Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 09.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОСТРОЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Система органов исполнительной власти в субъектах Федерации
1.2. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
ГЛАВА II. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Отдельный закон о статусе высшего должностного лица субъекта РФ призван решить следующие задачи:
- детализировать закрепленные в конституциях и уставах процедуры вступления в должность, прекращения исполнения полномочий, временного исполнения обязанностей высшего должностного лица и других конституционных процедур;
- определить компетенцию высшего должностного лица в различных сферах и областях, произвести специализацию полномочий в зависимости от направления деятельности;
- обеспечить при помощи бланкетных предписаний взаимосвязанность правовых норм о деятельности высшего должностного лица, содержащихся в федеральном законодательстве и законодательстве субъекта Федерации;
- установить правила публично-служебной деятельности, в том числе время труда и отдыха, порядок выплаты денежного содержания, а также социальные гарантии действующему и прекратившему исполнение полномочий высшему должностному лицу и его семье;
- установить правовое положение, структуру, функциональные задачи и полномочия аппарата (администрации) высшего должностного лица.
Конституционное закрепление правового характера Российского государства (ст. 1 Конституции РФ) означает подчинение праву всех его органов и должностных лиц. В процессе осуществления своих полномочий высшее должностное лицо (руководитель высшего органа исполнительно власти) субъекта РФ обязано соблюдать как федеральное законодательство: Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; так и региональное законодательство: конституцию (устав) субъекта РФ; законы субъекта Федерации. Кроме того, практическая реализация конституционного требования единства системы исполнительной власти в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов налагает на высшее должностное лицо субъекта РФ обязанность исполнять подзаконные федеральные нормативные правовые акты: указы Президента РФ и постановления Правительства России. Исходя из положения, зафиксированного в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, вполне логичным является предъявление требования к руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России исполнять также и зарегистрированные в Минюсте России нормативно-правовые акты федеральных министерств.
Глава II. Органы исполнительной власти в Новосибирской области и республики хакасия
Новосибирская область является субъектом Российской Федерации. Статус Новосибирской области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Новосибирской области. На территорию Новосибирской области распространяется суверенитет Российской Федерации. Новосибирская область вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти.
Государственная власть, как в Новосибирской области, так и в Республике Хакасия осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Новосибирской области осуществляют Губернатор Новосибирской области, Новосибирский областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области и иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, Уставный суд Новосибирской области и мировые судьи Новосибирской области.
В Республике Хакасия (далее РХ) государственную власть осуществляют Председатель Правительства РХ, Верховный Совет РХ (законодательный орган), Правительство РХ (исполнительный орган власти), мировые судьи РХ.
Администрация Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на всей территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, а также принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.
Администрация Новосибирской области наделена общей компетенцией, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Администрация Новосибирской области возглавляет систему органов исполнительной власти Новосибирской области и осуществляет общее руководство их деятельностью.
В Республике Хакасия исполнительный орган власти – Правительство РФ, которое возглавляет Председатель Правительства РХ, который одновременно является главой субъекта.
Схема 1
Сравнительный анализ органов государственной власти Республики Хакасия и Новосибирской области
В этом смысле с Новосибирской областью, Республику Хакасия отличает статус главы субъекта. То есть Конституция Республики Хакасия предусматривает обязательное вхождение главы республики в систему исполнительной власти. Согласно ст. 89 Председатель Правительства как высшее должностное лицо республики избирается гражданами республики.
Финансирование администрации Новосибирской области осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Структурными подразделениями администрации Новосибирской области являются департаменты, комитеты, отделы.
Администрация Новосибирской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и иных сферах.
Администрация Новосибирской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Новосибирской области, постановлений Губернатора Новосибирской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издаёт постановления, а также обеспечивает их исполнение.
По вопросам, не требующим нормативного регулирования, администрация Новосибирской области издаёт распоряжения.
Губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Новосибирской области.
В республике Хакасия возглавляет субъект Председатель Правительства РХ и является высшим должностным лицом.
Как главой РХ, так и главой Новосибирской области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
Отличием двух субъектов является срок полномочий. Так, гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Новосибирской области Новосибирским областным Советом депутатов по представлению Президента Российской Федерации сроком на пять лет. В Республике Хакасия срок полномочий Председателя Правительства РХ составляет 4 года (ст. 89 Конституции РХ).
