Максимизация прибыли и минимизация убытков в различных рыночных структурах
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 02.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Виды рынков
1.1. Фирма на рынке совершенной конкуренции
1.2. Фирма на монопольном рынке
1.3. Фирма на рынке монополистической конкуренции
1.4. Фирма на олигопольном рынке
2. Анализ различных моделей рынка в экономике России
2.1. Конкурентные рынки в России
2.2. Монополия в России
2.3. Монополистическая конкуренция в России
2.4. Олигополия в России
Заключение
Список использованной литературы
Как считают многие ведущие экономисты и политические деятели, при таком подходе Россия всегда будет находиться на обочине мировых тенденций развития, прежде всего в экономике. В лучшем случае, мы сможем стать устойчивым поставщиком нефтегазовых ресурсов и другого сырья, которым, к счастью, наша страна очень богата.
Прежде всего речь идет об искусственно созданных монополиях. А таковые у нас сегодня сформировались буквально во всех сегментах рынка. Монополия есть на все, и это следствие полного смешения власти и бизнеса. Такая ситуация возникла не случайно, речь идет о генеральном политическом курсе, который осуществляется в этом направлении.
В конечном счете, тотальная монополизация всех сегментов рынка приводит к тому, что за приобретенный товар люди вынуждены переплачивать в несколько раз. Ведь бизнесмен изначально закладывает в стоимость товара сумму всех поборов, которые ему приходится платить в карманы отдельных чиновников. Наши граждане это очень хорошо чувствуют, исходя из слишком большой разницы цен, которая сложилась, к примеру, в Москве или Петербурге. Надо сказать, что по уровню цен на товары Россия уже вошла в "пятерку" самых развитых европейских стран. Но при этом мы не самая богатая страна мира.
Сегодня главным антимонополистом должен быть Президент РФ. Потому что, как уже сказано, во всех секторах рынках в стране сложилась тотальная монополия, и эту проблему невозможно решить отдельными законодательными актами.
Мы имеем дело не с классическими видами монополий, когда между двумя крупными предприятиями существуют определенные договоренности. В России проблема монополий связана с тем, что бизнес не существует вне государства, а государство – авторитарно. Именно такое смешение власти и бизнеса и является для нашей страны крупной политической и экономической проблемой. Для ее решения, конечно, нужны действенные антимонопольные меры, но главное – это добиться установления свободной конкуренции на рынке и, прежде всего, в политике.
Необходимо решать проблемы и с естественными монополиями. Само их название говорит о том, что в этом секторе невозможно установить конкуренцию искусственными методами. К примеру, было бы абсурдно делить на части одну нефтегазовую трубу и заставлять конкурировать между собой разных трубопроводчиков.
В России к естественным монополиям отнесено шесть сфер: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Указанный перечень носит исчерпывающий характер.Сферы естественных монополий, находящиеся вне пределов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, должны регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации.
В данном случае речь должна идти о создании эффективных механизмов общественного контроля деятельности естественных монополий. И ключевыми словами в этом смысле должны стать прозрачность и открытость. Раз эти монополии естественны и находятся под контролем государства, то общество должно знать, какую прибыль они получают, куда она направляется, какова сумма издержек и т. д. Сегодня же все естественные монополии абсолютно закрыты, и получить какую-либо информацию об их деятельности практически невозможно.
В этой части также необходимо установить жесткий общественный контроль. Сейчас тарифы формируются исходя из внутренней стратегии самих компаний, и никто фактически не проверяет, насколько они обоснованы. Формально за этим следит государство, но открыто эта тема не обсуждается в обществе. По сути, людей просто ставят перед фактом, а значит, они выступают заложниками этой политики. Ведь на самом деле, никто не знает, какой должна быть реальная стоимость услуг по газо-, электро- и водоснабжению. Может быть, в два раза меньше нынешней, а возможно, на 15% больше. И эта закрытость естественных монополий, по сути, государственная политика. Она построена таким образом, что все проблемы этих монополий перекладываются на плечи населения: если у "Газпрома" или РАО "ЕЭС" что-то не получается, мы сразу же получаем рост цен на газ или электроэнергию. В стране нет политической оппозиции, а значит, нет контроля и этих предприятий.
2.3. Монополистическая конкуренция в России
Говоря о рынках монополистической конкуренции, часто подразумевают такие сферы деятельности, как общественное питание и розничная торговля.
Одним из важных последствий дифференциации товара при большом количестве производителей является низкая степень влияния отдельных продавцов на рыночную цену в целом. Каждый производитель считает, что он является единственным (монопольным) продавцом своего товара. Действительно, он может обладать патентами и авторскими правами на собственную продукцию, сам назначает цены, продукция в определенной степени оригинальна, однако, пытаясь менять цену и контролировать рынок, продавец быстро замечает, что прежние покупатели находят себе товары-заменители у его конкурентов.
