Культура горнозаводского населения Урала 18-нач. 20в. Особенности горнозаводского типа культуры
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 01.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Своеобразие костюма горнозаводского населения Урала
2. Культура горнозаводского населения Урала и духовенство
3. Образование и культура горнозаводского населения Урала
Заключение
Список литературы
В результате в 1863/1864 учебном году количество учащихся в сравнении с дореформенным периодом, уменьшилось в окружных училищах и заводских школах в 2,5 раза, в женских – в 1,5. Ввиду малого числа учеников закрылись шесть школ в заводских селениях.
С 1864 г. количественный состав учащихся во всех типах казенных горнозаводских учебных заведениях стабилизировался, а вскоре начал постепенно расти. Однако кризис системы горнозаводского образования преодолен не был. Количество учащихся в окружных училищах и заводских школах нигде, кроме Златоустовского округа, так и не достигло дореформенного уровня. Сокращалось и число горнозаводских учебных заведений. В 1866 г. из-за недостатка средств на содержание и малого числа учащихся закрылись еще шесть казенных горнозаводских учебных заведений края. В большинстве окружных училищ и заводских школ постепенно прекратилось преподавание предмета “распознавание минералов, руд и горных пород”, а также обучение ремеслам.
Таким образом, значительная часть населения казенных горных округов Урала в тот период не осознавала необходимости даже начального обучения своих детей, отпуская их в школы лишь из-за определенных материальных выгод. В тоже время нельзя не учитывать значительного падения уровня жизни в первые годы после отмены крепостного права. Отметим и плачевную учебную базу многих казенных горнозаводских учебных заведений, острый недостаток квалифицированных учителей, использование устаревших методик преподавания. Ряд горных начальников, с целью закрепления в казенных школах квалифицированных педагогов, вынуждены были прибегать к использованию сверхштатных средств.
С серьезными проблемами сталкивалось и Уральское горное училище. В 1866 и 1874 гг. были подготовлены проекты нового “Положения” о его деятельности, предусматривавшие существенную реорганизацию учебного процесса. Но они, получив одобрение Ученого комитета Горного департамента и экспертов, так и не были утверждены.
Самым слабым местом в процессе обучения в Уральском горном училище продолжали оставаться практические занятия. Оно не располагало собственными мастерскими, что создавало значительные проблемы с овладением воспитанниками ремеслами. Училище продолжало испытывать серьезные трудности с подбором квалифицированных учителей и отсутствием необходимых учебников по специальным предметам. Не хватало средств на организацию полноценной летней производственной практики воспитанников.
Уральское горное училище в пореформенный период оставалось, чуть ли не единственным специальным учебным заведением в России, практически не предоставляющим никаких прав по службе. Руководство училища продолжало вести затяжную переписку по этому вопросу с правительственными учреждениями. Однако, несмотря на все трудности количество учащихся в Уральском горном училище с 1866/1867 гг. стабильно превышало дореформенный уровень.
В 1869 г. Министерство народного просвещения вновь поставило вопрос о подчинении ему казенных горнозаводских учебных заведений. Министр финансов запросил по этому вопросу мнение местных горных администраций. Большинство начальников казенных округов и заводских управителей Урала высказались за переподчинение начальных школ. В 1870 г. вопрос обсуждался в Государственном Совете. Здесь было принято решение о переподчинении Министерству народного просвещения не только заводских школ, но и окружных училищ.
Процесс предоставления необходимых сведений и согласований растянулся на восемь лет. Наконец, в 1878 г. были составлены сводные ведомости о переподчиняемых учебных заведениях Горного департамента. Большинство из них было сосредоточено на Урале: 4 окружных училища (252 учащихся) и 35 заводских школ, в том числе 31 мужская (2530 учеников) и 4 женские (278 учениц).
В 1879 г. решение о переподчинении было утверждено высшими органами власти. Большинство казенных горнозаводских учебных заведений на Урале были преобразованы в сельские народные, остальные – в городские училища. По согласованию между министерствами передача должна была завершиться к 1 января 1880 года. Однако реорганизация не была завершена к намеченному сроку. Переписка с взаимными финансовыми претензиями продолжалась до конца 80-х годов .
