Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблема эффективности налогообложения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 27 27 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 28.04.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1.Понятие налогов и их функции
1.1.Сущность и природа налогов
1.2.Функции налогов
Глава 2. Налоговая система в рыночной экономике
2.1. Понятие и принципы построения налоговых систем
2.2.Структура и основные виды налогов в РФ
Глава 3.Налоговая политика в РФ в современных условиях, ее эффективность
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Если ввести необлагаемый минимум по ЕСН, аналогичный «универсальному» стандартному налоговому вычету по НДФЛ (4330 рублей) с таким же значением пороговой заработной платы (52 000 рублей), потери поступлений составят около 0,5% ВВП. При введении необлагаемого минимума на уровне 1/2 МРОТ при установлении пороговой заработной платы на уровне 40 000 рублей, потери составят 0,18% ВВП в условиях 2009 г.
3.Предоставление региональным органам власти право резкого повышения прогрессивности транспортного налога – повышение ставок на мощные автомобили.
4.Введение единой ставки НДС на уровне, обеспечивающем неизменность доходов бюджета (16–17%). Переход на единую ставку будет способствовать упрощению администрирования, но снизит прогрессивность распределения налога по доходным группам населения (в предпосылке переложения налога на потребителей), поскольку именно для населения с низкими доходами в потребительской корзине относительно большая часть расходов приходится на продукты первой необходимости, медикаменты, продукцию сельского хозяйства и пр. Компенсация потерь таких групп населения должна быть обеспечена за счет соответствующих расходов бюджета. Разумеется, следует учитывать тот факт, что относительно бедные слои населения значительную часть товаров первой необходимости покупают у мелких торговцев и на рынках, где НДС практически не платится.
5.Повышение эффективности налога на прибыль организаций: совершенствование определения и учета документально подтвержденных и необходимых для ведения бизнеса расходов, переход к годовому отчетному периоду. Целесообразно установление льготного порядка налогообложения некоммерческих организаций, включая бюджетные, совершенствование применения специальных режимов.
6.Меры по совершенствованию налогообложения операций с ценными бумагами, налогообложение банков, процентных доходов. Эти меры включают для юридических лиц урегулирование налогообложения налогом на прибыль организаций и налогом на добавленную стоимость депозитарных расписок, свопов и других финансовых инструментов; уточнение в налоговом законодательстве порядка определения рыночной цены ценной бумаги в случае ее реализации, в том числе при реализации через международные электронные системы; уточнение порядка налогового учета по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами, в частности, порядка создания резервов под обесценение ценных бумаг, переоценки требований и обязательств по срочным сделкам, методы учета выбытия ценных бумаг, ведение налогового учета в разрезе соответствующих видов контрактов; уточнение порядка налогообложения операций РЕПО и операций займов ценными бумагами, порядка налогового учета хеджирования.
Для физических лиц необходимо обеспечить урегулирование вопроса налогообложения материальной выгоды от приобретения имущественных прав или финансовых инструментов срочных сделок; расширение перечня финансовых инструментов срочных сделок и перечня базисных активов по финансовым инструментам; предоставление права физическим лицам переносить убытки от операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, имущественными правами на будущие периоды по аналогии с механизмами, действующими для юридических лиц.
7.Совершенствование системы налогообложения добычи нефти: расширение и совершенствование применения механизма налоговых каникул по НДПИ либо применение понижающих коэффициентов к ставке налога (добыча на различных участках континентального шельфа, разработка мелких нефтяных месторождений); рассмотрение вопроса о снижении предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть; подготовка и введение налога на дополнительный доход при добыче углеводородов на новых месторождениях.
8.Изменение системы налогообложения добычи природного газа: построение ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа, по аналогии с НДПИ при добыче нефти – в зависимости от цены на газ на внутреннем рынке при наличии необлагаемого налогом минимума; дифференциация ставки НДПИ в зависимости от условий добычи – применение понижающего коэффициента к ставке налога для газовых месторождений с высокой степенью выработанности запасов, налоговые каникулы или понижающие коэффициенты для новых месторождений в неосвоенных регионах и на континентальном шельфе; в долгосрочной перспективе – переход к налогообложению дополнительного дохода.
