Методы управления и их значение в функционировании организации
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 03.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие и стили управления
2. Основные методы управления
Заключение
Список использованных источников
Неотъемлемым признаком коллектива является управление, без которого он не может существовать, так как любой труд требует организации, планирования, регулирования и координации. Деятельность каждого ее члена подчиняется общим интересам.
Специальные методы управления – это управление социальными процессами на базе познания объективных законов развития общества и социологических исследований, позволяющих собирать информацию о производственных коллективах.
Исследованию подлежат условия труда, квалификация и профессиональный уровень работников, заболеваемость и производственный травматизм, степень удовлетворения потребностей физического и духовного развития членов коллектива за счет общественных фондов и др.
Применяются различные методы сбора социальной информации, которые в целом дают возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объективность и своевременность. К ним относятся интервьюирование, анкетирование, анализ документов, составление структурных карт, наблюдения и самонаблюдения, социальный эксперимент.
Интервьюирование – широко применяемый метод получения социальной информации при оперативном управлении коллективом. Проводиться в двух формах: стандартизированный и нестандартизированный. В первом случае он применяется по заранее подготовленным целенаправленным вопросам, во втором – допускаются вариации и импровизации со стороны опрашиваемого. Объективность ответов во многом зависит от обстановки и личного обаяния опрашиваемого, поэтому заранее следует предусмотреть не только вопросы, но и манеру проведения беседы.
Анкетирование применяется в случае необходимости сбора массовой информации о групповых и межличностных отношениях в трудовом коллективе при помощи опросных листов – анкет. Вопросы должны быть четко сформулированы, понятны. Анкеты могут быть закрытыми и открытыми. В открытых анкетах даются развернутые и подробные ответы, в закрытых предлагается перечень возможных ответов, из которых опрашиваемый выбирает один, соответствующий его точке зрения.
Анализу могут подвергаться плановые и отчетные документы о производственном процессе, производительности труда, конечных результатах работы, а также документы общественных организаций, стенная и многотиражная печать, личные дела работников, наградные и другие документы, относящиеся к деятельности коллектива или каждого ее члена.
Структурные карты – метод, позволяющий при помощи социолограмм изучить общественные отношения между членами трудового коллектива. На графике можно отображать такие психологические элементы, как симпатия, антипатия, предпочтение, лидерство, неприязнь.
Эксперимент – метод, основанный на создании специальных условий для работы коллектива или на наблюдении за ним в производственной деятельности. В первом случае он носит название лабораторного, во втором – естественного.
Следующий этап – обработка и анализ социальной информации, группировка ее по различным признакам.
Социологическое исследование на промышленных предприятиях проводится, как правило, подготовленными специалистами – социологами. Методы социального регулирования направлены на повышение производственной активности – обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, чествований, торжественных вечеров, конкурсов и т. д..
Методы социального нормирования предполагают установление норм морали и этики поведения в трудовом коллективе. Они принимают конкретное выражение в правилах внутреннего распорядка, уставах общественных организаций, правилах производственного этикета.
Методы морального стимулирования предусматривают моральное стимулирование коллективов и личное: коллективное – за выполнение и перевыполнение плановых заданий (награждение почетными званиями, орденами, медалями, присвоение почетных званий); личное – за достижение высоких трудовых показателей (благодарности, грамоты, занесение на Доску почета, награждение вымпелами, знаками почета, медалями, орденами).
Цель социального планирования – прогрессивное изменение структуры работающих, улучшение условий работы и формирование сознательного отношения к труду, повышение общеобразовательного уровня трудящихся и их роли в управлении производством, эстетическое развитие личности.
Помимо сферы трудовой деятельности социальное планирование охватывает область общественного сознания и общественную активность членов коллектива.
Социальное планирование должно быть тесно связано с технико-экономическим планированием. Показатели плана социального развития должны быть обязательно согласованы с планом технического развития производства и повышения его эффективности, внедрением прогрессивной технологии, планом по труду и заработной плате.
Психологические методы представляют собой способы регулирования межличностных отношений путем создания в коллективе оптимального психологического климата. Деятельность человека основывается на мысленном восприятии окружающего мира, в результате которого создаются определенные эмоции (положительные и отрицательные) как продукт функционирования головного мозга. Положительная реакция психики человека в условиях производственной среды оказывает непосредственное воздействие, с одной стороны, на его личные результаты, а с другой – на результаты деятельности всего коллектива. Руководитель должен создать такой психологический климат, который способствовал бы работоспособности коллектива и каждого его члена. Этого можно достигнуть путем комплектования малых групп, гуманизации труда, мотивизации, профессионального отбора и обучения работников.
