"Философская основа сюжета в романе Даниэля Дэфо "Приключения Робинзона Крузо"
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 04.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Основная часть
Заключение
Использованная литература:
Всё неповторимо. Данный факт позволил исследователю И.О. Шайтанову утверждать, что «списки того, что Робинзону удаётся снять с тонущего судна, не менее увлекательны, чем описание щита Ахилла или меча Роланда».
В советской историографии утверждалось, что одиночество Робинзона Крузо – следствие волчьих законов буржуазного общественного устройства (homo homini lupus est): ««Это состояние не есть состояние общественного человека», говорил о судьбе Робинзона сорок лет спустя Руссо, влиятельнейший истолкователь Дефо, основоположник идеи «естественного» состояния. Автор «Робинзона» не согласился бы с этим. Он как бы предвосхитил возможность такого истолкования свое» книги и в «Серьезных размышлениях» подчеркнул, что одиночество, остров не составляют решающих условий формирования Робинзона и ему подобных. «Ибо можно со всей основательностью утверждать,- говорил Дефо,- что человек бывает одинок среди толпы, в гуще людской и деловой сутолоке». «Одиночество» Робинзона - это как раз состояние общественное, исторически-конкретное «одиночество» в буржуазной борьбе «всех против всех», о которой толковал Томас Гоббс, философ, старший современник Дефо, оказавший на пего заметное влияние».
На наш взгляд, одиночество Робинзона Крузо опять же связано с протестантской философской традицией. Только после Реформации стало возможно допущение личного общения верующего человека с богом, без посредничества церкви. Герой одинок, но чувство постоянного божественного вмешательства позволяет ему оставаться прежним. А для него это означает быть европейским цивилизованным человеком, средним буржуа, отправившимся за море искать денег, а следовательно, и счастья.
Заключение
Различные эпохи и цивилизации имеют зачастую глубоко различные представления о нравственности, о добре и зле. Современная культура, несмотря на все ее многочисленные недостатки, имеет одно явное преимущество: для нее характерно уважение к человеку, понимание, что чужая система ценностей достойна внимания и понимания, что ее не стоит бездумно отрицать. Такого взгляда не могло быть ни у Робинзона, ни у Дефо. Но размышления Робинзона о том, что дикари не виноваты в своей кровожадности, весьма примечательны. Робинзон вспоминает, как вели себя раньше колонизаторы, истреблявшие дикарей, не считавшие их за людей. Он противопоставляет такому взгляду на дикарей свой, новый, «просвещённый», он считает, что должен нести дикарям всё лучшее, что есть в его культуре — культуре цивилизованного европейца.
Вплоть до наших дней, несмотря на чуждость и подчас враждебное отношение к идеям пуританства и поступкам Робинзона Крузо, он остался образцом сильного и смелого человека, способного оставаться цивилизованным европейцем даже спустя десятилетия жизни на острове. Этот духовный стержень, как к нему не относись, позволил Робинзону выдержать испытание одиночеством и не утратить тягу к людям, потребность общения. Робинзон Крузо производное демократической мысли эпохи Просвещения. Его рассудок не оставляет его, а лишь помогает. Можно согласиться с исследовательницей О.О. Смолицкой, утверждавшей, что ««Робинзон Крузо» — это и притча о духовном пути человека, о том, как он приходит к постижению высшего смысла человеческого существования и промысла Божия».
Использованная литература
Нерсесова М.А. Даниэль Дефо (к трехсотлетию со дня рождения).- М.: Знание, 1960.- 40 с.
Новосельцева Л.А. Даниэль Дефо в России, 1762-1917 гг. (К проблеме оценки и восприятия англ. лит. Эпохи Просвещения): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.- М.: Инт-т мировой лит. им. А.М. Горького, 1987.- 18 с.
Смолицкая О.О «Робинзоне Крузо» и его авторе // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 25. С. 14-15.
Урнов. Д., Урнов М. Современный писатель // Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Пер. М. Шишмаревой.- М.: Худож. лит., 1974. С. 5-18. (БВЛ. Серия вторая. Т. 52).
Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 28. С. 5-12.
Новосельцева Л.А. Даниэль Дефо в России, 1762-1917 гг. (К проблеме оценки и восприятия англ. лит. Эпохи Просвещения): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1987. С. 6.
Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. №. 28. 2001. С. 8.
Урнов. Д., Урнов М. Современный писатель // Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Пер. М. Шишмаревой, М., 1974. С. 9-10.
Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. №. 28. 2001. С. 9.
Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Пер. М. Шишмаревой, М., 1974. С. 44-46.
Там же. С. 22.
Смолицкая О. О «Робинзоне Крузо» и его авторе // Литература. 2001. № 25. С. 14.; Нерсесова М.А. Даниэль Дефо (к трехсотлетию со дня рождения). М., 1960. С. 16.
