Цицерон трактат о государстве

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 16 16 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 23.04.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Что такое государство?
Что такое гражданин или взаимоотношение государства и гражданина?
Что такое право и закон?
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Естественное право по мнению автора трактата «О государстве» возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Государственная система, с его письменными предписаниями и организационными формами, является по сути своей только воплощением того, что в самой природе справедливость и право.
Отсюда Цицерон выводит требование ко всем порядкам, установленным человеком и обществом соответствовать праву и справедливости, так как эти понятия по содержанию не зависят от воли и мнения человека, а созданы божественным предопределением природы.
Право устанавливается не человеческими решениями, а природой. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, – писал Цицерон, – то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы». Закон, который появился по воле людей не может нарушать порядок вещей, установленный природой, заменять бесправием право, или создавать из зла благо, из позорного честное.
Соответствие или несоответствие законов человеческого государства природе есть критерий их справедливости или несправедливости.
Примером законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон называл, в частности, известные законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404–403 гг. до н.э., а также на римский закон 82 г. до н.э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», по словам Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками».
Большое внимание законам и праву, которое ими установлено, Цицерон уделял потому, что считал законы связующим звеном в гражданском обществе. Право, которое установили писаные законы одинаково для всех, поэтому и законы должны быть изначально основаны на обычаях, справедливы, и идти от природы.
Цицерон пишет: «Если бы сама природа для нас установила права, все люди пользовались бы одними и теми же законами, а одни и те же люди не пользовались бы в разные времена разными законами. Но я спрашиваю: если долг справедливости человека и честного мужа – повиноваться законам, то каким именно? Всяким ли, какие только ни будут изданы? Но ведь доблесть не приемлет непостоянства, а природа не терпит изменчивости; законы же поддерживаются карой, а не нашим чувством справедливости. Таким образом, право не заключает в себе ничего естественного. Или законы, как нам говорят, изменчивы, но честные мужи, в силу своих природных качеств, следуют той справедливости, которая существует в действительности, а не той, которая таковой считается? Ведь долг честного и справедливого мужа – воздавать каждому то, чего каждый достоин».
Но реальность далека от идеалистических строк труда Цицерона. Он это понимает и пытается найти выход из положения, объясняя поведение людей так: «А если человек пожелает следовать справедливости, не будучи при этом сведущ в божественном праве, то он примет законы своего племени, словно они являются истинным правом, законы, которые при всех обстоятельствах придумала не справедливость, а выгода».
Цицерон прав: у разных народов приняты совершенно различные законы, которые не повторяются у соседей. Они так установлены, что каждое племя, народ посчитали необходимым для себя. И часто польза расходится со справедливостью. И в качестве примера Цицерон использует римский народ, который, наносит обиды законным путем, желает чужого и захватывает его, завладевая всем миром, и узаконивает это для себя.
Заключение

Подводя итог нашему изучению трактата Цицерона «О государстве» можно сделать следующие выводы.
Противоречие Цицерона самому себе в вопросе происхождения государства объясняется тем, что в автор был тесно связан с политикой и государственной деятельностью, а это не могло не сказаться на его идеях. С одной стороны он сторонник естественного происхождения государства, а с другой он понимает, что государственная система все-таки большей частью своей создана человеком искусственно, в угоду потребностей.
Аналогичная ситуация с правом. Право дано человеку от природы, или богом – кому как больше нравится. Но закон уже написан человеком, и далеко не всегда на основе естественного права, чаще всего в угоду личным потребностям человека справедливость, благо, честь и порядок подменяются понятиями противоположного рода. Это вызывает у Цицерона негативную реакцию, и он в своем определении идеального гражданина пытается увещевать современников и потомков, призывая их следовать идеалам, данным человечеству от природы.
Мы можем почерпнуть из сочинения древнеримского мыслителя многое, но в первую очередь должны помнить, что торжество разума над низменными страстями, благородство духа, стремление к истине – ценности не только седой античности, но и современного нам общества.











