Основные функции Конституции РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 25.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность Конституции
2. Прямое действие Конституции и ее регулятивные функции
3. Регулятивная функция конституционной ответственности
Заключение
Список использованных источников
В качестве объектов регулятивной функции выступают действия государства, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Формируя правомерное поведение субъектов конституционной ответственности, регулятивная функция в конечном итоге упорядочивает конституционные отношения, складывающиеся между государством и человеком, между различными ветвями власти и т.д.
Объектом воздействия регулятивной функции конституционной ответственности выступают отношения, опосредующие высшие социальные ценности, в качестве которых признаны человек, его права и свободы, народовластие, суверенитет РФ, федерализм, осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В обобщенном виде объектом выступают конституционный строй, его важнейшие структурные элементы, конституционная законность и правопорядок. Регулятивная функция выступает одним из средств лучшей организации работы компетентных государственных органов, должностных лиц, она обеспечивает должное поведение субъектов государственно-правовых отношений.
Конституционные обязанности, запреты, дозволения выступают способами осуществления регулятивной функции конституционной ответственности. В результате формулирования обязанностей, запретов, дозволений формируются составы правомерного конституционного поведения.
Конституция РФ содержит обязанности, выявляющие связь и ответственность государства, его должностных лиц перед гражданами. Вот некоторые из них: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15); "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц" (ст. 53); "в РФ не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека" (ч. 2 ст. 55); "РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами" (ч. 2 ст. 61). Юридическая техника Основного закона своеобразна, мы можем прямо и не встретить в некоторых случаях указания на обязанность, т.к. ее необходимо выводить логическим путем. Гарантия защиты и покровительства граждан РФ за пределами России - это есть обязанность государства, которая задает направление деятельности государственных органов, регулирует их деятельность. Обязанностью законодателя является принятие таких законов, которые соответствуют Конституции, не умаляют права и свободы человека и гражданина. Обязанностью Президента в случае принятия такого закона является его отклонение, неподписание. В таких действиях проявляется ответственность, которую должностные лица добровольно возложили на себя, взявшись управлять государством, охранять права и свободы человека и гражданина. "Через общие правоотношения реализуются основные (естественные) права человека, зафиксированные в известных международных документах: российской Декларации прав человека и гражданина, в Конституции РФ. Государство обязано соблюдать и защищать эти права, а граждане, в свою очередь, должны строить свое поведение в соответствии с требованиями Основного закона, блюсти общий интерес, исполнять свой долг, уважать права друг друга", - отмечает Н.И. Матузов.
Органы государственной власти в силу признания прав и свобод человека и гражданина в РФ высшей ценностью обязаны принимать такие решения, т.е. законы, подзаконные акты, которые соответствуют Конституции РФ. Регулятивное воздействие норм конституционной ответственности распространяется на отношения между государством и гражданином. Н.И. Матузов указывает на существование взаимной связанности и ответственности между государством и гражданами. Без ответственности государства перед гражданами невозможно построение гражданского общества и правового государства. Субъекты, включенные в правовую сферу, являются взаимно связанными между собой, с одной стороны, правомочиями и притязаниями, с другой - обязательствами и ответственностью. Юридическая ответственность - это один из гарантов личных и общественных ценностей, правопорядка. Подтверждает это ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". "Одним из признаков правового государства выступает взаимная ответственность государства и личности. В правовом обществе гражданин должен обладать такой же возможностью принуждения должностных лиц к точному исполнению правовых норм, какой обладают должностные лица в отношении к гражданам. Когда эта возможность станет реальностью, тогда действительно юридическая ответственность будет признана важной социальной ценностью, фактором развития общества. Правовым будет государство, которое признает для себя обязательными создаваемые им же, как законодателем, нормы юридической ответственности.
Конституционное законодательство свидетельствует об ответственности субъектов РФ. В ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" провозглашен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Из этого принципа вытекает обязанность законодательных и исполнительных органов субъектов РФ принимать нормативно-правовые акты, соответствующие Конституции РФ и федеральным законам. Эта обязанность направлена на регулирование деятельности представительных и исполнительных органов субъектов РФ, а реализуется она в конституционно-правомерном поведении представительных и исполнительных органов субъектов РФ.
Другой регулирующий аспект конституционной ответственности проявляется в обязанностях правительства добросовестно исполнять предусмотренные обязанности. С одной стороны, Президент имеет право отправить Правительство в отставку, а с другой - Государственная Дума может выразить ему недоверие. Выражение недоверия и отставка Правительства являются серьезными санкциями. Т.Д. Зражевская отмечает, что "сущность конституционной ответственности заключается в установлении системы реальных гарантий против концентрации власти в одной из ее ветвей либо в руках одного высшего должностного лица путем установления мер наказания".
