Нарушения объективной лексики (прилагательных) и их коррекция у дошкольников с ОНР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 114 114 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 04.01.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы понимания и употребления прилагательных дошкольниками с ОНР
1.1.Значение прилагательных
1.2.Развитие словарного запаса в онтогенезе
1.3.Характеристика детей с ОНР
1.4.Особенности адъективной лексики у дошкольников с ОНР
Глава 2. Исследование употребления прилагательных дошкольниками с ОНР
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Характеристика дошкольников экспериментальных группы
2.3. Методика исследования
Глава 3. Особенности адъективной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР (по результатам эксперимента)
Глава 4. Методические рекомендации по развитию понимания и употребления прилагательных дошкольниками с ОНР
4.1.Основные направления работы по развитию понимания и употребления прилагательных дошкольниками с ОНР
4.2.Содержание коррекционной работы по развитию понимания и употребления прилагательных дошкольниками с ОНР
Заключение
Список литературы
Приложения


Фрагмент для ознакомления

С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
— расширение объема словаря прилагательных параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
— уточнение значений прилагательных;
— формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
— организация семантических полей, лексической системы;
— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Заключение
У детей с ОНР происходит нарушение понимания и употребления многих слов и грамматических форм, в том числе и прилагательных. На данный момент этот вопрос недостаточно освещен в педагогической и логопедической литературе, поэтому данная тема является актуальной для изучения.
Исследование ставило перед собой целью рассмотреть нарушения адъективной лексики прилагательных и их коррекцию у дошкольников с ОНР
В данной работе были выполнены поставленные задачи. А именно:
Рассмотрены теоретические основы значения прилагательных.
Изучено развитие словаря в онтогенезе.
Описаны особенности детей с ОНР.
Были проведены исследования по выявлению понимания и употребления прилагательных дошкольниками с ОНР.
Проанализированы результаты исследования.
Прилагательные – одна из наименее изученных и при этом сложнейших частей речи.
Прилагательные появляются в речи ребенка в более поздние сроки и употребляются вопреки законам русского языка в позиции после существительных. В основном малыш использует качественные прилагательные, обозначающие величину, цвет и т.д.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Совокупность пробелов в лексико-грамматическом строе речи ребенка и в его словарном запасе служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение понимания и употребления дошкольниками с ОНР различных прилагательных.
Эксперимент показал, что дети с ОНР испытывают заметные трудности в понимании и употреблении прилагательных. Наибольшее количество затруднений встречается у детей с ОНР при образовании множественного числа прилагательных, а также в понимании и использовании близких по значению прилагательных. Дети из контрольной группы напротив больше ошибок совершили при работе с прилагательными, противоположными по значению.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения адъективной лексики прилагательных, что требует специальной коррекционной работы.
Эти выводы подтверждают гипотезу, поставленную в начале исследования: у дошкольников с ОНР в связи с небольшим словарным запасом и нарушением памяти, внимания, способности анализировать и синтезировать, происходит нарушение понимания и употребления прилагательных.
Список литературы
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345 с.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник для ВУЗов. М.: Логос, 2006. – 528 с.
Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М.: Просвещение, 1996.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 142 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975.
Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Секичев, 1982.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1971. – 192с.
Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1970.
Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород: Пандус, 1999.
Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005. – 222 с.
Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. М.: Просвещение,1996.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лопухина И.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1996.
Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Марковская И.Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. - М.: Норма-Инфра, 1998.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985. – 245 с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Наука, 1991.
Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. - с. 46-66
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
Попов Р.Н., Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
Правдина О.В. Логопедия. - М.: Наука, 1973.
Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. - 256 с.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Психология и педагогика, 1994.
Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Наука, 1985.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
Современный русский язык. / Под ред. Белошапковой В.А. – М.: Высшая школа, 1999. – 800 с.
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Союз, 1991.
Ушакова Е. С. – Развитие речи дошкольников. – М.: Наука, 2001.
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977. – 240 с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103 с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 181 – 187 с.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: АРГО,1996. – 269 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №6.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Союз, 1959.
Худенко Е.,Шаховская С, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995.
Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: Психология и педагогика, 1992.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. - М.: Наука, 1962.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984.