Даже полное прекращение производства определенной марки пива не сможет существенно повлиять на среднюю цену пива в России: большинство потребителей легко переключатся на другие сорта пива, возможно, не столь «продвинутого», но более доступного. Во многом слабое влияние отдельных производителей на рынок в целом обусловлено относительной легкостью вступления в отрасль. Исчезнувший один сорт продукции вскоре заменяется несколькими новыми сортами. Так, на пивном рынке России за последние 10 лет произошло два передела: сначала отечественные марки пива практически полностью были вытеснены импортными, а затем, наоборот, на рынке вновь стали преобладать отечественные сорта.
Число хозяйствующих субъектов в сфере торговли в РФ увеличивается из года в год (см. Таблицу 2), но доля крупных и средних предприятий остается небольшой.
Таблица 2
Число хозяйствующих субъектов торговли (на 1 января)
2006 2007 2008 Всего из них крупные и средние органи-зации Всего из них крупные и средние органи-зации Всего из них крупные и средние органи-зации Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт, тыс. 44,0 2,4 52,1 2,5 56,3 2,7 Организации оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, тыс. 398,6 19,2 460,0 18,1 462,3 22,4 Организации розничной торговли и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования, тыс. 133,3 14,8 182,5 13,9 169,8 10,9 Розничные рынки, тыс. 5,8 - 5,9 - 3,9 - Число торговых мест на рынках, тыс. 1214,1 - 1203,2 - 1051,2 - Индивидуальные предприниматели, тыс.человек 1407,9 - 1348,3 - 1393,2 -
Оборот розничной торговли в 2007 г. почти на 25% превысил этот же показатель 2006 г., а в 2008 г., несмотря на кризис, на 27,5% (см. таблицу 3), правда такой рост произошел во многом из-за инфляционных процессов в экономике России. Оборот розничной торговли в марте 2009 г. составил 1131,3 млрд.рублей, что в товарной массе на 4,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года, в I кв. 2009 г. – 3272,2 млрд.руб. и меньше на 1,1%.
Таблица 3
Оборот розничной торговли, миллион рублей, значение показателя за год 2006 2007 2008 Российская Федерация 8711920 10866150 13853232.8
2.4. Олигополия в России
С теоретической точки зрения олигополия является наиболее сложной для моделирования ситуацией, хотя и одной из наиболее распространенных в России. Необходимость предугадьивания ответных действий конкурентов в различных рыночных условиях (разное количество лидеров, дифференциация между лидерами и аутсайдерами, возможности как ценовой, так и неценовой конкуренции) препятствует разработке единой обобщенной модели, описывающей все возможные варианты развития событий.
В РФ рынок олигополий – это несколько нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий, а также предприятий тяжелой промышленности.
Для России, которая в новейшее время сильно завязана на поставке сырья на внутренний и мировой рынок, металлургическая отрасль, занимающая 16-17% в доле российского производства, является одной из приоритетных. Темпы прироста мировых цен на черные металлы были высоки в 2003–2004 годах за счет увеличивающегося потребления азиатских стран. Однако в 2005 году темпы роста развивающихся экономик замедлились, что вызвало падение мировых цен и сказалось на рентабельности производства российских предприятий. Тем не менее, она остается значительно выше сопоставимых мировых производителей за счет использования собственной ресурсной базы, дешевой рабочей силы и низких цен на энергоносители.
По данным Федеральной службы государственной статистики индекс производства по добыче полезных ископаемых составил в 2008 г. 100,2%, в том числе по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 99,8%, добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических – 101,5%.
За 2008 г. по сравнению с 2007 г. индекс производства по обрабатывающим производствам составил 103,2 %. В том числе рост отмечался по следующим видам экономической деятельности: производство резиновых и пластмассовых изделий – 112,5%, производство транспортных средств и оборудования – 109,5, прочие производства – 104,6, производство машин и оборудования – 104,0, производство кокса и нефтепродуктов – 102,7.
Уменьшение объемов выпуска продукции наблюдалось в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – 99,8%, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – 99,1, химическом производстве – 95,8, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 92,1%.
Наглядно ситуацию на олигополистическом рынке РФ иллюстрирует следующий график (рис. 6). Индекс промышленного производства в I квартале 2009 г. по сравнению с I кварталом 2008 г. составил 85,7%, в марте 2009 г. по сравнению с мартом 2008 г. – 86,3%, по сравнению с февралем 2009 г. – 111,1%.
