Технология социальной работы с военнослужащими в условиях воинской части

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 33 33 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 14.02.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Социальная работа с военнослужащими: содержание, проблемы, возможности
1.1. Специфика социальных проблем военнослужащих
1.2. Технологии социальной работы с военнослужащими
2. Анализ технологий социальной работы с военнослужащими
2.1. Описание базы исследования
2.2. Технологии социальной работы с военнослужащими, применяемые в 183 Медицинском отряде специального назначения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Главной целью реформирования войск является приведение их структуры состава и численности в соответствие с внешними и внутренними, социально-экономическими и военно-техническими условиями развития государства, текущими и перспективными задачами по эффективному участию в выполнении задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Уже с 2008 года Вооруженные Силы РФ изменили свое лицо. Управления округов преобразованы в региональные командования в федеральных округах. Воинские части оперативного назначения переведены на бригадную основу, что повышает мобильность и управляемость этих формирований. И, наконец, в войсках усиливается правоохранительная составляющая.
Вместе с тем задачи, которые определены войскам федеральным законом, остаются без изменений. Они по-прежнему ежедневно выполняют боевые задачи: борются с терроризмом, охраняют общественный порядок и важные государственные объекты.
С декабря 1997 года в Вооруженных Силах Российской Федерации успешно функционирует институт военно-социальной работы.
При участии офицеров отделения в войсках издаются сборники документов и методические пособия по правовой защите военнослужащих внутренних войск и членов их семей.
Методы исследования: анализ документации, беседа с заместителем командира части по воспитательной работе.



2.2. Технологии социальной работы с военнослужащими, применяемые в 183 Медицинском отряде специального назначения

В 183 Медицинском отряде специального назначения заместитель командира части по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает: за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, общественно-государственную подготовку личного состава отряда и действенность работы по обеспечению безопасности военной службы; за действенность работы по правовой и социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала; за морально-психологическое обеспечение в отряде. Он подчиняется командиру отряда и является прямым начальником всего личного состава полка.
Заместитель командира части по воспитательной работе обязан:
участвовать в разработке и обеспечении выполнения планов боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки полка, плана размещения, охраны и обороны полка, мероприятий по обеспечению безопасности военной службы в части;
осуществлять морально-психологическое обеспечение боевой и мобилизационной готовности части и успешного выполнения частью боевых задач;
организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом части с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего, использовать передовые методы воспитания военнослужащих; формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге (обязательству), патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества;
воспитывать у личного состава части бдительность, умение хранить государственную тайну;
организовывать и проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины, профилактике правонарушений среди личного состава части, а также воспитательную работу по предотвращению наркомании среди военнослужащих;
воспитывать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщать и распространять положительный опыт работы должностных лиц полка по обеспечению выполнения этих требований;
организовывать и проводить правовое обучение личного состава части, воспитывать его в духе беспрекословного исполнения федеральных законов, общевоинских уставов и приказов командиров (начальников), а также взаимного уважения и сознательного повиновения командирам (начальникам);
знать деловые, морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика (мичмана) части;
участвовать в подборе, обучении, воспитании и аттестации военнослужащих, при проведении которой оцениваются их моральные и психологические качества, а также моральная готовность и психологическая способность к исполнению обязанностей военной службы;
участвовать в отборе кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования;
изучать настроения и морально-психологическое состояние военнослужащих, составлять общую морально-психологическую характеристику личного состава части, реализовывать меры по поддержанию здорового морального климата в воинских коллективах;
организовывать и проводить военно-социальную работу, участвовать в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, а также в решении правовых, социальных, бытовых и жилищных проблем военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала части, знать их нужды и запросы, принимать меры к разрешению обоснованных обращений (предложений, заявлений или жалоб);
организовывать и проводить информирование военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных Сил; организовывать общественно-государственную подготовку военнослужащих; обучать командиров подразделений проведению воспитательной работы;
организовывать и проводить работу по разъяснению требований законодательства в области охраны окружающей среды и соответствующих руководящих документов;
организовывать морально-психологическое обеспечение боевой подготовки, боевого дежурства (боевой службы), внутренней (вахтенной) и караульной служб;
организовывать взаимодействие с офицерским собранием, женским советом, профсоюзной организацией, советами и комиссиями, действующими в части и оказывать им практическую помощь;
осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями в целях повышения социального статуса военнослужащих и престижа военной службы;
проводить культурно-досуговую работу, мероприятия по нравственному, духовному, физическому и культурному воспитанию военнослужащих, организовывать досуг личного состава части;
контролировать правильность использования технических средств воспитания и культурно-досугового имущества в процессе воспитательной работы, своевременность доставки и вручения личному составу периодических изданий и почтовых отправлений;
анализировать состояние воинской дисциплины, причины преступлений и происшествий, вести учет дисциплинарных проступков, вырабатывать и принимать меры по их предупреждению;
своевременно докладывать командиру части о состоянии воинской дисциплины и морально-психологическом состоянии личного состава.
В ходе анализа данных ежегодного опроса, проведенного в 183 Медицинском отряде в 2011 году, мы выяснили, что военнослужащие имеют следующие проблемы (в опросе участвовало 100 человек): материальные – 40%, адаптационные – 32%, дисциплинарные – 17%, эмоциональная перегрузка – 80%, физическая перегрузка – 55%, межличностные конфликты – 22%, (см. рис. 1).
Рис. 1. Основные проблемы военнослужащих 183 Медицинском отряде (результаты опроса в 2011году).

