Женщина, семья и брак в позднее средневековье по трактату "Пятнадцать радостей брака".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 10.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Семейные отношения во Франции в средние века
ГЛАВА 2. Роль женщины в семье в средние века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Однако торжеству «прозаической чувственности» способствовали в XIV - XV вв. и другие обстоятельства. Среди них в первую очередь следовало бы упомянуть о возросшем влиянии низового пласта культуры с характерным для него представлением о естественности и оправданности всех воспроизводящих жизнь телесных контактов.
Не без этого влияния эротические темы, традиционно присутствовавшие во французской литературе и в XII, и в XIII вв., в XIV-XV вв. привлекают еще большее внимание. Особенно это сказывалось как раз на наиболее демократических жанрах литературы, таких, как фаблио, фарсы, городская повесть, где эротические сюжеты оказываются сплошь да рядом ведущими. Роль этих сюжетов в «Пятнадцати радостях брака» -лишь одно из свидетельств этой тенденции.
Соответственно и институт брака в массовой картине мира выступает в XIV-XV вв. прежде всего как средство реализации чисто плотских связей. Для мужчины такой брак - и утеха, и объект насмешек, и вынужденный союз. Для брака как института это никаких угроз не создавало. Как уже говорилось, церковный брак стал к этому времени бесспорным и неотъемлемым элементом принятой модели поведения. Никакая критика не могла изменить этот факт.
Некоторыми философами предлагается совершенно иная трактовка о невзгодам в браке. Не в порочности женской натуры, и вообще не в каре Господней за грех познания добра и зла видится источник бедствий в неудачных браках, но в конкретных человеческих пороках, равновозможных и у мужей, и у жен.
Счастье или несчастье брака оказывается при таком подходе делом рук человеческих. Самый же брак преобразуется из плотского сожительства в гармоничный духовный и телесный союз, предназначенный для рождения и воспитания добродетельного потомства.
Это не означает, что удается полностью преодолеть традиционную для христианской модели мира идею мужского превосходства. Во взглядах на соотношение мужских и женских достоинств остается немало противоречий. С одной стороны, получают справедливо высокую оценку такие качества женщин, как мягкость, отзывчивость, нежность.
Но с другой стороны, призывает женщину преодолевать эти черты (особенно по отношению к детям) и, уподобляясь мужчине, быть строгой, требовательной и даже суровой. Но в главном, в признании за женщиной способности овладеть всем тем, что доступно в интеллектуальном и моральном плане мужчине, делается очень важный шаг к пересмотру средневековых традиций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сатирический трактат «Пятнадцать радостей брака», выражает, тенденцию перехода от средневековой традиции к иной, менее однозначной: в подходе и к женщине, и к любви здесь уже порой намечается некая прогрессивность она же просматривается и в самой литературной форме.
Книга «Пятнадцать радостей брака» завершает собой очень стойкую традицию антифеминистских произведений, типичную для средних веков. В этом сочинении автор стремился рассмотреть все особенности брачной жизни, все ее достоинства и недостатки. В «Пятнадцати радостях брака», можно наблюдать некое «собрание» забавных историй о проделках коварных жен и об их легковерных и недальновидных мужьях.
Автор проводит читателя по всем кругам семейного ада, стараясь не упустить ни одной возможной ситуации, ни одного «типа» семейных отношений. Морально-социологический трактат преобразуется в сборник забавных историй, предшественниц типичной ренессансной новеллы.
Тут доминирует один мотив, прямо обозначенный в прологе и восходящий к «Роману о Розе», мотив рыболовной сети, в которую сознательно и добровольно попадает незадачливый муж. Другим сквозным мотивом является мысль о том, что женщины склонны к прелюбодеянию и обману, к поискам любовников по самой своей природе, и здесь уж ничего не поделаешь.
И третья мысль, постоянно подчеркиваемая в книге, это неизбежное и беспросветное одиночество мужчины, мужа, против которого охотно заключает негласный союз не только жена и ее подружки, но и прислуга, и дети, и родственники, и что особенно прискорбно - поклонники их жен, реальные или потенциальные.
Однако антифеминизм книги вряд ли следует принимать до конца всерьез: осуждение женских слабостей нередко уступает место удивленному восхищению хитроумными проделками, находчивостью, изворотливостью женщин.
Отрицание постоянно спорит с утверждением, и в этом споре проглядывают предпосылки новой, концепции человека. Недаром в эпилоге автор пообещал написать еще одну книгу - на этот раз похвалу слабому полу.
На «Пятнадцати радостях брака» лежит ощутимая печать переходности: это и итог средневековой традиции, и начало чего-то нового, с этой традицией порывающего. «Пятнадцать радостей брака» были очень популярны. На них есть ссылки в ряде литературных памятников середины и второй половины XV в

