Особенности организации и упраления в учереждениях и службах системы социальной работы различного профиля.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 23 23 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 25.05.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Понятие результативности деятельности организации
1.1. Цели организации
1.2. Факторы результативности организации
Глава 2. Критерии организационной результативности и виды результатов
2.1. Оценка результативности деятельности организации
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Особый интерес для специалистов представляют положения нового определения социальной работы, сформулированные в Монреале на Всемирном конгрессе социальных работников (25-27 июля 2000 г.).
В них излагается точка зрения, согласно которой, во-первых, социальная работа ведется на разных уровнях, начиная с вовлеченности в психолого-социальные процессы человеческой личности и заканчивая социальной политикой, планированием и развитием.
И, во-вторых, в эти процессы включены управленческие структуры, организации по месту жительства, влияющие на формирование социальной политики и экономическое развитие.
Совершенно очевидно, что в рамках данного подхода практика социальной работы рассматривается как действенное средство воздействия не только на личность и социальные группы, человеческое бытие и поведение людей, но и как важный инструментвоздействия на функционирование социальных систем в целом.
Выводы и комментарии Международной федерации социальных работников значительно расширяют наше представление о месте и роли социальной работы в жизни общества, а, следовательно, продвигают наши представления об эффективности социальной работы и критериях ее оценки.
Объяснения такого подхода, видимо, надо искать в глобализации социальных перемен, в изменении характера жизни человеческого общества, в усложнении внутренней структуры общественного устройства, в необходимости повышения роли социальной работы в гуманизации социальной природы общества.
Показатели эффективности могут быть количественными и качественными. Сами по себе они не должны быть изолированы от реально проводимой социальной политики и практической социальной защиты населения, они непосредственно связаны с макро- и микросредой, в которой находятся клиенты работников социальных служб и органов управления социальной защиты.
Главное, чтобы показатели способствовали измерению изменений в сознании, психологии и поведении клиентов - повышению уверенности в себе, получению возможности восстановить утраченные или сформировать новые навыки и умения, снижению риска снова оказаться в трудной жизненной ситуации, повышению возможности вступления в новые социальные и профессиональные контакты, улучшению предпосылок экономической защищенности.
Если индивидуальная или групповая социальная работа с клиентом (личность, семья) приводит к увеличению уровня уверенности клиента в себе, если семья относится с уважением к своим членам и возможностям семьи, если члены семьи начинают понимать возможные пути повышения социального статуса и изменения отношений с окружающими людьми, можно говорить об эффективности проведенной работы.
Естественно, к этой группе показателей эффективности проведенной социальной работы примыкает группа показателей, позволяющая измерить степень социальной активности семьи, эмоциональный комфорт, уровень развития стимулов, уровень доходов, занятость членов семьи, социально-бытовые условия (жилье), увеличение семьи, наконец, благополучие или уменьшение неблагополучия, снижение уровня зависимости от органов соцзащиты и социальных служб.
Видимо, целесообразно эти группы показателей оптимизировать, включая в каждую группу не более пяти показателей, что, как нам представляется сегодня, имеет как практическое, так и теоретическое значение.
Эпизодически выборочно проводимые инспекторские проверки и анкетные опросы не в состоянии объективно оценить состояние социальной работы, осуществляемой социальной службой или отдельным специалистом социальной работы. Для повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания необходимы показатели (описание результата социальной работы), в соответствии с которыми можно оценивать и сравнивать результаты их деятельности, в том числе прямых социальных услуг, предоставляемых клиентам.
Основанием для выделения таких показателей могли бы послужить федеральные и региональные стандарты социальных услуг. Однако на сегодняшний день приняты только два государственных стандарта: это Национальный стандарт Российской Федерации - Социальное обслуживание населения. «Основные виды социальных услуг» и Национальный стандарт Российской Федерации - Социальное обслуживание населения. «Качество социальных услуг».
С другой стороны, начавшаяся административная реформа вносит коррективы в процесс стандартизации социальных услуг. Предполагается, что полномочия в этой области будут переданы регионам.
В этом случае, по мнению специалистов, регионы попадают в затруднительное положение, так как не имеют федеральных ориентиров в этой области - минимальных стандартов, гарантирующих населению определенный уровень качества предоставляемых социальных услуг, качества социальной работы, и обладающих такими качествами, как реалистичность, стабильность, обоснованность, четкость, и поддающихся количественному измерению.
Без использования минимальных гарантированных стандартов не только трудно разработать показатели эффективности социального обслуживания и в целом - социальной работы, но и сформировать бюджет как на федеральном, так и на региональном уровнях, сориентированный на предоставление соответствующих услуг.
Формирование системы критериев и показателей эффективности социальной работы только началось, а потому в условиях современной России нельзя быть категоричным в суждениях на эту тему. Поиск продолжается, а потому необходимо внимательно относиться к различным точкам зрения и различным классификациям критериев эффективности социальной работы.
Составной частью совокупности критериев эффективности социальной работы являются критерии, отражающие динамику безработицы, дезадаптированности и преступности, стабильности семейно-брачных отношений, уровень алкоголизации населения и наркомании, а также уровень здоровья, прироста населения и его смертности, инвалидности и психологического состояния.
Не следует упрощать теоретические подходы к пониманию сущности критериев эффективности социальной работы в условиях Российской Федерации. Различные группы критериев имеют неодинаковые удельный вес, социальное значение и актуальность.
Рассмотрим подробнее отдельные этапы расчета:
Первый этап - идентификация организационной системы - состоит в выявлении особенностей функционирования организации. На данном этапе определяются функции, цели и организационные ресурсы системы, устанавливаются предъявляемые требования и возможности их удовлетворения в конкретных условиях.
Второй этап - формирование критериев и измерителей результативности включает проведение работ по определению основных направлений оценки и критериев результативности. Критерии выступают в качестве необходимой предпосылки вынесения решения об уровне результативности организации, каждый из них характеризуется с помощью ряда показателей.
Отбор показателей осуществляется исходя из следующих требований: используемые измерители должны фиксировать фактический уровень результативности и одновременно подчиняться задаче анализа и управления экономическими процессами на основе выявления различных причинно-следственных связей. Заключение