Схема 2
Срок полномочий высших должностных лиц Новосибирской области и Республики Хакасия
Губернатор Новосибирской области, а также Председатель РХ не могут быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности субъекта Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Губернатор Новосибирской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области - администрацию Новосибирской области. А Председатель Правительства РХ возглавляет Правительство РХ – исполнительный орган государственной власти.
Должность Губернатора Новосибирской области является государственной должностью Новосибирской области.
Губернатор Новосибирской области обнародует Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, удостоверяя обнародование путем их подписания, либо отклоняет законы Новосибирской области; распоряжается в пределах своей компетенции средствами областного бюджета Новосибирской области; на основании, в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Новосибирской области издает: по вопросам, требующим нормативного регулирования – постановления по всем остальным вопросам - распоряжения; определяет структуру областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области; награждает наградами Новосибирской области, присваивает почетные звания в соответствии с законом Новосибирской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области.
Председатель Правительства Республики Хакасия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Хакасия. В случае противоречия этих актов Конституции Республики Хакасия, закону Республики Хакасия действует Конституция Республики Хакасия, закон Республики Хакасия.
Таким образом, сравнивая исполнительную власть двух субъектов РФ – Новосибирской области и Республики Хакасия следует отметить, что в большей степени исполнительная власть схожа по своему содержанию и отвечает конституционным установлениям принципа разделения властей. Однако в некоторых моментах организация исполнительной власти отличается, что обусловлено спецификой регионов.
глава 3. совершенствование деятельности исполнительных органов власти на современном этапе
На сегодняшний день можно говорить о наличии основательной законодательной платформы для функционирования и дальнейшего совершенствования деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ.
Административная реформа в современной России и реализация конституционных основ федерализма предполагают двуединый процесс: с одной стороны, сохранение единства и территориальной целостности Российского государства, обеспечение интересов Федерации в целом, а с другой - децентрализацию власти, расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение степени их ответственности перед населением. Это обусловливает выравнивание реальных прав субъектов Российской Федерации, осуществление мер экономического, административного и правового характера, обеспечивающих сочетание федеральной поддержки тех или иных субъектов со стимулированием их экономической самостоятельности и активности. Государственное единство центра и регионов России достигается диалектическим сочетанием незыблемости основных начал организации органов государственной власти на всех ее уровнях и инвариантности, свойственной конкретным субъектам.
Децентрализация власти путем закрепления за субъектами Российской Федерации возможно большего числа полномочий в сфере совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти должна способствовать повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти Федерации и ее субъектов, стабильному развитию Российского государства и укреплению его единства.
Сегодняшняя система регионального политико-административного управления зависит от статуса исполнительной и законодательной власти, взаимоотношений региональных властей и местного самоуправления, от способности исполнительной власти централизовать экономические ресурсы региона. Кроме того, эффективность управления на региональном уровне зависит от точного определения функций и разграничения полномочий исполнительных и представительных органов власти, установления процедур их взаимодействия, оснований и видов ответственности. Неурегулированность обозначенных выше проблем создает массу проблем для дальнейшего сбалансированного и поступательного развития республику как субъектов Российской Федерации.
В рамках административной реформы «все признаки формируемого в России механизма властных отношений могут быть эффективными лишь при взаимодействии «интересов» регионов и Центра. На этой основе властные структуры регионов, превращаясь в реальные субъекты преобразований, призваны в этом процессе обеспечивать решение не только местных, но и общефедеральных задач»
Главная задача - повысить эффективность совместной работы органов исполнительной и муниципальной власти. Для этого необходимо, прежде всего, определить стратегию, сделать шаги по совершенствованию законодательной базы, составить долгосрочные планы работы муниципальных образований.
Кроме того, необходимо совершенствовать и другие сферы функционирования исполнительной власти.
Материальным и финансовым обеспечением органов исполнительной власти субъекта РФ могут заниматься и структурное подразделение органа исполнительной власти (бухгалтерия, хозяйственный блок), и самостоятельные органы власти. Скажем, в некоторых субъектах РФ организационным, правовым, информационным, материально-техническим и финансовым обеспечением занимается один орган власти - Аппарат администрации субъекта РФ.
Элементом системы органов исполнительной власти субъекта РФ может являться и орган местного самоуправления при осуществлении им отдельных государственных полномочий, переданных субъектом РФ.
Отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации могут быть наделены государственные учреждения и организации. В таком случае они также будут являться элементом системы органов исполнительной власти субъекта РФ.
Для осуществления полномочий органов исполнительной власти субъекта могут быть созданы территориальные (местные) органы исполнительной власти субъекта РФ, которые будут являться субъектами системы органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Подводя итог сравнительному анализу системы органов исполнительной власти субъектов РФ отметим, что, было бы целесообразным принятие субъектом РФ нормативно-правового акта, который установил бы все элементы системы органов власти, входящих в систему исполнительной власти субъекта РФ, и определил их административно-правовой статус. Это обеспечило бы надлежащее государственное управление в регионе.
Исследователь Ю.А.Тихомиров полагает, что «пришла пора воссоздать на новой основе отраслевое управление, придав федеральным и региональным министерствам и иным органам преимущественно нормативно-регулирующие и контрольные функции, субординировав их отношения между собой».
Наряду с процедурами согласования важное значение для обеспечения формирования российской системы разделения государственной власти на основе кооперации имеет создание государственных и общественных структур по координации деятельности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Как правило, деятельность таких органов имеет совещательный характер, и ее целью является совместное обсуждение проблем до принятия федеральным органом решения; сглаживание возникающих между федеральной государственной властью и субъектами РФ конфликтов, преодоление коллизий; поиск компромисса, нахождение консенсуса, поскольку решения, принимаемые на основе рекомендаций таких органов, должны быть достаточно авторитетными.
В зарубежной практике довольно распространены разнообразные правительственные и негосударственные органы и организации, координирующие федеральное и региональное законотворчество и процессы реализации законодательных актов. К ним можно отнести периодически созываемые совещания премьер-министров федерации и субъектов федерации для обсуждения и принятия важных решений в Австралии, Канаде, Индии, Пакистане. В президентских и полупрезидентских федерациях используется форма совещаний президента с губернаторами, например в США. Периодический созыв таких совещаний нередко позволяет снимать зарождающееся напряжение, препятствуя его перерастанию в конфликт.
Весьма распространена практика создания совместных органов по управлению конкретными отраслями, созыва конференций министров федерации и субъектов федерации, ведающих отдельными отраслями. К примеру, в ФРГ активно функционируют постоянные совместные комиссии и советы федерации и земель по вопросам планирования в области образования, финансового развития, экономической политики, научных исследований. Кроме того, координацией законотворчества и исполнения законов в Германии занимаются конференции премьер-министров и отраслевых министров (внутренних дел, экономики, финансов, образования и культуры).
Очевидно, что использование аналогичных механизмов в российской практике может быть чрезвычайно полезным. Полагаем, что укреплять вертикаль власти следует, не освобождая ее от противовесов и тем самым ослабляя конструкции, а наоборот, наращивая и усиливая их. Одним из приемов такого укрепления можно рассматривать привлечение политического опыта региональных лидеров, утративших членство в Совете Федерации. Лидеры субъектов РФ выступили в поддержку идеи Государственного совета. Были разные суждения о его составе - включить в Государственный совет руководителей обеих ветвей власти субъектов, пригласить также лидеров партий и движений, представителей науки и т.д. Но формула «соборного» состава не получила поддержки у глав исполнительной власти субъектов РФ. Они в большинстве выступили за то, чтобы только руководители исполнительной власти вошли в состав этого органа. Указом от 1 сентября 2000 г. Президент РФ учредил Государственный совет и утвердил положение о нем. В документе определено, что Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, что, по сути, является укреплением вертикали власти
Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти должно иметь в качестве одного из своих результатов (наряду с обеспечением действенности, эффективности управления государством) утверждение такого государственного механизма и таких правовых процедур, которые бы обеспечили незыблемость единства системы исполнительной власти в Российской Федерации. Как представляется, одной из главных причин недостаточной эффективности осуществления государственной власти в стране является отсутствие реального фактического единства исполнительной власти.
Это обусловлено слабостью теоретических разработок в данной области, подменой научных подходов политическим прагматизмом, отсутствием системности в реформировании органов федеральной исполнительной власти, нечеткостью критериев, по которым определяется их структура. Это во многом связано и с несовершенством самой Конституции Российской Федерации, в которой отсутствует полноценная глава о системе исполнительной власти в России, не отражена структурная и функциональная характеристика этой власти.
