- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Сущность федерализма и история его становления в России
1.1. Понятие и признаки федерализма
1.2. Этапы становления федерализма в России
1.3. Специфика современного федерализма
2. Проблемы российского федерализма и перспективы его развития
2.1. Проблемы российского федерализма
2.2. Перспективы федерализма в Российской федерации
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
Смотря, на что будет делаться упор - на размещение федеральных органов государственной власти либо на фактор двух столиц в Российской Федерации.
Существует проблема национальной политики (в области межнациональных отношений). Упразднив соответствующее министерство, руководство страны показало, что оно не намерено выделять этот блок в государственную проблему, требующую постоянного внимания на таком уровне, в такой плоскости. Может быть, это и было своевременно на момент принятия решения, но, учитывая, что общество привыкло к наличию органов, специально занимающихся этнополитикой, в целом межнациональными отношениями, к тому, что высшее руководство страны всегда высказывалось по этому вопросу (так или иначе), целесообразно было бы обозначить позицию по данному направлению политики. До сих пор из Посланий Президента В.В. Путина Федеральному Собранию трудно было выявить четкую позицию по «национальному вопросу».
Практической проблемой является и процесс «укрупнения» субъектов Федерации. Соответствующий Федеральный Конституционный закон имеется. Вопрос состоит в политической воле и правильном выборе, «кого с кем» объединить. С этой и других точек зрения назревает проблема парламентаризма в целом и формирования Совета Федерации в частности.
Далеко не все вопросы решены в области судоустройства. Здесь, кажется, проблема куда серьезней, чем можно предполагать. Однако история любого государства изобилует фактами создания, упразднения, реорганизации государственных структур. Особенно это актуально для стран, находящихся в состоянии «вечного» поиска, «стабильного» переходного периода. Россия относится к числу таких стран. В какой-то мере это нужно не только для самосохранения, но и для развития. Однако рано или поздно необходимо переходить к созданию структур не на «потребу дня», а на века.
2.2. Перспективы федерализма в Российской федерации
В целом, при рассмотрении перспектив российского федерализма можно выделить, по нашему мнению, несколько основных моментов, наиболее полно определяющих сущность рассматриваемого вопроса.
Во-первых, федерализм - сложившаяся и необратимая категория в условиях современной многонациональной и поликонфессиональной России. Федерацию необходимо развивать исключительно в рамках существующих конституционных механизмов. Следует исключить односторонние попытки пересмотра национально-территориального устройства Российской Федерации, содействовать созданию правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению интересов народов России, выработать государственные меры раннего предупреждения межнациональных конфликтов, более активно применять конституционно предусмотренные возможности совершенствования федерального и регионального законодательства.
Существует необходимость регулярного проведения всестороннего мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономической и политической ситуации в субъектах Российской Федерации с целью разработки системы обоснованных показателей, необходимых для принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях.
Во-вторых, опыт зарубежных федеративных государств, типовые модели межэтнических федеративных образований, пути и способы преодоления государственно-правовых и общественных противоречий необходимы для федеративной государственности России и в полной мере востребованы динамикой развития российского федерализма. Однако зарубежный опыт может быть применим только с учетом исторических традиций и современных условий эволюции федеративных отношений в Российской Федерации. При адаптации опыта зарубежных федераций важны качественные и в меньшей степени количественные или статистические макросоциальные единицы компаративного измерения. Исходя из рассмотренных вариантов и путей преодоления кризисных условий, целесообразно обеспечить правовые основы антикризисной политики на всех уровнях Федерации: федеральном, субъектном, местном. Следует предусматривать в федеральных программах специальные региональные разделы, определяющие допустимые пределы различий с учетом экономических, социальных, ресурсных, национально-этнических и иных объективных особенностей субъектов Российской Федерации. Сравнительный анализ зарубежной практики бюджетного федерализма диктует необходимость приведения в соответствие выделяемых Центром средств и ресурсов с предметами ведения и полномочиями, определенными в соответствующих статьях Конституции РФ и двусторонних договорах между органами власти Федерации и ее субъектов.
В-третьих, существует «специфика неопределенно долгого переходного периода, характеризующегося особой остротой проблем и межнациональных противоречий, проявляющихся в ходе государственного строительства и общественного развития. Неопределенно долгий переходный период диктует свои условия политических действий, предпринимаемых органами власти всех уровней». Целесообразно провести полномасштабный анализ договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов с целью закрепления в федеральном законодательстве уже на стадии переходного периода норм, оправдавших себя в практике договорного процесса.
