Внутренняя среда организации
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 21.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие внутренняя среда организации и ее роль в развитии организации
2. Характеристика компонентов внутренней среды организации
3. Методы анализа внутренней среды
Заключение
Список литературы
В каждом подразделении организации также необходима выработка своих целей. Например, целью подразделения маркетинга может стать сокращение количества жалоб потребителей на определенное количество процентов в бедующем году или целью отдела рекламы будет выпуск нового вида рекламной продукции. Цели похожих подразделений в различных организациях могут быть гораздо ближе друг другу, чем цели различных подразделений в рамках одной организации. В связи с чем важен вопрос координации целей подразделений в рамках организации. Цели подразделений должны удовлетворять деятельности организации как целого, а не входить в противоречия с целями других подразделений.
Цели принято подразделять на долгосрочные и краткосрочные, в зависимости от того, в какой период времени их планируется осуществить. Долгосрочные цели достижение которых предполагается к концу производственного цикла, краткосрочные – в промежутках производственного цикла. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах как кто, что и когда должен выполнять. Также еще выделяют среднесрочные цели, промежуточные между долгосрочными и краткосрочными в случае необходимости. Стратегические цели, по мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова смыкаются с миссией компании.
Организационная культура
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой. Организационная культура, согласно определению Э. Шейна, является «системой, характеризующейся определенной внутренней структурой, включающей в себя уровни базовых представлений об организации, провозглашаемых ценностей и артефактов» [5., с. 26].
Э. Шейн отмечает, что организационная культур покоится на стремлении человека к стабильности: «Корпоративная культура основана на постулатах, которые кажутся нам настолько очевидными, что мы даже не решаемся их открыто обсуждать» [там же, с. 29]. В частности, ими могут выступать цели организации, навыки поведения компании, ее менеджеров. Изменения организационной культуры достигаются за счет обучения персонала, постоянной адаптации компании к изменениям во внешней среде.
От степени развитости и силы организационной культуры зависит, будет ли организация сильной структурой, устойчивой по отношению к внешним факторам и конкурентной борьбе или будет тормозить развитие организации, несмотря на высокий технический и производственный потенциал. Организационная культур во-первых, определяет отношения между людьми в организации, а, во-вторых, оказывает воздействие на способы взаимодействия организации с внешним окружением, отношением с клиентами, партнерами, поставщиками, выбором методов конкурентной борьбы.
Организационная культура измеряется степенью силы. Организациям с сильной культурой присуще подчеркивание ценности людей, работающих в ней, внимание к своему имиджу, фирменному стилю, репутации, социальной активности. Для организаций со слабой организационной культурой больше характерно формальное отношение к указанным вопросам, ориентация на количественный, а не качественный успех, сосредоточение на количественных аспектах своей деятельности.
Элементы организационной структуры: отношение сотрудников к своему рабочему месту, способы коммуникации между сотрудниками, предпочтения в разговорах; построение системы карьерного продвижения в компании; долгосрочность ориентиров – целей и задач организации; наличие норм поведение, как прописанных, так и сложившихся в результате практической работы, этических норм, заповедей; история компании, ее легенды, элементы имиджа, ритуалы, символика и др.
3. Методы анализа внутренней среды
Для успешного выживания во внешней среде организации необходимо уметь прогнозировать последствия своих действий. Для этого важно анализировать как внутреннюю, так и внешнюю среду.
Исследование внутренней среды организации ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления факторов внешней и внутренней среды. Именно здесь определяется, что необходимо сделать, чтобы деятельность предприятии была полностью адаптирована к динамично развивающимся факторам внешней среды. Предполагает изучение организационной структуры предприятия с точки зрения ее конкурентоспособности на целевых рынках, оценку НИОКР и их соответствия уровня НИОКР у конкурентов; анализ интеллектуального потенциала сотрудников, их способности быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде; анализ творческих возможностей коллектива, наличия генераторов новых идей, новаторов, оценку технологического уровня производства, сравнения с возможностями конкурентов. Цели исследования – выбор направления развития предприятия на основе социально-этических принципов, выявление резервов, выработка политики реновации и выживания в условиях конкуренции, создание стратегических планов развития на основе прогнозных исследований рынков и товаров, адаптация внутренних возможностей предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
Для комплексного анализа внешней и внутренней среды существует метод SWOT-анализ. с помощью этого метода удается установить линии связи между сильными и слабыми сторонами организации и внешними угрозами и возможностями.
Метод представляет собой исследование сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон внутри системы, возможностей позитивных влияний (Opportuities) и угроз (Threats) внешней среды. В соответствии с исследованием выбираются стратегии развития систем. SWOT-анализ осуществляется в схеме:
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S)
…………….. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W)
…………………. ВОЗМОЖНОСТИ (О)
…………….. УГРОЗЫ (Т)
…………………..
Как видно, первая строка методики отводится под анализ внутренней среды организации. В любой реальной компании имеются как сильные стороны, так и слабые, умение их выявлять позволит принимать эффективные управленческие решения, способствующие успешному развитию компании. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
После составления списка возможностей и угроз со стороны внешней среды составляется совместная матрица показателей внутренней и внешней среды.
Возможности
1.
2.
3.
… Угрозы
1.
2.
3.
… Сильные стороны
1.
2.
3.
…
Поле «силы и возможности»
Поле «силы и угрозы» Слабые стороны
1.
2.
3.
…
Поле «слабости и возможности»
Поле «слабости и угрозы»
На пересечении разделов образуется четыре поля (силы и возможности, силы и угрозы, слабости и возможности, слабости и угрозы), где рассматриваются парные комбинации элементов внутренней и внешней среды. На основе этих сочетаний разрабатывается стратегия развития компании.