Таким образом, на первом месте оказалась проблема эмоциональной перегрузки военнослужащих 183 Медицинского отряда, что обусловлено спецификой их работы, на втором месте оказывается проблема физической перегрузки военнослужащих, на третьем – материальное положение.
Проведение подобных и других опросов среди военнослужащих относится к технологии социальной диагностики.
Обычно социальной диагностике подлежат:
социальные потребности клиентов военно-социальной работы;
степень развития этих потребностей и их удовлетворения в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне, месте компактного проживания военнослужащих и членов их семей;
степень развития инфраструктуры конкретного воинского социума и ее соответствия потребностям его обитателей;
степень оптимальности и гармоничности взаимодействия военнослужащих и членов их семей со средой их обитания и т.д.
Для решения проблемы эмоциональной и физической перегрузки используются следующие технологии:
Организация культурно-досуговой деятельности. Еще такая технология называется анимационной. Она обусловливает формирование и функционирование сферы социально-культурного развития. Для 183 Медицинского отряда в этом направлении работает библиотека и специальный клуб.
Психологические тренинги и психокоррекция. Этому направлению уделяется много внимания, поскольку служащие медицинского отряда специального назначения постоянно работают в условиях повышенного психологического напряжения, стресса, и должны обладать стрессоустойчивостью, высокой концентрацией внимания, способностью быстро принимать решения и выполнять указания, умением самостоятельно снимать стресс адекватными способами. Это крайне важно для сохранения их морально-психологического здоровья, функционирования во время несения службы и выполнения служебных обязанностей.
Проблема материального обеспечения, к сожалению, сложно решаема. Периодически задерживаются выплаты военнослужащим, пособия
Руководством, однако, предусмотрено материальное поощрение за выполнение некоторых специальных задач, а также разрабатывается премиальная система, что позволяет относительно улучшить материальное положение военнослужащих.
В социальной работе стараются учитывать всю совокупность потребностей военнослужащего: индивидуально-физиологических, социально-личностных, профессионально-деятельностных,общечеловеческих и др.
Содержание еще одной технологии военно-социальной работы – социального просвещения – раскрывается посредством следующих направлений деятельности:
проведение семинаров и конференций военно-социальных работников;
издание и распространение научной, учебной и методической литературы по социальной работе в воинской среде;
выпуск и распространение специализированных журналов и бюллетеней;
презентация программ и проектов военно-социальной работы;
связь с общественными организациями, средствами массовой информации.
Превентивная, профилактическая и коррекционная технологии военно-социальной работы формируют сферу социальной профилактики и коррекции поведения военнослужащих, условий и факторов воинской среды. Ее влияние распространяется на членов воинского социума и на весь социум в целом, на отдельные его части, структуры и институты. С помощью этого направления работы решаются проблемы адаптации, дисциплины и межличностных конфликтов.
Вместе с тем, данная сфера имеет специфические институты образовательного, воспитательного, юридического, общественного и служебного характера, концентрирующие свою деятельность на профилактике и коррекции социальных отклонений. Однако в настоящее время воинский социум не имеет достаточного количества специалистов данного профиля.
Конкретизация технологии социальной адаптации в связи с иерархическим характером военной организации обусловливает значительное разнообразие форм и направлений начальной стадии социальной адаптации:
молодой семьи военнослужащего к системе личностных и межсемейных отношений в части;
военнослужащего к новому воинскому коллективу;
молодого военного специалиста к специальности и должности;
каждого обитателя военного социума к инфраструктуре и т.д.


