Религия, духовноство и культура

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 19 19 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 11.05.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1Понятие религии, духовности и культуры
2Религия и духовность
3Религия и культура
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Эти законы приводят к тому, что страны с протестантской религией воспитывают граждан, для которых общественные отношения характеризуются следующими принципами(6):
• честность и прозрачность;
• справедливость, дисциплинированность и уважительное отношение к законам;
• свобода слова и вероисповедания;
• равенство для женщин;
• наличие демократических институтов;
• высокие налоги для сохранения социального благосостояния;
• рабочая этика (работа=успех=богатство);
• эгалитаризм;
• пунктуальность и аккуратность.
Законы католической религии сформировали несколько иные общественные принципы. Католики признают(6):
• наличие только одной правильной религии;
• обязательность соблюдения церковных ритуалов и обрядов;
• иерархию в общественных отношениях;
• сильных лидеров и большую дистанцию власти;
• семейственность в бизнесе;
• решение деловых вопросов в обход официальных каналов.
Такое различие во взглядах на организацию общества, естественно, не может не сказаться на деловой культуре католиков и протестантов. Если протестанты стараются внимательно слушать делового партнера, не перебивая и не прерывая его, и обращают внимание на факты, то полиактивные католики не стесняются прерывать собеседника, бурно выражают свои чувства и обращают внимание не только на то, что им говорят, но и на то, как говорят.
Протестанты и православные
Православие, в том числе старообрядчество, из которого вышло большинство российских купцов, в прошлом веке претерпело гонение со стороны коммунистов, поэтому влияние религии на деловые отношения можно лучше проследить на примере дореволюционной России, тем более что трудовую этику российских предпринимателей замечательно описал автор книги «Москва купеческая» П.А. Бурышкин(3).
В качестве информационного источника по протестантской этике возьмем не менее знаменитое исследование М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». На основе этих источников сравним протестантов и право-славных по трем параметрам: отношению к делу, отношение к партнеру по бизнесу и отношение к материальным благам.
У протестантов дело – это миссия человека в мире, его призвание. «Выполнение долга в мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека… тем самым обязанности для человека становятся его призванием». Человек является как бы управляющим «…благами, доверенными ему милостью Божьей, он, подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфеннинге…»(3).
У русских купцов наблюдались схожие этические принципы, они «на свою деятельность смотрели не только и не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета…»(6).
Из приведенных высказываний видно, что и американские протестанты, и русские старообрядцы отличались глубоко религиозным отношением к миру. Это отношение, несомненно, проявлялось и в организации их профессиональной деятельности(4).
Является ли религия панацеей от возможных болезней человечества, таких как шовинизм, расизм, сепаратизм, или генератором конфликтов, приводящих к страшным последствиям? Ответ на этот вопрос будет неоднозначным, поскольку многое зависит от того, кто на него отвечает.
В тех странах, где религия, светская жизнь и бизнес не связаны тесными отношениями, некоторые политики могут считать религию препятствием на пути к международному взаимопониманию, препятствием, которое нужно устранить. Но там, где экономика и политика замешаны на религиозных аспектах, религию считают неотъемлемой частью глобализации. И если первые не удосужатся понять вторых, то религия, несомненно, будет препятствием. Если же отношение к религиозным традициям и законам будет строиться на учете национальных особенностей, то это препятствие легко можно сделать своим помощником(6).
Заключение

Таким образом, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение Возникновение и функционирование религии — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. С позиций религиозной духовности утверждается, что силы, управляющие миром, не могут полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать свободным от принудительного воздействия сил природы и социума В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам, которое позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил. Таким образом, религия утверждает приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами, противопоставляя их мирской, социальной ориентации ценности, веры, надежды, любви.
В настоящее время человечество, кажется, пришло к тому, что, живя без Бога, исследовав все, что возможно, включая ад, опошлив все, что можно было опошлить, оно больше не знает, куда двигаться дальше. Идолы пали — впереди пустыня! И вот, достигнув в своем падении врат ада, современный человек, кажется, пробуждается, как от долгой зимней спячки, и начинает в ностальгии искать путь, ведущий в тот "райский сад, посаженный посреди мира", которым является Церковь. Эту разительную перемену мы видим в восточно-европейских странах, особенно в России. Тот, кто следил за развитием религиозной жизни бывшего СССР в последние годы, мог наблюдать, как там Церковь восстает из пепла после беспрецедентных в истории христианства гонений, длившихся 70 лет — срок Вавилонского пленения. Сейчас, когда религиозная свобода ничем не связана, все больше и больше обратившихся к вере людей приходит в храмы, ставшие действующими. Повсюду реставрируются храмы и монастыри. Подобное происходит и на Западе, конечно, в значительно меньшей степени, но тем не менее ощутимой.
Список использованных источников

Арабаджян А.З. Истоки духовности. Религия и атеизм/ А.З. Арабаджян, М.: Наука, 1993.
Бородина Н.К. Духовность: понимание и феномен/ Н.К. Бородина, Волгоград: Волгогр. гос. архит.-стр. акад., 1999.
Полищук В.И. Культурология/ В.И. Полищук, М.: Гардарики, 1998.
Половинкин А.И. Православная духовная культура./ А.И. Половинкин, М.: Владос-пресс, 2003.
Радугин А.А. Введение в религоведение./ А.А. Радугин, М.: Центр, 1999.
Сайко Э.В. Человек как субъект культуры/ под ред. Э.В. Сайко, М.: Наука, 2002.