Данная методика подчеркивает неразрывное диалектическое единство внутренней и внешней среды для успешного существования компании, ее развития, построения и реализации планов на будущую перспективу.
Заключение
Данная работа раскрывает сущность и характеризует компоненты внутренней среды организации.
Анализ внутренней среды – изучение всех тех факторов, которые характеризуют состояние и возможности предприятии.
В работе выделены и охарактеризованы следующие составляющие внутренней среды компании: кадровые ресурсы, или человеческий потенциал, который выступает основой современного управления в организационной культуре; цели, задачи, стратегии организации как движущая сила развития компании, ее ориентиры в окружающем мире и способы реализации потенциала компании. рассмотрены технологии как степень стандартизации производственных процессов и применения оборудования. Выделены финансовые срез и маркетинговый, представляющие соответственно, форму управления финансовыми оттоками компании и планирование и осуществление сбытовой политики, политики продвижения товаров и услуг компании. Охарактеризована организационная культура, представляющая собой ценностей, убеждений, взглядов и норм, общих для сотрудников компании, эти ценности могут касаться этики поведения, требований к работникам, эффективности или обслуживания покупателей и именно они являются тем цементом, который скрепляет структуру организации.
Также в работе дается характеристика метода анализа внутренней среды (в комплексе с внешней) методом SWOT-анализа. В работе показана неразрывная связь внутренней и внешней среды организации для ее успешной деятельности, хотя подробно рассматривалась внутренняя среда, а внешняя только упоминалась.
Список литературы
Виханский О.С., Наумов А. И., Менеджмент. - М.: Гардарики, 2003. - 528 с.
Завьялов П.С., Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 496 с.
Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. -
Хмелькова Н.В., Попов Е.В., О жизненном цикле внутренней среды организации // Менеджмент в России и за рубежом № 1, 2004. – с. 47-60
Шейн Э., Организационная культура и лидерство. — СПб: Питер, 2002. -
7
1.Виханский О.С., Наумов А. И., Менеджмент. - М.: Гардарики, 2003. - 528 с.
2.Завьялов П.С., Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 496 с.
3.Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. -
4.Хмелькова Н.В., Попов Е.В., О жизненном цикле внутренней среды организации // Менеджмент в России и за рубежом № 1, 2004. – с. 47-60
5.Шейн Э., Организационная культура и лидерство. — СПб: Питер, 2002. -
Вопрос-ответ:
Какое понятие представляет собой внутренняя среда организации и какая роль ей присуща в развитии организации?
Внутренняя среда организации - это совокупность различных факторов и компонентов, находящихся внутри самой организации и оказывающих влияние на ее функционирование. Она включает в себя такие компоненты, как персонал, корпоративная культура, структура организации, ресурсы, системы управления и т. д. Роль внутренней среды заключается в том, что она создает условия для эффективного функционирования организации, определяет ее способности и потенциал, а также влияет на ее развитие и достижение поставленных целей.
Какие компоненты внутренней среды организации можно выделить?
Среди компонентов внутренней среды организации можно выделить персонал, корпоративную культуру, структуру организации, ресурсы, системы управления, организационные процессы и многое другое. Каждый из этих компонентов играет важную роль в функционировании и развитии организации, влияет на ее эффективность и способность достигать поставленные задачи.
Какие методы анализа внутренней среды организации существуют?
Для анализа внутренней среды организации используются различные методы и инструменты. Некоторые из них включают анализ SWOT (определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), анализ структуры организации, анализ компетенций персонала, анализ корпоративной культуры и множество других. Выбор методов зависит от целей и задач анализа, а также от особенностей конкретной организации.
Какую роль играют цели подразделений внутри организации?
В каждом подразделении организации необходимо вырабатывать свои цели. Например, целью подразделения маркетинга может стать сокращение количества жалоб потребителей на определенное количество процентов в будущем году, а целью отдела рекламы - выпуск нового вида рекламы. Цели подразделений направлены на достижение общих целей организации и способствуют ее развитию через реализацию различных задач на местах.
Зачем нужно анализировать внутреннюю среду организации?
Анализ внутренней среды организации необходим для определения ее сильных и слабых сторон, а также для выявления возможностей и угроз. Это помогает организации оптимизировать свою деятельность, нацеливаться на достижение поставленных целей и повышать свою конкурентоспособность.
Какие компоненты внутренней среды организации можно выделить?
Внутренняя среда организации включает в себя следующие компоненты: структуру организации, корпоративную культуру, руководство и управление, персонал, процессы и процедуры, финансовые ресурсы и технологическую базу.
Какими методами можно анализировать внутреннюю среду организации?
Для анализа внутренней среды организации можно использовать такие методы, как SWOT-анализ, анализ бизнес-процессов, анализ финансовых показателей, анализ структуры организации, анализ корпоративной культуры и анализ управленческой команды.
Какую роль играют цели внутренних подразделений организации?
Цели внутренних подразделений организации помогают выстраивать работу каждого подразделения в соответствии с общими стратегическими целями организации. Они являются направляющим фактором для принятия решений и определения приоритетов в работе каждого подразделения.
Какие цели могут быть у различных подразделений внутри организации?
Цели внутренних подразделений организации могут быть разнообразными. Например, целью подразделения маркетинга может стать увеличение доли рынка, целью производственного отдела – повышение производительности, а целью отдела кадров – привлечение и удержание квалифицированных сотрудников.