Заключение

Проблемы военнослужащих и их семей обусловлены возложенными на них обязанностями по защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической.
Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты. Конечно, военнослужащие и их семьи также испытывают и экономические трудности из-за финансового кризиса.
Целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума.
Социальная работа с военнослужащими призвана решать эти проблемы, и решаются они с применением следующих технологий: организация культурно-досуговой деятельности, анимационная технология, психологические тренинги и психокоррекция, социальное просвещение, материальное поощрение и стимулирование, превентивная, профилактическая и коррекционная технологии.
Анализ литературы и анализ функционирования системы социальной работы на примере 183 медицинского отряда показали, что система социальной работы с военнослужащими в современном российском обществе находится еще в стадии становления и характеризуется незавершенностью формирования. Это является следствием недостаточной социальной ориентации государственной политики, низкого уровня финансирования социальных программ, отсутствия высококвалифицированных специалистов по социальной работе.

Список литературы

Илларионова А.Е. Социальная работа. Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2009.
Маликов В.Г. Методологические аспекты теории военно-социальной работы как науки // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 1.
Пузиков А.Е. Социальные проблемы военнослужащих и технология социальной работы по их разрешению // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. – № 2.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009.
Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.: Инфра-М, 2001.












16

Список литературы

1.Илларионова А.Е. Социальная работа. Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2009.
2.Маликов В.Г. Методологические аспекты теории военно-социальной работы как науки // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 1.
3.Пузиков А.Е. Социальные проблемы военнослужащих и технология социальной работы по их разрешению // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. – № 2.
4.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009.
5.Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.: Инфра-М, 2001.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают у военнослужащих?

Проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие, могут быть разнообразными. Это могут быть проблемы психологического характера, связанные с посттравматическим стрессом, адаптацией к новым условиям службы, психологическим давлением и т.д. Также могут возникать проблемы социального характера, связанные с отсутствием поддержки в семье, финансовыми трудностями, социальной изоляцией и т.д.

Какие технологии социальной работы применяются с военнослужащими?

Существует несколько технологий социальной работы, которые могут быть применены с военнослужащими. Примерами таких технологий могут быть кризисное консультирование, работа семейного типа, групповая работа, информационно-образовательная работа и др. Конкретные методы подбираются в зависимости от специфики проблемы и потребностей военнослужащего.

Какие технологии социальной работы применяются в 183 Медицинском отряде специального назначения?

В 183 Медицинском отряде специального назначения применяются различные технологии социальной работы. В частности, проводится индивидуальное консультирование военнослужащих, работа семейного типа, групповое консультирование, а также использование информационно-образовательных материалов для повышения уровня информированности военнослужащих о доступных социальных услугах и возможностях самопомощи.

Какие цели преследуется при реформировании военных частей?

Главной целью реформирования военных частей является обеспечение более эффективной службы и повышение уровня жизни военнослужащих. Это включает в себя улучшение условий службы, повышение заработной платы, развитие программ социальной защиты, обеспечение доступа к медицинской помощи и др.

Какие проблемы социальные возникают у военнослужащих?

У военнослужащих могут возникать проблемы в психическом состоянии, адаптации к службе, нарушение семейных отношений, проблемы взаимоотношений с коллегами и руководством.

Какие технологии социальной работы применяются с военнослужащими?

Социальная работа с военнослужащими включает различные методы и подходы, такие как консультирование, психотерапия, групповая работа, социально-психологическое обучение, семейное консультирование и другие.

Какие исследования были проведены в этой области?

В статье описывается исследование, проведенное в 183 Медицинском отряде специального назначения, где применялись различные технологии социальной работы с военнослужащими.

Какие проблемы были выявлены в результате исследования?

В результате исследования были выявлены проблемы в психическом здоровье, взаимоотношениях с коллегами, семейные проблемы у военнослужащих.

Какие меры предлагаются для решения проблем социальной адаптации военнослужащих?

Для решения проблем социальной адаптации военнослужащих предлагается применять различные технологии социальной работы, включая психологическую поддержку, тренинги, консультирование и другие.

Какие проблемы могут возникать у военнослужащих?

Военнослужащие могут столкнуться с различными проблемами, такими как психологическая травма, проблемы семьи и отношениями, финансовые трудности, кризисный период после возвращения из командировок и деплойментов, а также адаптационные трудности при входе в гражданскую жизнь после службы.