Как нам представляется, следует систематизировать все виды договорного регулирования взаимоотношений между правительством РФ и органами власти ее субъектов, продолжить заключение договоров и соглашений между органами власти РФ и органами власти ее субъектов о взаимной передаче части своих полномочий с учетом их компетенции, установленной законодательством. Вместе с тем оправданной является работа по обобщению наиболее принципиальных общих положений, содержащихся в договорах, и выработки дополнений и поправок к федеральному законодательству в этой области.
Только постепенная, кропотливая, конструктивная и созидательная работа всех заинтересованных сторон может дать ожидаемый результат - единую демократическую федерацию свободных и самостоятельных ее членов. Взаимодействие органов исполнительной власти в реализации основных принципов региональной политики является важным условием, соответствующим федеративному устройству государства.
В-четвертых, базовыми ценностями федеративного государства остаются права и свободы человека, национальная и религиозная идентичность. Общество, где права и свободы человека признаются фундаментальной приоритетной ценностью и основополагающим принципом организации и осуществления государственной власти, формируется в течение неопределенно долгого переходного периода в условиях длительного демократического правления. Государственно-правовое устройство федеративного государства, как вытекает из исследованных моделей федерализма, прежде всего должно представлять собой «институциональные базовые гарантии прав и свобод человека, реализуемые через субсидиарность. Права и свободы человека и гражданина должны быть абсолютным приоритетом по отношению к любой другой цели или интересам отдельных системоцентричных этнических и территориальных групп населения».
Хорошо известно, что федерализм - это не просто форма государственного устройства; это - сложный, порой мучительный для политиков, государственных деятелей и для широких слоев населения поиск решений и компромиссов, преодоление кажущихся непреодолимыми противоречий.
В-пятых, федерализм предполагает развитое местное самоуправление, поскольку принцип субсидиарности может быть реализован только при наличии дееспособных органов местного уровня, которые способны освободить субъекты от ряда функций и полномочий. Пока же практика государственного строительства демонстрирует невнимание государства к проблемам местного самоуправления. Более того, в ряде субъектов Федерации роль местного самоуправления все еще скорее декоративна и декларативна.
В-шестых, федерализм - это путь к согласию и справедливости, без которых невозможно построение правового демократического общества. Демократическое общество по своей природе плюралистично. В нем сосуществуют различные - порой несовместимые и конфликтующие - политические, экономические, нравственные, философские, религиозные идеи, ценности, предпочтения, целостные концепции и доктрины, поддерживаемые теми или иными политическими, социальными и общественными группами. А общественное согласие членов федерации формируется на базе основополагающих принципов, которые не поглощают всех существующих различий, а лишь вбирают их и адаптируют к важнейшим общественным ценностям.
Заключение
Федерализм – понятие многоплановое. В узком смысле оно обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственного управления. В более широком – сочетание самоуправления и домового правления через предусмотренное Конституцией соучастие во власти на основе децентрализации, т.е. разделения компетенции властей. В последние годы заметное место в зарубежных федералистских исследованиях отводится поиску философских корней федерализма. Федерализм является не просто политической и правовой доктриной, но и своеобразным учением не только о государстве, но и о человеке.
Будучи применяем на разных континентах, федерализм, тем не менее, имеет много общего. В то же время каждое федеративное государство имеет право на особенность, на отличие.
Как процесс возникновения, развертывания и разрешения противоречия между централизацией и децентрализацией государственной власти (противоречия по поводу единства и разделения государственной власти в федеративной системе), представляется целесообразным выделить пять этапов ее самодвижения и саморазвития и, соответственно, пять этапов становления российского федерализма:
- создание и развитие РСФСР (1917-1990);
- суверенизация Российской Федерации и ее субъектов (1990-1992);
- развитие федеративных отношений на основе Федеративного договора (1992-1993).
- развитие федеративных отношений на основе Конституции Российской Федерации и договоров с ее субъектами (1993-1999);
- федеративная реформа в России (с 2000 - по настоящее время).
На мой взгляд, сегодня российский федерализм вышел на очередную, несомненно, более высокую ступень своего развития, которая, качественно отличаясь от предшествовавших ступеней, в то же время отнюдь не означает завершения процесса формирования самого федерализма.
