Проблема доминирования в семье.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 07.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава I Проблема доминирования в семье: социально-психологический и исторический аспект
Глава II Эмпирическое исследование проблемы доминирования в семье
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Гистограмма 2

Сравнение степени удовлетворенности браком супружеских пар с доминирующими и дружелюбными супругами (Тест-опросник В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

АБС - абсолютно неблагополучные семьи,
НС - неблагополучные семьи,
СНС - скорее неблагополучные семьи,
ПС - переходные семьи,
СБС - скорее благополучные семьи,
БС - благополучные семьи,
АБС - абсолютно благополучные семьи.
Гендерные отношения в современной российской семье регулируются довольно гибкими нормами. Однако в этих отношениях постоянно присутствуют три основных «линии напряженности» или зоны борьбы за доминирование между мужчинами и женщинами. Первая из них - это споры по поводу денег (кто и как должен ими распоряжаться). Мужчины считают, что женщина должна отвечать за ежедневные покупки, а решения о крупных тратах должен принимать мужчина. Как правило, женщины с этим не соглашаются. Мужчины чаще, чем женщины, поддерживают идею зависимости семейного главенства от экономического вклада, считая, что «деньгами в семье должен распоряжаться тот, кто их зарабатывает». Другая зона конфликтов - проблема сексуальной свободы в браке. На ее отсутствии настаивают мужчины, которые чаще, чем женщины, уверены, что факт измены жены должен однозначно приводить к разводу. Женщины, напротив, готовы мириться с изменой, и, если она не становится явной для окружающих, предпочитают сохранять брак. Наконец, третья группа - конфликты, связанные с воспитанием детей. Мужчины чаще, чем женщины - сторонники самостоятельности детей. Женщины, напротив, предпочитают их опекать и контролировать. Если мужчины, как правило, настаивают на необходимости отцовского («мужского») воспитания для мальчика, то женщины признают, что мать способна воспитать сына и без отца (в этом, судя по всему, сказывается влияние опыта матерей-одиночек, укоренившегося в «генетической» памяти нескольких поколений женщин).
Нормы гендерных отношений в российской семье, в целом унаследованные от советской эпохи, различаются у людей старших и младших поколений. Женщины старших возрастов (55 лет и более) считают, что «жена должна работать наравне с мужем, чтобы было, на что содержать семью». Это убеждение связано не с идеей гендерного равноправия, а с опытом «равенства в бедности» и вынужденной женской занятости. Соответствующий этой норме тип поведения, широко распространенный в советское время, теперь встречается чаще всего среди малоимущих и среди пожилых женщин (доля которых, как известно, значительна среди бедных). В отличие от многих своих матерей и бабушек, подавляющее большинство молодых женщин склоняется к тому, что наилучший способ организации семейной жизни - это семья с мужчиной-кормильцем. Для женщин средних и старших возрастов (35-44 года и 45-54 года, 55 лет и старше) характерна установка на родительскую опеку и стремление строго контролировать детей. Молодые женщины и часть женщин среднего возраста (до 24 лет и 25-34, 35-44 года) чаще, чем все остальные, озабочены стабильностью брака и придают особое значение сексуальным отношениям супругов, видя в них гарантию прочности отношений. Они считают, что «супруги должны соответствовать друг другу по темпераменту - такой брак прочнее», а «жена не должна отказывать мужу в близости, даже если она чувствует себя усталой или больной». Молодые женщины не готовы говорить с мужем о том, что их не устраивает в интимных отношениях, озабоченные, главным образом, тем, что нужно сохранить брак.
Большинство тех, кто считает нормальной «двойную занятость» женщины, и что семья для женщины, безусловно, важнее, чем профессия - мужчины старших возрастов. Они утверждают, например, что «замужняя женщина не может долго задерживаться на работе, поскольку у нее есть обязанности по дому». Молодые мужчины составляют большинство среди тех, кто считает нормой семью с главенством мужчины: в ней муж принимает решения о крупных покупках, жена должна выбирать одежду в соответствии с его вкусами, и только отец может вырастить из мальчика полноценного мужчину. Они уверены, что дом и дети - дело женщины, а «настоящая женщина охотно занимается домашним хозяйством». Самые молодые мужчины (моложе 24 лет) убеждены, что «деньгами в семье должен распоряжаться тот, кто их зарабатывает».
Многие отечественные исследования показывают, что женщины выступают за сохранение основ равноправной семьи советского типа, добавляя к этому требование, что зарабатывать обязан мужчина. Женщина в такой семье может работать и даже делать карьеру, хотя основная ответственность за семью и детей тоже лежит на ней. Создается впечатление, что женщины хотели бы снять с себя ответственность за экономическую сторону семейной жизни, но при этом не готовы принять роль домашней хозяйки и хотят сохранить контроль над мужчиной и детьми внутри семьи.
Мужчины, прежде всего молодые, мыслят себя не иначе, как в роли главы семьи, и хотели бы построить супружеские отношения по традиционному образцу, а родительско-детские - по модернизированному, ослабив родительский контроль и опеку. Тем не менее большинство мужчин все-таки признают, что карьера жены так же важна, как и карьера мужа, и супруги должны делить между собой обязанности по дому.
Безусловно, массовые представления о том, что такое норма в семье, меняются. Происходит движение от «равноправной» семьи советского типа с двойной занятостью работающей женщины-матери к семье с мужем-кормильцем. Ее признают наилучшей и мужчины, и женщины, но она не превращается в семью с мужским главенством, хотя мужчины (прежде всего молодые, не имеющие или имеющие малый опыт супружеской жизни) мечтают об этом.
В России остались почти не затронутыми традиционные гендерные границы, которые устанавливают различия между «настоящим мужчиной» и «настоящей женщиной», определяют представления о норме и отклонении в поведении мужчин и женщин. Однако, считая такие границы естественно заданными и незыблемыми, женщины и мужчины часто оказываются дезориентированными перед лицом быстрых изменений, которые вторгаются в их повседневную жизнь. Выигрывают те, кто готов пересматривать прежние границы и устанавливать новые, менее жесткие, меняя тем самым условия «договора». Речь не идет, разумеется, о юридическом документе, регулирующем права и обязанности мужчины и женщины в семье. Внутисемейный гендерный договор (не путать с брачным контрактом!) – это неписанные правила взаимодействия, сложившиеся в семье. Они определяют сферы компетенции мужчины и женщины (кто за что отвечает), меру ответственности каждого за семью и за сохранение отношений, а также границы, нарушение которых может привести к их разрыву. Такой договор основывается на гендерной асимметрии, которая сложились в обществе, но, в конечном счете, он определяется повседневной практикой отношений мужчины и женщины в семье.
Заключение