Реорганизация системы казенного горнозаводского образования была встречена населением неоднозначно. Так, по воспоминаниям очевидца, при открытии на базе бывшего окружного нового городского училища в Златоусте присутствующие не выразили ему “сочувствие”. Между тем известно, что зажиточная часть населения Златоуста с 1871 г. добивалась открытия в городе среднеспециального учебного заведения Министерства народного просвещения, в том числе и за счет передачи ему средств, ассигнуемых на окружное училище. Последнее не устраивало их “тупиковым” характером получаемого образования. Его выпускники, из-за несоответствия программ, не могли продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях Министерства народного просвещения.
В целом переподчинение учебных заведений вполне вписывалось в общий процесс реформирования горного ведомства в тот период времени. С 1 января 1874 г. оно перешло в ведение Министерства государственных имуществ. После этого сразу же началось переподчинение ряда его структур (горные церкви, госпитали, аптеки и пр.) соответствующим ведомствам. К концу 70-х гг. в ведении горных властей остались только учреждения, имевшие непосредственное отношение к горному делу. Из образовательных учреждений в ведении Министерства государственных имуществ остались только специальные учебные заведения, в том числе Уральское горное училище.
Подобные реорганизации после отмены крепостного права произошли и в частных горных округах края. Частные горнозаводские учебные заведения стали довольно быстро утрачивать свое основное своеобразие: содержание за счет заводовладельцев. Существенная часть затрат на их содержание перекладывалась на местное население. Прекратилась выплата “жалования” учащимся, были ликвидированы существовавшие при ряде частных горнозаводских училищ пансионы.
Вместе с тем отметим, что многие заводовладельцы Урала продолжали выделять определенные, а некоторые и довольно значительные (Демидовы и Строгановы) средства на содержание сохранившихся учебных заведений. Части из них были безвозмездно переданы занимаемые помещения, а также учебные пособия и принадлежности.
В результате положение большинства частных горнозаводских учебных заведений существенно ухудшилось после отмены крепостного права. Часть из них вообще закрылась из-за недостатка средств на содержание. Многие из оставшихся влачили жалкое существование, не находя должной поддержки у местных обществ. Это объяснялось как тяжелым материальным положением значительной части горнозаводского населения, так и недостаточным осознанием им необходимости получения детьми, особенно девочками, хотя бы начального образования.
Так, в Нижнетагильском округе Демидовых с 1864 года количество учебных заведений, находящихся на содержании заводовладельцев сократилось с 23 до 5. Количество учащихся уменьшилось примерно вдвое в сравнении с предреформенными показателями. Правда, в 70-е гг. заводовладельцами были открыты восемь классов грамотности, непосредственно при заводских производствах. Волостные же общества округа, при уже имевшейся учебно-материальной базе, за вторую половину 60-х гг. воссоздали только три училища.
Новый этап в развитии начального образования на горнозаводском Урале связан с деятельностью земских учреждений, созданных здесь в конце 60 – начале 70-х годов. Уже в начале своей деятельности земства открыли в заводских поселках края значительное количество новых учебных заведений, прежде всего там, где их не было в дореформенное время, и взяли под свою опеку существовавшие. Они же вскоре стали осуществлять их основное финансирование. Причем земства стремились иметь здесь двуклассные училища, учитывая более высокие потребности заводоуправлений, являвшимися главными плательщиками местных налогов.
Таким образом, в 70-е гг. XIX века завершилась полуторастолетняя история деятельности своеобразной системы горнозаводского образования на Урале. Дело обучения местного населения окончательно перешло в ведение Министерства народного просвещения, земств и церкви. Свертывание ведомственной системы общего образования стало объективной тенденцией в развитии страны.
Заключение
В горнозаводской среде Урала в период XVIII – нач. XXвв. меняется восприятие праздников как календарной вехи (непрерывный цикл производства не останавливался на праздничные дни). Они перестали переживаться как механизм сезонного обновления культуры. Культура праздников стала мощным проводником новаций, они стали восприниматься как игровое, эстетическое событие. Инвариант корпоративного праздника – день рождения завода – возник здесь достаточно рано, в начале XVIII в., и служил созданию представления о единой семье работников с общими интересами, о добром хозяине-покровителе своих подданных, способствуя тем самым интеграции трудящихся в единую общность а, значит, снимая социальное напряжение и конфликты в заводском социуме. Возникли праздники, связанные с трудовыми процессами. Наиболее ярким из них являлось начало "караванной операции" – "спишка". Ее "уникальность" заключалась в "переплетении производственных и празднично-эстетических потребностей".
