Управление государственной собственностью на примере дорожного хозяйства РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 15.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Управление государственной собственностью в Российской Федерации
1.1Основные понятия управления государственной собственостью
1.2Правовой режим управления государственной собственностью
2. Управление дорожным хозяйством
2.1. Особенности организации дорожного хозяйства
2.2 Затраты на содержание и ремонт автодорог и источники финансирования этих затрат
2.3 Перспективы развития дорожного хозяйства
Заключение
Список использованной литературы
Созданы существенные заделы для завершения в 2010 году строительства второй очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Активно осуществляется строительство уникального моста через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке. Разворачивается строительство олимпийских объектов в г. Сочи.
В проекте федерального бюджета на 2010 год объем финансирования дорожного хозяйства принят в размере 274,7 млрд рублей, или на 17,7 % меньше, чем в 2009 году. Несмотря на это снижение планируется, что с учетом реализации заделов, концентрации ресурсов на вводных объектах, принимаемых мер по повышению эффективности бюджетных расходов объем ввода в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог в 2010 году будет составлять 942 км (в том числе 308 км ввода протяженности и 634 км по второй очереди и второй стадии). [14]
Вместе с тем, снижение финансирования не позволит создать необходимые заделы для обеспечения таких же объемов ввода в последующие годы.
В программе дорожных работ также предусмотрено существенно изменить структуру расходов, ранее утвержденную в подпрограмме «Автомобильные дороги». В подпрограмме предусматривается концентрация объемов финансирования строительства и реконструкции наиболее приоритетных федеральных объектов, в том числе 30 % объема - на объектах Олимпиады в г. Сочи.
Росавтодором принимаются меры, направленные на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, на смягчение последствий снижения объемов финансирования.
2.2 Затраты на содержание и ремонт автодорог и источники финансирования этих затрат
Экономические затраты, связанные с недостаточным финансированием ремонтных работ, ложатся в основном на пользователей дорог. Исследования, выполненные Всемирным банком реконструкции и развития, показали, что в случаях, если за счёт недостаточного финансирования допускается ухудшение состояния дороги с интенсивностью движения 500 авт/сут, то недовложение каждого доллара в её содержание и ремонт приводит к увеличению себестоимости автомобильных перевозок на 2- 3$ США (расчёт справедлив для конкретной дороги).
Экономия расходов на ремонт и содержание дорог не только является невыгодной но, и оборачивается увеличением общей стоимости перевозимых товаров, из-за повышения стоимости транспортных услуг. В среднегодовой оценке каждый доллар, израсходованный на ямочный ремонт и укладку нового слоя асфальтобетона, позволяет сэкономить от 1,4 до 44$ США эксплуатационных расходов, в зависимости от величины интенсивности движения автомобилей по дороге.
Неудовлетворительное содержание дорог приводит к увеличению задолженности по затратам на их эксплуатацию и следовательно к увеличению долгосрочных издержек. В денежном выражении, реконструкция дорог стоит в три раза дороже, чем их регулярные ремонт и содержание в течение 10 - 20лет.
Комплексная эффективность использования средств, в целом выделяемых дорожному хозяйству, во многом определяется не только абсолютной величиной этих средств, но и структурой их использования, в том числе пропорциями средств, выделяемых на эксплуатацию автомобильных дорог и на новое строительство. Особенно большое значение соблюдение оптимальных пропорций в распределении средств имеет при недостаточном финансировании дорожной отрасли. Уменьшение и без того, крайне недостаточных средств, выделяемых на эксплуатацию существующих дорог, с целью увеличения нового строительства неэффективно в связи с заведомо большей капиталоёмкостью последнего.
Анализ, проведенный специалистами Всемирного банка реконструкции и развития, показал, что в случаях, когда дорожный фонд финансирует все дорожные работы, создаётся опасность, что расходы на строительство новых дорог вытеснят финансирование работ по эксплуатации, существующей дорожной сети. Чтобы не допустить такой ситуации, в законодательстве ряда стран предусмотрено, что строительство новых дорог может финансироваться из дорожного фонда лишь после того, как выполнены все необходимые работы по ремонту и содержанию дорог.
