Проблемы транспортировки и добыча газа на пространстве СНГ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 38 38 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 09.05.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Проблемы транспортировки и добычи газа на пространстве СНГ
Введение
1. Россия крупнейший экспортер газа
1.1 Основные месторождения газа в СНГ
2. ОАО «Газпром»
3. Основные проблемы транспортировки и добычи газа на пространстве СНГ
3.1 «Газовая война» с Белоруссией
3.2 «Газовая война» с Украиной
3.3 Итоги газовых войн
3.4 Проблемы при транспортировке и добыче газа в Центральной Азии
3.4.1 Новые совместные проекты стран СНГ
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Особенно остро стоят эти вопросы в условиях развивающегося в настоящее время мирового финансово-экономического кризиса: дальнейшее игнорирование существующих проблем может привести к принципиальному геополитическому и геоэкономическому переформатированию ЦА и РФ со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. В то же время, представляется, что именно мировой финансово-экономический кризис дает РФ и ЦА уникальный шанс для преодоления существующего комплекса проблем и выстраивания новой общности долгосрочных интересов посредством форсирования экономической интеграции и соответственно формирования устойчивой системы безопасности. Ведь сегодня именно Россия планирует стать главным кредитором экономик стран ЦА и других постсоветских государств. Однако многое зависит от того, на какие цели будут направляться выделяемые финансовые средства: на сохранение прежнего – крайне неэффективного и даже губительного формата экономических отношений или все же на решение существующих проблем?
Как представляется, их решение возможно, но только путем форсирования региональной экономической интеграции в системе «Россия – Центральная Азия». Итак, рассмотрим основные проблемы.
Проблема №1: преимущественно экспортно-сырьевая ориентация экономик стран ЦА и РФ
Данная проблема заключается в том, что экономики стран ЦА и РФ имеют ярко выраженную экспортно-сырьевую ориентацию, что определяется главным образом их низкой конкурентоспособностью в условиях отсутствия промышленной политики и межгосударственной координации усилий в этом направлении. С особой отчетливостью это проявилось именно после распада СССР, а сегодня в значительной степени связано с нежеланием РФ и ЦА использовать в целях своего комплексного развития факторы структурно-экономического и экономико-географического характера.
Во-первых, низкая конкурентоспособность экономик центрально азиатских стран в основном определяется тем, что еще в советское время государства региона были ориентированы в большей степени на удовлетворение потребностей других советских республик (в основном России) в сырьевых ресурсах и в меньшей – на выпуск готовой продукции. Промышленные предприятия стран Центральной Азии в результате сложившегося в советское время межреспубликанского разделения труда (и соответственно территориального размещения производственных мощностей и производительных сил) были и остаются в сильной взаимозависимости (структурной и технологической).
В результате связи между экономическими субъектами стран региона во многих случаях безальтернативны и по-прежнему замкнуты друг на друга и на Россию, а также на предприятия ряда других стран СНГ.
При этом транспортная сеть и топливно-энергетический комплекс стран ЦА изначально не имели национальных рамок и создавались как региональные, а в ряде случаев – как общесоюзные (например, газотранспортная система центральноазиатского региона имела общесоюзное значение и снабжала газом промышленные предприятия и населенные пункты не только стран ЦА, но также многие промышленные регионы РФ и почти все промышленные регионы Украины; в свою очередь, система электроснабжения имела также общесоюзное значение, а система водного хозяйства ЦА – региональное.
Во-вторых, экспортно-сырьевая ориентация стран ЦА и РФ связана еще и с тем, что в данных странах и прежде всего в России – стержневом государстве постсоветского пространства – отсутствует государственная промышленная политика, а устойчивой тенденции к ее формированию пока не просматривается.
Более того, в ряде постсоветских государств в ранг национального приоритета возведена задача становления в качестве ведущих мировых поставщиков сырьевых ресурсов (в первую очередь нефти и газа). Важным элементом данной политики выступает диверсификация поставок сырьевых ресурсов на внешние рынки. Вышеуказанная политика может только способствовать консервации экспортно-сырьевой ориентации экономик стран ЦА и РФ, что в перспективе будет снижать их шансы на полноценное промышленное развитие.
Именно простой и отсутствие прорывов в развитии перерабатывающей промышленности непосредственно определяет низкую эффективность использования природных ресурсов ЦА и РФ. Основная норма добавочной стоимости при переработке центральноазиатских и российских ресурсов создается за пределами стран региона и их ключевого экономического партнера – России. В итоге а сырьевые отрасли стран ЦА и РФ преимущественно ориентированы на удовлетворение потребностей внешних, а не национальных производителей.
В случае окончательного закрепления за странами ЦА и РФ роли сырьевого придатка мирового рынка, они будут вытеснены на периферию глобального развития, не смогут эффективно использовать свои природные ресурсы для комплексного развития национальных экономик. Как представляется, без государственной промышленной политики и тесной координации усилий на межгосударственном уровне (в первую очередь, в системе «РФ-ЦА») невозможно преодоление экспортно-сырьевой ориентации экономик, а следовательно – невозможно кардинально повысить экономическую эффективность использования природных ресурсов стран Центральной Азии и России.
Проблема №2: недооценка странами ЦА и РФ необходимости форсирования процесса экономической интеграции
Данная проблема заключается в том, что у всех государств ЦА и РФ сохраняется недооценка (а может быть, и непонимание) необходимости принципиально менять нынешний, крайне неэффективный формат экономических отношений: переходить к решительным действиям по форсированию реальной экономической интеграции и формированию единого экономического пространства.
Во-первых, Россия – единственный возможный лидер на постсоветском пространстве пока не проявляет желания/стремления взять на себя функции инициатора развития многостороннего и разнопланового экономического сотрудничества, быть локомотивом реальной экономической интеграции, стимулировать процесс реабилитации былых тесных структурно-технологических связей между перерабатывающими отраслями промышленности государств СНГ.
Отсутствие же со стороны РФ желания возглавить и стимулировать процесс реальной экономической интеграции на постсоветском пространстве (а может быть, и непонимание целесообразности этого) создает чрезвычайно серьезные препятствия к укреплению экономической составляющей СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, так как кроме России ни одна другая страна объективно не сможет стать локомотивом экономической интеграции и, соответственно, устойчивого развития и безопасности на территории бывшего СССР.
Во-вторых, наблюдается фактическое отсутствие межгосударственного экономического сотрудничества среди самих государств ЦА. Более того, страны ЦА действуют разрозненно, пытаются проводить активную политику балансирования (многовекторности) между основными мировыми центрами силы.
С другой стороны, немаловажное значение имеет и то, что ряд стран ЦА (например, Узбекистан и Туркменистан) не желают слепо следовать неолиберальной экономической модели (в рамках которой сегодня в целом развиваются Россия, Кыргызстан и в некоторой степени Казахстан), не без оснований опасаясь ее многочисленных рисков.
В-третьих, экономическое сотрудничество на постсоветском пространстве, в первую очередь в рамках ЕврАзЭС (как наиболее перспективного института экономической интеграции) не имеет реальной политической поддержки.
Проблема №3: отсутствие у РФ комплексного подхода к выстраиванию союзнических отношений со странами ЦА, в первую очередь в плане форсирования экономической интеграции
Во-первых, сегодня у России нет четкого видения перспектив в отношении развития многостороннего экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. В частности, отсутствует единая для всех российских госструктур (имеющих непосредственное отношение к экономической сфере) и компаний система целей, задач и принципов работы со странами-членами ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС.
В результате, экономическое сотрудничество между Россией и странами региона пока остается слаборазвитым и сосредоточено преимущественно в энергетической сфере.
Во-вторых, даже в узких рамках энергетического сотрудничества РФ со странами ЦА сегодня доминирует нефтегазовое направление, которое в основном нацелено на вывоз углеводородного сырья из Центральной Азии, проникновение российских нефтегазовых компаний на рынок нефтепродуктов ряда стран региона, а также на политическое, техническое и финансовое обеспечение данных усилий. Нефтегазовое направление аккумулирует свыше 90% всех российских инвестиций в страны региона. Кроме того, в последние годы отмечается рост интереса России к атомной отрасли Казахстана, гидроэнергетике Кыргызстана и Таджикистана. Но это все не меняет общей картины доминирования нефтегазового направления в энергетическом сотрудничестве России с центральноазиатскими партнерами. Развитие сотрудничества в нефтегазовых отраслях рассматривается в РФ не только как механизм усиления влияния в регионе, но и как средство повышения собственной энергетической безопасности. Потребности РФ в импорте углеводородов из региона растут с учетом необходимости модернизации российской энергетики, обеспечения общеэкономического роста, а также выполнения обязательств по экспортным поставкам. Хотя Россия и располагает собственными запасами нефти и природного газа, ее углеводородный потенциал ограничен, так как значительная часть российских нефтегазовых ресурсов (расположенных в арктической климатической зоне на малоосвоенных территориях Сибири и Дальнего Востока) относится к категории труднодоступных или малорентабельных. В то же время за рамками ТЭК характер экономической активности России в регионе по сравнению с 90-ми годами по большому счету принципиально не изменился. Хотя в последние годы отмечается некоторый рост масштабов присутствия России в телекоммуникационной отрасли, а также в сфере услуг ряда стран Центральной Азии, все это пока не меняет общей ориентации межгосударственного экономического сотрудничества на добычу и вывоз из региона энергоресурсов (в основном углеводородов). Но очевидно, что даже это «сотрудничество» не способно оказать стимулирующего воздействия на развитие экономической интеграции в системе «РФ-ЦА» и тем более способствовать эффективному использованию природных ресурсов государств Центральной Азии. Россия просто помогает ряду центральноазиатских стран банально «проедать» свои углеводороды, а не задействовать их на цели экономического развития. Около 36% российско-центральноазиатского товарооборота – это торговля углеводородами.
3.4.1 Новые совместные проекты стран СНГ