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бессмертный Ю.Л. «Пятнадцать радостей брака» - французская рукопись XV в. из собрания Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV- XV веков. - М.: Наука, 1991. –С. 274-282.
Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. – С. 283-301.
Кристина. Пизанская Книга о «Граде женском» // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. - С. 56-59.
Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. Вып. 55. - М.: 1992. - С.110-112.
Михайлов А. Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. - М.: Наука, 1976. - 172 с.
Николаева И.Ю., Карначук Н.В. История западноевропейской средневековой культуры. Культура рыцарской среды. – Томск: ТГУ, 2002. - 92 с.
Опитц К.Ж. Женщина в зеркале позднесредневековой агиографии // Женщина. Брак. Семья. - М.: 1993. - С. 32 -33.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. - М.: Наука, 1987. - 110 с.
Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Наука, 1991. – 318 с.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. - 209 с.
Средневековое городское право: Сб. текстов / Под ред. С.М. Стама. – Саратов: 1989. - 332 с.
Философия любви / Под общ. Ред. Д.П. Горского. В 2-х томах. – М.: Издательство политической литературы,1990.
Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 355 с.
Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. Вып. 57. - 1994. - С. 134.
Ястребицкая А.Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников историков. Вып. 3. - М.: 1994. - С.92.

Бессмертный Ю.Л. Пятнадцать радостей брака - французская рукопись XV в. из собрания Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV- XV веков. - М.: Наука, 1991. - 318 с. С. 274.

Бессмертный Ю.Л. Пятнадцать радостей брака - французская рукопись XV в. из собрания Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде. С. 275
Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. - 318 с. С. 284.
Философия любви / Под общ. Ред. Д.П. Горского. В 2-х томах. – М.: Издательство политической литературы,1990.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия Палимпсест, 2008. - 209 с.

Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 23.
Тамже.С. 24.
Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. Вып. 55. - М.: 1992. - С.110.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 56.
Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции. С. 285.
Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. - М.: Молодая гвардия, 2006. С. 69.
Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции. С.286.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 61.
Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Наука, 1991. С. 6.
Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. Вып. 55. - М.: 1992. С. 111.
Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Наука, 1991. С. 112.
Кристина. Пизанская Книга о «Граде женском» // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. - С. 56.
Кристина. Пизанская Книга о «Граде женском» // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. - С. 57.
Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Наука, 1991. С. 118.
Там же. С. 7.
Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Наука, 1991. С. 129.









17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бессмертный Ю.Л. «Пятнадцать радостей брака» - французская рукопись XV в. из собрания Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV- XV веков. - М.: Наука, 1991. –С. 274-282.
2.Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. – С. 283-301.
3.Кристина. Пизанская Книга о «Граде женском» // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. - С. 56-59.
4.Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. Вып. 55. - М.: 1992. - С.110-112.
5.Михайлов А. Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. - М.: Наука, 1976. - 172 с.
6.Николаева И.Ю., Карначук Н.В. История западноевропейской средневековой культуры. Культура рыцарской среды. – Томск: ТГУ, 2002. - 92 с.
7.Опитц К.Ж. Женщина в зеркале позднесредневековой агиографии // Женщина. Брак. Семья. - М.: 1993. - С. 32 -33.
8.Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. - М.: Наука, 1987. - 110 с.
9.Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Наука, 1991. – 318 с.
10.Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. - 209 с.
11.Средневековое городское право: Сб. текстов / Под ред. С.М. Стама. – Саратов: 1989. - 332 с.
12.Философия любви / Под общ. Ред. Д.П. Горского. В 2-х томах. – М.: Издательство политической литературы,1990.
13.Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 355 с.
14.Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. Вып. 57. - 1994. - С. 134.
15.Ястребицкая А.Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников историков. Вып. 3. - М.: 1994. - С.92.