Проведенный анализ показал, что соотношение фактических затрат на эксплуатацию, строительство автомобильных дорог и управление дорожным хозяйством в разных странах имеет различный характер. Так, например, в Великобритании затраты на эксплуатацию автомобильных дорог сопоставимы с затратами на строительство новых дорог, в то время как затраты на управление дорожным хозяйством сравнительно низки.
Затраты в дорожном хозяйстве подразделяются на три основные группы: [4, стр. 61]
1. Производственные расходы.
2. На содержание эксплуатационных участков и линейной службы.
3. Прочие расходы.
Производственные расходы: затраты на капитальный, средний и текущий ремонт дорог и сооружений, на зимнее содержание дорог и озеленение; подготовительные работы к следующему году.
Расходы на содержание участков и линейных служб: дорожно-эксплуатационные, мостово-эксплуатационные и др.
Прочие расходы: на испытание и обследование мостов, на инвентаризацию и технический учет дорог, содержание военизированной охраны, затраты на отвод дорожной полосы на существующих дорогах и др.
В соответствии с Законом РСФСР от 18 октября 1991 г. "О дорожных фондах в РСФСР" с 1 января 1992 г. на территории РФ финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автодорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде и дорожных фондах республик в составе России, края, области, автономной области, автономного округа.
Средства Федерального дорожного фонда используются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автодорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также на затраты, связанные с управлением дорожным хозяйством. Из этого фонда могут выдаваться субвенции и дотации для выравнивания на территории России уровня развития сети автодорог общего пользования, относящихся к собственности республик, краев, областей, автономных округов. Средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства дорог общего пользования, относящихся к собственности республики, краев, областей, автономных округов, а также на затраты по управлению дорожным хозяйством.
Федеральный дорожный фонд формируется за счет следующих поступлений: [4, стр. 61]
• федеральный налог на реализацию горюче-смазочных материалов - 25% от суммы реализации без налога на добавленную стоимость;
• акцизы от продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Территориальный дорожный фонд формируется за счет следующих источников:
• налог с владельцев транспортных средств;
• налог на приобретение автотранспортных средств;
• налог на пользователей автомобильных дорог.
Средства фондов не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автодорог.
2.3 Перспективы развития дорожного хозяйства
Увеличение объемов применения инновационных решений является в 2010 году одной из приоритетных задач. [14]
Необходимо существенно сократить период от разработки нового технического решения и его апробации до внедрения.
Это серьезный резерв повышения эффективности работы управления дорожным хозяйством. Результаты инновационной деятельности будут основой оценки уровня работы органов управления федеральной автомобильной дороги.
В 2010 году на автомобильных дорогах федерального значения по завершении строительства и реконструкции планируется осуществить ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 963 км, из которых 621 км - участки второй стадии и второй очереди строительства.
Намечено ввести в эксплуатацию участки автодороги «Амур» Чита – Хабаровск по второй стадии общей протяженностью 621 км. Это обеспечит завершение строительства всего маршрута на полное развитие.
Будет завершена вторая очередь кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга от автомобильной дороги «Нарва» до поселка Бронка. Это обеспечит завершение в целом строительства всей КАД за исключением участка, проходящего по комплексу защитных сооружений.
Будет закончена реконструкция второго пускового комплекса на подходе к таможенному пункту «Торфяновка» на государственной границе с Финляндией на автодороге М-10 «Скандинавия».
При реконструкции автодороги М-53 «Байкал» будут завершены участки общей протяженностью 52 км, включая обход г. Иркутска, сооружаемый во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 323.
В рамках подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе» в 2010 году при строительстве моста на о. Русский через пролив Босфор Восточный запланировано выйти на общий уровень выполнения работ 62 %, что обеспечит основу для ввода объекта в эксплуатацию в 2012 году. На реконструкции автомобильной дороги Аэропорт «Кневичи» - ст. Санаторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» в 2010 году запланировано выйти на уровень выполнения 44 % общего объема работ и обеспечить основу для ввода объекта в эксплуатацию в 2011 году.
В соответствии с утвержденными в установленном порядке графиками будет осуществляться строительство объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.
