоговых органах? : Комментарий к действующему законодательству о государственной гражданской службе / В. Шишлаков // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2007. - №10. - окт.- С.48-51.
Вопрос-ответ:
Что такое конфликт интересов на гражданской государственной службе?
Конфликт интересов на гражданской государственной службе - это ситуация, когда государственный служащий находится в ситуации, когда его личные интересы или интересы третьих лиц противоречат его обязанностям и интересам государства.
Какие способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе существуют?
Существуют различные способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе. Некоторые из них включают разъяснение требований, ограничение деятельности служащего, перераспределение обязанностей, установление временного запрета на занятие определенной деятельностью и т.д.
Какие недостатки урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе существуют?
Некоторые из недостатков урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе включают недостаточную эффективность механизмов контроля, возможность коррупции и взяточничества, а также отсутствие единой и единообразной практики решения таких конфликтов.
Какие правовые основы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе существуют в российском законодательстве?
Урегулирование конфликта интересов на гражданской государственной службе в российском законодательстве осуществляется, в частности, через Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Гражданский кодекс Российской Федерации, а также через различные нормативные акты и постановления правительства.
Какие теоретические основы существуют для понятия конфликта интересов на гражданской государственной службе?
В литературе по исследуемой проблеме приводятся различные теоретические основы для понятия конфликта интересов на гражданской государственной службе. Некоторые из них включают теорию агента и принципала, теорию публичного выбора, теорию социального капитала и др.
Что такое конфликт интересов на гражданской государственной службе?
Конфликт интересов на гражданской государственной службе представляет собой ситуацию, в которой государственный служащий оказывается в противоречии между своими личными интересами и интересами государства. Это может привести к возникновению проблем в выполнении профессиональных обязанностей и нарушению этических норм.
Какие правовые основы существуют для урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе в России?
В России урегулирование конфликта интересов на гражданской государственной службе осуществляется на основе Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и других нормативных актов, которые устанавливают требования и ограничения для служебной деятельности государственных служащих. Это позволяет обеспечить эффективное противодействие конфликту интересов и защиту интересов государства.
Какие способы существуют для урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе?
Существует несколько способов для урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе. Во-первых, это возможность государственного служащего устранить конфликт путем отказа от неприемлемых действий или решений. Во-вторых, это контроль и надзор со стороны вышестоящего органа или независимого органа по борьбе с коррупцией. Также могут применяться правовые и дисциплинарные меры в отношении государственного служащего, который нарушил требования по предотвращению конфликта интересов.
Какие проблемы и недостатки существуют при урегулировании конфликта интересов на гражданской государственной службе?
Одной из проблем является сложность определения и оценки конфликта интересов, так как каждая ситуация может иметь свои особенности. Также недостатком является несовершенство механизмов контроля и надзора, что может приводить к некачественной работе по предотвращению конфликта интересов. Кроме того, в некоторых случаях государственные служащие могут обходить существующие правила и ограничения, что создает дополнительные проблемы в урегулировании конфликта интересов.
Каковы теоретические основы понятия конфликта интересов на гражданской государственной службе?
Теоретические основы понятия конфликта интересов на гражданской государственной службе базируются на понимании того, что государственные служащие должны приоритезировать интересы общества и государства перед своими личными интересами. Конфликт интересов возникает, когда служащий оказывается в ситуации, где его личные интересы противоречат интересам государства или возникает риск его вовлечения в коррупционные практики.
Каковы правовые основы урегулирования конфликта интересов в российском законодательстве?
В России урегулирование конфликта интересов на гражданской государственной службе осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Законом предусмотрены различные меры и требования, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, включая декларирование доходов, имущества и обязательств государственных служащих, а также правила этического поведения.
Какие способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе существуют?
Существуют различные способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе. Одним из них является предоставление служащему возможности отказаться от участия в решении, связанном с конфликтом интересов. Также применяются меры по снижению или устранению конфликта интересов, например, путем изменения служебных обязанностей служащего или его перевода на другую должность. В ряде случаев может быть применена дисциплинарная ответственность или привлечение к уголовной ответственности в случае коррупционных действий.