Приложения
Приложение 1.
Протоколы обследований контрольной группы
Протокол 1.
Таня А.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неправильный ; узкий — широкий ; кислый — горький ; прилежный — стоячий; храбрый — трусливый; прочный — сильный; пустой — полный; ясный — темный ; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, злой, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 2 3 3 2 2 3 3 2 3 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 2.
Дима Б.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: красивый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — лживый; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хрупкий; пустой — полный; ясный — смутный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река глубокая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой лес, дремучий туман; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: искусный, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 Примечания: помощью логопеда не пользовался.
Протокол 3.
Оля К.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — обманчивый; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — злой; храбрый — трусливый; прочный — слабый; пустой — полный; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река крупная
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: искусный, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 Примечания: помощью логопеда не пользовалась
Протокол 4.
Лена К.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неверный; узкий — большой; кислый — сладкий; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хрупкий; пустой — полный; ясный — ночной; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и темный
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река быстрая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 3 2 2 3 3 2 2 3 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 5.
Света Л.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неправый; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — нет ответа; пустой — полный; ясный — смутный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река крупная
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 3 2 3 3 3 2 2 3 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 6.
Артем Н.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, плохой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — лживый; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — некрасивый; храбрый — трусливый; прочный — слабый; пустой — полный; ясный — темный; веселый — злой.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и теплую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 2 2 2 3 3 2 3 3 Примечания: помощью логопеда пользовался
Протокол 7.
Вероника О.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – розовый, розовый – красный, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неправильный; узкий — широкий ; кислый — сладкий ; прилежный — ленивый; храбрый — трусливый; прочный — сильный; пустой — полный; ясный — светлый ; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, добрый, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 2 2 3 2 2 3 3 2 3 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 8.
Сергей П.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: красивый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — лживый; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хлипкий; пустой — полный; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река глубокая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой лес, дремучий туман; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 2 2 3 3 2 2 2 3 Примечания: помощью логопеда пользовался.
Протокол 9.
Кристина С.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — обманчивый; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — злой; храбрый — трусливый; прочный — слабый; пустой — полный; ясный — темный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река шумная
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 3 2 2 3 3 2 3 3 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 10.
Лена Т.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неверный; узкий — большой; кислый — сладкий; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хрупкий; пустой — полный; ясный — ночной; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и темный
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река быстрая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 3 2 2 3 2 2 3 3 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 11.
Марина Ф.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неправый; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — нет ответа; пустой — полный; ясный — смутный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и темный
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река крупная
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 2 3 3 2 2 3 3 2 2 3 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 12.
Слава Х.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – черный, черный –коричневый.
Ответы на задание 3: веселый, плохой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — лживый; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — некрасивый; храбрый — трусливый; прочный — слабый; пустой — полный; ясный — темный; веселый — злой.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и теплую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; пожилой учебник, старый человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 2 2 2 2 3 2 2 2 3 Примечания: помощью логопеда пользовался
Протокол 13.
Марина Ш.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: красивый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — лживый; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хлипкий; пустой — полный; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река глубокая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой лес, дремучий туман; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, смешной, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 3 2 2 3 3 2 2 3 2 Примечания: помощью логопеда не пользовалась.
Протокол 14.
Саша Ч.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большие елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – розовый, розовый –красный, коричневый – коричневый, черный – черный.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — обманчивый; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — злой; храбрый — трусливый; прочный — слабый; пустой — полный; ясный — темный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река шумная
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, голос.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 3 2 3 2 2 3 3 2 3 3 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 15.