Предстоит последовательно укреплять систему исполнительной власти. И здесь первостепенное значение имеет научное определение типологии и критериев построения исполнительных органов. Их строгая классификация по функциям, полномочиям, структуре и порядку принятия решений позволит точнее связать объем компетенции Федерации и ее субъектов с «наборами» (классификаторами) функций органов, которые должны ее осуществлять.
Административными регламентами органов исполнительной власти субъектов РФ можно было бы урегулировать административные процедуры внутренней организации работы по обеспечению основной деятельности органов исполнительной власти субъектов. Уже в некоторых субъектах РФ, административные регламенты действуют, хотелось бы, чтобы данный опыт взяли на вооружение и другие субъекты РФ.
Именно такой нормативно-правовой акт способен урегулировать системные отношения согласно классической триаде "процедура - производство - процесс" по отраслевому признаку в определенной сфере деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Административным регламентом взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ можно было бы регулировать отношения между элементами региональной системы органов исполнительной власти в целом.
Отсутствие процессуальных норм, как показывает анализ регионального законодательства, негативно сказывается на взаимодействии органов исполнительной власти при выполнении конкретных управленческих задач. Если в положениях об органах исполнительной власти закреплено право, например, получать информацию, экспертизу, отчет и т.п., то в положении органа исполнительной власти субъекта РФ, как правило, отсутствует закрепленная обязанность предоставлять требуемую информацию.
Поэтому было бы целесообразным права и обязанности (материальные нормы) по взаимодействию элементов системы закреплять в положениях об органах исполнительной власти субъектов РФ, а процедуру их взаимодействия, как уже указывалось, - в административном регламенте взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ. Необходимо признать, что отсутствие административных регламентов органов исполнительной власти субъектов РФ и административных регламентов взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ объясняется, на наш взгляд, отсутствием аналогичных нормативно-правовых актов на федеральном уровне. Тем не менее, на региональном уровне существует острая необходимость в установлении процессуальных норм не только организации и обеспечения деятельности органов исполнительной власти, но и норм о видах и формах взаимодействия органов власти, входящих в систему исполнительной власти субъектов РФ.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности системы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учреждение на региональном уровне своих органов государственной исполнительной власти является обязанностью каждого субъекта РФ. Она обусловлена закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом осуществления государственной власти в России (в том числе и на региональном уровне) на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Установленные федеральным и региональным законодательством полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ принадлежат только этой ветви власти, и ни один орган не имеет право вторгаться в ее компетенцию. Как и две другие ветви власти, исполнительная власть самостоятельна и независима. Обладая значительным аппаратом принуждения и административными полномочиями, она пронизывает все сферы общественных отношений, представляется самой императивной из всех других ветвей власти на региональном уровне. Организации и деятельности системы органов исполнительной власти РФ практически не присущи принципы демократии, ибо они способны парализовать и поставить под угрозу эффективность регионального управления.
Система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ устанавливается законом субъекта России. Этим поставлен своего рода предел распространению полномочий исполнительной власти в области структурирования собственных органов. Однако принятие регионального закона о системе органов исполнительной власти представляет собой результат совместной деятельности органов законодательной и исполнительной власти определенного субъекта РФ. Поэтому законодательная форма определения системы органов исполнительной власти субъекта Федерации позволяет исполнительной власти в большой степени влиять на процесс структурирования своих органов.
Итак, в систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят высший исполнительный орган, министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти. На региональном уровне нет и не может быть (с учетом особенностей федеративного устройства России) какого-либо одноуровневого или же просто однотипного субъекта исполнительной власти. Типология организационно-правовых форм региональных органов исполнительной власти зависит от ряда факторов: вида субъекта Федерации, наименования и вида высшего органа исполнительной власти, территориальной организации государственной власти, организационно-правовой формы центрального федерального органа исполнительной власти, действующего в той же сфере или области. В республиках основными видами являются министерства, государственные комитеты, комиссии и главные управления. В краях и областях, где высший исполнительный орган - правительство, в качестве основного вида выступает министерство, а в тех, где администрация, - департамент.
Администрация Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на всей территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, а также принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Новосибирской области
Список литературы
Законодательные акты
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2010). – Справочная система Гарант.
Указ Президента РФ «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» от 27.12.2004 N 1603 (ред. от 11.02.2006). – Справочная система Гарант.
Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» от 23.04.2009 N 441. – Справочная система Гарант.
Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан» от 21.12.2005 N 13-П. – Справочная система Гарант.
Устав Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-ОЗ (с изменениями, внесенными Законами Новосибирской области от 14 апреля 2007 года № 91-ОЗ, от 14 апреля 2007 года № 92-ОЗ, от 13 декабря 2007 года № 190-ОЗ, от 15 декабря 2008 года № 298-ОЗ, от 7 декабря 2009 года № 434-ОЗ, от 1 марта 2010 года № 451-ОЗ, от 1 марта 2010 года № 452-ОЗ). – Справочная система Гарант.
Научная литература
Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2004.
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 2007.
Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 8. - с. 2 - 7.
Аргиев Н.М., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2006.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Юристъ, 2004.
Барциц И.Н., Левакин И.В Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права . – 2008. - №10. – с. 41 – 47.
Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России. - СПб.: Питер, 2004.
Добрынин Н.М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации. Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Тюмень, 2004.
Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.
Кремянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации // Журнал российского права. – 2007. - №4. – с. 17 – 25
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Дело, 2007.
Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.
Медушевский А.Н. Федеративное устройство Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. – 2004 - № 1.– с. 18 – 40.
Мишин А.А. Система органов власти субъектов РФ. - М.: Наука, 2007.-
Савельев А.К. Органы государственной власти в субъектах Федерации // Российская Федерация. - 2009. - N 4. - с. 36 – 43.
Саленко В.К. Россия унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. - 2005. - N 2. - с.59 – 66.
Фарукшин М.Х. Региональное управление: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Юрист, 2008.
Шамшурин В.И. Разделение властей в России: проблемы и перспективы // Социос. - 2004 - № 10.– с. 20 – 35.
Шамшурин В.И. Разделение властей в России: проблемы и перспективы // Социос. - 2004 - № 10.– с. 27
Фарукшин М.Х. Региональное управление: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Юрист, 2008. – с. 112
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Дело, 2007. – с. 108
Мишин А.А. Система органов власти субъектов РФ. - М.: Наука, 2007.- с. 73
Савельев А.К. Органы государственной власти в субъектах Федерации // Российская Федерация. - 2009. - N 4. - с. 38
Саленко В.К. Россия унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. - 2005. - N 2. - с.63
Фарукшин М.Х. Региональное управление: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Юрист, 2008. – с. 167
Мишин А.А. Система органов власти субъектов РФ. - М.: Наука, 2007. – с. 97
Савельев А.К. Органы государственной власти в субъектах Федерации // Российская Федерация. - 2009. - N 4. - с. 40
Устав Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-ОЗ (с изменениями, внесенными Законами Новосибирской области от 14 апреля 2007 года № 91-ОЗ, от 14 апреля 2007 года № 92-ОЗ, от 13 декабря 2007 года № 190-ОЗ, от 15 декабря 2008 года № 298-ОЗ, от 7 декабря 2009 года № 434-ОЗ, от 1 марта 2010 года № 451-ОЗ, от 1 марта 2010 года № 452-ОЗ). – Справочная система Гарант. – ст.43.
См.: Закон Ульяновской области от 29 января 2004 г. N 007-ЗО (ред. от 20 августа 2004 г.) "О структуре органов исполнительной государственной власти Ульяновской области".
Тихомиров Ю.А. Об административной реформе в России //Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. С. 13–14.
2
Органы власти Новосибирской области
Органы власти республики Хакасия
Губернатор – высшее должностное лицо
Председатель Правительства – высшее должностное лицо
Законодательный орган – Новосибирский областной Совет депутатов
Исполнительный –
Администрация Новосибирской области
Законодательный орган – Верховный Совет РХ
Исполнительный – Правительство РХ
Срок полномочий высших должностных лиц
Губернатор Новосибирской области
Председатель Республики Хакасия
5 лет
4 года
Законодательные акты
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
2.Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2010). – Справочная система Гарант.
3.Указ Президента РФ «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» от 27.12.2004 N 1603 (ред. от 11.02.2006). – Справочная система Гарант.
4.Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» от 23.04.2009 N 441. – Справочная система Гарант.
5.Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан» от 21.12.2005 N 13-П. – Справочная система Гарант.
