Культура и религия

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 20 20 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 01.05.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Место религии в системе культуры
2. Религия как социокультурный институт
3. Судьба религии в современном мире
Заключение
Список использованных источников


Фрагмент для ознакомления

«Совокупность этих видов социальной деятельности составляет регулятивную систему, «управляющий механизм» данного общественного организма. Историческое значение и исторические судьбы религии как социального института связаны именно с развитием регулятивной системы человеческого общества».
Возникновение «священных» регуляторов социальной деятельности можно рассматривать как один из моментов разложения «исходного» механизма социального управления. В первоначальных («примитивных», гипотетически реконструируемых) формах передачи и закрепления социальной деятельности, по-видимому, не различались еще «обычная» и «священная» необходимость. Характеристика определенной деятельности как религиозно-значимой, включенной в систему культа, является не плодом «вторжения» религий в социальный мир, а продуктом развития и расчленения критериев социальной регуляции. Такое расчленение приводит к обособлению и гипертрофии отдельных ее сторон. В религиозном сознании аккумулируются и приобретают видимость самостоятельности субъективные «личностные» характеристики социальной деятельности, поскольку в иных формах сознания аккумулированы ее «безличные», стихийные, объективные компоненты.
«Религия - душа бездушного мира» (Маркс).
Религия, таким образом, включает верования (мифы), т. е. веру, которая помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь; вера сама по себе есть индивидуальный феномен, который включает доверие к какому-то объекту, событию, принципу или существу как воплощению ценности и источнику смысла жизни; религия предполагает, следовательно, общность верований, разделяемых верующими, общий для них миф, который вписывает общие культурные ценности в определенную историческую действительность.

3. Судьба религии в современном мире

В 90-е годы прошедшего века произошли кардинальные изменения в политико-экономической и социальной жизни страны, серьезным образом изменившие ее конфессиональную сферу. Упразднение ограничений свободы вероисповедания привело к значительному количественному росту религиозных объединений в стране.
«В последнее пятилетие религиозная ситуация в России определяется следующими тенденциями. Бурный рост создаваемых в начале 90-х годов (после принятия закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" 1990г.) конфессиональных образований сменился общей стабилизацией их численности, свидетельствующей о "выработки пласта" новообращенных людей. Однако число новых религиозных движений продолжает увеличиваться за счет неослабевающей поддержки их со стороны религиозных зарубежных центров. Происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где экспортируемый из стран арабского мира "ваххабизм" подпитывает идеологию политического и социального протеста, особенно среди молодежи из малообеспеченных общественных слоев».
Роль религии в современном мире – эта тема активно сегодня обсуждается не только в среде узких специалистов, но и в масс-медиа.
Исламские фундаменталисты, новые религиозные движения, тибетские монахи, "ползучая клерикализация" - вот лишь самый краткий перечень почти ежедневных сюжетов газетных публикаций и телепрограмм.
Возврат в сферу общественного внимания – как в России, так и во всем мире – религиозной проблематики все чаще объясняют сегодня теми процессами, для обозначения которых используются термины "десекуляризация" и "постсекулярный" (мир/общество/эпоха). При этом секуляризация, о которой так много говорили еще совсем недавно, объявляется порою чуть ли не фикцией или, во всяком случае, идеологическим конструктом, родившимся в воспаленных умах ученых-атеистов и на долгие годы затуманившим разум образованным людям.
В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд, из них в Европе - по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке - около 380 млн, в Северной Америке – 180-250 млн (США – 160-225 млн, Канада - 25 млн), в Азии - около 300 млн, в Африке – 300-400 млн, в Австралии - 14 млн.
Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков - более 1 млрд, протестантов - около 400 млн (в том числе 100 млн пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов, 64 млн лютеран, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и несториане) - около 240 млн, англикан - около 70 млн, а последователей Армянской Апостольской церкви - 10 млн.
В современной России существует около 300 приходов Римско-католической церкви. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек.
Греко-католицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди албанцев, белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также отчасти среди греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

Заключение

Под влиянием религии складываются религиозные философия, мораль, искусство и т. д. Религиозная философия, исходя из религиозных мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические, логические, социологические, антропологические и другие проблемы.
Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценностей, наполняемых конкретным (иудаистическим, христианским, исламским и др.) содержанием.
Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых "живут" религиозные символы.
Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосредственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа и пр. Другую составляют те явления из области философий, морали, искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь.
Религиозная культура не одинакова в разных религиях и конфессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных религий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская, буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленных конфессиональных разновидностях) культура.
Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам, в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на отдельные ее части.
Список использованных источников

Веремчук В.И. Социология религии: учеб. пособие. / В.И. Веремчук - М.: ЮНИТИ, - 2004. - 254 с.
Гараджа В.И. Социология религии / В.И. Гараджа - М.: Инфра-М, - 2007. - 348 с.
Зенько Ю.М. Психология и религия. / Ю.М. Зенько - СПб.: Алетейя , - 2002. - 383 с.
Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. пособие. / Л.И. Михайлова - М.: Дашков и К , - 2004. - 343 с.
Яблоков И.Н. Основы религиоведения / И.Н. Яблоков – М.: Высшая школа, - 2004. – 568 с.