Намечено продолжить реализацию за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации дорожной составляющей инвестиционных проектов «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», «Комплексное развитие Южной Якутии», «Промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области». Планируется завершить разработку проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 и Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области. Сроки и объемы выполнения работ по перечисленным объектам будут определены с учетом передачи Росавтодору от Минрегиона России соответствующих объемов ассигнований из Инвестиционного фонда Российской Федерации.
На цели капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения, которые с 2010 года не входят в состав ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», предусмотрены ассигнования федерального бюджета в объеме 61,8 млрд рублей. Намечено ввести в эксплуатацию после капитального ремонта и ремонта участки общей протяженностью 3626 км, а также 9435 пог. м искусственных сооружений.
Предусмотренные в федеральном бюджете объемы финансирования содержания и ремонта автомобильных дорог федерального значения более чем в 2,5 раза ниже объемов, определенных исходя из задачи перехода на утвержденные нормативы денежных затрат. Поэтому в программах дорожно-эксплуатационных работ на 2010 год выделен минимальный комплекс первоочередных объектов, подлежащих ремонту и капитальному ремонту, в первую очередь по ликвидации очагов повышенной аварийности и мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, улучшению состояния участков наиболее перегруженных дорог, испытывающих повышенную разрушающую нагрузку от движения.
Важным направлением работы в 2010 году и в среднесрочной перспективе до 2012 года будут оптимизация бюджетных расходов, повышение качества работ, разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций.
В проект Программы разработки национальных стандартов на 2010 год включены проекты 11 разработанных Росавтодором национальных стандартов по дорожной тематике. В 2010 году намечено завершить разработку еще 6 национальных стандартов и 8 отраслевых методических документов и предложений в своды правил.
В соответствии с законодательством будут реализованы мероприятия по расширению применения современных методов процедур размещения государственного заказа, поэтапное введение электронной формы проведения открытых аукционов.
С учетом снижения объемов бюджетного финансирования скорректированы приоритеты при формировании программ дорожных работ. Соответствующие изменения в федеральные целевые программы представлены в установленном порядке.
В предстоящий период будет активно проводиться работа по контролю качества работ и эффективности использования бюджетных средств.
В результате деятельности дорожного хозяйства в 2010 году планируется достичь следующих показателей:
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, планируется в размере 38,18 %;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, планируется в размере 29,66 %;
количество дорожно-транспортных происшествий на сети дорог федерального, регионального и межмуниципального значения на 1 тыс. автотранспортных средств из-за сопутствующих дорожных условий, составит 1,389 единиц на 1000 автомобилей.
Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 30 декабря 2009 г., предусмотрена задача перехода от «демпфирования» последствий кризиса к «посткризисной» политике формирования условий для долгосрочного экономического развития. Для решения этой задачи в предстоящий период необходимо в максимальной степени настроить программы дорожных работ на осуществление такого перехода.
Сейчас начата работа над предложениями к бюджету на 2011 год. При формировании этих предложений необходимо предусмотреть меры, направленные на снижение влияния того уменьшения количества вновь начинаемых объектов, которое было вызвано снижением объемов финансирования в 2009 и 2010 годах. Мы понимаем, что это снижение существенно осложняет создание достаточных заделов и резервов по технологически связанным между собой подготовительным работам, земляному полотну, строительству дорожной одежды, искусственных сооружений. Вместе с тем, необходимо обеспечить решение задачи эффективного использования технического потенциала подрядных организаций, накопленного в последние годы. Нужно обеспечить возможность максимальной занятости работников организаций дорожного хозяйства, не допустить ухода из них квалифицированных специалистов, сохранить специализированную технику, необходимую для обеспечения высокого качества работ и долговечности дорожных конструкций. Однако, и подрядные организации в сегодняшних непростых условиях должны усилить работу, направленную на максимальное сокращение своих издержек.
Крупной задачей является оптимизация программ проектных работ. У нас нет возможности сейчас вкладывать средства в задельную проектную документацию, которая не будет востребована в ближайший период. Но вместе с тем, нельзя допустить, чтобы отсутствие проектной документации сдерживало заключение строительных контрактов и реализацию программ строительства и ремонта дорог. В решении этой задачи мы ждем активной позиции проектировщиков. Проектные организации должны построить свою работу так, чтобы быть готовыми к необходимому ускорению проведения изыскательских работ, разработки проектной документации. Обоснованность и надежность технических решений, закладываемых в проекты, должна обеспечивать прохождение государственной экспертизы с первого предъявления. Современные методы проектно-изыскательских работ это позволяют.
