подготовка специалистов к условиям выживания
Заказать уникальное эссе- 10 10 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 06.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
В ходе обучения и воспитания любого специалиста военнослужащего предусмотрено формирование необходимых для выполнения профессиональной деятельности качеств. Однако опыт боевых действий показывает, ранее сформированные качества не всегда проявляются при изменении условий деятельности, особенно при переходе к ведению реального боя. То есть фактор новизны порой имеет решающее значение.
В связи с этим, задача состоит в том, чтобы еще в мирное время, в ходе обучения и воспитания, поставить обучаемого в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для выполнения боевой задачи психологические качества. Необходимо предусмотреть и в ходе подготовки сократить все новое, с чем человек может встретиться в бою.
В психологическую подготовку входят обучение и воспитание. В процессе воспитания у военнослужащих вырабатываются навыки и привычки поведения в различных условиях, развиваются волевые качества; осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы и ее адаптации к новым условиям; военнослужащим им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.
В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешной защиты Отечества морально-боевые качества и чувства (решительность, инициативность, готовность к бою, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний, формируются представления о современном бое, а закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и т.д.
Обучение и воспитание гораздо шире по решаемым задачам, чем психологическая подготовка. Но существует целый ряд задач по формированию, развитию и закалке необходимых для выполнения боя психологических и специальных качеств, которые могут быть решены только в процессе психологической подготовки. Например: закрепление и развитие навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи; активизация черт познавательных процессов, характерных для того или иного военного специалиста, развитие таких качеств бойца как осмотрительность, глазомер, мышление, координация движений, устойчивость к перегрузке и многое другое.
В психологической подготовке успешно себя зарекомендовали методы вербального воздействия командиров, других специалистов на психику личного состава – например, убеждение, внушение.
Кроме формирования соответствующих установок важно, чтобы сформированные у война психические образы соответствовали реальной действительности. Для этого в ходе тренировок выполняются практические действия (например, стрельба, пусков ракет днем и ночью, упражнения на специальных тренажерах, имитаторах, учебных полях, на аэродромах; физические и спортивные упражнения по преодолению специальных полос препятствий; специальные спортивные игры и состязания; психологические упражнения для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных и волевых качеств; психологический тренинг по сколачиванию коллектива, формированию совместимости, коллективизма).
Таким образом, можно заключить, что основными направлениями психологической подготовки военнослужащих являются: формирование у воинов знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков для победы над врагом; повышение уровня психологической устойчивости и выносливости, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях; привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение, лояльности к политике государства; снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической и психологической выносливости военнослужащих.
Заключение
Изучение различных видов работы в экстремальных условиях позволило сделать вывод о том, что специалистам, работающим в условиях выживания, необходима всесторонняя боевая, психологическая и физическая подготовленность, а также сплоченность коллективов для решения служебных, вахтенных, боевых и других задач. У каждого рода такой деятельности есть своя специфика, следовательно, и способы подготовки будут несколько различаться. Тем не менее, в каждом случае одним из видов подготовки является психологическая подготовка. Можно выделить следующие общие черты подготовки различных специалистов, работающих в экстремальных условиях:
Повышение толерантности к стрессу за счет знания и понимания процессов, происходящих в человеческом организме под воздействием стресса; высокой мотивации профессиональной деятельности, сосредоточенности на конкретной цели, осознанности собственного выбора; профессиональной готовности к предстоящей деятельности, уверенности в своих знаниях, умениях и навыках;
Обучение специалистов элементарным навыкам саморегуляции, визуальной диагностики психических состояний, экстренной психологической само- и взаимопомощи;
Обучение эффективному групповому взаимодействию, сплочение коллективов;
Моделирование трудных и опасных ситуаций для максимального уменьшения их новизны.
Список использованной литературы
Дашко, М.Н. Проблема психологического обеспечения профессиональной деятельности силовых структур в отечественной и зарубежной психологии// Армия России: URL:
http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=753&Itemid=2167
Желание выжить и азбука выживания// http://www.army.lv/?s=2745&id=4669
Комаров, К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России/К.Э. Комаров . – М., 2002 - 286 с.
Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий// URL: http://www.vrazvedka.ru/main/learning/vopros-ob/pos-01.shtml
Рекомендации по методике проведения занятий на ОППП пожарных и ее оборудованию// URL: http://supernicolass.narod.ru/OPPPP1.htm
Рекомендации по методике проведения занятий на ОППП пожарных и ее оборудованию// URL: http://supernicolass.narod.ru/OPPPP1.htm
Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий// URL: http://www.vrazvedka.ru/main/learning/vopros-ob/pos-01.shtml
6
1)Дашко, М.Н. Проблема психологического обеспечения профессиональной деятельности силовых структур в отечественной и зарубежной психологии// Армия России: URL:
http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=753&Itemid=2167
2)Же¬ла¬ние вы¬жить и аз¬бу¬ка вы¬жи¬ва¬ния// http://www.army.lv/?s=2745&id=4669
3)Комаров, К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России/К.Э. Комаров . – М., 2002 - 286 с.
4)Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий// URL: http://www.vrazvedka.ru/main/learning/vopros-ob/pos-01.shtml
5)Рекомендации по методике проведения занятий на ОППП пожарных и ее оборудованию// URL: http://supernicolass.narod.ru/OPPPP1.htm