Комплектованию малых групп должны предшествовать специальные исследования психологической совместимости работников, выявление их симпатий и антипатий. Методы гуманизации труда предполагают исследование психологического влияния на работников цвета, музыки, монотонности и др. Мотивизация – психологическое побуждение к труду, вызванное интересом, удовлетворенностью. Мотивов к труду может быть много, но наиболее существенными являются: содержание трудовой деятельности, заработная плата и возможность продвижения по работе.
Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традиции, профессиональная гордость, перспектива роста, привлекательность труда и т.п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменить их, вызвать внутреннюю заинтересованность в трудовой деятельности. Руководитель должен также постоянно заниматься профессиональным отбором и обучением кадров, уделять большое внимание соответствию психологических качеств предстоящей работе.
Производственная педагогика. Овладение основами педагогических знаний и навыков – обязанность каждого руководителя, поскольку управленческая деятельность всегда содержит в себе известный элемент педагогики.
В управленческой деятельности каждый должен:
разъяснять работникам перспективы развития общества, а также их возможности в осуществлении долгосрочных целей и на этой основе решать сложные, но вместе с тем выполнимые задачи;
знакомить работников с целями, задачами и результатами производственной работы;
формировать цели и задачи вместе с работниками, чтобы они сознательно и систематически повышали предъявляемые к ним требования;
в воспитательной работе и при постановке задач, а также в процессе контроля за их решением учитывать индивидуальные особенности каждого работника;
ориентировать работников на рациональную деятельность, принимать во внимание их вероятную реакцию на получение задания и методы стимулирования.
Заключение
Цель работы достигнута, широко раскрыты и проанализированы главные методы управления:
организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Метод управления – это совокупность однородных приемов и операций целенаправленного воздействия на объект управления для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.
С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения. Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя.
Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности
Список использованных источников
1. Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие.- М.: ТК. Велби, изд-во Проспект, 2007. – 432 с.
2. Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием: Учебник.- М.: Тандем, ЭКМОС, 2008. - 336 с.
3. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра –М, 2006.- 352 с.
4. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учеб. пос.- СПб.: Изд-во "Северо-Запад", 2007. - 310 с.
5. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебое пособие.-.: Инфра-М, 2006.- 416 с.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Уч. пос. для вузов. - М.: ДеКА, 2007.- 304 с.
7. Петровский А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал, 2008. - Т/ 2, - №2 - С. 37-44
8. Осипова-Дербас Л.В., Кармаев Н.А., Войцеховский С.Н. Социология и психология управления: Учебное пособие / Под ред. проф. Оганяна К.М. СПб: «Издательский дом «Бизнес пресса»», 2007. – 248 с.
9. Уколов В.Ф. Теория управления: Учеб. для вузов/ В.Ф. Уколов., А.М. Масс, И.К. Быстряков.- 3-е изд., доп. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2007. – 696 с.
10. Управление организацией: Учеб. для высших уч. зав./Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2007. - 669 с.
Уколов В.Ф. Теория управления: Учеб. для вузов/ В.Ф. Уколов., А.М. Масс, И.К. Быстряков.- 3-е изд., доп. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2007. – 696 с.
Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие.- М.: ТК. Велби, изд-во Проспект, 2007. – 432 с.
Осипова-Дербас Л.В., Кармаев Н.А., Войцеховский С.Н. Социология и психология управления: Учебное пособие / Под ред. проф. Оганяна К.М. СПб: «Издательский дом «Бизнес пресса»», 2007. – 248 с.
Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учеб. пос.- СПб.: Изд-во "Северо-Запад", 2007. - 310 с.
Петровский А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал, 2008. - Т/ 2, - №2 - С. 37-44
Управление организацией: Учеб. для высших уч. зав./Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2007. - 669 с.
Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Уч. пос. для вузов. - М.: ДеКА, 2007.- 304 с.
Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебое пособие.-.: Инфра-М, 2006.- 416 с.
Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием: Учебник.- М.: Тандем, ЭКМОС, 2008. - 336 с.