Для решения перечисленных задач предстоящего периода необходимо усиление ответственности органов управления дорожным хозяйством, работников центрального аппарата Росавтодора. У нас есть возможности и инструменты для эффективного и оперативного контроля этой ответственности. [14]
Заказчикам объектов необходимо усилить мониторинг работы подрядных организаций, перевести его в каждодневный режим для максимально оперативного и гибкого решения возникающих проблем. Все решения должны быть выверены на предмет соответствия законодательству, базироваться на отборе лучшего варианта с применением достижений науки и техники, внедрении современных технических средств.
Заключение
Несмотря на то, что в последнее время на ряде направлений появились современные автомобильные магистрали, транспортно-экплуатационное состояние значительной части автомобильных дорог можно расценивать как неудовлетворительное. Более половины дорог имеет недостаточную прочность дорожного покрытия, свыше трети магистральных дорог требует реконструкции с повышением технической категории, на треть удовлетворена обеспеченность барьерными ограждениями на магистральных дорогах.
Низкий технический уровень, несоответствие параметров дорог интенсивности движения и составу транспортного потока, регулярные перегрузки отдельных участков дорог не позволяют реализовывать эксплуатационные качества современных автомобилей: средние скорости движения в России более чем вдвое ниже, чем в европейских странах. Неудовлетворительное состояние дорожных покрытий на значительной части автомобильных дорог вызывает увеличение стоимости перевозок.
Все названные факторы увеличивают транспортные издержки и издержки времени доставки грузов и пассажиров российских производителей и потребителей, снижают экономическую безопасность страны и конкурентоспособность отечественных товаров, особенно производимых в регионах, удаленных от границ Российской Федерации.
Отдельной проблемой является улучшение состояния дорожных покрытий с целью снижения скорости их износа и повышения допустимой нагрузки (только около четверти всех дорог с твердым покрытием рассчитаны на осевую нагрузку 10 тонн, при этом ограничение, предъявляемое европейскими странами, требует, чтобы дороги были рассчитаны на нагрузку 11,5 тонн).
Список использованной литературы
Федеральный закон № 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" "
Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»
Аксененко Б.Н. «Транспорт объединяет в единый комплекс все отрасли экономики», // «Автомобильный транспорт», №1, 2006. – с.25 - 27
Гольц Г.А., Филина В.А. « Пути развития транспорта России» , 2005 – 215 с.
Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – 376 с.
Зазбиев А. Великая транспортная революция //Эксперт. 2006. №9. – с.18 – 21.
Парфенов В., Федорова Е. Международные транспортные коридоры в России //Логистика. 2006. №2. – с. 45 – 47.
Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – 534 с.
Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. – М.: Республика,2004.-389с.
Реформирование предприятий: концепция, модель, программа. – М.: КОНСЭКО,2002.-543с.
Шупыро В. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества – основа экономической реформы России // Вестник Московского университета. – 2003. - №6.-176с.
Транспорт России: Материалы всероссийской конференции. -М., 2006. – 143 с.
Федоров С.П. Транспортная система России. – М.: Дрофа, 2005. – 436 с.
Доклад руководителя Федерального дорожного агентства А.М. Чабунина на Всероссийской научно-практической конференции по вопросам анализа итогов предыдущего периода и определения перспективных задач развития дорожного хозяйства
http://www.rosavtodor.ru- сайт Росавтодор
33
2.Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»
3.Аксененко Б.Н. «Транспорт объединяет в единый комплекс все отрасли экономики», // «Автомобильный транспорт», №1, 2006. – с.25 - 27
4.Гольц Г.А., Филина В.А. « Пути развития транспорта России» , 2005 – 215 с.
5.Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – 376 с.
6.Зазбиев А. Великая транспортная революция //Эксперт. 2006. №9. – с.18 – 21.
7.Парфенов В., Федорова Е. Международные транспортные коридоры в России //Логистика. 2006. №2. – с. 45 – 47.
8.Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – 534 с.
9.Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. – М.: Республика,2004.-389с.