Эффективность социальной работы в социальных службах - это достаточно многоплановое явление, зависящее от множества факторов и предпосылок. Естественно, объективно оценить эффективность деятельности можно только при использовании системы критериев и показателей, служащих как для количественных, так и качественных измерений. У ряда исследователей не вызывает сомнения тезис о том, что система оценки эффективности социальной работы должна носить комплексный характер.
Процесс оценивания, как правило, должен опираться на систему критериев и показателей, то есть совокупность упорядоченных и взаимосвязанных характеристик (описание признаков результативности социальной работы) и технологических разработок (методик), позволяющих адекватно оценить состояние социальной работы, ее достижения, результаты, проблемы, противоречия и выявить резервы ее развития.
Опыт различных стран, например Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантов организации социальной работы в образовании.
В одних случаях специалисты по социальной работе являются штатными сотрудниками образовательного учреждения, в других - они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреждений образования.
В школах они занимаются с учениками, поведение которых является девиантным или испытывающими трудности в учебе; проводят профилактическую работу, предлагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-либо деятельностью, изучают условия их жизни, работают с их семьями.
Этот вариант практикуется в Англии. В Германии предпочтение отдается первому варианту: социальных работников здесь принято включать в штат образовательного учреждения, чаще в штат школ.
Список литературы


1. Антология социальной работы. В 5 т., т. 1. История социальной помощи в России. Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994. - 288 с.
2. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1994.
3. Бочарова В.Г. «Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход»; Москва. 1999 г.
4. Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып. 2. Набережные Челны. 1996 г.
5. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М., 1994.
6. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.
7. Практикум по социологии / Под ред. И.Н. Барыгина: ГЭТУ. Спб, 1997. – 134 с.
8. Словарь - справочник по социальной работе /Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.
9. Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. Вып. УП. - М.: Новая перспектива, 1996.
10. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака / Под ред. А.М. Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.
11. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М., 1994.
12. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1998. - 334 с.
13. Тончий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. - М.: Институт социальной работы, 1997.
14. Харчева В. Основы социологии. Учебник М.: Лотос, 1997. - 304 с.
15. Холостова Е.И. «Социальная работа». Учебное пособие. Москва.
2005 г.
16. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как
профессионала. - Ульяновск, 1997.
17. Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ - М., 1993.