Так в таком направлении, ведутся совместные работы с Китаем, планируется усовершенствовать транспортировку нефти и газа, поставляемых из России и Казахстана, в своих западных приграничных регионах.
Вопрос обеспечения углеводородным сырьем является наиболее актуальным для активно развивающейся экономики Китая. Решение проблемы, правительство Китая видит в расширении энергетической кооперации, прежде всего с центрально-азиатскими государствами СНГ - Казахстаном и Россией.
Готовится строительство развитого коридора по транспортировке через Синьцзян-Уйгурский Автономный район в Центральный Китай нефти и газа, импортируемого из стран СНГ.
Помимо уже построенных нефтепроводной ветки "Китай-Казахстан" и первой линии газопроводной системы "Запад-Восток", китайское правительство введет в действие вторые линии этих уже действующих энергосистем.
Согласно планам Китайской национальной нефтегазовой корпорации, будущие газо- и нефтепроводы, строительство которых начнется в 2008 году, протянутся из Синьцзяна в районы дельт рек Чжуцзяна и Янцзы, и будут обладать пропускной способностью в 30 миллиардов кубометров углеводородного сырья в год.
Запланированное расширение газо- и нефтепроводов на территории Синьцзяна, также тесно связано с планами китайского правительства по подключению их к единой системе железных дорог Казахстана и России с целью удобной и быстрой транспортировки в центральные провинции страны.
Кроме того, китайское правительство намерено выделить 2,3 миллиарда юаней (около 307 миллионов долларов) на полную реконструкцию транспортных коммуникаций по направлению к контрольно-пропускным пунктам на всем протяжении границы с сопредельными странами СНГ и Монголии.