Рис. 6. Индекс предпринимательской уверенности организаций добывающей отрасли
Заключение
Итак, все рынки можно разделить на два основных типа: рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. Обычно выделяют четыре модели рынка, опирающиеся на различные условия конкурентной борьбы:
• чистая конкуренция;
• монополистическая конкуренция;
• олигополия;
• монополия.
В ходе работы были рассмотрены отличительные черты каждого вида рынка, а также условия и способы максимизации прибыли и минимизации убытков на каждом из них.
Во второй части работы были рассмотрены рынки конкурентной борьбы в России и отдельные показатели деятельности этих рынков за последние несколько лет.
В настоящее время можно выделить следующую проблему российской экономики: в РФ наблюдается достаточно жесткое вмешательство государства во все стороны экономической и политической жизни, что выражается в монополизации почти всех секторов рынка, а также фактической монополизации политической сферы, что мешает развитию экономики РФ.
Для устранения этой проблемы необходимо:
1) формирование конкурентной среды и преодоление монополистических тенденций в экономике. Здесь особенно важно: достичь эффективности и прозрачности государственного регулирования; выработать критерии прозрачности принятия решений относительно государственного участия (и господдержки) в отдельных секторах экономической и социальной жизни; не допустить конфликта интересов госслужащих при принятии регулятивных решений; совершенствовать механизмы государственных закупок.
2) стимулирование входа на рынок новых компаний и снятие барьеров на их пути. Это важнейшее условие интенсификации инновационного процесса, поскольку именно новые предприятия готовы реально рисковать и являются, как правило, более производительными. Для реализации данного направления целесообразно сформировать инфраструктуры поддержки новых предприятий малого и среднего бизнеса, упростить доступ малых предприятий к аренде нежилых помещений, создать технопарки и бизнес-инкубаторы, расширить систему микрокредитования, стимулировать развитие несырьевого экспорта (в том числе со стороны малых и средних фирм) и т. п.
Совершенствование экономического законодательства также является важным направлением институциональной модернизации. За последние десять лет здесь было сделано немало. В стране сформирована достаточно развитая система экономического законодательства. Но его недостаточная эффективность связана с неразвитостью институтов политического и административного регулирования, со слабостью механизмов, обеспечивающих исполнение законов.
Список использованной литературы
Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. – М.: Новый век, 2006. – 152 с.
Гребнев Л.С. Экономика: курс основ. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 628 с.
Замарев Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Экономические итоги 2008 г.: конец «тучных» лет // Вопросы экономики. – 2009. – №3. – с. 4–25.
Земскова Е. Монополии в России – это результат смешения власти и бизнеса – интервью С. Иваненко // Деловой Петербург. – 31.07.2007
Нижегородцев Р.М. Курс общей экономики / Под ред. Р.М. Гусейнова. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007. – 460 с.
Никулина И.Н., Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 448 с.
Океанова З.К. Основы экономической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Форум, 2009. – 320 с.
Радыгин А, Энтов Р. В поисках интитуциональных характеристик экономического роста // Вопросы экономики. – 2008. – №8. – с. 4–27.
Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим предприятиям стать конкурентоспособными // Вопросы экономики. – 2007. – №3. – с. 4–34.
Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности / Под ред. Гальперина В.М., Зенкевича Н.А.; пер. с англ. Донца Ю.М., Факировой М.Д. – М.: Экономическая школа, 2006. – 778 с.
Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. док.экон.наук, проф. Добрынина А.И., док.экон.наук, проф. Тарасевича Л.С. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
Федеральная служба государственной статистики – официальный сайт // http://www.gks.ru
Нижегородцев Р.М. Курс общей экономики / Под ред. Р.М. Гусейнова. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007. – с. 378–379.
Нижегородцев Р.М. Курс общей экономики / Под ред. Р.М. Гусейнова. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007. – с. 382.
Нижегородцев Р.М. Курс общей экономики / Под ред. Р.М. Гусейнова. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007. – с. 390.
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
Земскова Е. Монополии в России – это результат смешения власти и бизнеса – интервью С. Иваненко // Деловой Петербург. – 31.07.2007.
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
3
1.Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. – М.: Новый век, 2006. – 152 с.
2.Гребнев Л.С. Экономика: курс основ. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 628 с.
3.Замарев Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Экономические итоги 2008 г.: конец «тучных» лет // Вопросы экономики. – 2009. – №3. – с. 4–25.
4.Земскова Е. Монополии в России – это результат смешения власти и бизнеса – интервью С. Иваненко // Деловой Петербург. – 31.07.2007
5.Нижегородцев Р.М. Курс общей экономики / Под ред. Р.М. Гусейнова. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007. – 460 с.
6.Никулина И.Н., Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 448 с.
7.Океанова З.К. Основы экономической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Форум, 2009. – 320 с.
8.Радыгин А, Энтов Р. В поисках интитуциональных характеристик экономического роста // Вопросы экономики. – 2008. – №8. – с. 4–27.