6.Устав Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-ОЗ (с изменениями, внесенными Законами Новосибирской области от 14 апреля 2007 года № 91-ОЗ, от 14 апреля 2007 года № 92-ОЗ, от 13 декабря 2007 года № 190-ОЗ, от 15 декабря 2008 года № 298-ОЗ, от 7 декабря 2009 года № 434-ОЗ, от 1 марта 2010 года № 451-ОЗ, от 1 марта 2010 года № 452-ОЗ). – Справочная система Гарант.
Научная литература
7.Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2004.
8.Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 2007.
9.Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 8. - с. 2 - 7.
10.Аргиев Н.М., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2006.
11.Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Юристъ, 2004.
12.Барциц И.Н., Левакин И.В Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права . – 2008. - №10. – с. 41 – 47.
13.Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России. - СПб.: Питер, 2004.
14.Добрынин Н.М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации. Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Тюмень, 2004.
15.Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.
16.Кремянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации // Журнал российского права. – 2007. - №4. – с. 17 – 25
17.Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Дело, 2007.
18.Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
19.Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.
20.Медушевский А.Н. Федеративное устройство Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. – 2004 - № 1.– с. 18 – 40.
21.Мишин А.А. Система органов власти субъектов РФ. - М.: Наука, 2007.-
22.Савельев А.К. Органы государственной власти в субъектах Федерации // Российская Федерация. - 2009. - N 4. - с. 36 – 43.
23.Саленко В.К. Россия унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. - 2005. - N 2. - с.59 – 66.
24.Фарукшин М.Х. Региональное управление: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Юрист, 2008.
25.Шамшурин В.И. Разделение властей в России: проблемы и перспективы // Социос. - 2004 - № 10.– с. 20 – 35.
Вопрос-ответ:
Как построена система органов исполнительной власти в субъектах РФ?
Система органов исполнительной власти в субъектах РФ строится на основе принципа единства государственных служб и должностных лиц, а также на принципе субординации, то есть подчинения органов нижестоящим органам.
Какой правовой статус имеет высшее должностное лицо субъекта РФ?
Высшее должностное лицо субъекта РФ является главой исполнительной власти в данном субъекте и обладает соответствующим правовым статусом. Он назначается или избирается на должность и осуществляет руководство исполнительными органами власти в соответствии с законами и конституцией РФ.
Какие органы исполнительной власти существуют в Новосибирской области и Республике Хакасия?
В Новосибирской области и Республике Хакасия существуют следующие органы исполнительной власти: Правительство субъекта, глава исполнительной власти, а также министерства, ведомства и другие исполнительные органы.
Как совершенствуется деятельность исполнительных органов власти на современном этапе?
На современном этапе деятельность исполнительных органов власти совершенствуется через внедрение новых технологий и автоматизацию процессов, оптимизацию структуры и функций, повышение квалификации сотрудников, а также учет мнения общественности и обратную связь с гражданами.
Существует ли отдельный закон о статусе высшего должностного лица?
На сегодняшний день отдельного закона о статусе высшего должностного лица субъекта РФ не существует. Правовой статус такого лица определяется конституцией РФ, федеральными законами и законодательством конкретного субъекта РФ.
Какова система органов исполнительной власти в субъектах Федерации?
Система органов исполнительной власти в субъектах Федерации включает в себя главу субъекта, министров, главы администрации и других должностных лиц, которые осуществляют исполнительную власть на территории субъекта.
Каков правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации имеет правовой статус, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституциями субъектов РФ.
Какие органы исполнительной власти существуют в Новосибирской области и Республике Хакасия?
В Новосибирской области существуют такие органы исполнительной власти, как губернатор, правительство области и аппарат губернатора. В Республике Хакасия - глава республики, правительство республики и аппарат главы республики.
Каким образом совершенствуется деятельность исполнительных органов власти на современном этапе?
Деятельность исполнительных органов власти на современном этапе совершенствуется с помощью усиления контроля со стороны общественности и создания механизмов для взаимодействия с гражданами, таких как общественные советы при исполнительных органах власти или электронные порталы для подачи заявлений и обращений.
Существует ли отдельный закон о статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?
На данный момент в России отдельного закона о статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации нет. Правовой статус высшего должностного лица определяется другими законами и нормативными актами, устанавливающими порядок их назначения, компетенцию и ответственность.
Какими являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ?
Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ являются органами исполнительной ветви государственной власти и осуществляют исполнение правовых актов, управление административно-хозяйственными делами на территории субъекта Федерации, а также решение других задач, возложенных на них законодательством.