2
По источнику
воздействия
Организационные методы управления
По направлению воздействия
Организационно- стабилизирующее воздействие
Распорядительное воздействие
Дисциплинарное воздействие
Общеорганизационное
Регламентирование
Нормы времени
Функциональное
Должностное
Структурное
Нормирование
Нормы численности
Нормы выработки
Нормы соотносительности
Нормы величины
Инструктирование
Ознакомление
Объяснение
Совет
Предостережение
Разъяснение
2. Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием: Учебник.- М.: Тандем, ЭКМОС, 2008. - 336 с.
3. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра –М, 2006.- 352 с.
4. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учеб. пос.- СПб.: Изд-во "Северо-Запад", 2007. - 310 с.
5. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебое пособие.-.: Инфра-М, 2006.- 416 с.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Уч. пос. для вузов. - М.: ДеКА, 2007.- 304 с.
7. Петровский А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал, 2008. - Т/ 2, - №2 - С. 37-44
8. Осипова-Дербас Л.В., Кармаев Н.А., Войцеховский С.Н. Социология и психология управления: Учебное пособие / Под ред. проф. Оганяна К.М. СПб: «Издательский дом «Бизнес пресса»», 2007. – 248 с.
9. Уколов В.Ф. Теория управления: Учеб. для вузов/ В.Ф. Уколов., А.М. Масс, И.К. Быстряков.- 3-е изд., доп. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2007. – 696 с.
10. Управление организацией: Учеб. для высших уч. зав./Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2007. - 669 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеют методы управления для функционирования организации?
Методы управления имеют важное значение для функционирования организации, так как они обеспечивают организацию планирования, регулирования и координации деятельности всех ее членов, а также управление социальными процессами на базе законов развития коллектива.
Что такое понятие и стили управления?
Понятие управления включает в себя организацию, планирование, регулирование и координацию деятельности коллектива. Стили управления определяются личностью руководителя и включают авторитарный, демократический и либеральный стили.
Какие основные методы управления существуют?
Основные методы управления включают принуждение, стимулирование, контроль, предупреждение, разъяснение и коммуникацию. Эти методы позволяют достичь целей организации и эффективно управлять коллективом.
Какие источники можно использовать при изучении методов управления?
При изучении методов управления можно использовать такие источники, как научные статьи, книги по управлению, учебники, опыт других руководителей и консультантов по управлению.
Почему управление является неотъемлемым признаком коллектива?
Управление является неотъемлемым признаком коллектива, так как любой труд требует организации, планирования, регулирования и координации. Деятельность каждого члена коллектива подчиняется общим интересам, которые реализуются через управление.
Что такое управление и почему оно важно для функционирования организации?
Управление - это процесс планирования, организации, регулирования и координации деятельности в организации с целью достижения поставленных задач и целей. Оно важно для функционирования организации, так как обеспечивает эффективное использование ресурсов, правильное распределение обязанностей и установление контроля над работой коллектива. Без управления организация не сможет достичь своих целей и достаточно организованно функционировать.
Какие стили управления существуют?
Существуют различные стили управления, включая авторитарный, демократический и лаиссеферный стили. Авторитарный стиль характеризуется односторонними указаниями и контролем со стороны руководителя. Демократический стиль включает участие сотрудников в процессе принятия решений и обсуждении вопросов, что способствует их мотивации и креативности. Лаиссеферный стиль предполагает минимальное вмешательство руководителя, оставляя полную свободу действий сотрудникам. Каждый стиль имеет свои преимущества и недостатки и может быть применен в зависимости от конкретной ситуации и требований организации.
Какие основные методы управления существуют?
Существуют различные методы управления, включая иерархический метод, функциональный метод, матричный метод, проектный метод, системный метод и другие. Иерархический метод основан на цепи командования и подразделении труда в организации. Функциональный метод предполагает группировку сотрудников по функциональным обязанностям. Матричный метод сочетает элементы иерархического и функционального методов. Проектный метод используется в управлении проектами. Системный метод основан на анализе системы организации в целом и ее взаимосвязей. Каждый метод имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретной ситуации и целей организации.
Что такое методы управления и какое значение они имеют в функционировании организации?
Методы управления-это специальные приемы и способы регулирования, планирования и координации деятельности коллектива. Они имеют огромное значение в функционировании организации, так как позволяют обеспечить эффективное использование ресурсов, достижение поставленных целей и повышение производительности труда.