В горнозаводских районах одновременно существовало несколько традиций проведения праздника: церковная, народная, официальная государственная, городская. В итоге оно включало в себя почти все их виды, известные в России: воскресенья, общинные (церковные: престольные и Пасха с двунадесятыми, а также Святки, Масленицу, заветные, пятницы, брачины) и семейные торжества, особо значимые ритуальные дни, гуляния – сборища, официальные гражданские, производственные.
Другие сферы духовной культуры также пополнялись новым, не отказываясь от старого. Не приходится говорить об исчезновении или "затухании" у горнозаводского населения различных верований и фольклора. Рациональность горного дела и металлургии способствовала вытеснению прежде всего из сознания мужчин "общерусских суеверий" (феномены порчи, кликушества), они стали прерогативой женщин. Однако связанная с горнозаводским производством мужская часть населения стала создателем и в большей степени по сравнению с женщинами носителем промысловой магии и представлений о существовании различных зоо- и антропоморфных образов, олицетворявших богатство земных недр.
Оригинальное творчество рабочих ранее и отчетливее всего выразилось в преданиях – о строителях заводов; о разбойниках; "народных заступниках"; о "заводчиках" Демидовых (как об основателях династии, так и о "последышах"), Ширяеве, Мосолове, Твердышеве; о жестоком управляющем Зотове, о генералах Протасове, Глинке. Горнозаводской фольклор имел также тайные сказы, песни, бывальщины, побаски.
Характерные для горнозаводского населения праздники, верования, произведения устного народного творчества, принципы организации домохозяйства, поселенческой структуры и тому подобное появились практически с возникновением горнозаводского социума, укоренились и развивались. Это позволяет говорить о культуре горнозаводского населения как одной из "региональных культур рабочих" и как локальном проявлении единой общенациональной русской культуры.
Список литературы
Байдин В.И., Манькова И.Л,. Читательские интересы крепостных крестьян уральских заводов в середине XIX в.. Традиционная культура русских крестьян Сибири и Урала, Тюмень: 1995.
Байдин В.И., Манькова И.Л., .Круг чтения крестьян, горожан и мастеровых Вятского края XVII - первой половины XIX в.: Общие и специфические черты. Деревня и город Урала в эпоху феодализма: Проблема взаимодействия., Свердловск: 1986.
Байдин В.И., Шашков АЛ. Исторические сочинения уральских старообрядцев XVIII-XIX вв. Историография общественной мысли, Свердловск, 1990.
Белицер В.Н., Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало ХХ в., М.: 1958.
Бубнов Е.Н., Русское деревянное зодчество Урала, М.: 1988.
Бугаева С.Я., Меркушева Э.Р., Крепостная интеллигенция на заводах Урала в первой половине XIX в.. Культура и быт дореволюционного Урала, Свердловск: 1989.
Булыгин Ю.С. Некоторые вопросы культуры приписной деревни Колыва-но-Воскресенских горных заводов XVIII в. Крестьянство Сибири XVIII -начала XX в.: Классовая борьба, общественное сознание и культура, Новосибирск: 1975.
Голикова С. В., Горнозаводские центры и аграрная среда России: взаимодействия и противоречия : ХVIII - перв. половина ХIХ в,М.: 2000.
Голикова С. В., Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках ,Тюмень: 1996.
Голикова С.В., Горнозаводское население Урала как этнокультурная общность, Тюмень: 1996
Дашкевич Л.А., О репертуаре чтения служащих уральских заводов в дореформенный период: Культура и быт дореволюционного Урала, Свердловск: 1990.
Дашкевич Л.А., Сафронова А.М., Горная школа в России (XVIII - первая половина XIX в.).Металлургические заводы и крестьянство, Екатеринбург: 1992.
Дашкевич Л.А., Сафронова А.М., Уровень образовательной и профессиональной подготовки технических кадров казенной горнозаводской промышленности Урала (первая половина XIX в.) .Проблемы истории регионального развития: Население, экономика, культура Урала и сопредельных территорий в досоветский период, Свердловск: 1990.