Заключение

На сегодняшний момент приоритетной задачей Энергетической стратегии России является углубление интеграции на пространстве СНГ. Основными направлениями сотрудничества со странами Содружества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и в строительстве электроэнергетических объектов.
Продолжится конструктивный диалог со странами-участницами ЕврАзЭс, одним из главных направлений которого является совместное освоение гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии. Сотрудничество с участниками ЕврАзЭС позволило со второго полугодия 2003 года начать реализацию программы поставок электроэнергии из Таджикистана и Кыргызской Республики в Россию транзитом через территорию Узбекистана и Казахстана.
Продолжится формирование единого энергетического пространства и общего энергетического рынка Единого экономического пространства России, Республики Беларусь, Казахстана и Украины.
Россия рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с прикаспийскими странами в области добычи, переработки и транспортировки нефти и газа на мировые рынки. Уже сейчас компания ОАО "НК Лукойл" участвует в нескольких проектах по освоению нефтегазовых месторождений на территории Азербайджанской Республики, принимает активное участие в разработке газоконденсатного месторождения "Шах-Дениз".
Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развития международных энерготранспортных систем и обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей.
Россия будет вовлекать в свой топливно-энергетический баланс углеводородные ресурсы центрально-азиатских стран СНГ, что позволит избежать необходимости форсированных капиталовложений в разработку северных газовых месторождений.
В прошлом году между Российской Федерацией и Туркменистаном было подписано долгосрочное (до 2028 года) соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли. К 2010 году запланировано довести закупку туркменского газа до 70–80 млрд куб. метров.
В течение ближайших лет экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором улучшения стратегической конкурентной позиции российской экономики. При этом страны Содружества Независимых Государств в перспективе по-прежнему будут основными рынками сбыта. Их экономический рост должен сыграть положительную роль в увеличении российского экспорта.
Ожидается, что к 2020 году экспорт российской нефти в страны СНГ возрастёт до 50 млн тонн в год, а газа — до 80 млрд куб. метров.
Россия стремится к расширению сотрудничества в энергетической сфере со странами СНГ и считает, что рациональное использование большого ресурсного потенциала топливно-энергетического комплекса Содружества будет способствовать экономическому росту в наших странах и их успешной интеграции в мировую экономику.