Регулятивная функция конституционной ответственности обладает одной отличительной особенностью, которая выделяет ее среди других функций юридической ответственности. Она предопределяет деятельность законодателя по установлению других видов юридической ответственности, оказывая тем самым влияние на формирование и функционирование института юридической ответственности в целом. Как верно заметила Т.Д. Зражевская, "на базе конституционного законодательства формируются все иные отраслевые институты юридической ответственности и при этом определяется их развитие в нужном для государства и общества направлении (регулятивная функция конституционной ответственности)".
Например, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ), предопределило закрепление в ГК ответственности государства и признание государства субъектом гражданско-правовых отношений. Ограничение случаев применения смертной казни (ст. 20 Конституции РФ), в свою очередь, повлекло изменение уголовного законодательства.
Другой пример, подчеркивающий значение регулятивного воздействия конституционной ответственности. В ст. 42 Основного закона закреплены права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву граждан соответствует обязанность Правительства по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. "е" ч. 1 ст. 114) и обязанность Федерального Собрания принимать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование экологических отношений и возмещение вреда в случае совершения экологического правонарушения. В Постановлении Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обращается внимание на то, что в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только права на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, выбором места пребывания. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным и другим законодательством. Это положение Конституционного Суда еще раз подчеркивает конституционную ответственность государства за взятые на себя обязательства, а принятие таких законов, направленных на возмещение причиненного вреда, как раз и обусловлено регулятивным воздействием конституционной ответственности.
Заключение
Итак, в заключение можно сделать ряд выводов.
Конституция – это имеющий прямое действие акт совместного творчества человека, государства и общества, а значит, она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и принципиальные вопросы взаимоотношений человека, государства и общества, которые в конституционных правоотношениях должны являться паритетными субъектами.
Конституция, определяя цели и задачи общества, закрепляя его организацию, аналогичным образом "организует", "определяет" внутригосударственное право. В Конституции закрепляются основные принципы права, определен объем правового регулирования, сформированы основные приоритетные ценности, которыми должен руководствоваться законодатель при принятии нормативных актов, закреплены основные принципы, которыми должен руководствоваться правоприменитель при толковании. В Конституции также урегулирован нормотворческий процесс.
В курсовой работе проанализированы следующие основные функции Конституции при осуществлении отраслевого регулирования:
1. Восполнение пробелов в праве.
2. Правовая субституция (экономизация правового регулирования).
3. Патерналистское регулирование.
4. Конституционное толкование отраслевой нормы.
5. Устраняющее действие Конституции.
Регулятивная функция конституционной ответственности предопределяет деятельность законодателя по установлению иных видов юридической ответственности, оказывая тем самым влияние на формирование и функционирование института юридической ответственности в целом.
Конституционная ответственность призвана закрепить и сформировать правомерное поведение высших должностных лиц, урегулировать их деятельность и деятельность государства в целом. Особое место конституционной ответственности определяется характером регулируемых общественных отношений, целенаправленным воздействием на развитие законодательства, наивысшей юридической силой Конституции. Конституционная ответственность - основа, базис для развития и формирования других видов юридической ответственности.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Рос. газета. 2002. 15 июня.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 50. Ст. 5711.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 42. Ст. 4902.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. N 25. 22.06.98. Ст. 3004.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 52. Ст. 6447.
Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.
Аксаков И.С. Сочинения. М., 1986.
Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Городец-издат, 2001.
Гаджиев Г. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. N 12
Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие. Пер. с франц. М., 2002.
Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала "Государство и право") // Государство и право. 2000. N 3.
Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики.
Коваленко А.И. Конституционное право России. М.: Право и закон, 1997.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998.
Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. N 2.
Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996.
Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. N 1.
Лучин В.О. Социальная ценность Конституции Российской Федерации // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 1. М.: Изд-во МГУ, 2004.
Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. 1999. N 8.
Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. N 3.
Мишин А.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: Учебник. 9-е изд., испр. и доп. М., 2002.
У демократии нет шаблонов // Российская газета. 2004. 18 сент.
Мишин А.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: Учебник. 9-е изд., испр. и доп. М., 2002. С. 21 - 23.
См., например: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998. С. 49 - 52.
Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. С. 30 - 31, 399.
Коваленко А.И. Конституционное право России. М.: Право и закон, 1997. С. 17.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000. С. 9 - 15.
Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие. Пер. с франц. М., 2002. С. 105.
Лучин В.О. Социальная ценность Конституции Российской Федерации // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 1. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 119.
Аксаков И.С. Сочинения. М., 1986. С. 96.
См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Рос. газета. 2002. 15 июня.
См., например: У демократии нет шаблонов // Российская газета. 2004. 18 сент.