Список литературы

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. т.2. – М., Наука, 1994. - 682 с.
Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. - М., Наука, 1994. – 225 с.
Бобровникова Т. Цицерон. М., Молодая гвардия, 2006. – 576 с.
Утченко С.Л. Цезарь. Цицерон. М., Мысль, 1998. – 624 с.
Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и «О законах») //Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. - М., Наука, 1994. С. 153-174.
Утченко С.Л. Трактат Цицерона «об обязанностях» и образ идеального гражданина//Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., Наука, 1993. С. 159-174



Бобровникова Т. Цицерон. с. 134
Там же, с. 135
Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона. с. 155
Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. с. 7-8
Там же, с. 9-12
Там же,. с 19
Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах, с. 19-23
Утченко С.Л. Трактат Цицерона «об обязанностях» и образ идеального гражданина. с. 164-165; Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. с. 28-33
Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве, с. 45
Бобровникова Т. Цицерон. с. 129-145
Бобровникова Т. Цицерон. с. 156
Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и «О законах») с. 171-172
Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и «О законах») с. 168
Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и «О законах»), с. 169
Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах, с. 58
Там же, с. 59












2

Список литературы

1.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. т.2. – М., Наука, 1994. - 682 с.
2.Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. - М., Наука, 1994. – 225 с.
3.Бобровникова Т. Цицерон. М., Молодая гвардия, 2006. – 576 с.
4.Утченко С.Л. Цезарь. Цицерон. М., Мысль, 1998. – 624 с.
5.Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и «О законах») //Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. - М., Наука, 1994. С. 153-174.
6.Утченко С.Л. Трактат Цицерона «об обязанностях» и образ идеального гражданина//Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., Наука, 1993. С. 159-174


Вопрос-ответ:

Что такое государство?

Государство - это социально-политическая структура, объединяющая население определенной территории под единым правлением. Оно обладает суверенитетом, имеет установленные правила и законы, а также выполняет определенные функции, включая защиту территории и обеспечение безопасности граждан.

Что такое гражданин или взаимоотношение государства и гражданина?

Гражданин - это человек, который имеет гражданство определенного государства. Взаимоотношение государства и гражданина основано на взаимных правах и обязанностях. Граждане подчиняются законам и правилам государства, а взамен получают защиту своих прав и свобод, а также возможности использовать ресурсы и услуги, предоставляемые государством.

Что такое право и закон?

Право - это система норм и правил, которые регулируют поведение человека в обществе. Закон - это письменное предписание, установленное государством и обладающее обязательной силой для всех граждан. Законы являются одной из основных форм выражения права и служат основой для поддержания правопорядка в обществе.

Естественное право по мнению автора трактата

По мнению Цицерона, естественное право - это набор непреложных принципов и правил, которые проистекают из самой природы человека. Эти принципы существуют независимо от создания государства и законов, и они должны быть основой для установления правопорядка и справедливости в обществе. Они выражают универсальные принципы человеческого достоинства, равенства и свободы.

Государство возникло раньше, чем какой-либо писаный закон или другое государство?

Да, по мнению Цицерона, государство возникло раньше, чем какой-либо письменный закон или другое государство. Он считал, что установление государства было непосредственной реакцией наций на природные инстинкты и потребности, такие как самосохранение, самозащита и общественная жизнь. Поэтому государственная система является лишь воплощением того, что уже существует в самой природе существ человека.

Что такое государство?

Государство - это организованная политическая общность, имеющая свою территорию, население и суверенитет.

Что такое гражданин или взаимоотношение государства и гражданина?

Гражданином называется человек, который имеет гражданство какого-либо государства и обязуется соблюдать законы и правила этого государства. Взаимоотношение государства и гражданина основывается на взаимной защите и взаимной ответственности.

Что такое право и закон?

Право - это система норм и правил, регулирующая поведение людей в обществе. Закон - это письменное предписание права, принятое государственными органами и обязательное для выполнения всеми гражданами.

Естественное право по мнению автора трактата?

По мнению автора трактата, естественное право - это непреложные и всеобщие моральные принципы, которые существуют независимо от государственных законов.

Государство возникло раньше, чем какой-либо писанный закон или государство вообще было основано?

Да, согласно мнению автора трактата, государственная система, со своими письменными предписаниями и организационными формами, возникла позже, чем само понятие государства. Государство является воплощением того, что уже существует в самой природе и отношениях между людьми.

Что такое государство?

Государство - это организация, образующаяся для управления территорией и обществом, установления правил и законов, а также обеспечения безопасности и благосостояния граждан.