Дашкевич Л.А.. Корсунова С.Я., Техническая интеллигенция горнозаводского Урала. XIX век., Екатеринбург:1997.
Зольникова Н. Д., Сибирская приходская община в XVIII веке, М.: 1990.
Калинин М. А., Общественная жизнь Добрянки: (вторая половина ХIХ – нач. ХХ в.). Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала, Пермь: 1995.
Карпенко З.Г., Промышленные города и поселки Западной Сибири в XVIII в. Сибирь в период феодализма, Новосибирск: 1962.
Козлов А.Г., Творцы науки и техники на Урале XVII - начало XX века, Свердловск: 1981.
Крупянская В. Ю., Культура и быт рабочих горнозаводского Урала: (кон. ХIХ – нач. ХХ в.) ,М.: Наука, 1971.
Крупянская В.Ю., Полищук Н.С., Культура и быт рабочих горнозаводского населения Урала (конец XIX - начало ХХ в.),М.: 1971.
Крупянская В.Ю., Полищук Н.С.,Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX - начало XX в.), М.: 1971.
Лысова О.А., Осипова Л.А., К вопросу о развитии горнотехнического образования на Урале в XVIII в. // Из истории духовной культуры, Свердловск: 1981.
Маслова Г.С., Станюкович Т.В., Материальная культура сельского и заводского населения европейской части СССР, М.: 1960.
Миненко Н. А., Традиционная русская культура в условиях горнозаводского Урала, Екатеринбург: 1995.
Мосин А.Г., Источники по истории книжной культуры жителей Вятской губернии (1840-1850) . Культура и быт дореволюционного Урала, Свердловск, 1986.
На путях из земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII-ХХ вв.,М.: 1989.
Описания заводов хребта Уральского, составленные пермским берг-инспектором П.Е. Томиловым (1807-1809 гг.). Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII - XIX вв., Свердловск: 1956.
Пензин Э.А. Из истории екатеринбургских школ в 1720-1730 гг. Из истории духовной культуры дореволюционного Урала, Свердловск, 1979.
Покровский Н.Н., Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в., Новосибирск: 1974.
Сафронова А.М., Горнозаводские школы Урала XVIII в. Историография общественной мысли дореволюционного Урала, Свердловск, 1988.
Сепеев Г.А., Пермские татары, Казань: 1983.
Чагин Г.Н., Природная вреда и особенности культурно-бытовых традиций среднего Урала в середине XIX – начале XX века, Пермь, 1992.
Описания заводов хребта Уральского, составленные пермским берг-инспектором П.Е. Томиловым (1807-1809 гг.). Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII - XIX вв., Свердловск: 1956.
Пензин Э.А. Из истории екатеринбургских школ в 1720-1730 гг. Из истории духовной культуры дореволюционного Урала, Свердловск, 1979.
Карпенко З.Г., Промышленные города и поселки Западной Сибири в XVIII в. Сибирь в период феодализма, Новосибирск: 1962.
Козлов А.Г., Творцы науки и техники на Урале XVII - начало XX века, Свердловск: 1981.
Голикова С. В., Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках ,Тюмень: 1996.
Бугаева С.Я., Меркушева Э.Р., Крепостная интеллигенция на заводах Урала в первой половине XIX в.. Культура и быт дореволюционного Урала, Свердловск: 1989.
Миненко Н. А., Традиционная русская культура в условиях горнозаводского Урала, Екатеринбург: 1995.
Голикова С.В., Горнозаводское население Урала как этнокультурная общность, Тюмень: 1996
Крупянская В.Ю., Полищук Н.С., Культура и быт рабочих горнозаводского населения Урала (конец XIX - начало ХХ в.),М.: 1971.
Описания заводов хребта Уральского, составленные пермским берг-инспектором П.Е. Томиловым (1807-1809 гг.). Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII - XIX вв., Свердловск: 1956.
Байдин В.И., Манькова И.Л,. Читательские интересы крепостных крестьян уральских заводов в середине XIX в.. Традиционная культура русских крестьян Сибири и Урала, Тюмень: 1995.
Лысова О.А., Осипова Л.А., К вопросу о развитии горнотехнического образования на Урале в XVIII в. // Из истории духовной культуры, Свердловск: 1981.