Саша Ш.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синие шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – черный, черный –коричневый.
Ответы на задание 3: веселый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неверный; узкий — большой; кислый — сладкий; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хрупкий; пустой — полный; ясный — ночной; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и темный
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река быстрая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, красивая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 2 2 3 2 2 3 2 2 2 2 Примечания: помощью логопеда пользовался
Приложение 2.
Протоколы обследования экспериментальной группы
Протокол 1.
Кристина А.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – розовый, розовый – красный, коричневый – черный, черный – коричневый.
Ответы на задание 3: красивый, страшный, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — оправданный; узкий — широкий ; кислый — горький ; прилежный — стоячий; храбрый — трусливый; прочный — неверный; пустой — жидкий; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, веселая
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: город, дом, голос.
Ответы на задание 10: маленький, злой, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 2 1 1 2 0 2 2 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 2.
Слава А.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — сильные шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – синий, красный – коричневый, розовый – желтый, коричневый – красный, черный – черный.
Ответы на задание 3: красивый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — нет ответа; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — нет ответа; пустой — полный; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка легкая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и зеленый
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники вкусные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: сильный, верный, длинный
Ответы на задание 7: густой лес, дремучий туман; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, нет ответа, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, любимая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 Примечания: помощью логопеда пользовался.
Протокол 3.
Сергей Б.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синяя шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивыефлаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – черный, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – красный, черный – синий.
Ответы на задание 3: добрый, некрасивый, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неправильный; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — злой; храбрый — трусливый; прочный — нет ответа; пустой — полный; ясный — светлый; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка большая
Кашу варят густую и манную
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, интересный
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; пожилой учебник, старый человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, больной, красивая.
Ответы на задание 9: город, дом, голос.
Ответы на задание 10: маленький, страшный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовался
Протокол 4.
Алина Б.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – черный, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – красный, черный – синий.
Ответы на задание 3: добрый, некрасивый, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неверный; узкий — большой; кислый — сладкий; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хрупкий; пустой — полный; ясный — ночной; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и темный
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река быстрая
Ответы на задание 6: сильный, верный, длинный
Ответы на задание 7: густой лес, дремучий туман; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 5.
Миша В.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — сильные шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – синий, красный – коричневый, розовый – желтый, коричневый – красный, черный – черный.
Ответы на задание 3: красивый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неправый; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — нет ответа; пустой — полный; ясный — смутный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка большая
Кашу варят густую и манную
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, интересный
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; пожилой учебник, старый человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: переулок, улица, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, чужая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 2 2 2 2 2 1 1 2 0 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 6.
Юля Г.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – розовый, розовый – красный, коричневый – черный, черный – коричневый.
Ответы на задание 3: веселый, плохой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — лживый; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — некрасивый; храбрый — трусливый; прочный — слабый; пустой — полный; ясный — темный; веселый — злой.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и теплую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, интересный
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; пожилой учебник, старый человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 2 2 2 2 1 1 2 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 7.
Саша К.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – розовый, розовый – красный, коричневый – черный, черный – коричневый.
Ответы на задание 3: красивый, страшный, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — оправданный; узкий — широкий ; кислый — горький ; прилежный — стоячий; храбрый — трусливый; прочный — неверный; пустой — жидкий; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, добрый, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 2 1 1 2 1 1 2 0 2 Примечания: помощью логопеда пользовался
Протокол 8.
Даша К.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – черный, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – красный, черный – синий.
Ответы на задание 3: красивый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — лживый; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хлипкий; пустой — полный; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и теплую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, интересный