2

Список использованных источников

1.Арабаджян А.З. Истоки духовности. Религия и атеизм/ А.З. Арабаджян, М.: Наука, 1993.
2.Бородина Н.К. Духовность: понимание и феномен/ Н.К. Бородина, Волгоград: Волгогр. гос. архит.-стр. акад., 1999.
3.Полищук В.И. Культурология/ В.И. Полищук, М.: Гардарики, 1998.
4.Половинкин А.И. Православная духовная культура./ А.И. Половинкин, М.: Владос-пресс, 2003.
5.Радугин А.А. Введение в религоведение./ А.А. Радугин, М.: Центр, 1999.
6.Сайко Э.В. Человек как субъект культуры/ под ред. Э.В. Сайко, М.: Наука, 2002.


Вопрос-ответ:

Что такое религия, духовность и культура?

Религия - это система верований, практик, обрядов и ценностей, которые связаны с представлением о существовании высшей силы или сил. Духовность - это внутренняя сфера человека, его душевное состояние, включающее в себя веру, моральные ценности, этику и прочие аспекты духовной жизни. Культура - это набор норм, ценностей, традиций и обычаев, которые определяют способ жизни определенной группы людей или общества.

Как связаны религия и духовность?

Религия и духовность тесно связаны, так как оба понятия затрагивают сферу веры и ценностей человека. Религия предлагает систему верований, обрядов и ритуалов, которые помогают людям развивать и выражать свою духовность.

Какова связь между религией и культурой?

Религия и культура взаимосвязаны, так как религиозные верования и обряды формируют часть культурного наследия общества. Религия может влиять на традиции, искусство, архитектуру и другие аспекты культуры.

Почему страны с протестантской религией воспитывают граждан с определенными принципами?

Протестантская религия основана на принципе личной ответственности и свободы перед Богом, что может способствовать формированию граждан со следующими принципами: честность и прозрачность, справедливость, дисциплинированность, уважение к законам, свобода слова и вероисповедания, равенство для женщин и демократия.

Каковы основные законы религии, духовности и культуры?

Основные законы религии, духовности и культуры могут различаться в разных обществах и вероисповеданиях. Однако общими принципами являются: вера в высшую силу или силы, соблюдение моральных ценностей и этических норм, участие в религиозных обрядах и ритуалах, сохранение и передача культурного наследия.

Что такое религия, духовность и культура?

Религия - это система верований, обрядов и ритуалов, которая связана с поклонением высшей силе или существу. Духовность - это личное отношение человека к высшему, внутреннее стремление к духовному росту и саморазвитию. Культура - это совокупность норм, ценностей, традиций, искусства и прочего, которые характеризуют определенное сообщество или народ.

Как связаны религия и духовность?

Религия и духовность связаны тем, что оба понятия относятся к сфере веры и духовного развития. Религия предлагает определенные доктрины, обряды, молитвы, которые помогают людям развивать свою духовность. Однако духовность может существовать и без религии, как личное внутреннее стремление к духовному росту и самопознанию.

Как религия влияет на культуру?

Религия играет важную роль в формировании культуры. Она определяет ценности, поведенческие нормы и образ жизни людей. Религиозные обряды, праздники и традиции влияют на культурные выражения, искусство и архитектуру. Религиозные верования также могут влиять на законы и политическую систему в определенных обществах.

Какие законы выводит протестантская религия?

Протестантская религия вносит вклад в формирование определенных ценностей и норм поведения. В результате этого, граждане стран с протестантской религией воспитываются в соответствии с принципами честности, прозрачности, справедливости, дисциплинированности и уважения к законам. Они также ценят свободу слова и вероисповедания, а также равенство для женщин. В таких обществах также развиваются демократические институты.

Что такое религия, духовность и культура?

Религия - это система верований, ритуалов и ценностей, которая объединяет людей вокруг общих религиозных убеждений. Духовность - это индивидуальный опыт и поиск связи с высшей силой или трансцендентальной реальностью. Культура - это комплекс норм, ценностей, языка, искусства и других аспектов, которые характеризуют определенное сообщество или народ.

Как связаны религия и духовность?

Религия и духовность связаны тесно, но это не одно и то же. Религия предоставляет структурированную систему верований, обрядов и практик, позволяющих людям испытывать и выражать свою духовность. Однако духовность может существовать независимо от религиозной принадлежности, это индивидуальный опыт поиска смысла и связи с трансцендентальным.

Как религия и культура взаимосвязаны?

Религия и культура взаимосвязаны, так как религиозные верования и практики часто формируют значительную часть культурных норм и ценностей. Религиозные обряды и праздники, искусство и архитектура, этика и мораль - все это часть культурного наследия, которое формируется влиянием религии.