Список использованных источников

1. Интернет-источники статистических данных:
www.gazprom.ru
www.paneuro.ru/main/economic/
www.gazexport.ru
2. Кабылдин К. «КазМунайГаз»: политика в области транспортировки// Oil and Gas of Kazakhstan. -2002. -№ 5-6. -С. 29-31.
3. Конопляник А. Ближний Восток, Россия и Каспий: новые маршруты нефтегазовых потоков// Нефть России. -1998. — № 2. — С. 38-40.
4. Коршак А. А., Шаммазов А. М. Основы нефтегазового дела: Учеб. для вузов. — Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис»,2002. -544 с.
5. Костина Т. Великий китайский трубопровод// Нефть и капитал. - 1997. - № 9. - С. 40-42
6. Костина Г. Казахстан вступил в клуб любителей ОЭГ//Нефтегазовая вертикаль. -2001. -№ 5. -С.66-70.
7. Костина Т. Хождение за три моря//Нефтегазовая вертикаль. -2000. -№ 12. -С.25-27
8.Кравец В., Савушкин С. «ЛУКойл» закрепился на западном берегу//Нефть и капитал. — 2000. — №1. — С. 60-64.
9. Кулибаев Т. «Транспорт нефти и газа»: планы новой компании// Oil and Gas of Kazakhstan. -2001. -№ 3. -С. 34-41
10. Некрасов А., Синяк Ю. Стратегия России на мировых энергетических рынках// Нефть, газ и бизнес. — 1999. — № 1-2. — С. 6-17 Тоня А., Шокшинская Л. Меняем газ на нефть// Нефтегазовая вертикаль. -1999. — № 4. — С. 74-75
11. Макаров А.А., Макарова Т.Е., Шевчук Л.М. Газовая промышленность в энергетической стратегии России до 2020г.// Энергетическая политика. Выпуск 4. 2000г.
12. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 г./Энергетическая политика России на рубеже веков, М.: Папирус ПРО, 2001г.
13. Ремизов В.В. Перспективы развития добычи газа в России// Энергетическая политика, Выпуск 4, 2000г.












www.gazexport.ru

Кабылдин К. «КазМунайГаз»: политика в области транспортировки// Oil and Gas of Kazakhstan. -2002. -№ 5-6. -С. 29-31.
Конопляник А. Ближний Восток, Россия и Каспий: новые маршруты нефтегазовых потоков// Нефть России. -1998. — № 2. — С. 38-40.
www.paneuro.ru/main/economic/

www.gazprom.ru

Коршак А. А., Шаммазов А. М. Основы нефтегазового дела: Учеб. для вузов. — Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис»,2002. -544 с.
Кулибаев Т. «Транспорт нефти и газа»: планы новой компании// Oil and Gas of Kazakhstan. -2001. -№ 3. -С. 34-41
www.paneuro.ru/main/economic/

Костина Т. Хождение за три моря//Нефтегазовая вертикаль. -2000. -№ 12. -С.25-27

Костина Г. Казахстан вступил в клуб любителей ОЭГ//Нефтегазовая вертикаль. -2001. -№ 5. -С.66-70.