Байдин В.И., Манькова И.Л., .Круг чтения крестьян, горожан и мастеровых Вятского края XVII - первой половины XIX в.: Общие и специфические черты. Деревня и город Урала в эпоху феодализма: Проблема взаимодействия., Свердловск: 1986.
Дашкевич Л.А., Сафронова А.М., Уровень образовательной и профессиональной подготовки технических кадров казенной горнозаводской промышленности Урала (первая половина XIX в.) .Проблемы истории регионального развития: Население, экономика, культура Урала и сопредельных территорий в досоветский период, Свердловск: 1990.
Дашкевич Л.А., О репертуаре чтения служащих уральских заводов в дореформенный период: Культура и быт дореволюционного Урала, Свердловск: 1990.
Сафронова А.М., Горнозаводские школы Урала XVIII в. Историография общественной мысли дореволюционного Урала, Свердловск, 1988.
Голикова С.В., Горнозаводское население Урала как этнокультурная общность, Тюмень: 1996
Зольникова Н. Д., Сибирская приходская община в XVIII веке, М.: 1990.
Голикова С.В., Горнозаводское население Урала как этнокультурная общность, Тюмень: 1996
Булыгин Ю.С. Некоторые вопросы культуры приписной деревни Колыва-но-Воскресенских горных заводов XVIII в. Крестьянство Сибири XVIII -начала XX в.: Классовая борьба, общественное сознание и культура, Новосибирск: 1975.
На путях из земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII-ХХ вв.,М.: 1989.
Белицер В.Н., Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало ХХ в., М.: 1958.
Дашкевич Л.А., Сафронова А.М., Горная школа в России (XVIII - первая половина XIX в.).Металлургические заводы и крестьянство, Екатеринбург: 1992.
Миненко Н. А., Традиционная русская культура в условиях горнозаводского Урала, Екатеринбург: 1995.
Покровский Н.Н., Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в., Новосибирск: 1974.
Калинин М. А., Общественная жизнь Добрянки: (вторая половина ХIХ – нач. ХХ в.). Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала, Пермь: 1995
Голикова С. В., Горнозаводские центры и аграрная среда России: взаимодействия и противоречия : ХVIII - перв. половина ХIХ в,М.: 2000.
Крупянская В. Ю., Культура и быт рабочих горнозаводского Урала: (кон. ХIХ – нач. ХХ в.) ,М.: Наука, 1971.
Байдин В.И., Шашков АЛ. Исторические сочинения уральских старообрядцев XVIII-XIX вв. Историография общественной мысли, Свердловск, 1990.
Голикова С.В., Горнозаводское население Урала как этнокультурная общность, Тюмень: 1996
Голикова С.В., Горнозаводское население Урала как этнокультурная общность, Тюмень: 1996
Дашкевич Л.А.. Корсунова С.Я., Техническая интеллигенция горнозаводского Урала. XIX век., Екатеринбург:1997.
1.Байдин В.И., Манькова И.Л,. Читательские интересы крепостных крестьян уральских заводов в середине XIX в.. Традиционная культура русских кре¬стьян Сибири и Урала, Тюмень: 1995.
2.Байдин В.И., Манькова И.Л., .Круг чтения крестьян, горожан и мастеровых Вятского края XVII - первой половины XIX в.: Общие и специфические черты. Деревня и город Урала в эпоху феодализма: Проблема взаимодействия., Свердловск: 1986.
3.Байдин В.И., Шашков АЛ. Исторические сочинения уральских старообрядцев XVIII-XIX вв. Историография общественной мысли, Свердловск, 1990.
4.Белицер В.Н., Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало ХХ в., М.: 1958.
5.Бубнов Е.Н., Русское деревянное зодчество Урала, М.: 1988.
6.Бугаева С.Я., Меркушева Э.Р., Крепостная интеллигенция на заводах Урала в первой половине XIX в.. Культура и быт дореволюционного Урала, Свердловск: 1989.
7.Булыгин Ю.С. Некоторые вопросы культуры приписной деревни Колыва-но-Воскресенских горных заводов XVIII в. Крестьянство Сибири XVIII -начала XX в.: Классовая борьба, общественное сознание и культура, Новосибирск: 1975.