9.Создание эффективной системы налогообложения недвижимости, включающее создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки; разработку методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра; повышение полномочий региональных и местных властей в области налогообложения недвижимости при условии установления высокого необлагаемого минимума в период кризиса.
10.Неповышение налоговой нагрузки на малые предприятия путем сохранения корректирующих коэффициентов индексации базовой доходности по единому налогу на вмененный доход. Замена снижения ставки упрощенного налога на возврат части налога, уплаченного малым предприятием за период (2007–2008 гг.).
Совершенствование налогового администрирования
1. Снижение на период кризиса (например, на 2009–2010 гг. размеров пени и штрафов).
2. Создание эффективной системы контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств. Следует принять разработанные законопроекты о поправках к статьям 20 и 40 Налогового кодекса, одновременно с введением института консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций.
3. Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.
4. Продолжение работы по ограничению прав проверяющих органов при проведении проверок путем реализации следующих мер:
−уточнение оснований и порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, таких как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов и изъятие вещей и документов путем внесения поправок в УПК и в главу 27 КОАП;
−сокращение сроков и частоты проведения налоговых проверок малых предприятий (до 1 месяца и не чаще чем 1 раз в год) без права приостановления или продления иначе как с санкции вышестоящего налогового органа;
−переход к планированию налоговых проверок на основе системы оценки риска уклонения от налогообложения, применяемой независимо от усмотрения сотрудников налоговых органов, со снижением числа ежегодно проверяемых предприятий до величины не более 5–10% от общего числа;
−установление запрета на принудительное исполнение решений о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае его обжалования в судебном порядке (в определенный срок с момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом). Приостановление исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно применяться на период вплоть вступления в силу решения суда;
−создание пунктов распространения среди предпринимателей актуальной информации об их правах, о правах органов государственной власти и местного самоуправления при проведении проверок.
5. В отношении налогового администрирования для малых предприятий следует осуществить отмеченные ниже меры при одновременном усилении контроля за сделками между малыми предприятиями, аффилированными между собой или с крупным бизнесом (предприятия аффилированные с крупным бизнесом не должны считаться малыми), и контроля за тем, чтобы поставляемые малыми предприятиями товары или оказываемые услуги не были фиктивными или поставляемыми по трансфертным ценам.
Следует упростить процедуры администрирования и уплаты налогов и сборов (взносов) для предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде налога на вмененный доход, и ликвидировать необходимость обращения малых предприятий по вопросам постановки на учет, декларирования и уплаты налогов и сборов (взносов) во внебюджетные фонды и куда-либо еще кроме налоговой инспекции путем:
− отмены необходимости непосредственной постановки на учет малых предприятий во внебюджетных фондах с обеспечением передачи в них соответствующих сведений непосредственно из налоговой инспекции, в том числе и для предприятий, использующих наемных работников;
− обеспечения подачи единственной декларации по итогам налогового периода и отмены необходимости декларирования (сверки) сведений во внебюджетных фондах;
− объединения уплачиваемых социальных взносов в различные фонды в одном платеже, отказа от раздельной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и единого социального налога (авансовых платежей по налогу);
− ликвидации необходимости платежа взносов на обязательное пенсионное страхование и последующего их зачета при уплате упрощенного налога или налога на вмененный доход и введения прямого перечисления взносов из ФНС России в Пенсионный фонд после уплаты налога предприятием или предпринимателем;
− разрешения возможности уплаты налога на добавленную стоимость малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, путем введения системы добровольной регистрации по НДС (предусмотрев меры по противодействию уклонению), для исключения ситуаций потери конкурентных преимуществ малыми предприятиями, при приобретении продукции которых нельзя принять НДС к зачету.
− для малых сельскохозяйственных предприятий целесообразно введение специального налогового режима для товарных личных подсобных хозяйств (путем использования системы патентов в едином сельскохозяйственном налоге).
Вывод по главе.
Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.
В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 – 2010 годов – создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