Зенько Ю.М. Психология и религия. / Ю.М. Зенько - СПб.: Алетейя , - 2002. - 383 с.
Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. пособие. / Л.И. Михайлова - М.: Дашков и К , - 2004. - 343 с.
Гараджа В.И. Социология религии / В.И. Гараджа - М.: Инфра-М, - 2007. - 348 с.
Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. пособие. / Л.И. Михайлова - М.: Дашков и К , - 2004. - 343 с.
Там же
Веремчук В.И. Социология религии: учеб. пособие. / В.И. Веремчук - М.: ЮНИТИ, - 2004. - 254 с.
Яблоков И.Н. Основы религиоведения / И.Н. Яблоков – М.: Высшая школа, - 2004. – 568 с.
Яблоков И.Н. Основы религиоведения / И.Н. Яблоков – М.: Высшая школа, - 2004. – 568 с.












2

Список использованных источников

1.Веремчук В.И. Социология религии: учеб. пособие. / В.И. Веремчук - М.: ЮНИТИ, - 2004. - 254 с.
2.Гараджа В.И. Социология религии / В.И. Гараджа - М.: Инфра-М, - 2007. - 348 с.
3.Зенько Ю.М. Психология и религия. / Ю.М. Зенько - СПб.: Алетейя , - 2002. - 383 с.
4.Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. пособие. / Л.И. Михайлова - М.: Дашков и К , - 2004. - 343 с.
5.Яблоков И.Н. Основы религиоведения / И.Н. Яблоков – М.: Высшая школа, - 2004. – 568 с.


Вопрос-ответ:

Какое место занимает религия в системе культуры?

Религия занимает важное место в системе культуры, так как она влияет на взгляды, ценности и поведение людей. Религия предлагает свои верования, ритуалы и значения, которые определяют способы мышления и жизненные принципы своих последователей.

Что такое религия как социокультурный институт?

Религия как социокультурный институт представляет собой систему верований, обрядов и ценностей, которая создает и поддерживает социальные и культурные нормы в обществе. Она играет важную роль в формировании коллективной идентичности, социальной организации и моральных ценностей.

Какая судьба ждет религию в современном мире?

Судьба религии в современном мире разнообразна. В некоторых обществах религия продолжает занимать центральное положение и оказывать значительное влияние на повседневную жизнь людей. В других странах, с ростом секуляризации и ростом научного мышления, религиозное влияние сокращается. Тем не менее, религия остается важным аспектом культуры и идентичности для многих людей.

Какое историческое значение имеет религия как социальный институт?

Историческое значение религии как социального института связано с ее влиянием на формирование и развитие культуры и общества. Религиозные учения и обряды часто служили основой для моральных и этических норм, правовой системы и социальной организации. Они также способствовали формированию коллективной идентичности и укреплению социальных связей внутри общества.

Как связана религия с регулятивной системой человеческого общества?

Религия связана с регулятивной системой человеческого общества путем предлагания набора моральных и этических норм, правил поведения и ценностей, которые регулируют взаимодействие людей в обществе. Религия также часто предлагает ритуалы и обряды, которые имеют целью поддерживать и укреплять социальные связи и организацию общества.

Какую роль играет религия в культуре?

Религия занимает важное место в системе культуры. Она определяет моральные и этические нормы, формирует ценности и верования общества. Религиозные обряды и символика также являются важными элементами культуры.

В чем заключается значение религии как социокультурного института?

Религия выполняет роль социального института, объединяющего людей вокруг общих верований и ценностей. Она способствует созданию социальных связей, формированию и поддержанию коллективной идентичности, а также предоставляет людям утешение и ответы на вопросы о смысле жизни.

Какова судьба религии в современном мире?

Судьба религии в современном мире разнообразна. В некоторых странах религиозность сохраняется и остается важным аспектом культуры, в то время как в других странах наблюдается упадок интереса к религии и секуляризация общества. Однако, религия все равно остается значимым элементом многих культур и влияет на поведение и мышление людей в разных регионах мира.

Какая связь между религией и регулятивной системой общества?

Религия имеет историческое значение и связана с развитием регулятивной системы общества. Она устанавливает нормы и правила поведения, которые регулируют отношения между людьми и формируют основы морали и этики. Религиозные институты часто служат носителями и охранителями традиций и культуры общества.