Исторический вызов, брошенный России, относится к сущностным вопросам исторического обустройства народов и земель в едином государстве. Поэтому первоочередной и стратегически важной, на мой взгляд, является проблема укрепления Российской Федерации на принципах демократии и федерализма. Совершенствование федеративных отношений в Российской Федерации станет одним из шагов четкого и последовательного правового, а не субъективного, административного и тем более конъюнктурного решения вопроса управления Федерацией, от которого зависит перспектива развития целостности и эффективности функционирования российского федеративного государства. Речь идет об упорядочении системы государственной власти, формировании таких правоотношений, которые позволяли бы раскрыть в полной мере во всех сферах российского общества и государства государственно-правовой потенциал российского федерализма. И важно всем объединить свои усилия в решении проблем федерализма и безотлагательно продолжить серьезную работу по упорядочению федеративных отношений, укреплению российской государственности в современных условиях, которую начал Президент Российской Федерации.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000г. № 849 в ред. от 21.03.2005г. № 316 // http://www.consultant.ru.
Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993г. № 4802-1 в ред. от 26.06.2007г. № 118-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф.. Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. – М., 2003.
Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000.
Аринин А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. - М., 1997.
Аринин А., Марченко Г. Уроки и проблемы становления российского федерализма. – М., 2004.
Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. - М., 1999.
Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2005.
Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. - М., 2002.
Проблемы и перспективы развития федерализма в России. Доклад Совета по внешней и оборонной политике. – М., 2006.
Россия федеративная: проблемы и перспективы. Под общей редакцией В.Н. Иванова. - М., 2001.
Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI век: (Социально-философский анализ и прогноз). – М., 2000.
Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации» (1917-1922). М.: СПАРК, 2003.
Умнова И.А Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 2004. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. – М.: МЗ-ПРЕСС, 2006.
Великая Н., Шишкин В. Российский федерализм: проблемы и перспективы развития // Свободная мысль. №10, 2002.
Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. № 11, 2003.
Захаров А. К вопросу о «федералистской культуре» // Общая тетрадь. Вестник Московской школы политических исследований. №1 (16), 2001.
Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. №8-9, 1994.
Филиппов В.Р. Договорная федерация и эксклюзивная этничность // Федерализм. №4, 2002.
Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Политические исследования. №5, 1995.
Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Политические исследования. №5, 1995. С. 108.
Захаров А. К вопросу о «федералистской культуре» // Общая тетрадь. Вестник Московской школы политических исследований. №1 (16), 2001. С. 32.
Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2005. С. 5.
Умнова И.А Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 2004. С. 13.
Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. - М., 1999. С. 7.
Россия федеративная: проблемы и перспективы. Под общей редакцией В.Н. Иванова. - М., 2001. С. 12.
Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. № 11, 2003.
Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. - М., 2002. С. 19.
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф.. Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. – М., 2003.
Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации» (1917-1922). М.: СПАРК, 2003. С. 329.
Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI век: (Социально-философский анализ и прогноз). – М., 2000. С. 159.
Аринин А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. - М., 1997. С. 53.
Филиппов В.Р. Договорная федерация и эксклюзивная этничность // Федерализм. №4, 2002. С. 192.
Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. С. 260.
Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. №8-9, 1994. С. 43.
Черепанов В.А. Теория российского федерализма. – М.: МЗ-ПРЕСС, 2006. С. 152.
Аринин А., Марченко Г. Уроки и проблемы становления российского федерализма. – М., 2004. С. 139.
Смирнягин Л. Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки. – М., 2000. С. 18.
Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000г. № 849 в ред. от 21.03.2005г. № 316 // http://www.consultant.ru.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 70.
Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993г. № 4802-1 в ред. от 26.06.2007г. № 118-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Великая Н., Шишкин В. Российский федерализм: проблемы и перспективы развития // Свободная мысль. №10, 2002. С. 16.
Столяров М. Федеративные отношения 2005: стратегия перспектив. – Материалы Конференции «Будущее российского федерализма: политический и этнический факторы» 25-26 февраля 2005 года». С. 63.
Проблемы и перспективы развития федерализма в России. Доклад Совета по внешней и оборонной политике. – М., 2006. С. 41.
2
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
2.Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000г. № 849 в ред. от 21.03.2005г. № 316 // http://www.consultant.ru.
3.Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993г. № 4802-1 в ред. от 26.06.2007г. № 118-ФЗ // http://www.consultant.ru.
4.Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф.. Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. – М., 2003.
5.Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000.
6.Аринин А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. - М., 1997.
7.Аринин А., Марченко Г. Уроки и проблемы становления российского федерализма. – М., 2004.
8.Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. - М., 1999.
9.Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2005.