9.Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим предприятиям стать конкурентоспособными // Вопросы экономики. – 2007. – №3. – с. 4–34.
10.Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности / Под ред. Гальперина В.М., Зенкевича Н.А.; пер. с англ. Донца Ю.М., Факировой М.Д. – М.: Экономическая школа, 2006. – 778 с.
11.Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. док.экон.наук, проф. Добрынина А.И., док.экон.наук, проф. Тарасевича Л.С. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
12.Федеральная служба государственной статистики – официальный сайт // http://www.gks.ru
Вопрос-ответ:
Как можно максимизировать прибыль на рынке совершенной конкуренции?
На рынке совершенной конкуренции фирма может максимизировать свою прибыль, установив цену равную предельным затратам и количеству товаров, которые она может продать. В таком случае, фирма не сможет влиять на цену и должна приспосабливаться к рыночной ситуации.
Как фирма может минимизировать убытки на монопольном рынке?
На монопольном рынке фирма может минимизировать убытки, установив цену, которая позволит ей продать количество товаров, обеспечивающее покрытие переменных затрат. При этом фирма не учитывает свои постоянные затраты и не старается максимизировать прибыль, т.к. на монопольном рынке она является единственным поставщиком товара и может самостоятельно диктовать цену.
Как фирма может максимизировать прибыль на рынке монополистической конкуренции?
На рынке монополистической конкуренции фирма может максимизировать прибыль путем установки цены, которая будет выше предельных затрат, но ниже предельной выручки. Таким образом, фирма сможет получить дополнительную выручку за счет дифференциации своего товара.
Как фирма может максимизировать прибыль на олигопольном рынке?
На олигопольном рынке фирма может максимизировать прибыль, применяя стратегию ценообразования и количества продаваемого товара, которая учитывает реакцию других участников рынка. Фирма должна учитывать действия конкурентов и предугадывать их решения, чтобы оптимально реагировать и максимизировать свою прибыль.
Какие виды рынков преобладают в экономике России?
В экономике России преобладают конкурентные рынки и олигополии. Конкурентные рынки характеризуются большим числом независимых фирм, которые конкурируют друг с другом на основе цены и качества товара. Олигополии включают несколько крупных фирм, которые контролируют значительную долю рынка и могут взаимодействовать.
Какими методами можно максимизировать прибыль на рынке совершенной конкуренции?
На рынке совершенной конкуренции фирма может максимизировать прибыль путем определения оптимальной производственной и ценовой стратегии. Для этого она должна продолжать производить и продавать товары до тех пор, пока предельные издержки равны предельной выручке. Также фирма может стремиться к снижению издержек путем эффективного использования ресурсов и технологий.
Какой тип рынка предоставляет максимум контроля над ценой продукта?
Максимум контроля над ценой продукта предоставляет монопольный рынок, на котором есть только один продавец. Этот продавец может самостоятельно устанавливать цену товара, и в отсутствие конкуренции он будет стремиться максимизировать свою прибыль, устанавливая оптимально высокую цену.
Как фирма может максимизировать прибыль на рынке монополистической конкуренции?
На рынке монополистической конкуренции фирма может максимизировать прибыль путем дифференциации своего товара и создания имиджа бренда. Фирма может также устанавливать более высокую цену за свой товар, чтобы отражать уникальные характеристики или статус бренда. Важно также для фирмы снижать свои издержки и повышать эффективность производства.
Как фирма на олигопольном рынке может максимизировать прибыль?
Олигопольная фирма может максимизировать прибыль путем сотрудничества или конкуренции с другими фирмами на рынке. Если олигопольные фирмы сотрудничают, они могут создавать коллективный монополистический режим и управлять ценами и производством, чтобы максимизировать прибыль. Если же фирмы конкурируют между собой, они должны постоянно адаптироваться к изменениям в рыночной ситуации, устанавливая оптимальные цены и объемы производства.
Что такое совершенная конкуренция?
Совершенная конкуренция - это рыночная структура, при которой на рынке действует большое количество продавцов и покупателей. Фирма на рынке совершенной конкуренции является ценовым ацтеком и не имеет возможности влиять на цены товаров. Максимизация прибыли на таком рынке достигается путем установления оптимальной цены, при которой спрос равен предложению.
Что такое монопольный рынок?
Монопольный рынок – это рыночная структура, на которой действует единственный продавец, который контролирует цены и количество товара на рынке. Фирма на монопольном рынке имеет возможность устанавливать цены самостоятельно и максимизировать прибыль путем ограничения предложения товаров. Однако, на таком рынке цена обычно выше, чем на рынке совершенной конкуренции, и потребители могут столкнуться с не достаточным выбором товаров.