Урнов. Д., Урнов М. Современный писатель // Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Пер. М. Шишмаревой, М., 1974. С. 11.; Нерсесова М.А. Даниэль Дефо (к трехсотлетию со дня рождения). М., 1960. С. 18.
Цит. по: Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. №. 28. 2001. С. 10.
Смолицкая О. О «Робинзоне Крузо» и его авторе // Литература. 2001. № 25. С. 15.
Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. №. 28. 2001. С. 10-11.
Урнов. Д., Урнов М. Современный писатель // Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Пер. М. Шишмаревой, М., 1974. С. 17.
Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. №. 28. 2001. С. 10.
Там же.
Урнов. Д., Урнов М. Современный писатель // Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Пер. М. Шишмаревой, М., 1974. С. 16.
Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. №. 28. 2001. С. 11.
Смолицкая О. О «Робинзоне Крузо» и его авторе // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 25. С. 14.
3
1.Нерсесова М.А. Даниэль Дефо (к трехсотлетию со дня рождения).- М.: Знание, 1960.- 40 с.
2.Новосельцева Л.А. Даниэль Дефо в России, 1762-1917 гг. (К проблеме оценки и восприятия англ. лит. Эпохи Просвещения): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.- М.: Инт-т мировой лит. им. А.М. Горького, 1987.- 18 с.
3.Смолицкая О.О «Робинзоне Крузо» и его авторе // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 25. С. 14-15.
4.Урнов. Д., Урнов М. Современный писатель // Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Пер. М. Шишмаревой.- М.: Худож. лит., 1974. С. 5-18. (БВЛ. Серия вторая. Т. 52).
5.Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 28. С. 5-12.
Вопрос-ответ:
Какая философская основа лежит в основе сюжета романа "Приключения Робинзона Крузо"?
Философская основа сюжета романа "Приключения Робинзона Крузо" основана на идее одиночества и выживания человека в дикой природе, а также на теме человеческой природы и общественных отношений.
Какие факты из романа Дэфо описываются как увлекательные списки того, что Робинзону удалось снять с тонущего судна?
В романе Дэфо описываются увлекательные списки того, что Робинзону удалось снять с тонущего судна, что позволило исследователю О. Шайтанову утверждать, что эти списки не менее увлекательны, чем описание щита Ахилла или меча Роланда.
Почему в советской историографии утверждалось, что одиночество Робинзона Крузо является следствием буржуазного общественного устройства?
В советской историографии утверждалось, что одиночество Робинзона Крузо является следствием буржуазного общественного устройства, потому что идеологическая направленность того времени считала, что волчьи законы буржуазного общества делают человека врагом для другого человека (homo homini lupus est), и это приводит к такому одиночеству и выживанию, как у Робинзона Крузо.
Какие темы касается роман "Приключения Робинзона Крузо"?
Роман "Приключения Робинзона Крузо" касается темы одиночества, выживания, человеческой природы, общественных отношений, а также проблемы выбора между цивилизацией и природой, между общественными нормами и индивидуальной свободой.
Какие отличия романа Дэфо от других произведений?
Одно из отличий романа Дэфо - это описание увлекательных списков того, что удалось снять Робинзону с тонущего судна. Этот факт сделал роман уникальным и интересным для исследователей. Также, роман затрагивает философские и социальные темы, что делает его особенным среди других произведений.
Какая философская основа присутствует в романе Даниэля Дэфо "Приключения Робинзона Крузо"?
В романе "Приключения Робинзона Крузо" присутствует философская основа индивидуализма, самовластия и признания личности. Главный герой, оказавшись на необитаемом острове, вынужден полагаться только на себя и свои собственные ресурсы, что отражает идеи индивидуализма и самостоятельности человеческого разума.
Какие идеи индивидуализма присутствуют в романе "Приключения Робинзона Крузо"?
В романе "Приключения Робинзона Крузо" повествуется о том, как главный герой, оказавшись на необитаемом острове, полностью зависит от собственного разума и умения выживать. Это отражает идеи индивидуализма, важности самостоятельности и возможности человека преодолеть любые трудности собственными силами.
Что означает фраза "homo homini lupus est"?
Фраза "homo homini lupus est" означает "человек человеку волк". Всюду присутствует борьба за выживание и каждый человек может быть самому себе врагом. В романе "Приключения Робинзона Крузо" эта фраза отражает одиночество главного героя и его борьбу с внутренними демонами, страхами и сомнениями.
Какие волчьи законы буржуазного общественного устройства приводят к одиночеству Робинзона Крузо?
В советской историографии утверждалось, что одиночество Робинзона Крузо на необитаемом острове является следствием волчьих законов буржуазного общественного устройства. Это связано с идеей, что в буржуазном обществе люди вынуждены бороться друг с другом за выживание, что приводит к одиночеству и отчуждению от общества.
Какая философская основа присутствует в романе "Приключения Робинзона Крузо"?
Философская основа романа основывается на идеях об абсолютизации рациональности человека, его самодеятельности и силе воли.