10.Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. - М., 2002.
11.Проблемы и перспективы развития федерализма в России. Доклад Совета по внешней и оборонной политике. – М., 2006.
12.Россия федеративная: проблемы и перспективы. Под общей редакцией В.Н. Иванова. - М., 2001.
13.Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI век: (Социально-философский анализ и прогноз). – М., 2000.
14.Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации» (1917-1922). М.: СПАРК, 2003.
15.Умнова И.А Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 2004. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. – М.: МЗ-ПРЕСС, 2006.
16.Великая Н., Шишкин В. Российский федерализм: проблемы и перспективы развития // Свободная мысль. №10, 2002.
17.Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. № 11, 2003.
18.Захаров А. К вопросу о «федералистской культуре» // Общая тетрадь. Вестник Московской школы политических исследований. №1 (16), 2001.
19.Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. №8-9, 1994.
20.Филиппов В.Р. Договорная федерация и эксклюзивная этничность // Федерализм. №4, 2002.
21.Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Политические исследования. №5, 1995.
Вопрос-ответ:
Что такое федерализм?
Федерализм - это политическая доктрина, основанная на принципе разделения власти между центральным правительством и региональными единицами. Он предполагает, что региональные единицы сохраняют определенную степень автономии и имеют право решать некоторые вопросы самостоятельно.
Каковы признаки федерализма?
Основные признаки федерализма включают: разделение властей между центральным правительством и региональными единицами; наличие конституционной гарантии автономии регионов; участие региональных представителей в принятии решений на федеральном уровне; право регионов на самоуправление и др.
Какие этапы прошло становление федерализма в России?
Становление федерализма в России проходило в несколько этапов. Первые попытки создания федеративного устройства относятся к XV-XVI векам, когда существовали различные княжества и государства на территории Русского государства. Следующим этапом была федерализация после распада Российской империи в 1917 году. Советская власть распределила территории по национальным республикам и автономным регионам. Современный этап становления федерализма в России связан с конституционными реформами после развала СССР в 1991 году.
Каковы проблемы российского федерализма?
Проблемы российского федерализма включают: ограничение автономии регионов в пользу центрального правительства; отсутствие равноправия и дифференциации поступлений между регионами; конфликты между центральным и региональным уровнями власти; слабость механизмов межрегионального сотрудничества и т.д.
Каковы перспективы развития федерализма в России?
Перспективы развития федерализма в России могут быть связаны с совершенствованием системы межрегиональных отношений, укреплением автономии регионов, развитием механизмов федерального финансирования и повышением уровня участия граждан в принятии решений на региональном и федеральном уровнях.
Что такое федерализм?
Федерализм - это политическая и правовая концепция, основанная на разделении властных полномочий между центральным государством и его территориальными единицами (штатами, регионами и т.д.). Федерализм стремится к сохранению единства государства при учете интересов и особенностей местных территорий.
Как становился федерализм в России?
Федерализм в России начал формироваться в XIX - XX веках, во время создания российской империи и СССР. В основе становления российского федерализма лежит стремление учитывать особенности и интересы различных народов и регионов страны, сохраняя при этом единство государства.
Какие этапы становления федерализма можно выделить в России?
Становление российского федерализма можно разделить на несколько этапов. Первый этап - создание российской империи, когда княжества и земли объединялись под единой властью, сохраняя свою внутреннюю самоуправляемость. Второй этап - формирование Советского Союза, когда создавались автономные республики и автономные области, с сохранением своей внутренней организации.
Какие проблемы существуют в российском федерализме?
В российском федерализме существуют некоторые проблемы. Одна из главных проблем - неравномерное распределение финансовых ресурсов между федеральным и региональным уровнями, что ведет к неравному развитию регионов. Также существуют проблемы с конфликтами в компетенциях между федеральными и региональными органами власти.
Каковы перспективы развития федерализма в России?
Перспективы развития федерализма в России связаны с учетом и урегулированием интересов и потребностей регионов. Возможны изменения в системе финансового распределения, более четкое разделение компетенций между центральным и региональными органами власти, а также усиление роли местного самоуправления.
Какая сущность у федерализма и как он стал развиваться в России?
Федерализм - это политическая система, в которой власть разделена между центральным правительством и региональными единицами. Он основывается на принципе самоуправления и сохранении культурной и политической самобытности регионов. В России федерализм начал становиться с момента распада СССР в 1991 году. В результате этого процесса были созданы и утверждены конституции регионов, гарантирующие им определенные полномочия и права.