8.Голикова С. В., Горнозаводские центры и аграрная среда России: взаимодействия и противоречия : ХVIII - перв. половина ХIХ в,М.: 2000.
9.Голикова С. В., Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках ,Тюмень: 1996.
10.Голикова С.В., Горнозаводское население Урала как этнокультурная общность, Тюмень: 1996
11.Дашкевич Л.А., О репертуаре чтения служащих уральских заводов в дореформенный период: Культура и быт дореволюционного Урала, Свердловск: 1990.
12.Дашкевич Л.А., Сафронова А.М., Горная школа в России (XVIII - первая по¬ловина XIX в.).Металлургические заводы и крестьянство, Екатеринбург: 1992.
13.Дашкевич Л.А., Сафронова А.М., Уровень образовательной и профессиональной подготовки технических кадров казенной горнозаводской промышленности Урала (первая половина XIX в.) .Проблемы истории регионального развития: Население, экономика, культура Урала и сопредельных территорий в досоветский период, Свердловск: 1990.
14.Дашкевич Л.А.. Корсунова С.Я., Техническая интеллигенция горнозаводского Урала. XIX век., Екатеринбург:1997.
15.Калинин М. А., Общественная жизнь Добрянки: (вторая половина ХIХ – нач. ХХ в.). Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала, Пермь: 1995.
16.Карпенко З.Г., Промышленные города и поселки Западной Сибири в XVIII в. Сибирь в период феодализма, Новосибирск: 1962.
17.Козлов А.Г., Творцы науки и техники на Урале XVII - начало XX века, Свердловск: 1981.
18.Крупянская В. Ю., Культура и быт рабочих горнозаводского Урала: (кон. ХIХ – нач. ХХ в.) ,М.: Наука, 1971.
19.Крупянская В.Ю., Полищук Н.С., Культура и быт рабочих горнозаводского населения Урала (конец XIX - начало ХХ в.),М.: 1971.
20.Крупянская В.Ю., Полищук Н.С.,Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX - начало XX в.), М.: 1971.
21.Лысова О.А., Осипова Л.А., К вопросу о развитии горнотехнического образования на Урале в XVIII в. // Из истории духовной культуры, Свердловск: 1981.
22.Маслова Г.С., Станюкович Т.В., Материальная культура сельского и заводского населения европейской части СССР, М.: 1960.
23.Миненко Н. А., Традиционная русская культура в условиях горнозаводского Урала, Екатеринбург: 1995.
24.Мосин А.Г., Источники по истории книжной культуры жителей Вятской губернии (1840-1850) . Культура и быт дореволюционного Урала, Свердловск, 1986.
25. На путях из земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII-ХХ вв.,М.: 1989.
26.Описания заводов хребта Уральского, составленные пермским берг-инспектором П.Е. Томиловым (1807-1809 гг.). Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII - XIX вв., Свердловск: 1956.
27.Пензин Э.А. Из истории екатеринбургских школ в 1720-1730 гг. Из истории духовной культуры дореволюционного Урала, Свердловск, 1979.
28.Покровский Н.Н., Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в., Новосибирск: 1974.
29.Сафронова А.М., Горнозаводские школы Урала XVIII в. Историография общественной мысли дореволюционного Урала, Свердловск, 1988.
30.Сепеев Г.А., Пермские татары, Казань: 1983.
31.Чагин Г.Н., Природная вреда и особенности культурно-бытовых традиций среднего Урала в середине XIX – начале XX века, Пермь, 1992.
Вопрос-ответ:
Какие особенности костюма были у горнозаводского населения Урала?
Костюм горнозаводского населения Урала отличался своеобразием и яркостью. Женский костюм представлял собой отдельные элементы: сорочку, свитер, нарядную или праздничную юбку, платок, пояс. Мужской костюм состоял из рубашки, жилетки, брюк, пояса, пиджака. Костюмы орнаментировались вышивкой, их украшали бусами, лентами, пуговицами.
Как связана культура горнозаводского населения Урала с духовенством?
Духовенство играло важную роль в культуре горнозаводского населения Урала. Оно проповедовало ценности православия и служило главным источником образования. Благодаря деятельности духовенства формировались нравственные и моральные принципы, а также культурные традиции.
Какое влияние оказала образование на культуру горнозаводского населения Урала?