Ответы на задание 7: густой лес, дремучий туман; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 1 2 2 2 1 2 2 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 9.
Катя К.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькой дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – розовый, розовый – красный, коричневый – черный, черный – коричневый.
Ответы на задание 3: красивый, страшный, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — правильный; узкий — широкий ; кислый — соленый ; прилежный — плохой; храбрый — трусливый; прочный — слабый; пустой — жидкий; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, веселая
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, здоровый, красивая.
Ответы на задание 9: город, дом, голос.
Ответы на задание 10: маленький, злой, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 2 1 1 2 0 2 1 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 10.
Ксюша К.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — сильные шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленький дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – синий, красный – коричневый, розовый – желтый, коричневый – красный, черный – черный.
Ответы на задание 3: красивый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — нет ответа; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — нет ответа; пустой — полный; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка тяжелая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и зеленый
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники вкусные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: сильный, верный, длинный
Ответы на задание 7: густой лес, дремучий туман; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, нет ответа, красивая.
Ответы на задание 9: парк, дом, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, любимая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 2 2 1 1 1 2 1 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась.
Протокол 11.
Настя Л.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – черный, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – красный, черный – синий.
Ответы на задание 3: добрый, некрасивый, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неверный; узкий — большой; кислый — сладкий; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — хрупкий; пустой — полный; ясный — ночной; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и темный
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река быстрая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, интересный
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; пожилой учебник, старый человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, больной, красивая.
Ответы на задание 9: город, дом, голос.
Ответы на задание 10: маленький, страшный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 12.
Андрей Л.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синяя шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивыефлаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – черный, красный – красный, розовый – розовый, коричневый – красный, черный – синий.
Ответы на задание 3: добрый, некрасивый, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неправильный; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — злой; храбрый — трусливый; прочный — нет ответа; пустой — полный; ясный — светлый; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка большая
Кашу варят густую и манную
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: сильный, верный, длинный
Ответы на задание 7: густой лес, дремучий туман; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовался
Протокол 13.
Лена М.
Возраст: 5 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — сильные шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красные флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – розовый, синий – синий, красный – коричневый, розовый – желтый, коричневый – красный, черный – черный.
Ответы на задание 3: красивый, злой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — неправый; узкий — широкий; кислый — соленый; прилежный — нет ответа; храбрый — трусливый; прочный — нет ответа; пустой — полный; ясный — смутный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и теплую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, интересный
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; пожилой учебник, старый человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 2 2 2 2 2 1 1 2 1 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась
Протокол 14.
Дима П.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – розовый, розовый – красный, коричневый – черный, черный – коричневый.
Ответы на задание 3: красивый, страшный, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — лживый; узкий — широкий; кислый — сладкий; прилежный — некрасивый; храбрый — трусливый; прочный — слабый; пустой — полный; ясный — темный; веселый — злой.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка большая
Кашу варят густую и манную
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: страшный, нет ответа, интересный
Ответы на задание 7: дремучий туман, густой лес; горячая вода, знойное лето; пожилой учебник, старый человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: переулок, улица, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, грустный, чужая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 2 1 2 2 1 1 2 0 2 Примечания: помощью логопеда пользовался
Протокол 15.
Света Р.
Возраст: 6 лет.
Ответы на задание 1: синий шар — синий шары; большая елка — большой елки; маленький дом – маленькие дома, красный флаг — красивые флаги.
Ответы на задание 2: желтый карандаш – желтый, синий – синий, красный – розовый, розовый – красный, коричневый – черный, черный – коричневый.
Ответы на задание 3: веселый, плохой, грустный.
Ответы на задание 4: правдивый — оправданный; узкий — широкий ; кислый — горький ; прилежный — стоячий; храбрый — трусливый; прочный — неверный; пустой — жидкий; ясный — черный; веселый — грустный.
Ответы на задание 5:
Диван мягкий, а скамейка твердая
Кашу варят густую и жидкую
Лес бывает густой и редкий
Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники крупные
Ручеек мелкий, а река большая
Ответы на задание 6: храбрый, верный, интересный
Ответы на задание 7: густой туман, дремучий лес; горячая вода, знойное лето; старый учебник, пожилой человек.
Ответы на задание 8: нет ответа, заразительный, красивая.
Ответы на задание 9: парк, игра, рассказ.
Ответы на задание 10: маленький, добрый, старая.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 1 2 2 1 2 1 1 2 0 2 Примечания: помощью логопеда пользовалась









