Образ птицы в русской литературе 19 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 19 19 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 19.04.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Содержание
Введение
1. Образ птицы в литературных произведениях начала 19 века
2. Образ птицы как метафора в произведениях 19в
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Образ степной природы и входящие в его состав отдельные пейзажные мотивы насыщены ассоциативным содержанием. Любимой, красивой деталью степного пейзажа у Чехова является коршун, плавно летающий над широкими просторами степи. Когда в апреле 1887 г. писатель подъезжал к родному краю, он особо отметил в открывшейся ему из окна вагона панораме степи: "Вижу старых приятелей - коршунов, летающих над степью". Наряду с коршунами, Чехов часто показывает и других степных птиц - грачей, Антон Павлович подметил особенность: коршуны и грач «летают в одиночку». На это он часто указывает в произведениях: "Уже не один, а три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью" ("Казак"). "Проснувшиеся грачи, молча и в одиночку, летали над землей" ("Счастье"), "Птицы в одиночку, низко носятся над равниной, и мерные движения их крыльев нагоняют дремоту" ("В родном углу"). Анализ таких мотивов, как "простор", "дорога", "полет" и т. п., помогает раскрыть идейную сущность "Степи" и других "степных" произведений и установить органичность этих мотивов для творческого "почерка" Чехова.
Чехов очень любил (как это явствует из его писем) пейзажные просторы. Многозначительным у Чехова является и мотив полета. Этот мотив, как и простор, тоже часто встречается в письмах и произведениях Чехова. Примечательно, что в ноябре 1888 г., работая над "Степью", снова переживая волнительные степные впечатления, вспоминая "приятелей" - степных птиц - Чехов в одном письме образно говорит о своих творческих исканиях и сомнениях: "Мой мозг машет крыльями, а куда лететь - не знаю".
Вспомним то лирическое место в "Степи", где Чехов восторженно говорит о желании лететь вместе с птицей над просторами степи.
Мотив полета звучит и в других, позднейших произведениях Чехова. В пьесе "Дядя Ваня" Елена Андреевна, тяготясь окружающей ее серой жизнью, мечтает вслух: "Улететь бы вольной птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров, забыть, что все вы существуете на свете".
В "Моей жизни" Чехов выражает близкую ему, как писателю, мысль: "Искусство дает крылья и уносит далеко, далеко!". А в легендарной пьесе Нина Заречная, которой искусство дало крылья, названа "Чайкой". У Чехова в пьесе исследуется только человек и его душа, его совесть, его идеалы, его понимание жизни, его чувства.
Человек, по определению Вишневской И., "не поддержанный ни чем, кроме собственных своих сил, - ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью греха, ни боязнью кары за торжество счастливой любви". Отсюда и понимание смысла названия пьесы: "Чайка" - одинокая, несчастная птица, обреченная непрестанно с криком кружить над водой. Из-за этой духовной ущербности возникают все беды героини - чайки.
В "Человеке в футляре" Чехов подчеркивает важную мысль: свобода дает душе крылья. Литератору Гославскому Чехов советует так творчески работать, чтобы "развернуться, возмужать, чтобы на свободе расправить крылья". Инертная жизнь в провинции, по мысли Чехова, отсасывает крылья у "нервных" людей. Серая, обывательская жизнь характеризуется писателем, как "бескрылая жизнь". Как далек был от истины дореволюционный критик Неведомский, когда охарактеризовал творчество Чехова словами "Без крыльев". Везде у Чехова мотив полета ассоциируется с мыслью о необходимости "крылатой" жизни человека с большим размахом - крылья должны поднимать человека над мещанскими буднями и обывательскими интересами, уносить его в просторы большой, полноценной, свободной жизни. Думается, что этот мотив крылатой, большой человеческой жизни генетически связан с наблюдениями Чехова за красивыми и мощными полетами степных птиц.
Занимаясь исследованием образа птицы в литературных произведениях нельзя не вспомнить пьесу А.Н. Островского “Гроза”, которая по праву является одним из лучших его произведений. Борцом против “темного царства” выступает главная героиня пьесы — Катерина. В образе Катерины Островский показал решительный и цельный русский характер.
Характер Катерины своеобразный. Добролюбов сказал об этом так: “Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически”. Катерина никогда не капризничает, не кокетничает, она не хочет выделяться и хвастаться. Напротив, она живет очень мирно и готова всему подчиняться, если только это не противно ее натуре. Но зато признавая и уважая других, она требует того же уважения и к себе. Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала.
В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. Птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица Катерина попала в железную клетку. Свекровь недолюбливает Катерину, и все время ее упрекает во всяких мелочах. Но мы отмечаем, что характер Катерины не таков, и это подтверждают слова: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бы этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”      Развязка всей пьесы происходит тогда, когда Катерина признается своему мужу в измене. Делает она это потому, что не хочет и не умеет врать. К мужу у нее не было любви, а была только жалость. А изменила она ему с человеком, которого любила. Она поставлена в тупик, потому что видит ненависть и подозрение “темного царства”. И выход из этого тупика она нашла в решении уйти из жизни. Но в эти последние минуты она никого не винит, ни на кого не жалуется; напротив, она думает, что сама перед всеми виновата.      Добролюбов сказал так: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера!”      Действительно, у человека, который не побоялся признаться в измене, не побоялся бросить вызов “темному царству” и даже не побоялся смерти, сильный характер.