10.Реформирование предприятий: концепция, модель, программа. – М.: КОНСЭКО,2002.-543с.
11.Шупыро В. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества – основа экономической реформы России // Вестник Московского университета. – 2003. - №6.-176с.
12.Транспорт России: Материалы всероссийской конференции. -М., 2006. – 143 с.
13.Федоров С.П. Транспортная система России. – М.: Дрофа, 2005. – 436 с.
14.Доклад руководителя Федерального дорожного агентства А.М. Чабунина на Всероссийской научно-практической конференции по вопросам анализа итогов предыдущего периода и определения перспективных задач развития дорожного хозяйства
15.http://www.rosavtodor.ru- сайт Росавтодор
Вопрос-ответ:
Какая собственность управляется в государственном дорожном хозяйстве РФ?
В государственном дорожном хозяйстве РФ управляется государственная собственность, включающая автодороги, мосты, тоннели и другие объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся на территории Российской Федерации.
Каковы основные понятия управления государственной собственностью?
Основные понятия управления государственной собственностью включают участие государства в формировании и использовании собственности, организацию государственных предприятий, контроль за использованием государственной собственности и ее защита.
Какие источники финансирования затрат на содержание и ремонт автодорог?
Затраты на содержание и ремонт автодорог в России финансируются за счет различных источников, включая бюджетные ассигнования, средства, полученные от взимания транспортного налога и дорожного сбора, а также привлечение инвестиций как от внутренних, так и от внешних источников.
Какие перспективы развития дорожного хозяйства в России?
В развитии дорожного хозяйства России видятся следующие перспективы: модернизация и реконструкция существующих автодорог, строительство новых автодорог, внедрение новых технологий и материалов для улучшения качества дорожного покрытия, развитие инфраструктуры для различных видов транспорта, улучшение транспортной доступности отдаленных регионов и т.д.
Какие особенности организации дорожного хозяйства в России?
Организация дорожного хозяйства в России имеет следующие особенности: государственная собственность на дорожные объекты, разделение ответственности между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, финансирование за счет различных источников, включая бюджетные ассигнования и взимание транспортного налога, и т.д.
Как управляется государственная собственность на дорожное хозяйство в Российской Федерации?
Государственная собственность на дорожное хозяйство в Российской Федерации управляется через федеральные органы исполнительной власти, такие как Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство. Они осуществляют контроль и регулирование деятельности дорожных организаций, разрабатывают и принимают нормативно-правовые акты, определяющие порядок управления и использования дорожных объектов.
Каков правовой режим управления государственной собственностью на дорожное хозяйство РФ?
Правовой режим управления государственной собственностью на дорожное хозяйство РФ регулируется законодательством о дорожной деятельности и имуществе государственных автомобильных дорог. Он предусматривает права и обязанности субъектов управления, порядок использования и распоряжения дорожными объектами, а также механизмы контроля и защиты государственной собственности.
Какие особенности организации дорожного хозяйства в России?
Организация дорожного хозяйства в России характеризуется централизованной системой управления, где государство является основным собственником и ответственным за содержание и развитие дорожной инфраструктуры. Для эффективной организации дорожной деятельности создано Федеральное дорожное агентство, которое координирует работу различных исполнительных органов и контролирует исполнение дорожных программ и проектов.
Какие затраты несутся на содержание и ремонт автодорог в России и откуда берутся деньги для финансирования этих затрат?
Затраты на содержание и ремонт автодорог в России включают в себя расходы на содержание дорожной инфраструктуры, ремонт дорожного покрытия, устройство и обслуживание дорожных знаков и разметки, обеспечение безопасности движения и другие смежные расходы. Для финансирования этих затрат используются различные источники, включая государственный бюджет, сбор платы за использование автомобильных дорог, привлечение инвестиций и займов, а также субсидии от местных органов власти и других организаций.
Как управляется государственная собственность в России?
Управление государственной собственностью в Российской Федерации осуществляется на основе правовых норм и законов. Оно осуществляется через государственные органы и учреждения, которые отвечают за управление различными видами государственной собственности, включая дорожное хозяйство. Государственная собственность является важным инструментом экономической политики государства, который позволяет обеспечить эффективное использование и развитие национальных ресурсов.