24

Список литературы


1. Антология социальной работы. В 5 т., т. 1. История социальной помощи в России. Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994. - 288 с.
2. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1994.
3. Бочарова В.Г. «Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход»; Москва. 1999 г.
4. Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып. 2. Набережные Челны. 1996 г.
5. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М., 1994.
6. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.
7. Практикум по социологии / Под ред. И.Н. Барыгина: ГЭТУ. Спб, 1997. – 134 с.
8. Словарь - справочник по социальной работе /Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.
9. Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. Вып. УП. - М.: Новая перспектива, 1996.
10. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака / Под ред. А.М. Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.
11. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М., 1994.
12. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1998. - 334 с.
13. Тончий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. - М.: Институт социальной работы, 1997.
14. Харчева В. Основы социологии. Учебник М.: Лотос, 1997. - 304 с.
15. Холостова Е.И. «Социальная работа». Учебное пособие. Москва.
2005 г.
16. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как
профессионала. - Ульяновск, 1997.
17. Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ - М., 1993.

Вопрос-ответ:

Какие особенности связаны с организацией и управлением в учреждениях и службах системы социальной работы?

Организация и управление в учреждениях и службах системы социальной работы имеют ряд особенностей, таких как специфические цели и задачи, работа с уязвимыми группами населения, необходимость сотрудничества с другими организациями и учреждениями, а также постоянная адаптация к изменениям в социальном окружении.

Какие цели преследуют организации системы социальной работы?

Цели организаций системы социальной работы могут быть разнообразными, в зависимости от их специфики и профиля деятельности. Некоторые из них могут включать оказание помощи и поддержки уязвимым группам населения, предоставление социальных услуг, реабилитация и социализация клиентов, содействие развитию их потенциала и повышение их качества жизни.

Какие факторы влияют на результативность организаций системы социальной работы?

Результативность организаций системы социальной работы зависит от различных факторов. Это может быть профессионализм и компетентность сотрудников, наличие качественных программ и методик работы, эффективное управление ресурсами, учет потребностей и ожиданий клиентов, а также сотрудничество с другими организациями и учреждениями.

Как оценивается результативность деятельности организаций системы социальной работы?

Оценка результативности деятельности организаций системы социальной работы может проводиться по разным критериям. Это может быть количество клиентов, получивших помощь и поддержку, качество предоставленных услуг, изменение в качестве жизни клиентов после работы с организацией, уровень удовлетворенности клиентов и т.д. Важно учитывать как качественные, так и количественные показатели.

Какие виды результатов может достигать организация системы социальной работы?

Организация системы социальной работы может достигать различных видов результатов. Это может быть преабилитация и социализация клиентов, улучшение их качества жизни, удовлетворение их потребностей, повышение уровня самостоятельности и независимости, снижение социального неравенства и многое другое. Важно учитывать потребности клиентов и их самодетерминацию при определении ожидаемых результатов.

Какие цели преследуют организации и службы системы социальной работы?

Организации и службы системы социальной работы имеют различные цели, в зависимости от их профиля. Одной из основных целей является оказание помощи и поддержки людям в трудных жизненных ситуациях, а также содействие их социальной адаптации и интеграции в общество. Организации также могут иметь цели по предоставлению доступного и качественного социального обслуживания, предотвращению социальной и экономической дискриминации, повышению качества жизни населения и др.

Какие факторы влияют на результативность организации в сфере социальной работы?

Факторы результативности организации в сфере социальной работы включают в себя различные аспекты. Важным фактором является наличие квалифицированного и мотивированного персонала, который способен эффективно выполнять поставленные задачи. Также влияние на результативность оказывает наличие необходимых ресурсов, таких как финансирование, организационная и информационная поддержка. Кроме того, важным фактором является наличие эффективной системы управления и контроля.

Как оценивается результативность деятельности организации?

Оценка результативности деятельности организации в сфере социальной работы может проводиться по различным критериям. Это могут быть критерии достижения поставленных целей, например, уровня удовлетворенности клиентов, количества оказанных услуг, уровня социальной адаптации клиентов и других. Также оценка может проводиться по качеству оказываемых услуг, наличию эффективной организационной структуры и внедренных инноваций. Оценка результативности может быть проведена как внутренними специалистами организации, так и сторонними экспертами.

Что представляют собой критерии организационной результативности и какие виды результатов могут быть определены?

Критерии организационной результативности включают в себя различные показатели, по которым может быть осуществлена оценка деятельности организации в сфере социальной работы. Это могут быть показатели по количеству оказанных услуг, качеству предоставленных услуг, уровню удовлетворенности клиентов, использованию ресурсов и другие. Виды результатов организации также могут быть разнообразными, например, это могут быть положительные изменения в жизни клиентов, решение их проблем, улучшение социальной ситуации в определенном регионе и др.