Заключение
Итак, как показал проведённый нами анализ, образ птицы является одним из популярных образов русской поэзии и прозы XIX века и выступает в различных значениях. Поэты стремятся преодолеть характерный для классицизма жанровый принцип мышления, разрушить жёсткие каноны и правила и выйти к новому, более глубокому осмыслению действительности. Использование образа птицы как эмблемы отвечало сентиментальным и предромантическим установкам, способствовало раскрытию внутреннего мира человеческой личности, а также обнаружению в человеческой жизни таинственной, иррациональной стихии. Осмысление птицы как знака, наоборот, можно рассматривать как проявление противоположной, реалистической тенденции: оно открывало возможности для введения в поэзию узнаваемых, конкретных зарисовок природы, нарушало абстрактность условной манеры изображения. Наконец, придание образу птицы символического статуса свидетельствовало о формировании индивидуального, авторского стиля и выходе русской литературы к широким философским обобщениям и национальной проблематике (нравственные ценности, свобода, порыв человеческого духа к запредельному, идеальный смысл искусства, бессмертие). И чем ближе к концу 19 века творил писатель, тем больший смысл приобретает символ птицы, он становится синонимом слова СВОБОДА, и показывает насколько жаждет народ перемен, так как писатели в своих произведениях открывали именно мысли и чувства Русского народа.
Список использованных источников
1. Батюшков К.Н. Сочинения./К.Н. Батюшков, М.: Государственное изд-во худ. литературы, 1955. – 452 с.
2.Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. /Н.В. Гоголь, М.: "Русская книга", 1994.
3. Жуковский В.А. Сочинения./В.А. Жуковский, М.: Государственное изд-во худ. литературы, 1954.- 564 с.
4. Островский А. Пьесы./А. Островский, серия "Библиотека Всемирной литературы", М.: Художественная литература, 1974.
5. Поэты 1790-1810-х годов. – Л.: Советские писатели, 1971. – 912 с.
6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Т.2./А.С. Пушкин, М.: Наука, 1986.
7. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3. / И.С. Тургенев, М.: "Наука", 1979.
8. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 5./ А.П. Чехов, М., "Наука", 1984.
9. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 13./А.П. Чехов, М., "Наука", 1986.