2

1.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345 с.
2.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник для ВУЗов. М.: Логос, 2006. – 528 с.
3.Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М.: Просвещение, 1996.
4.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 142 с.
5.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
6.Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.
7.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
8.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975.
9.Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Секичев, 1982.
10.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1971. – 192с.
11.Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1970.
12.Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород: Пандус, 1999.
13.Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005. – 222 с.
14.Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. М.: Просвещение,1996.
15.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
16.Лопухина И.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1996.
17.Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
18.Марковская И.Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. - М.: Норма-Инфра, 1998.
19.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985. – 245 с.
20.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
21.Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Наука, 1991.
22.Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. - с. 46-66
23.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
24.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
25.Попов Р.Н., Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
26.Правдина О.В. Логопедия. - М.: Наука, 1973.
27.Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. - 256 с.
28.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Психология и педагогика, 1994.
29.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Наука, 1985.
30.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
31.Современный русский язык. / Под ред. Белошапковой В.А. – М.: Высшая школа, 1999. – 800 с.
32.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
33.Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с
34.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
35.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003
36.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Союз, 1991.
37.Ушакова Е. С. – Развитие речи дошкольников. – М.: Наука, 2001.
38.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977. – 240 с.
39.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103 с.
40.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 181 – 187 с.
41.Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: АРГО,1996. – 269 с.
42.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
43.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
44.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №6.
45.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
46.Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Союз, 1959.
47.Худенко Е.,Шаховская С, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995.
48.Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: Психология и педагогика, 1992.
49.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
50.Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. - М.: Наука, 1962.
51.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984.

Вопрос-ответ:

Какие нарушения объективной лексики прилагательных могут быть у детей с ОНР?

У детей с ОНР может наблюдаться нарушение объективной лексики прилагательных, которое проявляется в неправильном понимании и использовании прилагательных. Они могут смешивать значения прилагательных, заменять их существительными или глаголами, ошибочно употреблять прилагательные в степени сравнения или суперлатива.

Как развивается словарный запас у детей с ОНР в онтогенезе?

У детей с ОНР развитие словарного запаса происходит медленнее, чем у детей без нарушений. Они обладают более ограниченным словарным запасом и испытывают трудности в запоминании новых слов. Однако с помощью специальных методик и тренировок словарный запас может постепенно увеличиваться у этих детей.

Какая характеристика детей с ОНР связана с особенностями адъективной лексики?

Дети с ОНР могут испытывать трудности в понимании и употреблении прилагательных. У них может быть ограниченный словарный запас прилагательных, а также ошибочное понимание и использование этих слов. Они могут путать значения прилагательных, заменять их другими частями речи или употреблять неправильные формы прилагательных.

Какие были цель и задачи исследования по употреблению прилагательных у дошкольников с ОНР?

Целью исследования было изучение употребления прилагательных у дошкольников с ОНР. Задачи исследования включали анализ особенностей адъективной лексики у этих детей, выявление нарушений объективной лексики прилагательных и разработку методик коррекции этих нарушений.

Какие методы использовались в исследовании по употреблению прилагательных у дошкольников с ОНР?

В исследовании были использованы различные методы, включая анализ литературы, наблюдение за детьми с ОНР, тестирование и анкетирование. Также проводились специальные тренировки и коррекционные занятия с участием логопеда и педагога-психолога.

Какие проблемы могут возникать у дошкольников с ОНР при использовании прилагательных?

У дошкольников с ОНР могут возникать проблемы с пониманием значения и употреблением прилагательных. Они могут испытывать затруднения в оформлении и использовании адъективной лексики, а также в развитии своего словарного запаса.

Какое значение имеют прилагательные?

Прилагательные используются для описания и характеристики существительных. Они указывают на качества, свойства и характеристики предметов или явлений.

Как развивается словарный запас у детей с ОНР?

Развитие словарного запаса у детей с ОНР происходит медленнее и менее эффективно по сравнению с детьми без таких нарушений. Они могут испытывать затруднения в запоминании и употреблении новых слов, что ограничивает их коммуникативные навыки.

Какие особенности характеризуют адъективную лексику у дошкольников с ОНР?

У дошкольников с ОНР адъективная лексика может быть бедной и недостаточно разнообразной. Они могут испытывать затруднения в нахождении и использовании правильных прилагательных для описания предметов или явлений.

Какие методы исследования были использованы для изучения употребления прилагательных у дошкольников с ОНР?

Для изучения употребления прилагательных у дошкольников с ОНР были использованы различные методы, такие как наблюдение, интервьюирование, анализ речевых проявлений и тестирование. Они помогли получить информацию о текущем уровне развития ребенка и выявить его проблемы и потребности в обучении.