Заключение

Таким образом, подводя итоги всей работе можно сделать следующие выводы.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Налоги выполняют три важнейшие функции:
1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).
Налоговая система определяется как взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.
Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.
В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 – 2010 годов – создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:
1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.
2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Список литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая : официальный текст по состоянию на 25 февраля 2008 года . - М. : Омега-Л , 2008. – 700 с.
О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: федеральный закон №198-ФЗ от 24.07.2007 г.// Собрание законодательства РФ.-2007.-№31.
Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон : [мнения специалистов о совершенствовании системы налоговых отношений в России] / / Финансы. - 2008. - N 8. - С. 30-37
Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я.Иохин.-М.:Экономистъ, 2007.-861 с.
Камаев В. Д. Экономическая теория. Краткий курс : учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская . - 3-е изд., стер . - М. : КноРус , 2008. - 382 с.
Кашин В. А. О путях совершенствования налоговой системы / В. А. Кашин, М. Д. Абрамов / / Налоговая политика и практика. - 2008. - N 9. - С. 4-9
Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А. Кудрин / / Вопросы экономики. - 2009. - N 1. - С. 9-27
Макконнелл К. Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика : учебник : пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю . - 14-е изд . - М. : ИНФРА-М , 2002. - XXXV. - 945 с
Лермонтов Ю. Налоговые инструменты в борьбе с кризисом / Ю. Лермонтов / / Вопросы экономики. - 2009. - N 1. - С. 6-12
Носова С. С. Экономическая теория : учебник / С. С. Носова . - М. : КноРус , 2007. - 792 с.
Рощупкина В. В. К вопросу об эффективности налоговой политики на региональном уровне / В. В. Рощупкина / / Финансы и кредит. - 2009. - N 3. - С. 47-50
Силуанов А.Г. Налоговая политика в условиях кризиса / А.Г.Силуанов // Российская экономика: тенденции и перспективы.-2009.-№30.-С.96-99.
Силуанов А.Г.Необходимые меры в области налоговой политики / А.Г.Силуанов // Российская экономика: тенденции и перспективы.-2009.-№30.-С.106-112.
Экономическая теория : учебник для ВУЗов / ред. Е. Н. Лобачева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Высш. образование , 2008. - 515 с.
Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. -М., Юрайт-Издат,2006.-557 с.
Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд.-СПб.: Изд.СПбГУЭФ; Питер, 2006.- 544 с.
Яковлева Л.В. О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг./ Л.В.Яковлева // Вопросы экономикию-2008.-№10.-С.20-40.
Приложение 1

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Российской Федерации
Экономическая основа налоговой системы Правовая основа налоговой системы
Сферы и отрасли экономики Налоговое и таможенное законодательство
Экономическая деятельность Правовая система налогообложения
Потенциальные объекты налогообложения Система налогов и сборов
Потенциальные налогоплательщики
Федеральные налоги и сборы
Региональные налоги и сборы
Местные налоги и сборы
Организационная основа налогообложения

Система налоговых организаций Специальные налоговые режимы
Налоговые органы
Таможенные органы
Органы государственных внебюджетных фондов
Органы налоговой полиции

Система налогообложения в свободных экономических зонах
Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях
Упрощенная система налогообложения малых предприятий
Система налогообложения при выполнения договора коммерческой концессии


Привлеченные организации:
Налоговые агенты
Банки
Сборщики налогов
суд
Упрощенная структура налоговой системы РФ
Приложение 2



Экономическая теория : учебник для ВУЗов / ред. Е. Н. Лобачева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Высш. образование , 2008. – С.535.

Макконнелл К. Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика : учебник : пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю . - 14-е изд . - М. : ИНФРА-М , 2002. - XXXV. – С.412.
Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров - 3-е изд.-С.141.
Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я.Иохин.-М.:Экономистъ, 2007.-С.646.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцгиз, 1935. Т. 2. С. 341.
Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд.-СПб.: Изд.СПбГУЭФ; Питер, 2006.-С.406.
Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд.-СПб.: Изд.СПбГУЭФ; Питер, 2006.-С.410.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая : официальный текст по состоянию на 25 февраля 2008 года . - М. : Омега-Л , 2008. – С.27.
Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. -М., Юрайт-Издат,2006.-С.356.
Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. -М., Юрайт-Издат,2006.-С.360.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая : официальный текст по состоянию на 25 февраля 2008 года . - М. : Омега-Л , 2008. – С.50.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая : официальный текст по состоянию на 25 февраля 2008 года . - М. : Омега-Л , 2008. – С.52.
Силуанов А.Г. Налоговая политика в условиях кризиса / А.Г.Силуанов // Российская экономика: тенденции и перспективы.-2009.-№30.-С.96.
Силуанов А.Г. Налоговая политика в условиях кризиса / А.Г.Силуанов // Российская экономика: тенденции и перспективы.-2009.-№30.-С.97.
Силуанов А.Г.Необходимые меры в области налоговой политики / А.Г.Силуанов // Российская экономика: тенденции и перспективы.-2009.-№30.-С.106.