С середины ХХ века социологи изучают процесс, называемый модернизацией семьи. Он начал развиваться под влиянием индустриализации и урбанизации и стал частью глобальных изменений в современном мире.
Исследователи обнаружили, что во многих культурах – с разной скоростью и разными последствиями - происходит разрушение традиционных (патриархальных) семейных моделей, основанных на разветвленных родственных сетях. Их сменяет так называемая супружеская семья. В ней взаимные обязательства супругов и родственников малочисленны, их взаимный контроль ослаблен. Структуру семьи образуют отношения муж - жена, родители - дети (до момента их совершеннолетия и отделения от родителей). Речь идет о хорошо знакомой нам современной городской семье, живущей отдельно от других родственников. Гендерные отношения в ней могут развиваться как на основе традиционного образца (муж - добытчик, кормилец, жена – домохозяйка), так и на основе различных вариантов «домохозяйства с двумя зарплатами».
Нередко отмечается, что современная семья переживает кризис. Одни исследователи называют его переходом к новым формам - более разнообразным и более подходящим для современных мужчин и женщин. Другие обращают внимание на то, что в глобальном обществе потребления семейные ценности сдают свои позиции, поскольку на первый план выдвигается индивидуальный успех и идет жестокая конкуренция за его достижение. В этой гонке вместе с мужчинами все активнее и эффективнее участвуют женщины.
Однако появление новых ценностных приоритетов не приводит автоматически к изменению традиционных воззрений на распределение ролей и утверждению гендерного равноправия в семье. Как формируются и закрепляются отношения гендерного неравенства, каким образом «создается гендер» в повседневной жизни? По мере того как женщины включаются в профессиональную жизнь и публичную деятельность, семья все более привлекает внимание исследователей, пытающихся ответить на эти вопросы.
В российском обществе существуют два фундаментальных ограничения, сужающих для большинства мужчин и женщин пространство личного выбора. Во-первых, это обострившийся риск бедности – результат обвального социального расслоения, начавшегося в 90-е годы. Во-вторых, неразрешенный конфликт традиционных и модернистских ценностей – результат того, что несмотря на пережитый в ХХ веке опыт советского равноправия, продолжающийся рост образованности среди женщин, их конкурентоспособность в профессии, общество во многом остается патриархальным. Об этом свидетельствуют противоречивые нормы, которые регулируют гендерные отношения в большинстве российских семей.
Большинство мужчин и женщин в России убеждено в том, что главенство в семье не зависит от экономического вклада супругов, и, как правило, именно женщина распоряжается деньгами. Жена может иметь не только собственные профессиональные интересы, но и стремиться к карьере, но материнские обязанности считаются безусловным приоритетом для женщины-матери, которая должна на неопределенное время («пока ребенок маленький») оставить работу и даже мысли о карьере. Семейные обязанности рассматриваются как центр жизни женщины, но не мужчины, у которого другое предназначение. Тем не менее бытовые обязанности супруги должны делить поровну, поскольку признается, что ведение домашнего хозяйства - тяжелая работа, а брак должен основываться на взаимном уважении супругов, доверии и поддержке.
В постсоветской российской семье считается нормой, что дети не боятся отца, что родители объясняют им свои решения, что ребенок развивается свободно, а не так, как ему предписывают родители: они контролируют круг общения ребенка, а он, в свою очередь, согласовывает с родителями, как, например, тратить заработанные деньги. Родители должны помогать своим взрослым детям, а те, собираясь жениться, должны получить одобрение родителей.
Список использованной литературы


Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1985.-263с.
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по психологии. – М.: МГУ, 1987. – 120с.
Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины //Вопросы психологии. – 1989. - №5. – С.80-88.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс. 1988. – 144с.
Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1979. – 141с.
Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. – 2000. - №1. – С.29-38.
Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1996. – 128с.
Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи //Вестник Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. – 1996. - №1. – С.42-49.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.
Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.
Кузнецова Л.М. Кто сейчас глава семьи? //Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. – С.143-151.
Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688с.
Москвичева Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента: Дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 155с.
Пек М.С. Нехоженные тропы. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста /Пер. с англ. Н.Н.Михайлова. – М.: Аваценна, Юнити, 1996. –301с.
Смирникова Ольга Владимировна. Социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 Москва, 2005 179 с.
Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания //Вопросы психологии. – 1983. - №5. – С.87-04.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. С. 112.
Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания //Вопросы психологии. – 1983. - №5. – С.87.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. С. 124.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. С. 128.
Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания //Вопросы психологии. – 1983. - №5. – С.87.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. С. 134.
Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания //Вопросы психологии. – 1983. - №5. – С.88.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс. 1988. С.28
Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания //Вопросы психологии. – 1983. - №5. – С.89.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс. 1988. С. 48.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс. 1988. С.52.

Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. – 2000. - №1. – С.38.

Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. – 2000. - №1. – С.28.
Там же. С. 29.













26

Список использованной литературы


1.Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1985.-263с.
2.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по психологии. – М.: МГУ, 1987. – 120с.
3.Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины //Вопросы психологии. – 1989. - №5. – С.80-88.
4.Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс. 1988. – 144с.
5.Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1979. – 141с.
6.Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. – 2000. - №1. – С.29-38.
7.Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1996. – 128с.
8.Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи //Вестник Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. – 1996. - №1. – С.42-49.
9.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.
10. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.
11. Кузнецова Л.М. Кто сейчас глава семьи? //Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. – С.143-151.
12. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688с.
13. Москвичева Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента: Дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 155с.
14. Пек М.С. Нехоженные тропы. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста /Пер. с англ. Н.Н.Михайлова. – М.: Аваценна, Юнити, 1996. –301с.
15. Смирникова Ольга Владимировна. Социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 Москва, 2005 179 с.
16. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания //Вопросы психологии. – 1983. - №5. – С.87-04.
17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656с.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты проблемы доминирования в семье рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются социально-психологический и исторический аспекты проблемы доминирования в семье.

Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования проблемы доминирования в семье?

Результаты исследования свидетельствуют о существовании связи между степенью удовлетворенности браком и типом поведения супругов (доминирующее или дружелюбное).

Какая информация представлена на гистограмме 2?

На гистограмме 2 представлено сравнение степени удовлетворенности браком супружеских пар с доминирующими и дружелюбными супругами.

Какие типы семей рассматриваются в исследовании?

В исследовании рассматриваются абсолютно неблагополучные семьи, неблагополучные семьи, скорее неблагополучные семьи, переходные семьи.

Кто является авторами статьи?

Авторы статьи - Столин Т.Л. и Романова Г.П. в соавторстве с Бутенко А.Б.

Какие аспекты рассматриваются в статье о проблеме доминирования в семье?

Статья рассматривает социально-психологический и исторический аспекты проблемы доминирования в семье. В главе I анализируются общие тенденции и причины возникновения доминирования. В главе II представлено эмпирическое исследование данной проблемы.

Что показывает гистограмма 2 в статье?

Гистограмма 2 в статье показывает сравнение степени удовлетворенности браком супружеских пар, где один из партнеров является доминирующим, а другой – дружелюбным. Из гистограммы можно видеть, что супруги с дружелюбным стилем отношений более удовлетворены своим браком по сравнению с парами, где один из партнеров доминирует.

Какие типы семей рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные типы семей, выделяются следующие классификации: абсолютно неблагополучные семьи, неблагополучные семьи, скорее неблагополучные семьи, переходные семьи и скорее благополучные семьи.