19

Список использованных источников
1. Батюшков К.Н. Сочинения./К.Н. Батюшков, М.: Государственное изд-во худ. литературы, 1955. – 452 с.
2.Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. /Н.В. Гоголь, М.: "Русская книга", 1994.
3. Жуковский В.А. Сочинения./В.А. Жуковский, М.: Государственное изд-во худ. литературы, 1954.- 564 с.
4. Островский А. Пьесы./А. Островский, серия "Библиотека Всемирной литературы", М.: Художественная литература, 1974.
5. Поэты 1790-1810-х годов. – Л.: Советские писатели, 1971. – 912 с.
6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Т.2./А.С. Пушкин, М.: Наука, 1986.
7. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3. / И.С. Тургенев, М.: "Наука", 1979.
8. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 5./ А.П. Чехов, М., "Наука", 1984.
9. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 13./А.П. Чехов, М., "Наука", 1986.

Вопрос-ответ:

Какой образ птицы был популярен в литературных произведениях начала 19 века?

Образ птицы в литературных произведениях начала 19 века был символом свободы, красоты и музыкальности. Птицы часто олицетворяли идеалы романтической эстетики и символизировали чистоту и нежность.

В каком контексте часто использовался образ птицы в произведениях 19 века?

Образ птицы часто использовался в произведениях 19 века как метафора, символизирующая свободу духа, стремление к высшим идеалам, нежность и красоту. Поэты и писатели часто описывали птиц как небесных певцов, символизирующих чудесным пением прекрасную природу и гармонию мира.

Какой образ птицы был особенно популярен у Чехова?

У Чехова особенно популярным образом птицы был коршун, плавно летающий над широкими просторами степи. Он часто использовал эту деталь степного пейзажа, чтобы передать ассоциативное содержание, связанное с красотой и свободой природы. В апреле 1887 года, когда Чехов подъезжал к родному краю, он особо отметил коршуна, который символизировал для него родину и его внутреннюю связь с природой.

В каких произведениях 19 века использовался образ птицы как метафора?

Образ птицы как метафора использовался в различных произведениях 19 века. Например, в "Мертвых душах" Гоголя птицы символизируют свободу и беспечность, которых лишены главные герои. В романе "Анна Каренина" Льва Толстого птицы олицетворяют любовь и мечту о лучшей жизни. Также образ птицы часто встречается в стихотворениях русских поэтов, например, в стихах Александра Пушкина и Федора Тютчева.

Какой символический смысл несет образ птицы в литературе 19 века?

Образ птицы в литературе 19 века несет символический смысл свободы, красоты, нежности и стремления к высшим идеалам. Птицы часто олицетворяют чистоту, гармонию природы и мир в целом. Они также символизируют легкость, непринужденность и беспечность.

Какой образ птицы присутствует в литературных произведениях начала 19 века?

В литературных произведениях начала 19 века образ птицы часто ассоциировался с свободой, легкостью, нежностью и красотой. Одной из наиболее распространенных мотивов было изображение птицы, возвышающейся в высоту, свободно парящей в небе и символизирующей человеческие стремления к свободе и духовному подъему.

Как птица используется как метафора в произведениях 19 века?

В произведениях 19 века птица часто используется как метафора для выражения различных идей и эмоций. Например, она может символизировать нежность, любовь, радость, свободу или даже смерть. Такое использование птицы в метафорическом смысле позволяет писателям передать сложные и амбивалентные эмоции и мысли через простую и понятную образную форму.

Какие мотивы природы связанные с птицами встречаются в литературе 19 века?

В литературе 19 века встречаются различные мотивы природы, связанные с птицами. Например, писатели описывают пение птиц как символ радости и красоты. Также встречаются описания птиц, возвышающихся в небо, что может символизировать свободу и духовное возвышение. Некоторые писатели также используют мотивы птиц как сравнение для выражения каких-то качеств или состояний, например, грациозность или беспокойство.

Как Чехов использует образ птицы в своих произведениях о степи?

У Чехова образ птицы в его произведениях о степи символизирует красоту, нежность и свободу. Он описывает коршуна, плавно летающего над широкими просторами степи, как одну из любимых деталей степного пейзажа. Это создает атмосферу свободы и простора, а также передает чувство непостижимости и загадочности степной природы.