Собрание законодательства РФ. N 25. 22.06.98. Ст. 3004.
Гаджиев Г. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. N 12
См., например, Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Городец-издат, 2001.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 52. Ст. 6447.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 42. Ст. 4902.
Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. N 2. С. 89.
Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. 1999. N 8. С. 19 - 28.
См.: Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. N 1. С. 13.
Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10. С. 18.
Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. N 3. С. 44.
Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. N 3. С. 43.
Там же. С. 42.
Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала "Государство и право") // Государство и право. 2000. N 3. С. 26.
Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики. С. 181.
Собрание законодательства РФ. 1997. N 50. Ст. 5711.
3
2.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Рос. газета. 2002. 15 июня.
3.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
4.Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 50. Ст. 5711.
5.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 42. Ст. 4902.
6.Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. N 25. 22.06.98. Ст. 3004.
7.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 52. Ст. 6447.
8.Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10.
9.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.
10.Аксаков И.С. Сочинения. М., 1986.
11.Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Городец-издат, 2001.
12.Гаджиев Г. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. N 12
13.Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие. Пер. с франц. М., 2002.
14.Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала "Государство и право") // Государство и право. 2000. N 3.
15.Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики.
16.Коваленко А.И. Конституционное право России. М.: Право и закон, 1997.
17.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998.
18.Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. N 2.
19.Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996.
20.Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. N 1.
21.Лучин В.О. Социальная ценность Конституции Российской Федерации // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 1. М.: Изд-во МГУ, 2004.
22.Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. 1999. N 8.
23.Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. N 3.
24.Мишин А.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: Учебник. 9-е изд., испр. и доп. М., 2002.
25.У демократии нет шаблонов // Российская газета. 2004. 18 сент.
Вопрос-ответ:
Что такое Конституция и каковы ее основные функции?
Конституция - это основной закон государства, в котором закреплены основные права и свободы граждан, принципы организации государственной власти и системы ограничений для государства и его органов. Основные функции Конституции РФ включают: 1) определение основных целей и задач государства, 2) закрепление основных прав и свобод граждан, 3) установление принципов организации и функционирования государственной власти, 4) установление ограничений для деятельности государства и его органов.
Что означает прямое действие Конституции и каковы ее регулятивные функции?
Прямое действие Конституции означает, что ее нормы непосредственно вступают в силу и могут быть применены физическими и юридическими лицами. Регулятивные функции Конституции заключаются в определении основных принципов и норм, которыми должны руководствоваться государство, его органы, должностные лица и граждане в своей деятельности. Конституция устанавливает правила поведения и ограничения для всех субъектов конституционных отношений.
Какую роль играет регулятивная функция конституционной ответственности?
Регулятивная функция конституционной ответственности заключается в привлечении к ответственности государства, его органов, должностных лиц и граждан за нарушение конституционных норм и принципов. Это позволяет обеспечить соблюдение Конституции, поддерживать законность и защищать права и свободы граждан. Формируя правомерное поведение субъектов конституционной ответственности, регулятивная функция в конечном итоге упорядочивает конституционные отношения и поддерживает соблюдение основных принципов государственного устройства.
Какие объекты регулятивной функции Конституции?
В качестве объектов регулятивной функции выступают действия государства, государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Конституция устанавливает правила и принципы, которыми должны руководствоваться эти субъекты при осуществлении своей деятельности. Она определяет их компетенцию, порядок принятия решений, а также ограничения и нормы, которые должны соблюдаться.
Какова сущность Конституции РФ?
Сущность Конституции РФ заключается в том, что она является основным законом государства, определяющим его основные принципы и нормы, а также устанавливающим права и обязанности граждан. Конституция РФ является высшим юридическим актом и имеет особый статус, наделяющий ее преимуществами перед другими нормативными актами.
Что можно сказать о прямом действии Конституции РФ и ее регулятивных функциях?
Конституция РФ обладает прямым действием, что означает, что ее нормы применяются напрямую и прямо на территории Российской Федерации. Она имеет регулятивные функции, то есть определяет правила и ограничения деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также устанавливает порядок их ответственности за нарушение конституционного законодательства.
Что означает регулятивная функция конституционной ответственности?
Регулятивная функция конституционной ответственности означает, что Конституция РФ устанавливает правила и механизмы ответственности за нарушение ее норм. Эта функция направлена на формирование правомерного поведения у субъектов конституционной ответственности, включая государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц. В результате такого упорядочения конституционных отношений достигается стабильность и законность в функционировании государства.
Какие объекты регулятивной функции Конституции РФ?
В качестве объектов регулятивной функции Конституции РФ выступают действия государства, государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Конституция определяет и ограничивает их полномочия, устанавливает права и обязанности, а также устанавливает порядок ответственности за нарушение конституционных норм.