Макаров А.А., Макарова Т.Е., Шевчук Л.М. Газовая промышленность в энергетической стратегии России до 2020г.// Энергетическая политика. Выпуск 4. 2000г.
Кравец В., Савушкин С. «ЛУКойл» закрепился на западном берегу//Нефть и капитал. — 2000. — №1. — С. 60-64.
Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 г./Энергетическая политика России на рубеже веков, М.: Папирус ПРО, 2001г.
Костина Т. Великий китайский трубопровод// Нефть и капитал. - 1997. - № 9. - С. 40-42

Ремизов В.В. Перспективы развития добычи газа в России// Энергетическая политика, Выпуск 4, 2000г.




27

1. Интернет-источники статистических данных:
www.gazprom.ru
www.paneuro.ru/main/economic/
www.gazexport.ru
2. Кабылдин К. «КазМунайГаз»: политика в области транспортировки// Oil and Gas of Kazakhstan. -2002. -№ 5-6. -С. 29-31.
3. Конопляник А. Ближний Восток, Россия и Каспий: новые маршруты нефтегазовых потоков// Нефть России. -1998. — № 2. — С. 38-40.
4. Коршак А. А., Шаммазов А. М. Основы нефтегазового дела: Учеб. для вузов. — Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис»,2002. -544 с.
5. Костина Т. Великий китайский трубопровод// Нефть и капитал. - 1997. - № 9. - С. 40-42
6. Костина Г. Казахстан вступил в клуб любителей ОЭГ//Нефтегазовая вертикаль. -2001. -№ 5. -С.66-70.
7. Костина Т. Хождение за три моря//Нефтегазовая вертикаль. -2000. -№ 12. -С.25-27
8.Кравец В., Савушкин С. «ЛУКойл» закрепился на западном берегу//Нефть и капитал. — 2000. — №1. — С. 60-64.
9. Кулибаев Т. «Транспорт нефти и газа»: планы новой компании// Oil and Gas of Kazakhstan. -2001. -№ 3. -С. 34-41
10. Некрасов А., Синяк Ю. Стратегия России на мировых энергетических рынках// Нефть, газ и бизнес. — 1999. — № 1-2. — С. 6-17
Тоня А., Шокшинская Л. Меняем газ на нефть// Нефтегазовая вертикаль. -1999. — № 4. — С. 74-75
11. Макаров А.А., Макарова Т.Е., Шевчук Л.М. Газовая промышленность в энергетической стратегии России до 2020г.// Энергетическая политика. Выпуск 4. 2000г.
12. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 г./Энергетическая политика России на рубеже веков, М.: Папирус ПРО, 2001г.
13. Ремизов В.В. Перспективы развития добычи газа в России// Энергетическая политика, Выпуск 4, 2000г.

Вопрос-ответ:

Каковы основные проблемы транспортировки и добычи газа на пространстве СНГ?

Основные проблемы транспортировки и добычи газа на пространстве СНГ включают газовые войны с Белоруссией и Украиной, а также проблемы при транспортировке и добыче газа в Центральной Азии.

Чем закончились газовые войны с Белоруссией и Украиной?

Газовые войны с Белоруссией и Украиной закончились сигнатурой новых договоров и соглашений, которые урегулировали вопросы по транспортировке и добыче газа между странами.

Какие новые совместные проекты в области транспортировки и добычи газа создают страны СНГ?

Страны СНГ создают новые совместные проекты в области транспортировки и добычи газа, такие как строительство газопровода "Сила Сибири" между Россией и Китаем.

Каковы основные месторождения газа на пространстве СНГ?

Основные месторождения газа на пространстве СНГ находятся в России и эксплуатируются компанией ОАО Газпром.

Какая страна является крупнейшим экспортером газа в СНГ?

Россия является крупнейшим экспортером газа в СНГ.

Какие страны являются крупнейшими экспортерами газа в СНГ?

Крупнейшими экспортерами газа в СНГ являются Россия и Казахстан.

Какая компания является основным добытчиком и экспортером газа в России?

Основным добытчиком и экспортером газа в России является ОАО "Газпром".

Какие проблемы возникают при транспортировке и добыче газа на пространстве СНГ?

Одной из проблем является "газовая война" между Россией и Белоруссией, а также "газовая война" между Россией и Украиной. Также существуют проблемы при транспортировке и добыче газа в Центральной Азии.

Какие новые совместные проекты по транспортировке и добыче газа существуют на территории СНГ?

На территории СНГ существуют новые совместные проекты, такие как "Трансанатолийский газопровод" и "Трансадриатический газопровод", целью которых является укрепление энергетической безопасности региона.