Силуанов А.Г.Необходимые меры в области налоговой политики / А.Г.Силуанов // Российская экономика: тенденции и перспективы.-2009.-№30.-С.109.













5

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая : официальный текст по состоянию на 25 февраля 2008 года . - М. : Омега-Л , 2008. – 700 с.
2.О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: федеральный закон №198-ФЗ от 24.07.2007 г.// Собрание законодательства РФ.-2007.-№31.
3.Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон : [мнения специалистов о совершенствовании системы налоговых отношений в России] / / Финансы. - 2008. - N 8. - С. 30-37
4.Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я.Иохин.-М.:Экономистъ, 2007.-861 с.
5.Камаев В. Д. Экономическая теория. Краткий курс : учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская . - 3-е изд., стер . - М. : КноРус , 2008. - 382 с.
6.Кашин В. А. О путях совершенствования налоговой системы / В. А. Кашин, М. Д. Абрамов / / Налоговая политика и практика. - 2008. - N 9. - С. 4-9
7.Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А. Кудрин / / Вопросы экономики. - 2009. - N 1. - С. 9-27
8.Макконнелл К. Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика : учебник : пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю . - 14-е изд . - М. : ИНФРА-М , 2002. - XXXV. - 945 с
9.Лермонтов Ю. Налоговые инструменты в борьбе с кризисом / Ю. Лермонтов / / Вопросы экономики. - 2009. - N 1. - С. 6-12
10.Носова С. С. Экономическая теория : учебник / С. С. Носова . - М. : КноРус , 2007. - 792 с.
11.Рощупкина В. В. К вопросу об эффективности налоговой политики на региональном уровне / В. В. Рощупкина / / Финансы и кредит. - 2009. - N 3. - С. 47-50
12.Силуанов А.Г. Налоговая политика в условиях кризиса / А.Г.Силуанов // Российская экономика: тенденции и перспективы.-2009.-№30.-С.96-99.
13.Силуанов А.Г.Необходимые меры в области налоговой политики / А.Г.Силуанов // Российская экономика: тенденции и перспективы.-2009.-№30.-С.106-112.
14.Экономическая теория : учебник для ВУЗов / ред. Е. Н. Лобачева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Высш. образование , 2008. - 515 с.
15.Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. -М., Юрайт-Издат,2006.-557 с.
16.Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд.-СПб.: Изд.СПбГУЭФ; Питер, 2006.- 544 с.
17.Яковлева Л.В. О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг./ Л.В.Яковлева // Вопросы экономикию-2008.-№10.-С.20-40.

Вопрос-ответ:

Какие виды налогов существуют в рыночной экономике?

В рыночной экономике существует несколько видов налогов, включая налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие. Каждый из этих видов налогов имеет свои особенности и применяется для определенных целей.

Какая функция выполняют налоги?

Основная функция налогов в рыночной экономике - это обеспечение финансовых ресурсов государства для реализации своих функций и обязанностей. Кроме того, налоги выполняют и другие функции, такие как регулирование экономики, распределение доходов и обеспечение социальной защиты населения.

Какая структура налогов в российской налоговой системе?

В российской налоговой системе существует несколько основных видов налогов, включая налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и землю и другие. Каждый из этих налогов имеет свои особенности и правила их взимания.

Как эффективна налоговая политика в России в настоящее время?

Эффективность налоговой политики в России в настоящее время является предметом дискуссий. Некоторые экономисты считают, что существующая налоговая система неэффективна и негативно влияет на экономическое развитие страны. Другие считают, что налоговая политика в России является достаточно эффективной и способствует развитию экономики и социальной защите населения.

Какой минимум можно ввести по ЕСН?

На данный момент в России существует универсальный необлагаемый минимум по ЕСН. Его размер составляет 25 тысяч рублей в месяц. Это означает, что если доходы физического лица за месяц не превышают указанную сумму, то ЕСН с них не взимается.

Какие основные функции выполняют налоги?

Наиболее распространенные функции налогов - фискальная (обеспечение доходов государства), регулирующая (воздействие на экономику и социальные процессы), распределительная (уровни бедности и неравенства), стабилизационная (регулирование экономических циклов и смягчение кризисных явлений).