Образование имело значительное влияние на культуру горнозаводского населения Урала. В 1863-1864 учебном году количество учащихся в окружных училищах и заводских школах сократилось значительно. Тем не менее, оно позволяло развивать интеллектуальные способности, открывать новые горизонты и способствовало развитию культурной среды в горнозаводском сообществе.
Каковы основные черты горнозаводского типа культуры населения Урала?
Основные черты горнозаводского типа культуры населения Урала - это его промышленный характер, связанный с горнодобывающей и металлургической промышленностью. Также важными чертами являются развитие духовности, народная музыка, танцы и ремесла. Горнозаводское население Урала также сохраняло свои традиции и обычаи, что влияло на формирование его уникальной культуры.
Какое значение имеет список литературы в статье о культуре горнозаводского населения Урала?
Список литературы в статье о культуре горнозаводского населения Урала имеет важное значение, так как он указывает на использованные источники и исследования, на которых основана статья. Это позволяет читателям узнать дополнительную информацию и провести более глубокое изучение данной темы.
Какими особенностями отличался костюм горнозаводского населения Урала?
Костюм горнозаводского населения Урала был своеобразным и имел ряд особенностей. Женский костюм включал в себя рубашку с вышитыми узорами, юбку, пояс с кисточками, а также вязаную шишечку на голове. Мужской костюм включал рубашку, жилет, брюки, плотные носки и сапоги. В общем, костюм горнозаводского населения Урала отражал его традиции и был ярким проявлением местной культуры.
Как связана культура горнозаводского населения Урала с духовенством?
Культура горнозаводского населения Урала тесно связана с духовенством. Церковь играла важную роль в жизни горнозаводских поселений, и религиозные обряды и традиции были неотъемлемой частью культуры этих мест. Духовенство также осуществляло воспитательную и образовательную деятельность, влияя на формирование образования и культуры горнозаводского населения Урала.
Какое влияние оказала образование на культуру горнозаводского населения Урала?
Образование имело значительное влияние на культуру горнозаводского населения Урала. В 1863-1864 учебном году количество учащихся в окружных училищах и заводских школах сократилось в 2-5 раз и в женских школах в 1,5 раза по сравнению с дореформенным периодом. Малое число учеников оказало отрицательное влияние на развитие образования и, соответственно, на культуру горнозаводского населения Урала.
Какие особенности горнозаводского типа культуры можно отметить?
Горнозаводский тип культуры имел ряд особенностей. В этой культуре отчетливо проступают традиции и обычаи, связанные с работой на горных заводах. Она отличается специфическими традициями костюма, обрядами и религиозными праздниками. Горнозаводский тип культуры также связан с особыми формами образования и просвещения, которые отражали потребности и специфику жизни данной среды.
Какие особенности костюма у горнозаводского населения Урала в 18-начале 20 века?
У горнозаводского населения Урала в 18-начале 20 века были свои особенности в костюме. Женский костюм состоял из сорочки, нижней юбки, нарядной юбки, кофты или накидки и головного убора. Мужской костюм включал рубаху, брюки, жилетку или сарафан, сапоги и головной убор. Костюмы были украшены вышивкой, а также использовались национальные узоры и орнаменты. Костюмы отличались от городской моды, сохраняя уникальность и самобытность.
Какое влияние оказало духовенство на культуру горнозаводского населения Урала?
Духовенство имело значительное влияние на культуру горнозаводского населения Урала. Церковные праздники и обряды играли важную роль в жизни людей. Духовные представители пропагандировали православные ценности, оказывали помощь при различных жизненных событиях, проводили традиционные обряды. Влияние духовенства отразилось и на архитектуре, музыке и искусстве, формируя особую культурную идентичность горнозаводского населения.
Какие изменения произошли в образовании и культуре горнозаводского населения Урала в 1863-1864 учебном году?
В 1863-1864 учебном году произошли значительные изменения в образовании и культуре горнозаводского населения Урала. Количество учащихся в окружных училищах и заводских школах сократилось в 2,5 раза, а в женских школах – в 1,5 раза по сравнению с дореформенным периодом. Это было вызвано малым числом учеников. Такие изменения повлияли на доступность образования и культурного развития горнозаводского населения Урала в тот период.