Вопрос-ответ:

Какое значение имела семья и брак в позднее средневековье?

Семья и брак в позднее средневековье имели большое значение в обществе. Брак считался основой общественного строя и духовной жизни, а семья была основной ячейкой общества.

Какие отношения существовали во Франции в средние века?

Во Франции в средние века существовали различные семейные отношения, которые определялись социальным статусом и религиозными убеждениями. Браки были устроены по социальному принципу и обычно заключались по договору между семьями.

Какую роль играла женщина в семье в средние века?

В средние века женщина играла важную роль в семье. Она была ответственна за воспитание детей, управление домашним хозяйством и поддержание социального статуса семьи. Однако ее права и возможности были ограничены законами и обычаями.

Какие обстоятельства способствовали торжеству прозаической чувственности в XIV-XV веках?

В XIV-XV веках прозаической чувственности способствовали различные обстоятельства. В первую очередь следует упомянуть о возросшем влиянии низового пласта культуры с представлением о естественности и оправданности всех воспроизводящих жизнь тела.

Какие источники стоит использовать для изучения женщины семьи и брака в позднее средневековье?

Для изучения женщины, семьи и брака в позднее средневековье можно использовать различную литературу. Некоторые рекомендуемые источники включают в себя трактат "Пятнадцать радостей брака", а также исторические исследования по данной теме.

Каким был статус женщин в семье в позднее средневековье?

В позднее средневековье статус женщин в семье был довольно низким. Они считались подчиненными мужчинам и выполняли домашние обязанности, занимались воспитанием детей и поддержанием порядка в доме. Женщинам не давалось право на образование и профессиональное развитие. Они зависели от своих мужей и от их благосостояния.

Какие были главные обязанности женщин в семье в средневековье?

Основными обязанностями женщин в семье в средневековье были воспитание детей, забота о домашнем хозяйстве, готовка пищи, уход за больными, пошив и ремонт одежды, а также поддержание порядка в доме. Женщины также могли помогать своим мужьям в сельском хозяйстве или ремесленническом деле, но их роль была в основном домашней.

Какие факторы способствовали прозаической чувственности в позднее средневековье?

Прозаическая чувственность в позднее средневековье была способствована несколькими факторами. Одним из них было возросшее влияние низового пласта культуры, который имел свои представления о естественности и оправданности всех воспроизводящих жизнь актов. Также важным фактором были изменения в социально-экономической сфере, которые привели к усилению роли женщин и изменению восприятия семейных отношений.

Какой была роль женщины в семье в средние века?

В средние века роль женщины в семье была в основном домашней. Она занималась воспитанием детей, заботой о домашнем хозяйстве, готовкой и уходом за больными. Женщины могли помогать своим мужьям в работе, особенно в сельском хозяйстве или ремесленническом деле. Они были подчинены мужчинам и зависели от их благосостояния.

Какие темы рассматривает трактат "Пятнадцать радостей брака"?

Трактат "Пятнадцать радостей брака" рассматривает различные аспекты семейной жизни в позднее средневековье, такие как семейные отношения, роль женщины в семье и брак во Франции.

Какие обстоятельства способствовали развитию прозаической чувственности в XIV-XV веках?

В XIV-XV веках развитию прозаической чувственности способствовали различные обстоятельства, включая возросшее влияние низового пласта культуры и его представление о естественности и оправданности воспроизводящих жизнь те.