История и современное состояние психологии альтруизма

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 18 18 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 17.05.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Зарождение учения об альтруизме
2. Развитие психологии альтруизма в рамках психогенетики
3. Современный подход к проблеме альтруизма
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Представители коллективистского подхода изучают альтруизм людей в рамках теории коллективов. Здесь альтруизм могут определять как форму коллективистических взаимоотношений людей и как часть действенной эмоциональной групповой идентификации.
Обобщая все выше указанные представления об альтруизме можно выделить три основных направления изучения данной проблемы, приемлемых как для зарубежных, так и для отечественных исследователей. Первое направление – изучение альтруизма с мотивационной стороны (за рубежом – представители бихевиористического подхода, а в отечественной психологии – личностно-нормативный подход), второе – с эмоциональной (в рубежной психологии – представители психоаналитического подхода, а в отечественной психологии – индивидуально-эмоциональный подход) и третье – со стороны человеческих взаимоотношений (за рубежом – представители гуманистического подхода, а в отечественной психологии – коллективистский подход).
Согласно деятельностному подходу А.Н. Леонтьева мы определяем альтруизм как самостоятельную психологическую категорию, которая имеет свою структуру и содержание.
Таким образом, психологическое содержание альтруистического поведения может быть представлено тремя взаимосвязанными компонентами: моральным, эмоциональным и деятельностным.

Заключение

Понятия эгоизма и альтруизма в современной науке трактуются почти исключительно в этической плоскости. Однако это вряд ли верно. Сами по себе указанные полярности не являются ни нравственными, ни безнравственными. Они представляют собой естественные, биопсихически обусловленные тенденции, каждая из которых в той или иной мере присуща любому человеку.
Природа альтруизма интересовало человечество издавна. Первоначально альтруизм изучался в рамках религиозных и философских учений. Впервые научное обоснование его природы и процесса зарождения было дано Ч. Дарвиным в эволюционной теории. Ученый считал, что альтруизм является инстинктом сохранения вида.
Помимо эволюционного направления в изучении психологии альтруизма существовали и иные подходы: психоаналитический, культурный, психофизиологический.
Как отдельный предмет изучения альтруизм выделился в 1960-х гг., что было связано с развитием психогенетики. Ученые пытались выделить гены, ответственные за появление альтруистических форм поведения.
В настоящее время в зарубежной психологии понятие «альтруизм» соотноситься с таким понятием как «помогающее поведение» (helping behavior). Представители гуманистического подхода определяют помогающее поведение как форму взаимоотношений. В психоаналитическом подходе в психологии помогающее поведение характеризуется как стремление одного человека «загладить вину» перед другим. Сторонники бихевиорального подхода определяют помогающее поведение как стимул в форме «модели».
В отечественной психологии можно выделить три основных подхода к пониманию природы альтруизма: 1) личностно-нормативный (со стороны нравственных норм и моральных убеждений личностей); 2) эмоциональный (со стороны анализа роли альтруистических эмоций – эмпатии, как сопереживания, сочувствия и содействия); 3) коллективистский (со стороны общественных взаимоотношений людей).
Обобщая исследования зарубежных и отечественных авторов, можно выделить три компонента альтруистического поведения, определяющие его развитие: моральный (умение соотносить собственное поведение с моральными нормами); эмоциональный (развитие эмпатии); деятельностный (осуществление действий оказания помощи людьми в совместной деятельности).

Список литературы

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 198 с.
Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1977. 23 с.
Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997. 560 с.
Кропоткин П.А. Этика / Общ. ред., сост. и предисл. Ю.В. Гридчина. М.: Политиздат, 1991. 493 с.
Лаверычева И.Г. Генетический механизм альтруизма – биологический источник гуманности // В сб.: Диалог в образовании. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 207-227.
Лаверычева И.Г. Альтруизм и эгоизм как основа нравственной определенности // Вестник СПб. ун-та. Философия. 2008. № 1. С. 196-208.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 472-492.
Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты / Пер. с англ. И. Череватой и Н. Л. Трауберг. М.: Республика, 1992. 432 с.
Мангутова И.В. Альтруизм как психолого-педагогическая проблема // Мир психологии. 2007. №3. С. 110-114.
Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. СПб.: ЛНПП «Обилик», 2000. 212 с.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
Субботский Е.В. Проблема взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1977. № 1. С. 164-174.
Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. Этика с позиций эволюционной генетики // Новый мир. 1971. №10. С. 190-210.
Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб.: СОЮЗ, 1995. 302 с.
Bowles S. Did Warfare Among Ancestral Hunter-Gatherers Affect the Evolution of Human Social Behaviors? // Science. 2009. V. 324. P. 1293-1298.

Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997. С. 118.
Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты / Пер. с англ. И. Череватой и Н. Л. Трауберг. М.: Республика, 1992. С. 127-128.
Кропоткин П.А. Этика / Общ. ред., сост. и предисл. Ю.В. Гридчина. М.: Политиздат, 1991. С. 62.
См.: Bowles S. Did Warfare Among Ancestral Hunter-Gatherers Affect the Evolution of Human Social Behaviors? // Science. 2009. V. 324. P. 1293-1298.
См.: Лазурский А.Ф. Классификация личностей Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 472-492.
Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. Этика с позиций эволюционной генетики // Новый мир. 1971. №10. С. 209.
Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб.: СОЮЗ, 1995. С. 18.
См.: Лаверычева И.Г. Генетический механизм альтруизма – биологический источник гуманности // В сб.: Диалог в образовании. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 207-227; Лаверычева И.Г. Альтруизм и эгоизм как основа нравственной определенности // Вестник СПб. ун-та. Философия. 2008. № 1. С. 196-208.
См.: Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
См.: Субботский Е.В. Проблема взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1977. № 1. С. 166.
См.: Мангутова И.В. Альтруизм как психолого-педагогическая проблема // Мир психологии. 2007. №3. С. 111.
См.: Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1977. С. 9.
См.: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 198 с.
См.: Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. СПб.: ЛНПП «Обилик», 2000. 212 с.












3

Список литературы

1.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 198 с.
2.Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1977. 23 с.
3.Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997. 560 с.
4.Кропоткин П.А. Этика / Общ. ред., сост. и предисл. Ю.В. Гридчина. М.: Политиздат, 1991. 493 с.
5.Лаверычева И.Г. Генетический механизм альтруизма – биологический источник гуманности // В сб.: Диалог в образовании. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 207-227.
6.Лаверычева И.Г. Альтруизм и эгоизм как основа нравственной опреде-ленности // Вестник СПб. ун-та. Философия. 2008. № 1. С. 196-208.
7.Лазурский А.Ф. Классификация личностей Психология индивидуаль-ных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Рома-нова. М.: ЧеРо, 2000. С. 472-492.
8.Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты / Пер. с англ. И. Череватой и Н. Л. Трауберг. М.: Республика, 1992. 432 с.
9.Мангутова И.В. Альтруизм как психолого-педагогическая проблема // Мир психологии. 2007. №3. С. 110-114.
10.Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. СПб.: ЛНПП «Обилик», 2000. 212 с.
11.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Про-гресс, 1994. 480 с.
12.Субботский Е.В. Проблема взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1977. № 1. С. 164-174.
13.Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. Этика с позиций эволюци-онной генетики // Новый мир. 1971. №10. С. 190-210.
14.Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб.: СОЮЗ, 1995. 302 с.
15.Bowles S. Did Warfare Among Ancestral Hunter-Gatherers Affect the Evolution of Human Social Behaviors? // Science. 2009. V. 324. P. 1293-1298.

Вопрос-ответ:

Каковы основные этапы развития психологии альтруизма?

Развитие психологии альтруизма прошло через несколько этапов. Сначала возникло учение об альтруизме, затем было развито понятие психогенетики, а в настоящее время исследователи применяют современный подход к проблеме альтруизма.

Какие основные представления о психологии альтруизма можно выделить?

Один из подходов к изучению альтруизма - коллективистский подход. Его представители рассматривают альтруизм как форму коллективистических взаимоотношений людей и часть действенной эмоциональной групповой идентификации.

Какие источники информации были использованы при написании статьи?

При написании статьи использовались различные источники литературы, которые дали историческое представление об альтруизме и психологии. В списке литературы указан полный перечень использованных источников.

Что такое понятие "психогенетика" в контексте психологии альтруизма?

Психогенетика - это научная дисциплина, занимающаяся изучением генетических и психологических факторов, влияющих на развитие личности и поведения человека. В рамках психологии альтруизма психогенетика помогает объяснить формирование и развитие альтруистического поведения у людей.

Каковы основные черты современного подхода к проблеме альтруизма?

Современный подход к проблеме альтруизма предполагает комплексное изучение факторов, влияющих на альтруистическое поведение. Это может быть изучение генетических, психологических, социальных и культурных факторов, а также их взаимодействия.

Что такое альтруизм?

Альтруизм - это проявление заботы и бескорыстия по отношению к другим людям, без ожидания получения выгоды или вознаграждения.

Какие представления о альтруизме существуют в психологии?

В психологии существуют различные представления о альтруизме. Одни исследователи считают его врожденным качеством человека, другие видят его как результат социального воздействия и обучения. Также есть те, кто рассматривает альтруизм как часть эмоциональной групповой идентификации.

Как развивалась психология альтруизма?

Психология альтруизма развивалась в рамках психогенетики. Ученые исследовали как генетические и социальные факторы влияют на развитие альтруизма у человека.

Какие подходы существуют в изучении альтруизма?

Один из подходов в изучении альтруизма - коллективистский подход. Представители этого подхода рассматривают альтруизм как форму коллективистических взаимоотношений людей и часть действенной эмоциональной групповой идентификации.

Какие достижения есть в современном понимании альтруизма?

В современном понимании альтруизма достигнуты значительные успехи. Исследования показывают, что альтруизм может быть как врожденным качеством, так и результатом социальной среды. Также выяснено, что проявление альтруизма связано с активацией определенных участков мозга.

Что такое альтруизм и как он зародился в психологии?

Альтруизм - это форма добровольного помощи другим людям без ожидания возврата. В психологии история альтруизма началась с исследования американского психолога Эдварда Б. Титуса, который в 1902 году ввел понятие "альтруизм" в психологическую науку.